Закрыть itemscope itemtype="" > Едиными с верой – против супостатов В Нижнем Новгороде рождается новая национальная традиция 29.11.2023 97 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник 4 ноября Россия отметила два великих праздника – день чествования иконы Казанской Божией Матери, с которой шло Нижегородское ополчение и День народного единства, с 2005 года имеющий статус государственного праздника. В Нижнем Новгороде, вдохновившем Русский народ изгнать польско-литовских завоевателей из своего Отечества, праздник имеет свои традиции. После богослужения в Архангельском соборе Кремля, в котором находится гробница с останками Кузьмы Минина, совершается крестный ход к памятнику предводителям Нижегородского ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (это копия монумента, установленного на Красной площади столицы), который стоит на площади Народного Единства. Прошедший праздник порадовал нижегородцев всех районов города тематическими мероприятиями, имеющими и духовный смысл, и интеллектуальный стержень. Люди всех возрастов могли бесплатно посетить музеи, выставки творческих работников, посвященные историческим событиям. В Ивановской башне кремля в свободном доступе была открыта экспозиция «Подвиг народного ополчения». Нижегородский государственный художественный музей организовал экскурсии к картине «Воззвание Минина» и лекции о творчестве художника. Неиссякаемый людской поток был в парк Победы, где проходила выставка «Историческое стрелковое оружие XX века». А в парке «Дубки» даже дети с большущим интересом участвовали в мастер-классах по сборке-разборке оружия. Ближе к вечеру там проходила военно-историческая реконструкция «Оборона блокпоста». Всех мероприятий на площадках города не перечислишь. Главные же – выставки, представления, мастер-классы по теме исторических событий. Населением это воспринято как удачно состоявшийся праздник. И в духе настоящего времени. В праздник события наших дней коснулись сердец каждого нижегородца – с площади Народного Единства прошли торжественные проводы отряда добровольцев в зону СВО. Как 400 лет назад, так и теперь – на битву с мировым злом, направленным на уничтожение нашего Отечества и веры Православной… Воины обещали с Победой вернуться…

http://ruskline.ru/opp/2023/11/29/edinym...

Литургия в Успенском соборе Кремля в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2012 года 4 декабря 2012 г. 01:00 Патриарх Кирилл: Жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней 4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 95-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в честь события, о котором ничего не сказано в Священном Писании. Но мы знаем об этом событии из Предания Церкви, потому что из поколения в поколение, начиная с первых годов существования Церкви Христовой, в христианской общине хранилась память о нем. Позднее эта память была зафиксирована — в первую очередь, в святоотеческих творениях, и мы встречаем замечательные образцы проповедей великих святых отцов, посвященных дню Введения во храм Пресвятой Богородицы. Само по себе событие это было достаточно обыкновенным для жизни тогдашнего Иерусалима — существовал обычай посвящать первенцев Богу. Конечно, не все родители так поступали, не все отдавали своего ребенка в храм на воспитание, но многие этот обычай исполняли — приводили своих младенцев в храм и отдавали их на воспитание тем, кто при нем служил. В этом смысле событие было обыкновенным, но Предание повествует нам о чем-то, что делает произошедшее из ряда вон выходящим. Младенца Марию, приведенную Ее благочестивыми родителями для посвящения Богу, встречает первосвященник и сам вводит в храм. В этом действии первосвященника — несомненное пророчество и прообразование всего того, что совершила Пресвятая Дева и что через Нее Бог совершил для рода человеческого. Замечательный обычай посвящать детей Богу и отдавать их на воспитание в храм свидетельствовал о вере иудеев в то, что жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней. Эта вера запечатлена и в Предании Церкви нашей — первым событием в жизни новорожденного является его вхождение в храм для совершения Таинства Крещения. Теперь детей приносят родители или восприемники (хотя все зависит от возраста), и как замечательно, что эта традиция соприкосновения младенца в начале жизни с Богом в Его храме живет и в нашем народе!

http://e-vestnik.ru/docs/vvedenie_patria...

