Валерий Николаевич Расторгуев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Расторгуев      Чтобы ответить на вопрос, сделаю три пояснения. Первое: святая жизнь и развлечения редко совместимы. А кинематограф – это все-таки развлечение, а еще чаще – откровенное искушение. Любой фильм – кот в мешке… Книгу можно отложить сразу, как почувствуешь неладное, с кинематографом труднее. Исключением может служить разве что кинофестиваль «Лучезарный Ангел», организаторы которого проводят некоторую селекцию, отделяя с молитвою зерна от плевел и созывая людей неслучайных, добрых, светлых, одаренных свыше (последнее о создателях фильмов). Второе: свято место пусто не бывает. А жизнь, не заполненная внутренним светом и не согретая любовью, заполняется всем тем, что противостоит свету и любви. Свет юпитеров (СМИ или театр) или свет киноэкрана в полутьме могут иметь отношение к просвещению, идущему от эпохи Просвещения с ее безграничной верой в силу человеческого разума, что часто оборачивается неверием в Творца, а то и бунтом гордого знания против веры. Просвещение светом Христовым имеет иную природу. Оно рождено не гордыней разума, а Высшей Силой и смирением перед нею, перед Божией волей. Поэтому расположить зрителя к святой жизни может что угодно, но по воле Божией: и великая радость, и великое горе, и даже падение, свое или чужое, прегрешение – вольное или невольное… К тому же не только доброе, но и «недоброе» кино может вызвать как просветление, так и помутнение души. Однако те, кто творит добро, спасаются, а тем, кто соблазняет слабых, не позавидует и Гоморра. Третье: кинематограф можно уподобить набору «живых зеркал» с постоянно изменяющейся «амальгамой», которая реагирует на то, как и кто смотрится в это волшебное зеркало. Эта «амальгама» такова, что либо делает стекло совершенно непроницаемым и превращает кино в подобие простого зерцала, полностью закрывая «заэкранный» мир «обратным» изображением самого смотрящего, либо создает эффект наслоения самообраза зрителя, вымысла творцов фильма и самой реальности. И поэтому «многослойное» кино каждому открывается по-своему. Здесь речь идет о высшем Замысле и том Промысле, который пронизывает любую человеческую деятельность, в том числе и творчество кинохудожника, независимо от того, осознает ли человек это вмешательство (иногда попущение) или нет.

http://pravoslavie.ru/98183.html

Б. пытался противодействовать распространению старообрядчества, в 1722 г. доносил в Синод о неудачной попытке предотвратить самосожжение 25 старообрядцев в дер. Нестеровской Черевковской вол. В 1723 г. вызывался на чреду священнослужения в С.-Петербург, в 1724 г. участвовал в коронации имп. Екатерины I . В 1725 г. обличил в злоупотреблениях провинциал-инквизитора Великоустюжской епархии Иоасафа Тюменева, при проверке оказавшегося лжемонахом и авантюристом. Б. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Сохранились 2 описи имущества, оставшегося после смерти Б. Помимо хлебных запасов, строительных материалов, предметов домашнего обихода при архиерейском доме хранилось 9 медных пушек; архиерейская казна насчитывала 2880 р., из к-рых 2083 р. были внесены Б. из собственных средств. Его б-ка состояла более чем из 150 печатных и рукописных книг, помимо богослужебных книг, творений отцов Церкви и житий святых в ней были представлены полемические сочинения, труды по истории, неск. грамматик, «География генеральная» и даже «Виргилий». В ней находились также не озаглавленные в описи нем. и греч. книги. В наст. время большая часть рукописных книг из б-ки Б. хранится в составе Устюжского собр. БАН (С.-Петербург). Б. был не только библиофилом, но и писателем и переписчиком книг. В нач. 90-х гг. XVII в. в Чудовом мон-ре он переписал «Зрелище жития человеческого» (РНБ. Q. XV. 103). Известны владельческие записи Б. на книгах XVII в., в т. ч. на списках новых переводов «Хрисмологиона» и «Зерцала богословия». Ок. 1687-1689 г. на основе Летописного патриаршего свода 80-х гг. XVI в. Б. создал историко-публицистическое соч. «Хронографец» (РГБ. Ф. 218. Пост. 1963 г. 61.1. Л. 1-44). После анализа текста «Хронографца» его публикатор А. П. Богданов считает возможным говорить о противоположности общественно-политических позиций Б. и Патриарха Всероссийского Иоакима . Соч.: Пять писем Б. к Новгородскому архиеп. Феодосию (Яновскому)//Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого (1717-1719 гг.). СПб., 1911. Т. 2. Стб. 905-924; Богданов А. П. «Хронографец» Боголепа Адамова//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 381-399.

