В августовской книжке «Русского Вестника» за прошлый год, в статье: «О некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову», г. Брикнер если не прямо отвергает, так, по крайней мере, считает не доказанным мнение преосв. Филарета черниговского и гг. Погодина и Попова о том, что под Зерцалом, о котором св. Димитрий Ростовский в письме к Феологу писал: «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало, от честности твоей к нам присланную, выслушав и переписати повелев, возвращаю паки вашей честности; книжица во истину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыждение.... книжица та достойна в свет произвестися, токмо мало нечто местами приочистити и поисправити требе», нужно разуметь Зерцало По- сошкова, изданное г. Погодиным во второй части сочинений известного современника Петра. Указав на то, что вышеуказанное письмо святителя Димитрия относится, как значится в «Обзоре русской духовной литературы» (I, стр. 371), к 1706 году, между тем как в известных доселе списках Зерцала Посошкова стоят 1708 и 1709 годы, г. Брикнер замечает: «Во-первых, представляется вопрос: не мог ли Димитрий говорить о другом сочинении Зерцало, а не о Посошковском? Мы уже заметили, что это заглавие давалось в то время нередко, особенно сочинениям духовного содержания. Так, например, в 1705 году было напечатано в Чернигове сочинение « Зерцало от писания Божественного» и пр. (см. соч. Пекарского «Наука и литература при Петре Великом», II, 115); в 1717 году было издано в С.-Петербурге «Юности честное Зерцало» (там же, II, 381) и т. п. Поэтому нельзя не допустить возможности, что Димитрий говорил не о Посошковском Зерцале, а о другом сочинении, носившем тоже заглавие и заключавшем в себе также полемику против раскольников. Тогда именно довольно часто являлись сочинения против раскола («Камень веры» Стефана Яворского . Питиримовская «Пращица» и т. п.). Во-вторых, если, как мы знаем, на двух из списков, которые известны, показано имя автора «Иван Тихонович Посошков», то спрашивается, в какой мере можно считать вероятным, чтобы Феолог послал Димитрию список Посошковского Зерцала, на котором не было показано имени автора. Автор того Зерцала, которое читал Димитрий, был не известен, так как последний пишет о книжице безыменного творца. Это обстоятельство ослабляет некоторым образом аргументацию в пользу того положения, что Димитрий писал Феологу именно о Посошковском Зерцале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

Повесть о видении Антония Галичанина Подготовка текста, перевод и комментарии A. B. Пигина Повесть была создана в 1520-е гг. в Иосифо-Волоколамском монастыре. В рукописной традиции она бытовала и как самостоятельное произведение, и как посмертное чудо Павла Обнорского, входившее в состав жития этого святого (исследование повести и издание всех ее редакций см.: Пигин A. B. Литературная история Повести о видении Антония Галичанина//ТОДРЛ. СПб., 2000. Т. 52. С. 225–292). Повесть принадлежит к очень популярному в средневековую эпоху жанру видения потустороннего мира. «Страхи и надежды, порожденные ожиданием перехода в мир иной, неотступно преследовали средневекового человека, и он не мог не составить себе каких-то идей об устройстве его. Обычной формой описания загробного мира в средние века был рассказ о человеке, который чудесным образом оказывался в запредельных краях, после чего возвращался к жизни и открывал окружающим виденное им “там”» (Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков//Тр. по знаковым системам. Тарту, 1977. Вып. 8. С. 4). В древнерусской литературе жанр видения был представлен апокрифами, многочисленными повестями из патериков, Пролога, «Великого Зерцала» и т. д. Особую известность в Древней Руси приобрело откровение «мниха» Григория о загробной участи преподобной Феодоры Цареградской из византийского Жития Василия Нового (Х в.). Некоторые мотивы повести об Антонии Галичанине находят близкую аналогию в тексте Жития Василия Нового. Так, бесы, явившиеся к Антонию с различными орудиями и смертной чашей, напоминают облик Смерти из этого памятника (ср. также с Житием Андрея Цареградского (БЛДР. Т. 2). Очень подробно в Житии Василия