поиск:   разделы   рассылка Мария Шустрова Козлов: обычаи не должны вытеснять саму суть церковного праздника Источник:  РИА Новости О форме и содержании благовещенских и пасхальных традиций и обычаев в интервью РИА Новости рассказал профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим КОЗЛОВ. О том, какие из благовещенских и пасхальных традиций действительно связаны с церковной традицией, а какие – возникли искусственно, от невежества, можно ли выбрасывать упаковки от освященных продуктов, что такое Кириопасха и могут ли одни околоцерковные обычаи вытеснять другие, рассказал в интервью РИА Новости профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Беседовала Мария Шустрова. – Отец Максим, исторически сложилось так, что сюжеты Благовещения и Успения – самые популярные у христиан. Благовещенские и Успенские храмы – самые древние и многочисленные в христианском мире. Как вы думаете, с чем связан тот факт, что при становлении церкви для нее были так важны именно эти темы? – Храмы, посвященные Благовещению и Успению Пресвятой Богородицы, действительно очень распространены в христианском мире. События Благовещения, как поется в тропаре – главном песнопении этого праздника, – начинаются с основания нашего спасения. Благовещенье – начало воплощения Бога Слова. С этого начинается время Нового Завета – важнейший для христиан этап истории человеческого рода. Что касается Успения, прославляя конец земной жизни Богоматери, мы видим в ее лице до конца обоженную человеческую личность. В этом смысле Благовещение и Успение представляют собой содержательную двоицу – начинают и завершают собой священную историю Нового Завета. Благовещение – это событие, в котором Бог становится вполне подобным нам во всем, кроме греха. А Успение указывает нам на ту славу, к которой призван человек, на то, чего призвана достигнуть человеческая личность. – В 1991 году два великих православных праздника – Благовещение и Пасха – совпали. Что происходит в таких случаях? Что над чем берет верх?

http://religare.ru/2_106468.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что можно и нельзя на Покров 7 мин., 19.09.2023 Содержание 14 октября Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы. И хотя в основе праздника лежит история, случившаяся давным-давно в Византии, особую популярность он приобрел в России. С Покровом связано множество традиций и примет — от вполне безобидных до довольно странных и суеверных. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих праздников в Русской Православной Церкви. Он установлен в честь события, которое произошло в 910 году в Константинополе. Город осаждали враги, и множество людей собрались в храмах для молитвы. Во время всенощного бдения во Влахернском храме святой Андрей Юродивый увидел в воздухе Божию Матерь, Которая молилась Господу о спасении жителей, простирая над ними Свой омофор (покрывало для головы). В результате враги отступили. Что можно и нельзя на Покров? Как и в любой церковный праздник, главное, что можно и нужно сделать, — побывать в храме и причаститься. Если это не получается (праздник часто приходится на будний день), стоит уделить больше времени молитве, духовному чтению, добрым делам, избегать суеты и ссор с близкими. На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Даже если праздник выпадает на среду или пятницу, разрешается рыба. Многочисленные приметы народного календаря на Покров к духовной жизни отношения не имеют, просто наши предки связывали праздник с климатическими явлениями, бытовыми и социальными особенностями сельской жизни — наступлением холодов, окончанием полевых работ и началом осеннего свадебного сезона. Например, по дождю или его отсутствию на Покров предсказывали, как пройдет наступающая зима, а по поведению незамужних девушек в этот день пытались судить о том, скоро ли они вступят в брак. И если погодные приметы порой оказывались довольно точными, то к знакам относительно устройства личной жизни и связанным с ними запретам и суевериям не стоит относиться серьезно. Что нельзя делать на Покров?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzja-na-p...

