Монастырь этот основан в начале просвещения России светом Христовой веры, во времена равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чем упоминается в истории государства российского 1 . Следовательно, это один из древнейших русских монастырей. В нем хранятся грамоты русских царей, патриарха Всероссийского Иова и архиепископа Константинопольского, Вселенского патриарха Каллиника. Вследствие политических и других обстоятельств монастырь св.Пантелеимона в длинный период своего существования подвергался разным переворотам; в минувшем же столетии пришел в такую крайнюю скудость, что едва не был закрыт; а в настоящее время он стал наряду с первыми афонскими обителями, превосходя их числом братства, доходящим до 400 человек 2 . Соборных храмов в нем два: во имя св.великомученика и целебника Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие храмы более замечательные: в честь Успения Богоматери и во имя святителя Христова Митрофана. Всех же храмов в монастырской ограде и вне оной 33. – Храмы эти украшены хранящимися в них благодатными святынями; здесь представляются благоговейному поклоннику: части животворящего древа креста Господня; чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Иерусалимской», «Избавительницей», также чудотворные иконы Усекновения главы Предтечи Господня, страстотерпца Христова и целителя Пантелеимона; драгоценные сокровища: многоцелебная честная глава и части святых мощей св.великомученика Пантелеимона; святые главы угодников Божиих: св.преподобномученика Стефана Нового, св.преподобномученицы Параскевы, святых преподобномучеников Афонских, пострадавших в сем веке: Евфимия, Игнатия и Акакия, и части мощей многих иных великих святых. Правила соблюдаются в монастыре, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные: они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а на дни воскресные, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются во всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедывание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни; смирение считается основной ее добродетелью. Св.Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам или в случающийся на неделе праздник. В будни, в свободное от богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» Источник: «Православная газета», Екатеринбург – Владыка, первый вопрос – о празднике Успения Богородицы, который мы отмечаем 28 августа. Это один из 12 главных православных праздников. Как нужно его отмечать и каков его духовный смысл? – Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это великий праздник – радостный и утешительный, потому что мы видим в празднике Успения Божией Матери смысл нашей жизни: жизнь наша здесь, на земле предназначена для вечности, вечности с Богом. И в соработничестве, трудах, подвиге жизни мы достигаем совершенства, высоких нравственных идеалов и сподобляемся великих благ в Царстве Божием. Труд, который мы совершаем в этой жизни, имеет значение и силу, и не напрасно мы совершаем такой подвиг самоотречения, самопожертвования – наш труд поощряется Богом вечными благами и вечной радостью. Пресвятая Богородица в течение всей Своей жизни трудилась и сохранила Себя в чистоте – Она сподобилась быть Матерью Сына Божия. И Сын Божий принял человеческую плоть от Пресвятой Девы Марии и совершил дело нашего спасения. Пресвятая Богородица продолжала в Своей жизни нести подвиг терпения, смирения, послушания воле Божией, проповеди о Христе, учения нравственности и духовности. Она готовилась к вечности, к отшествию из этого мира постом и молитвой. И Господь Бог, Спаситель мира, взял Ее пречистую душу и вместе с телом вознес на небо. И Она там радуется и блаженствует – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, прославляемая небесной и земной Церковью, которые славят Ее труды и подвиги. И Она не зря трудилась, потому что получила великое и неизреченное. Поэтому мы, дорогие братья и сестры, если будем трудиться в этой жизни, искореняя свои грехи, пороки, слабости, немощи, очищая свою душу покаянием и в противовес нашим грехам внедряя в нее, в свою жизнь добродетели, противоположные нашим грехам и страстям – это нас обогатит, вознесет. И когда мы приблизимся к порогу отшествия из этого мира, который есть переход в иную жизнь, а не смерть и исчезновение в небытие, этот порог будет для нас радостен и утешителен, потому что нас будет ждать радость и утешение, которых сподобилась Пресвятая Богородица: великая радость, встреча со Христом, с Ее Возлюбленным Сыном, с великой радостью, которую уготовал Господь всем на этой земле, кто трудятся ради Христа и достигают великих совершенств, чего достигла и Пресвятая Богородица.