Нового описываются и загробные мытарства, которые привели Антония Галичанина в «страх и трепет» («Вс есмь мытарьства видлъ страшныя...»). Мотив «суда совести» (грехи Антония предстают перед ним в виде неких кругов) разработан в ряде других переводных памятников эсхатологического содержания – в видениях Макария, апостола Павла и др. (см.: Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПб., 1891). Своей «живописностью», «наглядностью» греховные круги Антония близки книжной миниатюре древнерусских «цветников» и синодиков. По древнерусским представлениям, этот «загробный кинематограф» (В. И. Иванов ) ожидает человека и в час расставания его души с телом, и на Страшном Суде, и в аду. «Видти будетъ пред собою мучимый вся грхи, иже сотвори, якоже на стн написана, да вящшую скорбь имать от размышления сего мучитися» (Агапий Критянин. «Грешных спасение» (БАН, 31.6.38, XVII в., л. 186 об.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из «Великого зерцала» О дву куглярах 1945 како един покаяся и другаго коварным образом спасе Повествует святый Августин: 1946 быша нецыи содружебни себе и совокуплени единонравными лукавыми делы два друга, влачащеся между человек и лукавно омрачающе и прелщающе многих. Един убо тех покаяся и от подруга своего отлучися и в некоей яме или в вертепе, юже обрете в лесе скрыся и много лет живя, творя жестокое покаяние и зело сотворися добродетелен. Подруг же его удивляшеся отшествию его и не зная, камо ся де 1947 , всю ону землю обшед, подруга со тщанием ища. Услышавше от неких, яко человек некий в таковом и таковом месте во оном лесе крыется в пещере, нача мыслити глаголя: «Егда сей есть друг мой?» Тече же немедленно, прииде же, провождаем некиими до места, и виде, яко той есть, возрадовася и нача его лстити 1948 и прелщати, сказуя, яко в мире велие гобзование 1949 , человецы же простейшии во нравех. «Аще, – рече, – ты изыдеши, многое купно с тобою богатство обрящем». Обаче оный, водружен сый во страсе Божии, никакоже к нему удобь приложися. Той же непрестанно и неотходно словесы из вертепа того извлача, и он, воспомянув на прежнее свое куглярство, то есть обманство, паче же мню сие от духа Божия бысть, домыслився не точию своего прелщения избыти, но и подруга своего уловити, и, отдав свою мысль за вымысл 1950 , якобы сложися к воли его, рече: «Аще можеши, брате мой, камень от устия отвалити и мене изъяти, пойду на первой 1951 наш обычай с тобою». Ямина же та отвсюду заграждена, точию едино мало оконце имея, и то великим каменем покрывашеся. Возрадовася кугляр, яко уже обрете злый свой прибыток, вступи наверх, камень отвали и подруга извлече. Возрадовашеся друг другу и лобызастася, поидоша поминающе, како прежде человек престаша прелщати и како бы ныне придобыти на первыя дни в потребу и киими образы, Дóндеже пребудем. И абие ста иже в ямине бе пустынник и рече подругу: «Аз, брате, забых мешец сребра в вертепе еще перваго добытия, возратимся и возмем». И подруг лакомый с радостью рече: «Возвратимся, любезный мой друже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 44. «Хроника императоров» 1002 (около 1150 г.) «Хроника императоров» – пространное стихотворное сочинение (свыше 17 тысяч стихов) на средневерхненемецком языке на грани между хроникой и занимательным чтением на историческую тему с морализаторским оттенком – элементами «княжеского зерцала». Ее автором, по данным языка, был, вероятно, клирик регенсбургского происхождения, возможно, близкий ко двору баварского герцога Генриха Гордого (из рода Вельфов), работавший примерно между 1140 и 1150 гг. (повествование доведено до 1147 г.). Рассказ построен по правлениям римских, франкских и германских императоров (отсюда – название), начиная от Юлия Цезаря и кончая Конрадом III; до Карла Великого эта последовательность правлений страдает лакунами и хронологическими несообразностями, а о восточноримских (византийских) императорах после Зинона в ней вообще не упоминается. «Хроника императоров» была чрезвычайно популярна и сохранилась в 40 с лишним списках XII–XVI вв. разных редакций. Текст четко распадается на две части – не равных по объему и различающихся по характеру изложения: на римскую историю, поданную в сказочно-эпическом преломлении, приходится более 14 тысяч стихов, и лишь остаток – на историю франко-немецкую, описанную сухо и трезво. Уникальное сообщение о венгерско-русских связях при короле Шамуэле в этой последней части и побудило составителя включить выдержки из «Хроники» в Хрестоматию. Хотя эпос как таковой остается за ее рамками, в данном случае учтены все фрагменты, содержащие упоминания о Руси, которые, тем самым, могут дать общее представление о том, как выглядит опущенный в Хрестоматии эпический материал. Издания: Kaiserchr. 