X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу «Нынешнее празднование св. огня при Гробе Господнем, пишет покойный проф. A. А. Олесницкий , отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман, в особенности те, которые имеют в Палестине какую-нибудь собственность. Семейный очаг не мыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от Святого Гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками Св. Гроба из Европы. Таким образом праздник Гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Неудивительно после этого, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о св. огне и его чудесных свойствах, что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня, его цвете, яркости и проч. народ видит признаки счастливого и несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира, – что ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали Св. Гроба 146 ». Литанию великой субботы, дня получения «благодати святого огня», проф. A. А. Олесницкий называет «торжеством освящения огня при Гробе Господнем», и начало появления этого торжества относит ко временам ветхозаветным, к построению Соломонова храма в Иерусалиме, когда на приготовленные жертвы пал с неба огонь, который постоянно потом поддерживался священниками. «Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть, говорит названный профессор, для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя Великого и Его святыню. Только свой очаг огонь имеет ныне не среди опустошенных дворов Соломонова храма, а в святилище новозаветном, в вещественном ковчеге Нового Завета – Гробе Господнем. Как ветхозаветный огонь разгорался особенно во дни великих жертвоприношений, так и новозаветный св. огонь разгорается в день великой новозаветной Жертвы, когда воспевается Церковью красное Солнце правды, зашедшее во Гроб, чтобы воссиять из него светоносным днем воскресения. Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти, он был перенесен к предшествующему дню».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

LXXXVI. Поучение, сказанное за литургией при посещении мужского Черемисского монастыря 90 . О значении праздника Вознесения Господня в деле нашего спасения Ныне святая Церковь воспоминает Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо, и для христиан это событие составляет один из великих праздников. В жизни Христа Спасителя все события велики и важны; но воспоминаемое ныне событие велико и важно по преимуществу. Этим событием, последовавшим в 40-й день по воскресении Господа из мертвых, окончательно завершилось дело спасения рода человеческого, почему и празднование этого события сопричислено св. церковью в кругу 12-ти великих христианских праздников. Но не одним только вознесением Своим на небо Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения! Он соделал его всей совокупностью событий земной Своей жизни. Он совершил наше спасение и воплощением, и рождением, и Своими страданиями, и Своею крестной смертью, а затем Своим погребением, воскресением из мертвых и преславным вознесением на небо, и наконец сошествием Св. Духа на апостолов. По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель в продолжение 40 дней неоднократно являлся ученикам Своим, научая их тайнам царствия Божия, это тем тайнам, без усвоения и принятия которых нельзя спастись, тайнам, заключенным теперь в церкви Божией и в которых невидимо и таинственно действует Бог Дух Святой. Так, в самый день воскресения, Он явился женам мироносицам, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и всем вместе в одно время являлся Он ученикам на море Тивериадском, в другое – Он явился на одной из Галилейских гор более пятистам верующим и, наконец, в день вознесения, Он явился всем ученикам Своим вместе, среди которых в это время находилась и Матерь Божия, Пречистая Дева Мария. Ученики на этот раз, по случаю приближения праздника Пятидесятницы, были в Иерусалиме и находились в одном доме. Здесь явился им Господь наш Иисус Христос и сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в г. Иерусалиме, пока не облечетесь силой свыше. Ибо Иоанн крестил вас водой, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым». Слова эти поразили учеников; их сердца затрепетали от радости, им подумалось, что еще несколько дней и славное царство Израиля будет восстановлено. И вот они столпились около Учителя, со всех сторон, послышался вопрос: не в сие ли время, Господи, Ты восстановишь царство Израиля? Господь остановил их любопытство, и отвлек их мысли от временных расчетов. «Не ваше дело, – сказал Он, – знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти: но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Моими свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и в Самарии и даже до последнего края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Крещение Господне 6 января православная Церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и крестился у него в Иорданских водах. По вспоминаемому событию и сам праздник называется Крещением Господним. А так как в этом событии, по свидетельству евангелиста ( Мф. 3:16–17 ), совершилось явление Триединого Бога, то и праздник Крещения известен еще под именем Богоявления. С другой стороны, Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его: «до дня крещения Он был неизвестен народу, – говорит св. Златоуст, – почему Богоявлением называется не тот день, в который (Христос) родился, а тот, в который крестился» 1 . Богоявление принадлежит к самым древнейшим христианским праздникам. О нем говорит еще Климент александрийский (II в.). Но в первоначальной Церкви Христовой, по крайней мере в восточной половине ее, предметом празднования 6-го января было не Крещение, а Рождество Христово. Целый ряд церковных отцов свидетельствуют, что 6-го января (Epiphania или Theophania) всегда было праздником Рождества Христова. Основанием такого обычая Церкви были тогдашние богословские споры. Борьба против Божества Христова, высказавшаяся прежде всего в эвионизме и докетизме, возродилась с новой силой в форме арианства и родственных ему доктрин. Неверие в Божество Христово находило бы сильное подспорье в самой церковной жизни, как скоро в ней совершался бы праздник, посвященный исключительно или главным образом Крещению, особенно в то время, когда праздника Рождества (25 декабря) не существовало вовсе. Это было бы фактическим опровержением ее веры в Божество Иисуса Христа. В силу этого внимание церкви сосредоточивается преимущественно на рождении Господа, а не на крещении Его. О крещении не упоминается ни в одном символе церковном. Согласно с этим, отцы Церкви в празднике Богоявления видели не праздник крещения, а праздник рождения. Св. Ефрем Сирин называет его днем рождения; праздником рождения считают его три великих каппадокийских учителя Церкви. Яснее других высказывает это св. Григорий Назианзин : «Ныне празднуем мы Богоявление или праздник Рождества».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Праздник Вот подошла и Троица, как обыкновенно называют этот праздник у нас в России. У сербов – лучше и благоговейнее: Святая Троица. Праздник… Я [на] несколько минут раньше службы пошел в храм. На душе было хорошо, тихо, мирно. Но только что я переступил порог церкви, увидел зелень и ветки, мгновенно настроение поднялось: я почувствовал праздник. И притом, большой, великий, один из самых великих даже среди двунадесятых, праздник. Душу наполнила праздничная радость. И она не оставляла меня и на весь следующий день. И сам дивишься: кажется, и небо то же, и воздух, и храм… Но – всё иное… Всё это радует. Почему?! Не потому, что думаешь о празднике. Нет, и совсем не думаешь, – а сердце само радуется. Лучше всего мне представляется такое сравнение: в воздухе тепло разлито, и оно проникает тебя всего, хотя ты и не думаешь. Так и во время праздника: вот мне кажется, будто везде вокруг разлито благоуханное миро, радостное и радующее, «душа улыбается». И даже не хотелось скрывать, и я делился со многими этим ощущением – и с братиями, и с сербами-богомольцами. – С праздником! – весело приветствовал я. И все улыбались, отвечали взаимным приветствием. – Знаете, – продолжая я им, – ныне особенная радость! – И все соглашались. А один монах сказал: – Все запечатлено Духом Святым! И истинно так: эта радость от благодати Божией, данной Богом в великий праздник. Именно в этом причина, и мне не нужно доказывать это, – как не доказывают, а просто чувствуют, воспринимают, когда бывает тепло или благоуханно. А когда началась служба, – и потом после запели стихиры, дальше читали канон, то я заметил на себе, что радость совсем была не зависима от них: лишь некоторые идеи или образы останавливали на себе мое внимание, и то больше – умственно; между тем источник радости был не во мне, а вовне. И тут я снова понял, что радость дается не мне одному, а всем, особым сверхъестественным способом, от благодати. И потому и самые простые люди, почти ничего не понимающие в стихирах, одинаково ощущают существенную радость, различаясь лишь в степени. Вот и я радовался совсем не от стихир. Торжествовала душа или – в ней что-то торжествовало. И я еще не разбирался, как должно, в содержании песнопений, однако ж – торжествовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста      Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» . Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» .