http://pravenc.ru/text/149475.html

Идея божественного происхождения верховной власти, будучи сама по себе римским дериватом, обретает в условиях христианизации новый смысл и форму. Позднеантичная категория divus - " божественный " уступает место (в прооймионах императорских эдиктов, в легендах императорских печатей и монет) формуле - imperator ex Deo - император от Бога (Юстин II, Юстиниан, затем Константин IV, Лев III и т.д.). Реальным воплощением этого принципа становится двухместный византийский императорский трон, одно из мест которого предназначено для осязаемого в проскинезе Царя земного, другое - для умозрительного Царя Небесного. Однако, возвращаясь к Константину Великому, ясно становится видно, что парадигма идеального правителя не была воспринята из позднеантичного арсенала в готовом виде. Осмелюсь утверждать, что идея верховной власти христианского императора была выстрадана Византией. Сошлюсь в данной связи на наблюдения И.С. Чичурова. Христианская сакрализация идеи императорской власти подчас приводит к неким раннехристианским уравнительным реминисценциям: для Агапита - создателя своего рода " Царского Зерцала " для Юстиниана - император есть " со-раб " Божий, так же как в общем и все подданные, заверяет диакон Великой Церкви VI в.  Идея христианского смирения вырабатывается в связи со становлением православной идеи власти в обстановке борьбы с императорами-иконоборцами. Иоанн Дамаскин - идеолог того, что Г.-Г. Бек определил как " политическая ортодоксия "   - понимал благочестие (eusebeia) как православие. Не гордись ни происхождением, ни властью, - рассуждает он: император, помни о ничтожности своего существования и о том, что и у богатого и у бедного - один праотец. Подданные, как и император, - все со-рабы Господа. Итак, " благочестие " , столь нехарактерная категория Kaiseridee в самоопределениях времен Константина I, получает широкое распространение в императорской титулатуре V-VII вв., становясь официальным " титулом " при Льве I, который принимает еще и новый царственный атрибут - " боговенчанный " - после того, как в 457 г. он был первым из василевсов венчан на царство Константинопольским патриархом в столице - элемент в императорском ритуале, ставший затем conditio sine qua non понятия легитимности власти (с сер. VI в. церемония должна была происходить непременно в Храме св. Софии).