1892; Kaiserchr. 1953 (факсимиле). Литература: Crossley 1939; Ohly 1940; Urbanek 1959. S. 113–152; Stengel I960. S. 360–383; Nellmann 1983. Sp. 949–964; RFHMAe 6. P. 586–587. 1. [Конфликт Алариха с Римом 1003 . Аларих собирает войска: мидян, сарацинов и мавров, парфян, яковитов 1004 .] Король греков (kunic von Crîchen)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?) («Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной»), сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно лат. источников в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . «Собиратель «Зерцала Богородицы»» (иногда «Collector «Speculi»») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая более никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая» , но в отличие от последних рассказы о чудесах Богоматери не объединены в «З. Б.» в тематические разделы. Источниками «З. Б.» послужили сочинения средневек. лат. авторов, указания на к-рые (на рус. или лат. яз.) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония , Варфоломея Пизанского, Винцентия из Бове , Иакова из Варацце , Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиеп. Кантуарийского, Фомы Кемпийского , Фомы Кантипратана, Цезария Гейстербахского , «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае (при гл. 100) имеется ссылка на «книгу 1, главу 10» Т. Мора . Ряд рассказов, возможно, заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве 2-го предисловия в «З. Б.» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространенный также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII-XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на рус. языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов.

http://pravenc.ru/text/199751.html

III. Послание Мансвета, епископа медиоланского, к императору Константину 46 . Светлейшему и мирнейшему государю, Богом венчанному, благочестивейшему императору Константину, Мансвет, недостойный епископ медиоланской митропольной церкви, и все святое братство епископов, собравшееся в этом великом царствующем городе, (желает) вечного о Господе спасения. Признавая высоту императорского достоинства и регалии священнейшей власти вашего деда и прадеда дарованными свыше, и зная, что они заслуженно перешли к вам, вы должны идти по стопам тех, которых высокое положение вы наследовали: орудия Божии не должны быть различны там, где они обладают одними и теми же царскими скипетрами. Итак, вы должны подражать правлению тех, кои оставили по себе памятники полезной деятельности. С самых первых начал жизнь развивается под влиянием того, что ум наш с удовольствием обращается к отеческим преданиям, сохраняя их твердо в памяти. И идя по пути предшественников, древних, он не может удалиться от закона справедливости и сойти со стези правды, потому что тот, кто не блуждает по распутиям и пропастям, идет всегда твердым шагом по проложенным путям. И ты, благочестивейший император, имеешь зерцала, в которых должен видеть отраженною свою деятельность. В самом деле, если мы рассмотрим деятельность высочайшего, одаренного великим умом. Константина, который с любовию посвятил Христу начатки своего рода и сделался виновником господства христианской веры, то подвиги его оказываются заслуживающими великой славы. Когда во время его царствования начала проникать в Церковь Божию заразительная, худшая всякого бедствия, болезнь нестерпимого тирана Ария, который дерзнул проповедовать, что в святой Троице три естества, т. е. три бога, то знаменитый государь, одушевляемый ревностию по православной вере, созвал святой собор 318-ти святых отцов в городе