Крест верных утверждение. «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов (Светилен Кресту). Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Св. Церковь сочла нужным для вящего прославления его установить в честь его особый  великий  праздникпраздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых «двунадесятых» праздников. Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников – подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божия – благостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, св. Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись. Вот сегодня я и говорю тебе:  если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господень  превыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься! " Это потому, что Крест Господень – славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертью смерть разруши». Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят всяк висяй на древе», как сказано было в Ветхом Завете ( Втор. 21, 23 ), а стал орудием благословения Божия, знамением радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Карта и ближайшие объекты Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

О служении двух Литургий Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня - откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня - в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий - ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов - одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения - позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы (Святогробский типикон 1122 года, изд. А. Пападопуло-Керамевсом. Anavlekta staculogivaz. Т. 2. С. 147);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Поклонение честным веригам святого апостола Петра 28.01.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Поклонение честным веригам святого апостола Петра В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1—11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим. Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, — поклонение Кресту Христову. Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой. В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра. Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников — великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам. Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь. Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь — среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе. Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома — один из них — назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», — говорит Петр. И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.

http://moral.ru/poklonenie_verigam/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Крещения — продолжение праздника Рождества Христова. Потому что как в том, так и в другом — явление Бога миру. Бог открывает Себя не сразу. Явиться — на греческом языке означает «просиять». Праздник — сияющего явления Бога. Мы знаем об откровении Бога на Синайской горе Моисею. Народ видел молнии, слышал раскаты грома, но Моисей, несмотря на свою молитву, не мог видеть лица Божия. Бог прошел перед ним, закрыв лицо, и Моисей видел Бога только созади. Как велико было его желание видеть Бога! Богоявление — страшное явление Бога. Разгадкой света и огня будут заниматься в изучении космоса астрофизики, изумляясь чуду материи. Но и они придут к выводу, что появление жизни на земле связано с невероятными взрывами, что само творение — взрыв, явление творческой силы Божией в огне, в невозможном непереносимом свете! Когда Бог являет Себя хотя бы в самой малой степени на земле — происходит страшное. И вот мы видим явление Бога в Рождестве — бесконечно кроткое, и призываемся постигнуть в словах Отца Небесного Сыну: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — что значит кротость Рождества Христова. Она не только исполнена любви, но обращена к ничего не имеющим людям. Благая весть о спасении возвещается нищим. В ночи Рождества — это прежде всего пастухи, пасущие чужой скот и уповающие во всем на Бога. Затем — волхвы, то есть звездочеты, — справедливо отвергнутые Израилем, но которые были подлинными искателями Бога. И они сподобляются познания не только Закона — того, в чем выражается Бог, — но явления всецелого Бога, во всей Его полноте. Небо раскрылось на Иордане, слышен Отчий глас, Дух Святой становится видимым, и Сын Божий слышен и видим. «Бог Господь и явися нам». А кто свидетели этого Богоявления? Понимаем ли мы, что те, кто пришел креститься, не принадлежали к числу мнимых праведников? Это были великие грешники, блудницы, люди, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи и, признавая себя грешниками, захотели принять крещение. Слово «крещение» облечено для нас торжественностью таинства, в то время как оно означает просто «погружение». Это было очищение после греха, когда человек был в проказе, и надо было засвидетельствовать, что проказа исчезла. Священник говорил: «Иди, погрузись в воду, и через три дня ты будешь чист». Погружение совершалось после покаяния в великих грехах.

http://moral.ru/witnesses/

От автора Настоящая статья, имевшая заглавие. Под впечатлением светлых Саровских праздников, первоначально была напечатана в издающихся при Святейшем Синоде Церковных Ведомостях (1903 г., 42–44). Теперь, вновь пересмотренная и исправленная, она издается особою книжкою, под другим заглавием, по желанию некоторых досточтимых стариц Дивеевского монастыря, и предоставляется автором в полную собственность сей обители, как малая, но усердная дань благоговения к священной памяти великого покровителя её, преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. H. Субботин   Весь православный русский мир полон воспоминаний и речей о великих и светлых днях Сарова. Для верных чад православной церкви не может и быть лучшего утешения, как вспоминать их, говорить и читать о них, – и дай Бог , чтобы это продолжалось долго-долго... Для нас, людей, достигших преполовения восьмидесятых годов жизни, в эти светлые дни Сарова было некоторое особое утешение в той мысли, что мы начали жизнь и провели первые её годы, когда дивный старец Серафим, ныне святопрославленный молитвенник за Русскую землю, пребывал еще в живых, с любовью принимал стремившихся к нему отовсюду искренних его почитателей, преподавал благословения, наставления, утешения и благодатную помощь прибегавшим к нему со своими нуждами и печалями, – что в самые юные годы мы уже слышали вдохновенные рассказы о нем от этих очевидцев, испытавших на себе его благодатную помощь, и потом еще долго встречали людей, находившихся в близком с ним общении. Из таких лицезрителей старца Серафима в светлые дни открытия его цельбоносных останков невольно приходили мне на память особенно те, которых видел и знал я в Сергиевой лавре, водворившись там пятьдесят пять лет тому назад и прожив лучшие годы моей жизни, – а именно тогдашний наместник лавры, архимандрит Антоний, и принятые им из Сарова, во исполнение данного ему преподобным Серафимом завета, старцы – казначей лавры архимандрит Сергий и гробовой иеромонах Авель. Под впечатлением светлых саровских праздников пишу мои воспоминания об этих лицах и их отношениях к преподобному Серафиму. Скажу сначала о двух последних, чтобы потом уже исключительно заняться изложением достойных особого внимания отношений к старцу Серафиму отца архимандрита Антония, который внушил благоговейное уважение к его памяти и митрополиту Филарету, привлек и сего приснопамятного великого архипастыря к деятельному участию в заботах о сохранении и исполнении заветов преподобного Серафима. I. Лаврские ученики препод. Серафима: архимандрит Сергий и иеромонах Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты 18 января 2010 г. 12:41 18 января 2010 года, в Крещенский сочельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском соборе Алма-Аты . После богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Мефодий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником, с днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения является Церкви и миру великая Божия благодать, а стало это возможно потому, что Господь пришел в мир. Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа. Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру. Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/998978.htm...