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

В центральной части западного свода над входным порталом написана Троица Новозаветная, на противоположном склоне «Богоматерь Всех скорбящих радость», по сторонам«Апостольские беседы», «Коронование Богоматери», сцены из жизни Юлиана и Василиссы и др. В подсводные арки-люнеты наружных стен четверика вписаны сложные многофигурные композиции: на северной паперти «Достойно есть» и «Страшный суд» со сценами из жития Василия Нового, на западной паперти «О тебе радуется» и «Суд синедриона», на южной паперти сюжеты «Видение Иоанна в монастыре св. Венедикта» и «Видение Похвалы Богоматери св. Фоме Кантуарийскому» из западноевропейских нравоучительных сборников «Великое зерцало» и «Небо новое». Три перспективных портала на паперти фланкируют традиционные фигуры ангелов. Над арками порталов размещены деисусные композиции из медальонов. Между арками-люнетами четверика и в некоторых местах между окнами отдельные святые в рост со сценами из их житий. Вход в северный придел Казанских чудотворцев обрамляют медальоны с изображением «Семи таинств». Над входом в южный придел написана композиция«Предста царица» с ярославскими и муромскими чудотворцами, а также фигуры пустынников. На внешней стороне северной паперти, на оконных откосах и между ними продолжается ветхозаветный цикл историями Троицы, Иосифа Прекрасного, книгами«Эсфирь» и «Товит». Западную и южную стены занимает обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII в. Здесь иллюстрированы 20 новелл «Великого зерцала»(«О грешной матери в образе свиньи», «О добродетельном Карпе», «О попе невоздержанного жития», «О юноше в земле Британской» и др.), рассказы из Киево-Печерского патерика(«О попе Тите и дьяконе Евагрии»), из Скитского патерика («О мученице Фомаиде»), повесть Варлаама «О трех друзех», рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII книги «Мессия правдивый» И. Галятовского. Оригинально трактованы некоторые сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII в. - «Темница богоугодная» П. Берынды, «Плоды Страстей Христовых» В. Андреева и лубочные картинки - «Корабль веры» и «Ангел хранитель». В северном крыльце иллюстрировано «Сказание о Богоматери Толгской»(с изображением прибытия на Толгу царя Ивана Грозного и царя Федора Алексеевича с сестрами); в западном крыльце - Апокалипсис в 40 сценах, в южном - «Житие Андрея Юродивого». Почти все сцены сопровождаются обширными пояснительными текстами, иногда написанными виршами. Их часто помещают в узорчатые барочные рамы.

http://sobory.ru/article/?object=00214

мест - Иерусалима, Св. Горы Афон, Синая, К-поля и др. Среди картинок выделяются поучения святых с их изображениями (эти картинки известны с XVII в.) и иногда с пространными текстами. Особенно популярны поучения святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. К этим сюжетам по оформлению и наличию больших текстов близки отрывки притч, напр. из «Великого зерцала» и других сочинений. Распространены были картинки с изображениями святых и текстами, напр. «Каким святым какая благодать исцеления дана» и др. Отдельную группу картинок составляют «истории» - изображения на сюжеты из ВЗ и НЗ; особой популярностью среди них пользовались «Житие Иосифа Прекрасного», «Сотворение мира», гравированные Библии, напр. Нехорошевского, и многочисленные изображения на тему Страстей Христовых, в т. ч. того же гравера, и др. Особое место в лубочном репертуаре занимают лицевые святцы, или минеи, многочисленные издания к-рых лишь частично учтены в лит-ре. В отличие от светского рус. религ. Л. всегда был под наблюдением духовной цензуры. Указы о надзоре за ним известны с XVII в. Надзор за религ. Л. вплоть до учреждения ведомства Духовной цензуры осуществлялся епархиальными архиереями. Работа духовного цензора заключалась в исправлениях иконографического, догматического и эстетического характера и по сути не менялась на протяжении всей истории духовного надзора за Л. Лит.: Снегирёв И. М. Рус. народная галерея, или Лубочные картинки//Отечеств. зап. 1822. Ч. 12. 30. С. 85-96; он же. Лубочные картинки//Москвитянин. 1841. Ч. 3. Кн. 5. С. 131-162; он же. О лубочных картинках рус. народа//Сб. ист. и стат. сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных. М., 1845. Т. 1. Ч. 1. С. 191-221; он же. Лубочные картинки рус. народа в московском мире. М., 1861; Буслаев Ф. И. О рус. народных книгах и лубочных изданиях: Ст. 1//Отеч. зап. 1861. Т. 138. 9. С. 1-69; Голышев И. А. Лубочные старинные народные картинки. Владимир, 1870; он же. Сельская литография во Владимирской губ.//Ежег. Владимирского стат.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

