Святейший Патриарх Кирилл: Одно дело — пост для монаха, другое — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу 20 декабря 2019 г. 17:57 20 декабря 2019 года в завершение доклада на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прокомментировал реплику, поступившую в адрес Его Святейшества среди материалов, собранных к заседанию Епархиальным советом и викариатствами: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни».  «Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, неспособен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом " постные календари " именно в соответствии с упомянутой ближневосточной практикой. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику».  «Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов, — констатировал Святейший Владыка. — Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело — пост для монаха, другое дело — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, — участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5551721.ht...

В преддверии Страстной седмицы в Москве состоится концерт «Открывайте все печали» фольклорного ансамбля «Веретенце» 25 апреля 2024 г. 19:15 28 апреля 2024 года, в преддверии Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в концертном зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоится концерт «Открывайте все печали» Московского городского творческого коллектива детского образцового фольклорного ансамбля «Веретенце». Мероприятие организовано для священнослужителей и их семей. При наличии свободных мест на концерте смогут присутствовать миряне. Перед собравшимися выступит основной взрослый состав ансамбля. Концерт «Открывайте все печали» познакомит зрителей с песенной традицией Великого поста. Прозвучат духовные стихи различных регионов России рубежа XVIII-XIX веков, которые основаны на текстах из Библии, Евангелия, житий святых, проповедей священников того времени. В настоящее время музыкально-поэтический материал неизвестен широкой аудитории, однако традиционно исполнялся нашими предками в дни поста по всей России. Прозвучат стихи-апокрифы, покаянные и поминальные стихи. Аранжируют песнопения старинные музыкальные инструменты: била, окарина, гусли, скрипка и другие. Начало в 17.00. Вход бесплатный. Для участия в мероприятии необходима регистрация . «Веретенце» — самый крупный детский фольклорный коллектив России, который занимается сохранением лучших образцов традиционной обрядовой и духовной музыкальной культуры русского народа. Уникальность ансамбля в том, что он ежегодно выезжает в различные этнографические экспедиции, задачами которых является сбор музыкальных, поэтических и инструментальных материалов, изучение обычаев и обрядов сел в различных областях России (Курской, Белгородской, Владимирской, Костромской), и использует эти материалы для приобщения подрастающего поколения к глубинным национальным традициям. На протяжении 40 лет «Веретенце» занимается благотворительной деятельностью, выступает в больницах, госпиталях, хосписах, детских домах и тюрьмах. Патриархия.ru Календарь ← 27 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Уныние – это грех. Христианин должен быть оптимистом!» Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. 24 августа, 2007 Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. – Ваше Святейшество, читателей нашей газеты Вы интересуете не только как публичная персона, но и как человек. Простите за нескромность, но многие не знают, где Вы живете – за городом, в московской резиденции? Что Вы считаете своим домом? – Сразу после моего избрания я переехал в Переделкино, потому что Патриаршая резиденция в Чистом переулке требовала капитального ремонта: его не было лет двадцать, поскольку в последние годы мой предшественник Патриарх Пимен сильно болел. Загородная резиденция в Переделкине была отреставрирована, и, на время поселившись там, я больше не захотел переезжать. Здесь воздух совершенно другой, чем в городе. И, конечно, выработалась определенная привычка. Главное же, я ощущаю связь времен. Загородную резиденцию в полной мере ощущаю своим домом. За 17 лет, наверное, только несколько раз оставался на ночь в Патриархии. В резиденции все устроено по моему вкусу, как бы подлажено под хозяина. Удобный кабинет. Библиотека под рукой. И келья с выходом на балкон, откуда открывается красивый вид на территорию резиденции. Чистый воздух, тишина, вид на пруд, в котором плавают утки и лебеди. В старом здании, где прожил 13 лет, планирую устроить музей. У меня собралась большая коллекция пасхальных яиц. И много подарков от монастырей, возродивших уникальное лицевое шитье. В общем, есть что показать.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-m...