Поучение к воспитанницам Владимирского Училища девиц духовного звания, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 нояб. 1865 г.) Сегодня, дети, у вас два великих праздника. Один праздник торжествует вместе с вами и вся Св. Церковь воспоминая славное Введение во Храм Пресв. Богородицы другой праздник – собственно ваш, поскольку, приобщась ныне тела и крови Христовой, вы сами соделались живыми храмами Господу Богу – по Его непреложному обещанию: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь – пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:56 ). Приветствуя вас с настоящим светлым днем, я хочу, хотя и вкратце, привести вам на память несколько трогательных и поучительных обстоятельств из жизни Пресв. Богородицы, которые воспоминает ныне св. церковь и которые имеют весьма близкое приложение к вам. По всей вероятности, вам уже известно хотя несколько, как случилось самое введение во храм Пресв. Богородицы. Посему я не стану вам рассказывать сего подробно. Думаю, что вы слыхали, как св. родители Пресв. Богородицы, давши обет посвятить Ее Господу Богу, – едва минуло Ей три года от рождения, – решились вовсе удалить Ее от житейской суеты и поселить на всегдашнее житье при свящ. храме Иерусалимском; дабы там Она – под надзором первосвящ. Божия – воспиталась на глазах, так сказать, самого Господа. Слыхали вы, конечно, и о том, что когда трилетствующая св. Дева Мария, в сопровождении всех своих Назаретских родственников, знакомых и еще нарочито приглашенной на ее проводы толпы отроковиц, когда, говорю, приближилась Она к Иерусалимскому храму и поставлена была своими родителями на первой ступени храма, – то вдруг, подкрепляемая невидимою силою Божиею, весьма быстро стала восходить со ступени на ступень, как будто была уже совершеннолетняя. Знаете вы без сомнения и о том, что вышедший и навстречу Пречистой Деве со всеми Иерусалимскими священниками – первосвященник Захария ввел пренепорочную Отроковицу – по внушению Духа Божия – в самую священную часть храма, за вторую завесу – во святая святых, куда не только женскому полу, но и священникам входить воспрещалось. Всего сего подробно не рассказываю; но обратите внимание на то, как жила и воспитывалась Матерь Божия в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Прияхом Духа Небеснаго Проповедь после Литургии Проповедь, произнесенная в монастыре Симонопетра на Афоне 8 апреля 1977 года. Слова благодарственного песнопения, поющегося после Причащения Святым Христовым Таинам: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (прим. ред.). Я очень рад, что вновь вижу вас после долгого расставания. Оно пришлось на самую дивную пору церковного года — дни Страстной Седмицы. Праздники позади. Но и сегодня за радостными восклицаниями наших сердец, приносимыми воскресшему Христу, все еще слышатся отзвуки великопостных песнопений. Неужели возможно не заметить красоту пасхальных дней, дней Господних! Ведь это не те праздники, о которых в Священном Писании сказано: отвращусь от праздников ваших (Ам. 5:21; Ис. 1:13—14), но торжество сердец, живущих во Христе. Все мы в разной мере переживали дни, предварявшие Светлое Христово Воскресение. Но, давайте посмотрим, какую пользу каждый из нас вынес для себя из них? Ибо соборная Церковь – это собрание предстоящих перед Богом личностей, а не однородной массы. Мы можем все вместе молиться на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Бога, совершенно различно. Один только человек; дух человеческий, живущий в нем (1 Кор. 2:11), и Господь, Дух Которого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во время молитвы даровал этому человеку Господь. На пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли. По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца. Один – Бога, другой – церковные песнопения, третий — смысл некоторых священных текстов, четвертый – Царство Небесное. Главное условие христианской жизни – непрестанная «подготовка сердца». Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая сердце в «сосуд избранный», способный вместить Бога и то, что Бог посылает. Насколько не испытывает нужды ни в чем Господь, настолько нуждаемся в Нем мы. Видя Его, Его постигаем. В поисках Его обретаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2827...

Проповеди От Пасхи до Вознесения Слово на Светлой Пасхальной седмице Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя... Христос воскресе! Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!» Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств! Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь. Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома. Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», — это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам. Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует». Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл. Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3257...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010