СПб., 1871. С. 15. Это событие произошло в июне 1697 г., так как именно тогда Иларион совершил «архиерейский поход» во Владимир (Описание актов собрания графа А. С. Уварова. 399. С. 275). О Евфросинии Суздальской см.: Басова М. В., Клосс Б. М., Маштафаров А. В. Евфросиния//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 517–526. Формально инициатива прославления исходила от царя и патриарха (См.: Федоров А. Указ. соч. С. 186–187). Об авторитете Илариона среди церковных иерархов свидетельствует его привлечение в качестве одного из экспертов при рассмотрении вопроса о хиротонии номинированному в епископы Луцкие Дионисия Жабокрицкого. Об этом см.: Живов В.Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004. С.230 – 244. Есипов Г.В.Раскольничьи дела XVIII столетия. Т.1. СПб., 1861. С.64. См. также: Введенский С.Н. Тамбовский епископ Игнатий. (Очерк из истории русской церкви в период Петровской реформы)//Исторический вестник, 1902. Факт приобретения Иларионом «Великого Зерцала» - сборника назидательных повестей, еще раз подтверждает интерес митрополита к новинкам литературы. Об этом сочинении см.: Владимиров П.В. Великое зерцало. (Из истории русской переводной литературы XVIIbeka). М., 1884. РГАДА Ф.237. Оп.1. 1214. Л.1 -1 об. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. T.XVIII. Петроград, 1915. Приложение II. С. 939. Приложение XVI. С. 1839–1840. ОПИ ГИМ, ф. 17, картон 14, 13, л. 2. Там же, 14, л. 1; картон 15, л. 1. РГАЛИ, ф. 46, оп. 2, 17, л. 1–1 об. ОР ГИМ, Увар. собр., 98-8, л. 2. Толстой М. Письма из древней Суздальской области//Душеполезное чтение. 1869. 5. С. 7; Тихонравов К. Суздальский соборный храм Рождества Богоматери в конце XVII века//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Вып. 1. Владимир, 1875. С. 195. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

К оборонительному оружию принадлежат также выпуклые и плоские щиты, по большей части, круглые; одни из кожи и тростника, другие из железа и булата, с бархатною, или кожаною покрышкой, из булата и меди; некоторые из них украшены серебром, золотом и драгоценными камнями. Два круглые щита в 3 четверти в диаметре, по описи, покрыты единороговой (китовою?) кожею; один с серебряными репьями и расписанный золотом; на другом навершье из бирюз и драгоценных камней. Вокруг его золотой венец с жемчугом. По описи 1687 года, этот щит прислан Царю Михаилу Феодоровичу Персидским Шахом Шах Аббасом в 1644 году. С исключением немногих, по вероятности, древних, прочие все столетия; только нет между ними малых угловатых щитов Греческих, о коих упоминает Герберштеин. Чтож касается до кольчуг и панцирей (З), то большей части оных век и место остаются не определенными; все они железные, одна только кольчуга серебряная, относимая к XVII столетию. Панцири же одни коропчатые, другое вострогвоздные, плоскогвоздные и стычные. На кольцах одной железной байданы, или кольчуги с короткими рукавами, изображено: «С нами Богъ, никто же на ны» другая носит на медной мишени начертание имени Князя Петра Ивановича Шуйского, убитого под Оршею 1564 г. Подобный бахтерцу куяк, составленный из железных пластинок, есть дар Мунгальского Царя Алтына Царю Михаилу Феодоровичу. Замечательны также: 1) Полное вооружение Трапезондской работы, убранное серебром и кораллами; оно состоит из двух сабель, двух винтовок, пистолетов с прибором. 2) Зерцало (латы), составное из стальных щитков, с золотою насечкой и с полным титулом Царя Михаила Феодоровича: На переднем щитке Государь Царь и Кнзь Михайло еодоровичь всеа Самодержецъ царь Царь Царь Государь и Кнзь и На заднем щитке. и иныхъ Государь и Кнзь Новогорода земли, и все земли и Сверны страны Повелитель и государь и все земли Карталинскихъ и Грузинских, Царь земли, Черкесскихъ и Горскихъ Кнзь и иныхъ многихъ государствъ Обладатель. Великого Государ Цар и Великого Кнзя Михаила еодоровича все здланы зерцала въ четвертое лто Государства его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