Архив Пн «Слово пастыря». Выпуск от 20 апреля 2013 года 20 апреля 2013 г. 11:48 В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 апреля 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, размышляет о том, как следует вести борьбу с грехами. Доброе утро, дорогие телезрители! В связи с Великим постом в адрес нашей передачи поступил вот такой вопрос: «Ваше Святейшество! В своих проповедях Вы не раз говорили, что главное назначение поста — покаяние и, можно сказать, улучшение своей души. Сейчас наступил Великий пост, когда все это должно происходить с душой православного христианина. Но отчего же мы видим у верующих только внешнее проявление поста — отказ от животной пищи и прочее, а внутренних сдвигов так мало? Отчего же эти жалобы, мол, " не успел настроиться на пост " ? Неужели мы стали так немощны? Или это признак нашего углубляющегося отпадения от Бога? А если что-то и происходит хорошее с душой, то как удержать ее в дальнейшем в таком состоянии, когда уже не будет духовного напряжения Великого поста? Может быть, есть какие-то методы или даже православные технологии?» Из письма Елены Васильевны Бородиной, г. Клин Московской области. Спасибо Вам за вопрос, Елена Васильевна. Действительно, вопрос этот серьезный и всегда актуальный. Кстати, с этой темой очень часто встречаются духовники. Приходит раскаявшийся на прошлой исповеди в том или ином грехе человек и, обращаясь к тому же самому духовнику, потому что нередко один священник в приходе, с некоторой стеснительностью говорит о том, что, вот, не удалось преодолеть-то грех, он остается. И снова и снова на исповеди люди каются в одних и тех же грехах, свидетельствуя о том, что не хватает сил преодолеть этот грех или обстоятельства, которые загоняют человека в узкое пространство, где грех господствует. И вырваться из этого пространства человек не может. Ваш вопрос из ряда этих недоумений. Действительно, Великий пост дает человеку возможность, напрягая свои физические силы, ограничивая себя в пище, в удовольствиях, формируя специальный, особый стиль жизни, в центре которого молитва и размышления над самим собой, более ответственно подходить и к исповеди, но, в первую очередь, к своему внутреннему состоянию.

http://patriarchia.ru/db/text/2919839.ht...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в храме Христа Спасителя 19 февраля 2006 г. 19 лютого 2006 р. 15:11 Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангельскую притчу о блудном сыне. Господь Иисус Христос словами Евангелия представляет перед нашим мысленным взором образ сына, возжелавшего устроять свою жизнь без воли отца, руководствуясь исключительно своими личными, эгоистичными желаниями и стремлениями. Результат этого по-юношески необдуманного поступка оказался весьма печальным: истощивший свое имение и дошедший до внутреннего кризиса, сын решается вернуться к своему отцу, желая быть хотя бы в числе его работников. «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4, 12), и потому, взирая на предложенный нашему уму Евангельский образ, мы должны осознать, что каждый из нас подобен этому человеку, расточившему врученные дарования. В период подготовки к поприщу Великого Поста для нас важно со смирением воспринять евангельский призыв к покаянию, дабы слова сердечного исповедания: «Отче согреших на небо и пред Тобою» стали основным содержанием нашего молитвенного делания. Побуждая к покаянию Всещедрый Господь предлагает нам в сегодняшней притче надежду на прощения в образе любящего и непамятозлобивого Отца, всегда готового милостиво принять в Свои объятия повинившееся чадо. Священное Писание свидетельствует, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), однако необходимо осознавать, что всякий грех отдаляет нас от Бога и человек становится подобно Евангельскому «блудному сыну» расточителем Богодарованного достояния и потому нуждается в прощении. Господь же, обращаясь к человеческой душе, желает только одного: чтобы душа наша была свободна от бури житейских страстей и обращена к вечному и непреходящему, дабы чадо, оставившее отчий дом, вновь вернулось к единству жизни с источником всяких благ — Богом. Потому и призывает христианина Господь в Священном Писании: Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, (Прит. 23, 26), обещая нам дар вечной жизни: «взыщите Господа, и будете живы» (Ам. 5, 6).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202677...

