В течение первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл произнес цикл проповедей о борьбе христианина с грехом 25 марта 2013 г. 17:26 C 18 по 24 марта 2013 года, в течение первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными утренними богослужениями в монастырях, совершал великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского и Литургию Преждеосвященных Даров, а в заключение возглавил череду субботних и воскресных богослужений в храмах Москвы. После каждой службы Предстоятель Русской Церкви обращался к пастве со словами поучения , посвященными значению Великого поста как времени усиленной борьбы с грехом. «Смысл поста, как об этом говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. Собственно говоря, слово " перемена " и слово " покаяние " — на греческом языке одно слово метанойя . И поскольку именно покаяние находится в центре великопостного поприща, то это означает, что целью поста является перемена», — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл, молитвенно пожелав всем верующим совершить в дни Святой Четыредесятницы, «может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя». «Первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, — подчеркнул Предстоятель. — Нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват; и только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними». «Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует. Но это не значит, что грех автоматически прощается, — напомнил Патриарх. — Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве, и происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя». Многие проповеди Его Святейшества в минувшие дни были посвящены путям преодоления таких пороков, как гордыня — «порок, который являет саму природу греха», гнев, зависть, злоба. «Пусть небольшой опыт духовного поиска, который многие пережили в течение первой седмицы и, я надеюсь, многие обретут в последующие дни Великого поста, откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой — немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к пастве в завершение первой седмицы Великого поста — в неделю Торжества Православия. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2870315.ht...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 15:15 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.   Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя. Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих. Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен.  Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу.  Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека.  Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу. 

http://patriarchia.ru/db/text/3999684.ht...

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Алексий совершил Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре 13 марта 2008 г. 21:30 13 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Алексий совершил Великое повечерие с чтением четвертой, заключительной части покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском храме Новоспасского ставропигиального монастыря . За богослужением молился наместник монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и братия обители. После богослужения Патриарх Алексий обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором поздравил молящихся с окончанием чтения Великого покаянного канона. «Надеюсь, что каждый вынес из этих богослужений первой седмицы Великого поста покаянное чувство. Многократно повторяли мы слова покаянной молитвы " помилуй мя Боже, помилуй мя " . И на примерах Ветхого Завета Церковь призывала нас следовать добрым делам и уклоняться от человеческих грехов. Многие из вас или в субботу на первой седмице или в первое воскресенье Великого поста будут приобщаться Святых Христовых Тайн и эти богослужения являются подготовительными к принятию Тайн Христовых», — сказал в своем слове Святейший Патриарх. Также Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку наместника за труды по восстановлению обители, которая еще двадцать лет назад находилась в запустении и поругании. «Я был рад после нескольких лет читать канон здесь, в этой святой намоленной обители. Слава Богу, что наш народ сохранил веру Христову и обители, в которых возрождена монашеская жизнь, наполняются православными верующими. И все то благолепие церковное, которое мы видим вокруг себя, воссоздано трудами владыки архиепископа с братией и тружениками монастыря. И по милости Божией мы можем молиться сегодня в этом святом храме, украшенном духовными изображениями», — заключил Святейший Патриарх. В субботу первой седмицы Великого поста, на которую в этом году приходится празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском . Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/378079.htm...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре 15 марта 2019 г. 22:17 Вечером 15 марта 2019 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти вмч. Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Троицком соборе  Данилова ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреподобие, отец наместник! Дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с завершением первой седмицы Великого поста — особого времени, которое дается нам для того, чтобы мы через каждодневное посещение богослужений могли войти в удивительную духовную атмосферу уставного богослужения, дистанцироваться от наших повседневных забот, суеты и совершить молитву с б о льшим усердием, чем обычно бывает в течение года. Первая седмица Великого поста — это начало поприща и в каком-то смысле фундамент Святой Четыредесятницы. Потому что люди, получающие навык молитвы и поста в течение этой недели, с большей легкостью и радостью несут подвиг постный в течение всего времени, которое уставом отводится для этой цели. Пост — это время, которое мы должны использовать с большой пользой для себя. Время, когда через молитву мы можем почувствовать Божие присутствие и прикосновение к нам Божественной благодати. Время, когда нам следует задуматься о своей жизни, о своих поступках, о том, что мы сделали плохого и даже о том, что мы сделали хорошего. Потому что не следует думать только о плохом, и покаяние есть не только признание своей вины. Одновременно в Великом посту нужно благодарить Господа за все, что Он нам дал в жизни, что мы могли развить, что мы могли усовершенствовать, чего мы могли достичь, ведь без помощи Божией никакие человеческие успехи невозможны. Поэтому время Великого поста — это время молитвы и размышления о нашей жизни, о ее цели, о том, как мы к этой цели приближаемся.