Никее, в области Вифинии. На этом святом соборе навсегда осуждена и поражена вечным проклятием змеиная хитрость нечестивой секты вместе с ее виновником Арием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Мир Божий Если же и тогда был ты, мир, близок к славе безначальной Троицы, то почему поставили тебя в такой дали христоносные Светы, сведущие в Божественном, и почему весьма немногое число лет считается после того, как водрузило тебя великое Божие Слово? Но если водружен ты впоследствии, то спрашиваю: поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своей доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно это Единому Божеству и кому открыл это Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня временем положен такой раздел, что одно впереди, другое позади, а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества... Все породил в себе Ум, а рождение вовне совершилось впоследствии, когда открыло великое Божие Слово. Он захотел создать умные природы – небесную и земную – эти проницаемые светом зерцала 129 первого Света, чтоб одна, сияя горе, пребывала великой светоносной служительницей Царя, другая же имела славу здесь. Он источает им Божество умов, чтобы царствовать в большем числе небесных умов и для большего числа быть блаженнотворным Светом. Ибо таково свойство Царя моего – сообщать блаженство. Но чтобы тварь, приближаясь к Богу, не пожелала равной с Богом славы и не погналась за светом и славой, тогда как всего лучше соблюдать меру, а чрезмерность всего хуже; высокое Слово, промышляя о будущих тварях, отдалило как от Троицы все окружающее престол Света, так от Ангельских ликов смертную природу. Впрочем, Оно не очень сильно отдалило служебную Ангельскую природу, а гораздо более нашу природу, потому что мы произошли из персти, соединенной с Божеством: природа же простая совершеннее. Из миров один сотворен прежде. Это иное небо, обитель богоносцев, созерцаемая Единым умом, пресветлая; в нее вступит впоследствии человек Божий, когда, очистив ум и плоть, совершится богом. А другой, тленный мир создан для смертных, когда надлежало устроиться и лепоте светил, проповедующих о Боге красотой и величием, и царственному чертогу для Образа Божия. Но первый и последний мир созданы Словом великого Бога (2). Мир – сопряжение скоропреходящих и умопредставляемого. А то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Евстафий Плакида, вмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Евстафий Плакида, вмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Евстафий Плакида, вмч. Житие Евстафия Плакиды - переводное византийское житие-мартирий, в составе его угадываются сюжетные приемы византийского романа приключений: на героя обрушиваются разные несчастия, он насильственно разлучен с женой, теряет детей (и считает их погибшими), а затем, благодаря стечению различных обстоятельств, вся семья вновь воссоединяется. Собственно агиографические мотивы - чудесное видение, побудившее Плакиду креститься (после крещения он получает имя Евстафия) и мученическая смерть за веру Евстафия, его жены и детей - лишь обрамляют повествование (о чертах византийского Ж. см.: Безобразов П. Византийские сказания. Юрьев, 1917, ч. 1. Рассказы о мучениках, с. 251-254). Время перевода Ж. ( " Писание житиа и муки святаго Еустафиа и жены его Феопестеа и чаду ею Агапиа и Феопестеа " ) на Руси точно не установлено, но служба Евстафию входит уже в Служебные Минеи XI в. (см.: Ягич И. В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095-1097 гг. СПб., 1886, с. 162). В ВМЧ Ж. читается под 20 сентября. Ж. входит в состав Великого Зерцала. Его сюжет был использован в лубочных картинках. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Евстафий Плакида, вмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2248