http://pravoslavie.ru/36930.html

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев: Желаю всем покоя и воли Я желаю всем счастья – а если точнее, желаю вам жить в мире и быть хозяином своей судьбы 31 декабря, 2014 Я желаю всем счастья – а если точнее, желаю вам жить в мире и быть хозяином своей судьбы В канун Нового года читателей «Правмира» поздравляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев – настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области). Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим новолетием и Рождеством Христовым! О Рождестве будет сказано еще много глубоких и искренних слов, а сейчас я хотел бы поговорить о празднике, который у нас в России всегда предваряет Рождество, которого нет в наших церковных календарях, который многие православные называют светским, а иные даже языческим праздником. Мне, однако, кажется, что он имеет непосредственное отношение к нашей жизни, а именно ко времени – к той таинственной субстанции, без которой жизнь на земле невозможна, а значит, имеет отношение и к нашей вере, и нашему спасению. Праздник этот мы называем Новым годом. Поздравляя друг друга с Новым годом, мы вряд ли отдаем себе отчет в некоторой странности этого поздравления – ведь мы поздравляем с тем, что еще не случилось. Иное дело поздравить с тем, что уже произошло, это уже наше достояние и почему бы с этим не поздравить. Но мы редко поздравляем друг друга с годом прошедшим, хотя по традиции вспоминаем и его. Вот и я хотел бы начать с этого воспоминания. Недавно кто-то назвал этот год «годом великих побед, завершившихся ужасной катастрофой». Мне не нравятся эти слова. Не заметил я в году уходящем великих побед, хотя, конечно, поначалу от всей души радовался за наших спортсменов на олимпиаде. Затем поводов для радости становилось все меньше и меньше, но и катастрофой язык не поворачивается назвать тот экономический кризис, в который постепенно (или стремительно) скатывается наша страна. Да, очевидно, новый год будет по-настоящему новым, жизнь изменится, жить станет тяжелее, и не только в материальном смысле. Но разве это катастрофа? Это даже еще не цветочки – так, напоминание о том, что «жизнь прожить – не поле перейти».

http://pravmir.ru/protoierey-vyacheslav-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.2 из  5) Православные праздники Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон. Самый главный день церковного года – праздник Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Следующие по значимости – 12 великих двунадесятых праздников. Затем по значению мы выделяем 5 великих праздников. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников каждый год не изменяются, например, Рождество Христово всегда празднуется 7 января. Даты же переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которое определяется в зависимости от фаз Луны (при этом Пасха обязательно должна приходиться на воскресный день). Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы. Рождество Христово Празднуется 7 января За много дней до рождения Младенца Христа в далекой восточной стране на небе появилась необычная звезда. Первыми ее увидели мудрецы-звездочеты, которых называли волхвами. Они знали многие тайны природы и звездного неба, но подобной звезды они не видели никогда. Мудрецы взяли древние книги и нашли в них предсказание: звезда возвещала о рождении в Палестине Царя. Царь тот есть Господь и Владыка всего мира, Бог, принявший человеческий облик. Прочтя предсказание, волхвы снарядили караван и с богатыми дарами немедленно отправились в путь. Сорок дней и ночей длилось это путешествие. Звезда плыла над караваном и указывала путь. Шли волхвы – двигалась звезда на небе. Останавливались на отдых – замирала и звезда. Та звезда была ангелом Господним. Палестина в то время находилась под властью римлян, которые поделили ее на части. Одна из них называлась Иудея, и царем над ней римляне поставили человека жестокого и вероломного. Имя ему было Ирод. Когда римский император Август решил сделать перепись населения, каждый иудей под страхом смерти за ослушание должен был явиться для переписи на родину своих предков. Дева Мария и Ее названный муж праведный Иосиф Обручник были дальними потомками царя Давида, родиной которого был Вифлеем. Им надлежало туда и отправиться.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях. Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты). В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавре – голубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий). В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2). Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Феодот, иеромонах Соузник святителя Афанасия. 1. 16 февраля 1955 г. 16–II 55 Возлюбленные мои о Господе Дедушки дорогие! Бог милости и щедрот да пребудет c Вами, мои дорогие, а меня, недостойного Феодота, благословите! Нет, я не могу найти слов благодарности за неожиданный дорогой подарок Ваш, полученный мною 12/II с. г., который напитал грешное тело мое и вознес горе душу мою. Преклоняясь пред достоинством Вашим, Вл[адыко], в благодарность мою могу лишь вздохнуть ко Господу моему, моим духом и сердцем сокрушенным за спасение Ваше, пожелать всех душевных и телесных благ, целовать Вашу руку святительскую и в немом изумлении взывать: помяни, помяни, Г[осподи]... А больше сего ничто не могу. Разно помышляя в себе о причинах побуждения сердца Вашего к милости великой, оказанной мне, или, вернее сказать, быть может, чрез меня о. Никите то доношу, что о. Никита 843 убыл на 1-й л/п 844 , в сан[итарную] часть на определение состояния его здоровья по линии актировки, на которую он представлен. (Я нет.) Отходя на 1-й, от[ец] Ник[ита] оставил часть некую из сокровищ своих – продуктов, а также пенязей несколько, дабы братией нашей помянуть имя его в день Ангела его 13/II. Что мы исполнив, додав нечто из Вашего блага, – а остальное брашно было к Празднику Сретения Господня. Насытивши тело бренное хлебом насущным, назидше и душу свою поминанием Вашим, возблагодарили Бога и благодетелей наших и в своих молитвах грешных и всех молебно помянули. Я очень рад, слезно тронут, и так приятно душе моей, что я имею такую твердую опеку духовную и «Око орлинно» над собой, теплое предстательство к Богу таких отец великих, каких в пустыни моей хладной давно чаяла имети