Через несколько дней мы увидим свет великого праздника Рождества Христова 10 декабря, 2006. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Имена забытые, некогда поруганные, Бог воскрешает и ставит на свещнице, чтобы их светоносной жизнью освещать путь странствующих в житейском море. И живет вечно память о тех, кто послужил Богу верой, кто послужил делу спасения мира. Слово в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова. Церковь возгласит о явлении миру света разума рождением Христа. Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение. День этот настолько велик, что Святая Церковь установила длительное приготовление к нему сорокадневным постом и пятидневным предпразднством. За пять дней до праздника церковные песнопения уже пронизаны предощущением предстоящего праздничного ликования. День этот велик тем, что исполнилось в нем величайшее обетование Божие, данное людям о грядущем Спасителе мира. А в предпразднственные дни вспоминается все, что предшествовало великому событию явления Бога во плоти на земле. Человечество готовилось к рождению Спасителя еще со времен Адама. Получив в раю наказание за преступление, оно в лице Адама получило и обетование о имеющем некогда совершиться великом событии, когда «семя жены сотрет главу змия» и человек вновь обретет утраченный рай. Два последние предпраздничные воскресенья Святая Церковь молитвенно вспоминает святых праотцев и отцев – праведников Ветхого Завета, кои, приняв обетование о грядущем Искупителе, терпеливо, трудолюбно и неустанно шли Ему навстречу, становясь соучастниками в великом деле спасения мира. И недаром сегодня в Святом Евангелии были перечислены имена, составляющие родословную Спасителя мира – Христа, а апостольское послание раскрыло перед нами основу их богоугодной жизни – подвиг веры. По слову апостола, недостанет времени, чтобы перечислить все примеры великих дел веры, которые родили и вскормили единственную, ставшую вместилищем Невместимому Христу Богу – Пресвятую Матерь-Деву.

http://pravmir.ru/cherez-neskolko-dnej-m...