Шутили, например, что в Москве есть два парадоксальных явления: непьющий извозчик и непьющий дьякон. Извозчик — тот, который стоит на Большом театре, а дьякон — первопечатник Иван Федоров. (Имелся в виду, разумеется, памятник). 4 быть (лат). — Концевая сноска 1 на с. 384. 5 Снежноягодник. — Концевая сноска 2 на с. 384. 6 Епископ Вассиан (Пятницкий) в миру, еще до революции, был адвокатом. Слышал я о нем такой рассказ: когда его постригли в монашество (в строгом лаврском скиту, на первой седмице Великого Поста), к нему приехали его прежние московские друзья–юристы и привезли торт со сливочным кремом. Вассиан, не зная, что ему делать, пошел за советом к старцу, и тот сказал: «Друзей обижать нельзя». Так и пришлось Великим постом есть торт. 7 Действительно, когда мы потом на военной кафедре, готовясь быть офицерами–путейцами, проходили военную подготовку, самые большие успехи у нас были в штыковом бою. «Длинным, с выпадом, коли!» — была фраза, всем нам знакомая. Вообще русский воин — человек труда. Штык для него был продолжением тех вил, которыми он метал стога или той косы, которой косил траву. Наш национальный герой — пахарь Микула Селянинович, который в бою оказывается сильнее «профессионального воина». Если мы говорим о профессиональной армии, то в определенном смысле не соответствуем нашему национальному менталитету. 8 Относительно недавно, уже после перестройки один бывший партийный деятель мне говорил: «Константин Владимирович! Вы совершили в жизни большую ошибку: вы не были комсомольцем!» — «Знаете, — сказал я, — я совершил даже две ошибки: я и пионером тоже не был». — «Как же это было возможно? — удивился он. — В те годы!» — «А вот так, по тамбовскому упрямству». 9 Московский автомеханический институт. — Концевая сноска 3 на с. 384. 10 Кстати, с селедкой был у меня такой случай. Покойный Патриарх Пимен был большой любитель и ценитель соленой рыбы, в том числе селедки, и на приемах тарелку с ней специально ставили перед ним. Как–то раз я сидел на приеме возле него, и он стал мне ее предлагать: «Владыка, что же вы не кушаете селедочку?» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» Потом опять: «Нет, но вы посмотрите, какая жирненькая!» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» — «И совсем не сильно соленая!» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» — «Но что же вы все–таки не берете?» — с этими словами он подцепил кусок своей вилкой и — ах! — положил его мне в тарелку. Что было делать? Пришлось есть — за послушание. Подобная неприятность случилась у меня однажды в монастыре. Вижу: лежит передо мной на блюде что–то очень красивое, на мимозу похожее. Я — вот любопытство–то! — положил себе на тарелку. Взял в рот — аж небо свело — селедка! Но по монастырскому правилу что взял на тарелку — ешь. Выдохнул, зажмурился — и проглотил. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Но помимо того, что князь Даниил был очень благочестив, о чем свидетельствует сам факт его пострижения в монашество, он вообще был совершенно особенным правителем. Это отмечается везде — и в летописях, и в житии, и даже в светских биографиях. Князь был миротворцем, а в то время, когда Русь раздирали феодальные противоречия, это было очень непросто. Брат восставал на брата, и сражались друг с другом насмерть князья русские, только чтобы отнять часть соседской территории и вместе с тем возвысить себя. Но князь Даниил никогда не обнажал меча, чтобы захватить хоть пядь земли. Это был, наверное, единственный князь, который отказался силой присоединять к бедному в то время Московскому княжеству чужие земли. Даже когда ему пришлось взяться за меч, потому что над Московским княжеством нависла угроза нападения со стороны князя Рязанского, Даниил, одержав победу, не убил его, не стал брать в плен и никаких рязанских земель к Москве не присоединил, — это был из ряда вон выходящий случай. Вскоре после этого его племянник завещал Московскому княжеству княжество Переяславское, а Переяславль был тогда куда более значительным городом, чем Москва. Но когда это воссоединение княжеств произошло, князь Даниил не захотел переезжать из второстепенного города Москвы в процветающий город-крепость Переяславль. С мирного присоединения Переяславского княжества к Москве и началось возвышение Московской Руси, которая обрела особую силу при сыне князя Даниила Иване Калите, многое сделавшем для процветания нашего града. И, может быть, главное, что он сделал, — по его инициативе митрополит всея Руси, чья кафедра после изгнания из Киева находилась в городе Владимире, перенес ее в Москву. Тем самым была заложена основа того, чтобы Москва стала центром всея Руси. История князя-миротворца хорошо известна, я вам ее напомнил только в связи с днями святого Великого поста. На первой седмице мы размышляли о путях духовной жизни человека, о его грехах, страстях, но и о его добродетелях. И, наверное, миротворчество есть одна из величайших добродетелей, ведь и Господь, явившись по Воскресении Своем из мертвых, сказал апостолам: «Мир вам», прежде всяких иных слов назидания. И это неслучайно, как неслучайны слова Нагорной проповеди «блаженны миротворцы, потому что они сынами Божиими нарекутся». А что значит «сын»? Это тот, кто продолжает дело отца. Значит, наиглавнейшее дело Бога — это мир, потому что в замысле Божественном о мире и о человеке именно мир был главной ценностью.