душа моя. Нет меры радости моей!.. И душа моя парит горе, свободно дыша и летая, и как птенца младого от бурь и грез хранит мол[ит]ва пресвятая моих великих святых отец!.. Я благословляю ту минуту, в которую пришел ко мне дух Ваш и посетил немощь мою, и я почувствовал, что я не сам – как тать крыющийся, или как пес нырящий, или дух. носящийся над безднами природы, – а утвердившийся, как на камени веры мол[ит]вы Вашей о мне, окаяннем, – как пристани упокоения моих бедных чувств, – и я почил душей моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Часть III. Виды служб Минеи и их особенности Глава 1. Богослужения в седмичные дни В данной, III части книги мы приведем особенности всех богослужений для всех видов праздников. И хотя во II части нашей книги при освещении отдельных служб суточного круга мы приводили их особенности, все же считаем целесообразным собрать в данной части все особенности каждого вида праздничных и вседневных богослужений. Это необходимо для того, чтобы любой человек, участвующий в подготовке конкретной службы (уставщик, регент и другие), мог обратиться к одной главе, где будут указаны все особенности для данного случая. Сразу заметим, что, так как наша книга посвящена богослужебному Уставу, мы будем рассматривать только те случаи, которые допускаются Уставом и особенности которых излагаются в Типиконе и других богослужебных книгах. Те же искусственные варианты, которые иногда встречаются в приходской практике (например, празднование двум полиелейным святым в один день), мы не считаем целесообразным освещать в данной книге. Так как богослужение воскресное существенно отличается от богослужения в другие дни седмицы, то разумно выделить его в особую главу. Потому в настоящей главе рассматриваются особенности всех видов служб Минеи в седмичные дни, кроме недели, а в следующей – особенности тех же видов служб в воскресный день. §1. Великие праздники Великих праздников всего 17: это все двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы) и пять великих недвунадесятых (Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи). Все они обозначаются в Месяцеслове красным крестом, вписанным в полную окружность, – . На великие праздники непременно полагается совершать бдение. Принципиальная особенность этих праздников в том, что в седмичные дни (а для Господских двунадесятых праздников и в воскресные дни) все песнопения посвящаются только празднику. §1.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Господского праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

А.В. Антишкин Преподобный Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны богоявления Источник Статья посвящена литературному наследию монаха, отшельника второй половины XII в. преподобному Неофиту Кипрскому . В историю византийской литературы преподобный Неофит вошел как хронист и самый плодотворный писатель средневизантийского периода кипрской истории. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются 12 проповедей на двунадесятые праздники. В качестве комментатора богослужебных канонов преподобный Неофит совершенно не исследован. В настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть проповедь преподобного Неофита на каноны Богоявления, которая раскрывает содержание канона в целом и объясняет смысл отдельных неясных выражений и фраз ирмосов и тропарей. Большое количество византийских авторов составляли комментарий на праздник Богоявления. Каноны этого праздника наряду с Рождеством Христовым и Пятидесятницей написаны самым употребительным античным размером – ямбом. История византийской литературы знает четырех авторов, составивших комментарий на праздник Богоявления: святитель Иоанн Мавропод 1 (XI в.) и три автора XII в. − поэт Феодор Продром 2 , митрополит Григорий Коринфский 3 и преподобный Неофит Кипрский 4 . Комментарии этих авторов в доступной форме помогают читателю лучше осмыслить содержание этого праздника. Проповедь преподобного Неофита Кипрского на праздник Богоявления была переведена на французский язык исследователем М.Н. Конгурдо. Преподобный Неофит вносит ясность в проповедь на праздник Богоявления и помогает лучше осмыслить и пережить поэтические строки этого праздника. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык. Для нас, как наследников византийской культуры, весьма важным представляется иметь в русском варианте переводы комментариев на каноны великих Господских праздников для их лучшего осмысления, с возможностью последующего их использования и распространения в числе книг, рекомендованных для каждого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Двенадцатилетний Иисус в храме (Лк.2:41–52) Священник Х.М. Орда. «Земная жизнь Иисуса Христа» Евангелист Лука свое повествование о возвращении Иисуса и родителей Его в Назарет заключает следующими словами: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем ( Лк.2:40 ). Евангельская история умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распростертую над историей детства и юношества Иисуса Христа. Ничем не сдерживаемая фантазия наполнила это таинственное пространство времени до первого явления Иисуса Христа в общественное служение всякого рода баснями и сказками. Евангелисты рассказывают только единственное событие из этого периода времени, что служить блистательным доказательством их осторожности и осмотрительности в выборе рассказываемых ими событий. Лк.2:41–42 . В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадцатилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пятнадцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «детьми закона». Приближалась Пасха. Это был величайший иудейский праздник. Священнейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей». Поэтому и Иосифу нужно было отправиться в Иерусалим. По благочестивому обычаю, Мария сопутствовала ему. Но так как и Иисусу было уже двенадцать лет, то и Его взяли с собою в Иерусалим. Время таких путешествий было веселым временем. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. Чем дальше они шли, тем больше приставало к ним путешественников. При этом шли беседы о древних временах милости Божией. Почти каждое место на дороге было памятником благодеяний Божиих благочестивым предкам. Во время отдыха прочитывали отрывки священной истории и пели хором псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010