http://patriarchia.ru/db/text/5392956.ht...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре 26 февраля 2015 г. 22:18 Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Никольском храме Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря . За богослужением молились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , настоятельница монастыря игумения Олимпиада (Баранова), насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта. Прямая трансляция богослужения осуществлялась телеканалом «Союз». По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью . Из Хотькова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . По прибытии в Лавру, где Святейшего Владыку встречали ректор Московских духовных школ , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , наместник обители архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и братия монастыря, Предстоятель Русской Церкви в Троицком соборе поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. Утром 27 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл будет молиться за уставными богослужениями и возглавит служение Литургии Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4003222.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре 28 февраля 2015 г. 17:44 28 февраля 2015 года, в субботу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Завершилась первая седмица Великого поста. Обычно люди, старающиеся посещающать храм каждый день на этой седмице, исповедуются в пятницу или в субботу и причащаются Святых Христовых Таин в субботу или в воскресенье. Таинством святой Евхаристии завершается подвиг первой седмицы Великого поста. И потому уместно подумать о том, чем является для нас причащение Святых Христовых Таин, что означает участие в святой Евхаристии для верующего человека.  И снова, как это неоднократно мы делали в течение первой седмицы Великого поста, обратимся к мудрости святых отцов. Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда мы причащаемся, то «не только становимся соучастниками и сообщниками, но соединяемся со Христом». Эти слова «соучастник и сообщник» требуют толкования. Мы знаем, что такое соучаствовать в каком-либо деле. Это значит не только наблюдать со стороны, но и включиться в дело. Сегодня мы соучаствовали в Божественной литургии. Мы ведь не только наблюдали со стороны, как люди в театре смотрят спектакль, со стороны наблюдая за некими действиями, — мы соучаствовали в общей молитве.  В каком же смысле мы можем растолковать слова Иоанна Златоуста о том, что мы соучастники и даже больше — сообщники Господа и Спасителя? Этими двумя словами святитель Иоанн помогает нам понять, что такое Церковь, что такое Таинство и что такое действие Святого Духа. Господу было угодно, чтобы все то, что Он совершил — Его учение, Тайная вечеря, страдания, смерть и Воскресение — навсегда вошли в жизнь людей, в человеческую историю. 

http://patriarchia.ru/db/text/4006433.ht...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии в Троице-Сергиевой лавре 15 марта 2019 г. 17:24 15 марта 2019 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе  Свято-Троицкой Сергиевой лавры . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Завершается первая седмица сорокадневного поприща Великого поста, которая имеет совершенно особое значение в духовной жизни православных людей. Мы имели возможность — особенно те, кто мог каждый день посещать храм, — проникнуться величайшей духовной мудростью, растворенной в песнопениях, молитвословиях, и благодатью, которая присутствует в храме Божием и нисходит на молящуюся общину в эти святые и великие дни. Духовный накал первой седмицы Великого поста не может распространиться на последующие седмицы, но опыт, который мы получаем в течение первых семи дней поста, помогает нам удерживать мысли и чувства, которые по милости Божией многие из нас обрели, посещая Божий храм в эти святые дни. Сегодня мы обращаем внимание на подвиг святого великомученика Феодора. А мученические подвиги — это то, что обнажает саму суть христианства, потому что отдать жизнь за Христа может лишь тот, кто Христом живет. Нередко мы примеряем к самим себе то, что становится нам известным из житий святых мучеников, спрашивая себя: а как бы я повел себя на их месте? Смог бы встретить смерть и мучения так же, как они? Это естественная мысль, которая посещает каждого человека, не пропускающего мимо своего внимания великий подвиг святых мучеников. И эта мысль не должна оставаться только мыслью. К счастью, сегодня никто не призывает нас к мученичеству, к страданию, но само исповедование Христа в любую эпоху и, может быть, особенно в наши дни требует мужества, требует верности Господу, требует духовной силы. И если в древности эта сила требовалась для того, чтобы преодолеть физические истязания, то сегодня нам необходимо преодолевать множество искушений и соблазнов, которые толкают на путь широкий, легкий, комфортный, исполненный удовольствий и удовлетворения страстей.

http://patriarchia.ru/db/text/5392091.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском Патриаршем соборе Кремля 27 марта 2011 г. 16:10 27 марта 2011 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь, посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В середине Великого поста мы особым образом вспоминаем о страданиях Христа Спасителя. На середину храма износится крест, и в течение всей седмицы мы поклоняемся Живоносному Древу, лобызаем крест Христов и вспоминаем о Его страданиях, а потому и неделя именуется Крестопоклонной. Неслучайно именно в середине поста предлагается нам подумать о страданиях Спасителя. Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста. Отрывок из Евангелия от Марка, который мы только что слышали, как раз дает нам возможность поразмышлять о смысле креста. Хорошо известны слова: «Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (см. Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на тему этого Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». В этих замечательных словах открывается нечто очень важное для понимания человеком смысла его бытия. Дается некая евангельская норма того, как человек должен относиться к потребностям души и тела. Удовлетворение этих потребностей есть не что иное как Божий замысел о человеке. Без удовлетворения этих потребностей человек не может состояться как личность, не может совершенствоваться его дух, он не может развивать свой ум, укреплять свою волю. Без удовлетворения потребностей плоти не может быть физической жизни человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1438501.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010