http://patriarchia.ru/db/text/4407803.ht...

В преддверии Пасхи телеканал «Культура» покажет новую версию «Страстей по Матфею» митрополита Илариона Москва, 22 апреля 2016 г.      29 апреля 2016 года, в Великую Пятницу, на телеканале «Культура» состоится показ грандиозного светомузыкального шоу «Страсти по Матфею», которое впервые было представлено 30 марта в Крокус Сити Холле. Начало трансляции в 23:50 по московскому времени. «Страсти по Матфею» – наиболее часто исполняемое произведение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Честь открытия этого сочинения принадлежит Владимир Федосееву, который дирижировал премьерой, состоявшейся 9 лет назад, 27 марта 2007 года в Большом зале Московской государственной консерватории. Тогда произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, сводным хором, ведущими солистами оперной сцены под управлением прославленного дирижера. На концерте присутствовали приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит (ныне Святейший Патриарх) Кирилл. С тех пор произведение стало, вероятно, самым исполняемым музыкальным сочинением ныне живущего российского композитора: оно было исполнено более 80 раз во многих городах России, а также в Австралии, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Казахстане, Канаде, Литве, Македонии, Молдавии, Польше, Сербии, США, Турции, Украине, Швейцарии, Эстонии, Японии. Все концерты неизменно завершались восторженными овациями публики. На музыку «Страстей по Матфею» режиссером Павлом Лунгиным был создан художественный фильм «Дирижер», с успехом показанный в российских и зарубежных кинотеатрах, завоевавший приз Шанхайского кинофестиваля. Ежегодно, особенно в период Великого поста, в разных городах России и за рубежом это произведение исполняется ведущими хоровыми и оркестровыми коллективами. Одно из последних исполнений состоялось 30 января сего года в токийском зале Хамарикю Асахи. В концерте принимали участие хор и оркестр под руководством молодого дирижёра Син Ватанабэ. Как сообщил г-н Ватанабэ, он был очень заинтересован «Страстями по Матфею» с 2010 года: «В очередной раз приехав в Москву, я купил диск, прослушал это произведение и был потрясён ее выразительным музыкальным языком. В ней хрустальная чистота классических гармоний Баха переплелась с современным ладо-гармоническим языком и строгой мощью русских православных песнопений. С тех пор мысль об исполнении оратории в Японии меня не покидала».