12. ИРЛИ. Древлехранилище. Коля. И. А. Смирнова . Р. IV. Оп. 20. No 6. «Цветник» начала XIX в. (водяные знаки: вензель «ПЩ» в овальном щите под короной, ниже на ленте литеры «МУБФ» и «1801» – Клепиков, II, No 617; герб Ярославской губернии и литеры «ЯМВСЯ» и «1801» – Клепиков, I, No751; герб Ярославской губернии и литеры «ЯМПЯ» и «1806» – Клепиков, I, No 755; и др.); 4° (21, 5 х 16, 5); 308 л.; полуустав. Нумерация трех типов: л. 1–308 – цифровая полистная (карандашом в правом верхнем углу листа); л. 3–308 – буквенная полистная (чернилами в нижнем правом углу листа); буквенная нумерация тетрадей (с л. 3 через 4 листа). Заглавия и инициалы писаны киноварью. Переплет – доски в коже с тиснением, обе медные застежки утрачены. На л. 1–2 об., 307 об.–308 об. многочисленные пробы пера, рисунок храма с тремя куполами и владельческие записи, сделанные разными почерками, в том числе: «Сия книга добренскаго мещенина Тихона Головлева» (л. 1); «Сия книга, нарицаемая Цветник, добрянскаго мещянина Петра Тихонова, сына Головлева» (л. 2); «Милостивый мой государь батюшка Григорий Михеичь, госадарь батушка Иван Филипичь» (л. 308 об.); «должны мы Ивану Чикину по щету 18 р. 72 ко.» (на внутренней стороне нижней крышки). На форзаце сохранились старые номера рукописи: «Смирнова No 6»; «2910/RK»; «Пост. 1954 г. No 224». В состав старообрядческого рукописного сборника входят жития Андрея Юродивого, протопопа Аввакума и инока Епифания, «Книга дьякона Феодора об исповедании правой веры», повести из «Великого зерцала», Иерусалимского и Скитского патериков, слова и поучения Василия Великого и Иоанна Златоуста , Проскинитарий Арсения Суханова и другие произведения. Отрывок из «Хождения в Святую землю» читается на л. 121–130 об. Название, выделенное киноварью, – Ис похожения Леонтия старца во Иерусалим лета 7211. Разногласие греков з древним святых отец преданием восточныя церкве. Нач.: Греки в крещении обливаются, а не погружают. Крестов на себе не носят... На боковом поле л. 126 – рисунок руки с указующим перстом на уровне строк: Греки говарили Леонтию: «Так-де писано, что Царьграду у турка взяту быть от московскаго царя». На л. 127 киноварью выделено заглавие «Хождение было Леонтиево лета 7210»; далее следует: Леонтий поехал ис Киева в Лятскую землю фев. в 3 день. В Хвастово пришол февраля в 5 день. Из Хвастово поехал в Немеров в 6 день и приехал февраля 11... Фрагмент завершается рассказом о бесноватом «черном попе», которого Леонтий встретил в метохии Иерусалимском в пути во Ивопии. Кон.: И таковым ограждением бес в той нощи изыде из него и в память пришол и велел нам над собою четыри Евангелиста прочести, и мы прочитали, – и тако исцелел (л. 130 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1275. Апостол толковой в десть, письменный в коже, застежки и жуки медные. 1276. Псалтырь в полдесть, в коже с следованием, преподобного отца Корнилия письма, застежки медные. 1277. Книга в десть в коже Григорий Богослов , застежки и жуки медные. 1278–1279. Две книги в десть в коже, Правила святых Отец семи Соборов, в коже, у одной застежки и жуки медные. 1280–1281. Две книги Никонские Правила, в десть в коже. 1282–1283. Две книги Беседы Евангельские, в десть, одеты кожею до полу досок. 1284. Книга Дионисия Ареопагита , в десть, одета кожею до полу досок. 1285. Книга Златоструй, в десть, в коже, застежки и жуки медные. 1286. Книга Соборник в десть харатейный, одет кожею до полу досок. 1287. Служебник, в полдесть, обволочен кожею до полу досок, чудотворца Корнильева письма. 