И скоро устроиша тако. Еще ж той мудрец устроил зерцала великое и много над тою водою мудрствовах. И повеле Григорию во тчан внити и вскоре погрузитися единожды. Он же сотвори тако. Повеле же ему посмотрити в зерцала и рече «Что видиши? Понеже 277 узриши в сем зерцале себе смерть и живот». Григорий же, егда погрузися в воду и посмотре в зерцало, рече доброму приятелю своему «Вижу, что в дому моем жидовин взя лук, жена же моя подает ему стрелу. Той жидовин хощет стрелити во образ мой, в воску слиян». И рече мудрец «Зло сие знамение, понеже близ есть смерть твоя. Обаче 278 не буди печален, блудися, зря 279 в зерцало беспрестанно. Егда неприятель той натянет лук той, в той час вскоре погрузися в воде сей». Григорий же сотвори тако. Посем паки 280 в зерцало посмотре. Мудрец же паки вопроси его «Что видеши?» Он же рече «Вижу жидовина печальна, что не попаде во образ мой. И, разъярився, приим у жены моей вторую стрелу и хощет стреляти во образ мой». Мудрец же рече «Твори, якоже тебе аз заповедал». Сотвори же Григорий тако и возре в зерцало. И виде жидовина печальна и рыщуща по палате, много волхвуя, зубы скрежетая 281 и власы терзающа, яко второе не получи 282 желания своего. И взя лук, жена же его подаде ему третию стрелу. И прииде жидовин близ образа Григориева, хощет стреляти в него. Григорий же ужасеся и сказа все, яко «прииде близ образа моего жидовин». Мудрец же рече ему «Зело блюдися сей час. Аще не сохранишися в воду вскоре, то зле умреши!» Григорий же, весь трепетен, стоя и в зерцало непрестанно взирая. Егда же жидовин нача лук натягати, а Григорий весь сохранися в воду. И, егда погружися, посмотре в зерцало, нача смеятися. Мудрец же вопроси его «Что тако радуешися?» Он же отвеща «Вижу, господине мой, что стрелил жидовин во образ мой и не попаде в него, но стрела та прииде в стену и, отскочивши, уязви его самого. Он же зле скончася, жена же моя тело его закопа под мост 283 в палате той». Мудрец же рече «Ныне благодари Бога, здравствуй, иди в дом свой». Григорий же поклонися ему до земли и много надарив его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и др. переводные сборники - «Римские деяния», «Звезда пресветлая», «Фацеции»,- «В. з.» стало для восточнослав. лит-ры источником тем и сюжетов. К «В. з.» широко обращались укр. проповедники, напр. Антоний (Радивиловский) , Иоанникий (Галятовский) , пользовавшиеся скорее всего лат. или польск. изданиями. Новеллы из «В. з.» (также, по-видимому, в польск. или лат. вариантах) послужили источником для стихотворных обработок Симеона Полоцкого . Мн. исследователи отмечали сходство между Повестью о Савве Грудцыне и рассказами «В. з.». По образцу данного сборника были составлены др. «зерцала»: мирозрительное, «Зерцало человека христианского» и др. Отдельные сюжеты из «В. з.» использовались писателями XVIII-XIX вв.: В. И. Майковым, А. П. Сумароковым , Н. М. Карамзиным , И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным , Н. А. Некрасовым, Н. С. Лесковым . Возможно, впрочем, что в новую лит-ру эти сюжеты пришли не непосредственно из сборника XVII в., а через фольклор (сказки, легенды, духовные стихи) или лубок, где использовался тот же круг тем. На рус. почве «В. з.» стало источником сюжетов в живописи, преимущественно в книжной миниатюре и фресках (напр., фрески галерей ярославских церквей - Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700 гг., и прор. Илии, 1715-1716 гг.) и лубке. У старообрядцев художественная разработка сюжетов «В. з.» продолжалась вплоть до 2-й пол. XIX в. О. А. Державина опубликовала 2-й перевод «В. з.» (по ркп. РГБ. Унд. 532), М. Н. Сперанский издал ок. 120 «примеров» из 1-го перевода (по рукописи ГИМ. Син. 100), опубликованы также отдельные статьи сборника. Изд.: Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1-2; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 699-701, 720, 724, 726, 729; Семинарий по древнерус. лит-ре/Моск. высш. жен. курсы. Серг. П., б. г. Вып. 9: Из «Великого зерцала» [публ. М. Н. Сперанского]; Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. С. 24-28; он же. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры и палеографии//Там же. 1907. 11. С. 6-9; Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на рус. почве. М., 1965; ПЛДР, XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 56-85, 595-597 повестей]; Древнерусская притча/Сост. Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1991. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/150123.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010