http://pravoslavie.ru/92733.html

«Страсти по Матфею» покажут в Великую субботу В настоящем концерте в Крокус-сити-холле представлена вторая версия произведения, рассчитанная на светскую и молодежную аудиторию 21 апреля, 2016 В настоящем концерте в Крокус-сити-холле представлена вторая версия произведения, рассчитанная на светскую и молодежную аудиторию В Великую субботу на телеканале «Культура» состоится трансляция музыкального произведения митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Начало трансляции — 29 апреля в 23.50. «Страсти по Матфею» — наиболее часто исполняемое произведение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Честь открытия этого сочинения принадлежит Владимир Федосееву, который дирижировал премьерой, состоявшейся 9 лет назад, 27 марта 2007 года в Большом зале Московской государственной консерватории. Тогда произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, сводным хором, ведущими солистами оперной сцены под управлением прославленного дирижера. На концерте присутствовали приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит (ныне Святейший Патриарх) Кирилл. С тех пор произведение стало, вероятно, самым исполняемым музыкальным сочинением ныне живущего российского композитора: оно было исполнено более 80 раз во многих городах России, а также в Австралии, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Казахстане, Канаде, Литве, Македонии, Молдавии, Польше, Сербии, США, Турции, Украине, Швейцарии, Эстонии, Японии. Все концерты неизменно завершались восторженными овациями публики. На музыку «Страстей по Матфею» режиссером Павлом Лунгиным был создан художественный фильм «Дирижер», с успехом показанный в российских и зарубежных кинотеатрах, завоевавший приз Шанхайского кинофестиваля. Ежегодно, особенно в период Великого поста, в разных городах России и за рубежом это произведение исполняется ведущими хоровыми и оркестровыми коллективами. Одно из последних исполнений состоялось 30 января сего года в токийском зале Хамарикю Асахи. В концерте принимали участие хор и оркестр под руководством молодого дирижёра Син Ватанабэ. Как сообщил г-н Ватанабэ, он был очень заинтересован «Страстями по Матфею» с 2010 года: «В очередной раз приехав в Москву, я купил диск, прослушал это произведение и был потрясён её выразительным музыкальным языком. В ней хрустальная чистота классических гармоний Баха переплелась с современным ладо-гармоническим языком и строгой мощью русских православных песнопений. С тех пор мысль об исполнении оратории в Японии меня не покидала».

http://pravmir.ru/strasti-po-matfeyu-pok...

27.03.2024 Архиепископ Одинцовский Фома навестил пострадавших и совершил панихиду по погибшим при теракте в «Крокус Сити Холле» 24 марта 2024 года архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома посетил больницу 1 подмосковного города Красногорк, в которой навестил пострадавших при теракте в концертном зале «Крокус Сити Холл». Встретившись с пациентами, владыка Фома пообщался с ними, а также передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла с пожеланиями скорейшего выздоровления и исцеления от телесных и душевных ран, вручил подарки и иконы святителя Луки Крымского, сообщает сайт Синодального отдела по благотворительности. Также архиепископ Одинцовский и Красногорский поблагодарил за усердные труды врачей и медсестер, которые в эти дни помогают пострадавшим. Кроме того, владыка Фома посетил место трагедии в «Крокус Сити Холле». Здесь, на стихийном мемориале… 26.03.2024 Соболезнования в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» выразил Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав передал свои соболезнования в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. «С глубокой скорбью узнал о трагедии, ужас которой потряс Москву в Первую седмицу Великого поста», – сказал владыка Ростислав в послании Святейшему Патриарху Кириллу, сообщает сайт ОВЦС. Напомнив слова святого апостола Иакова о том, что жизнь есть «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4. 14), архипастырь отметил, что «тем ужаснее, что различные деструктивные силы, реализующие свои мрачные и античеловеческие цели, в первую очередь стремятся нанести свой злодейский удар по этой мимолетности, насилием… 26.03.2024 Патриарх Иерусалимский Феофил III выразил глубокие соболезнования в связи с трагедией в Красногорске Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III выразил глубокие соболезнования и передал слова поддержки в связи с терактом, происшедшим 22 марта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. «С болью в сердце мы обращаемся к Вашему весьма возлюбленному Блаженству нашим патриаршим письмом, чтобы выразить Вам наши самые глубокие соболезнования и полную поддержку в связи с произошедшим террористическим бесчеловечным нападением во время проведения музыкального мероприятия в Красногорске Московской области, ставшим причиной смерти и ранения невинных людей», – сказал Иерусалимский Первосвятитель в послании Святейшему Патриарху Кириллу. Патриарх Феофил III сообщил, что усердно молится Господу Иисусу Христу, «да упокоит Он души…

http://foma.ru/tag/tragedija-v-krokus-si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010