http://pravoslavie.ru/68362.html

Тропари и кондаки Богородичных, великих Святых и особых праздников Новолетию Тропарь, гл. 2. Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире ИМПЕРАТОРА и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны. Кондак, гл. 2. В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета: соблюди и сохрани в мире православнаго ИМПЕРАТОРА, и град и люди Твоя, Многомилостиво. Святителю Иоанну Златоусту Тропарь, гл. 8. Уст твоих, яко же светлость огня, возсиявши благодать вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. По твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 6. От небес приял еси Божественную благодати, и Твоими устнами учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте , всеблаженне преподобие, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя. Празднование Знамения Пресвятой Богородицы Тропарь, гл. 4. Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем, тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость. Кондак, гл. 4. Честнаго образа Твоего Знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, им же дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, тем же Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Недели Свв. Праотец Тропарь, гл. 2. Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый церковь : хвалятся во славе святии, яко от семене их есть плод благословен, бессеменно рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Кондак, гл. 6. Рукописаннаго образа не почетше, но неописанным существом защитившеся треблаженнии, в подвизе огня прославистеся, среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый, и потщися яко милостив в помощь нашу, яко можеши хотяй. Преподобному Антонию Великому

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Эксапостиларии Великих Богородичных праздников Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Минует август. Вместе с ним постепенно минуют дни прошедшей страды, сбора урожая, его уборки. На сжатых и скошенных полях постепенно воцаряется покой, а у человека тишина наступает тогда, когда приходит время церковного новолетия — тихое, но торжественное, и Церковь вступает в чреду радостных дней. Здесь приближается и церковное празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Тихий, внутри как бы молчащий праздник проходит в свечении золотой листвы, которую так часто любят возводить на церковное паникадило, и это парение золота составляет основное украшение праздника. Праздник светел, тих, и радость церковная тоже тиха и умеренна. От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую. Многое может быть сказано о дне Рождения Пречистой, но тихая сосредоточенность и созерцание входящей в мир церковной истории и церковной службы сохраняется душою. Рождение Марии сразу наполняет Церковь богатством и радостью, возможностью ожидания неизглаголанного мира и чудес, связанных с пришествием в мир Христа Спасителя. Церковь приемлет это руководство, и хотя молоды ее стопы, кротки начальные шаги, но в них — твердость и уверенность. В развитии духовной, внутренней жизни, в укреплении шагов теперь пройдет жизнь Церкви, и ей, великой, остается только укрепляться и повторять тихие глаголы: “От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую”. Знаменательно, что именно в эти святые дни Церковь начинает и счисление своего года. Его мирный, торжественный ход и как будто само существование Святой Церкви начинается светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010