1288. Книга в четверть под крашениною, Предание чудотворца Корнилия, застежки медные. 1289. Книга Летописец в полдесть, в коже. 1290–1292. Три книги Царевича Иосафа, в полдесть, письменные, в коже. 1293. Книга Василия Амасийского, в полдесть, одета кожею. 1294. Книга Иоанна Златоуста в полдесть письменная, одета кожею до полу досок. 1295. Книга Василия Великого в десть, письменная, в коже, застежки и жуки медные. 1296. Книга Житие Григория Амиритского в полдесть, одета кожею до полу досок. 1297. Книга Симеона Нового Богослова , в полдесть. 1298–1299. Две книги Петра Дамаскина , письменные в полдесть, одеты кожею до полудосок. 1300–1301. Две книги Зерцала письменные, в полдесть, в коже. 1302–1303. Две книги святого Нила Пустынника письменные, одеты кожею до полудосок. 1304. Книга Патерик Печерский письменный; в полдесть, в коже, застежки и жуки медные. 1305. Книга поучение Феодора Студита , письменная, в полдесть, в коже. 1306. Книга в полдесть, письменная, житие чудотворца Корнилия, под ирхою, застежки медные. 1307. Книга в полдесть, житие Соловецких чудотворцев, обдета кожею до полудосок. 1308–1318. Одиннадцать Соборников письменных в коже, а в них писаны жития Святых. Кашинского уезда живоначальной Троицы Калязина монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Скарги) и «Истории народа славянского» М. Орбини и др. Наряду с широким распространением у сербов и болгар московских, киевских и львовских печатных изданий наблюдаются и многочисленные случаи адаптации (прежде всего языковой) содержащихся в них текстов для местного употребления (переводы Самуила (Бакачича) («Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского) ) и Гавриила (Стефановича Венцеловича) , проложные повести и рассказы из «Великого зерцала» в болг. «Дамаскинах» и др. сборниках XVIII - нач. XIX в.). К традиц. книжности примыкают также произведения «новой аскетики» и переводческая деятельность прп. Паисия (Величковского) и его школы. Для 2-го восточнослав. влияния характерен чрезвычайно широкий хронологический диапазон сочинений, заимствованных южнослав. книжниками. В книжно-лит. корпус влияния входят переводные (по преимуществу) и оригинальные (обычно в составе сборников уставных чтений) памятники, начиная от рус. домонгольских (и даже более ранних - великоморавских и древнеболгарских эпохи Первого царства) и кончая произведениями XVI-XVII вв. До широкого распространения книгопечатания между временем создания произведения на Руси и его переходом к юж. славянам обычно наблюдался хронологический разрыв. Так, переводы Бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, выполненные прп. Максимом Греком и его учеником Селиваном на рубеже 10-х и 20-х гг. XVI в., появились в серб. списках почти столетие спустя. Присутствие в книжно-лит. корпусе 2-го восточнослав. влияния значительного числа древних памятников отнюдь не свидетельствует об особой архаичности или консервативности лит. вкусов и запросов южнослав. читателей - все эти тексты имели широкое распространение и в восточнослав. книжности XVI в. Для ряда памятников (таких как «Пчела», Житие св. Андрея Юродивого, Житие и чудеса свт. Николая Чудотворца) можно предполагать неоднократное (связанное с обоими Д. в.) перемещение из Руси на Балканы. По далеко не полным данным, книжно-лит. корпус 2-го восточнослав. влияния включает следующие сочинения и переводы, представленные южнослав.

http://pravenc.ru/text/180423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010