100 (а). Праздник Божественного смирения Нас ради родися Отроча младо – превечный Бог. Сегодня праздник Божественного смирения. Сегодня превечный Бог стал Отроча младо – малым Младенцем, рождаемым от Девы; сегодня всемогущий и премудрый Творец всех миров, и видимых и невидимых, единородный Сын превечного Отца явился во плоти яко един от земнородных, Царь небесный низшел на грешную землю, и притом – не в раззолоченные чертоги царей земных, а в смиренный вертеп, не в роскошную колыбель, а в убогие ясли. Простирающий небо, как шатер, и Одевающий его облаками, Повивающий море туманами, как пеленами, – сегодня Сам рубищем пеленается, яко сын бедного Назаретского древодела. Поистине, сегодня небо сошло на землю и вертеп стал небом! Поистине, неизреченно смирение Сына Божия, несказанна любовь Божия к роду человеческому. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3:16 ). Еще в Ветхом Завете царственный пророк, в благоговейном созерцании премудрости и благости Божией в отношении к ничтожному творению – к человеку, молитвенно взывал ко Господу: что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его! Стоит ли это ничтожное создание, этот червь, прах, пепел, пребывающий где-то на земле, которая и сама-то есть ничтожная пылинка мироздания, – стоит ли он того, чтобы Ты, Всевышний, Непостижимый Боже, помнил его, посещал его благостию Твоею, осыпал щедротами Твоими? А, между тем, – Ты умалил его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его, поставил еси над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. О, как величественно, как дивно и славно имя Твое по всей земле! ( Пс. 8:5–7, 10 ). Но что сказал бы сей благоговейный созерцатель великих дел Божиих, если бы он воочию узрел то, что мы верою созерцаем ныне, что в действительности совершилось на земле, – если бы он узрел Бога во плоти, Бога – яко Отроча младо, Отроча – Бога в убогих яслях, в бедных пеленах, в мрачном вертепе смиренно почивающего?.. Какой дивный псалом воспел бы он своему преблагословенному Потомку по плоти, ныне родившемуся в родном ему граде Вифлееме!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1877 Поучение в навечерие Рождества Христова 33 Христос с небес, срящите (Ирмос праздника) Братья! Давно уже мы слышим эти слова церковной песни: Христос с небес, срящите. А завтра у нас и тот день, к которому так долго приготовляла нас Святая Церковь наша. Но приготовились ли мы к тому, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова и сретить Самого родившегося Господа? По-видимому приготовились, потому что много мы в эти последние дни заботились о том, чтобы купить что нужно к празднику для дома, вымыть и убрать свои жилища, приготовить себе новое праздничное платье и запастись лишними деньгами на нужды и расходы праздничные. Иные же, богатые, быть может, немало заботились и о том, чтобы устроить на праздник повеселее вечерок и поприятнее провести все время праздничное. В этом едва ли не состоит и все наше приготовление к такому великому празднику и сретению родившегося Господа. Но заботясь о приготовлении к празднику многоразличных яств и питий, позаботились ли мы, прежде всего, о том, чтобы приготовить к празднику пищу и питие для души своей? Вымывая и украшая к празднику свои жилища, позаботились ли мы о том, чтобы покаянием и слезами омыть греховную скверну души своей, очистить свое сердце от всех похотей лукавых и украсить свою душу добродетельным житием? Приготовляя новые одежды для своего тела, позаботились ли мы хоть сколько-нибудь об одеянии души своей, подумали ли мы о том, чтобы своими делами милости ради праздника прикрыть греховную срамоту души своей? Запасаясь деньгами на нужды и расходы праздничные, запаслись ли вместе с тем усердием к молитве, богомыслию и благотворительности? Готовясь на праздник встречать и угощать званых и незваных гостей, приготовились ли мы встретить в своих домах со всем усердием и благоговением великого Гостя, Самого родившегося Господа под символом животворящего Креста Его, приносимого служителем алтаря от престола Господня? Задумывая устраивать вечера и пиршества для своих родных и знакомых во время праздников, подумали ли мы о том, чтобы устроить в своем доме вечерю для Самого Господа в лице меньшей братии Его? Намереваясь повеселее и поприятнее провести наступающее праздничное время, вспомнили ли мы о том, что среди нас есть немало таких несчастных, которые, быть может, и в эти великие дни не будут осушать глаз своих от слез, стоная под тяжестью нищеты, болезни, старости или какой-нибудь скорби душевной, и подумали ли мы о том, как бы ради таких великих дней хоть одному из этих несчастных отереть слезы?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников. Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников – праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во второй половине II века у христиан, кроме воскресного дня и праздника Пасхи, существовали уже праздники Пятидесятницы и Богоявления, день Рождества Христова был как будто забыт. Чем можно объяснить забвение дня, столь славного и важного для спасения человечества? Не подлежит сомнению, что Сама Пресвятая Дева Мария помнила ту святую ночь, когда Она родила Спасителя мира. Помнил ее и праведный Иосиф. Знали этот день также родственники Христа по плоти. Но за пределы фамильного круга этих лиц сведения о дне рождения Христа Спасителя не выходили. Даже евангелист Лука, написавший свое благовестие, как он сам говорит, «по тщательном исследовании всего сначала» ( Лк.1:1, 3 ) и пользовавшийся сообщениями очевидцев и служителей Слова ( Лк.1:2 ), не уточняет этого дня, хотя ему, как видно из его Евангелия, были хорошо известны многие хронологические данные, связанные с этим событием. Так, он сообщает, что благовещение Пресвятой Деве Марии было в шестой месяц после зачатия Иоанна Предтечи ( Лк.1:24, 26 ), что Пресвятая Дева посетила после этого праведную Елисавету и пробыла у нее около трех месяцев ( Лк.1:56 ), что Иисус Христос в восьмой день по рождении был обрезан ( Лк.2:21 ), а по исполнении дней очищения был принесен во храм ( Лк.2:22 ). Но дня рождения Христа, вокруг которого образуются все эти даты, он не упоминает. Не называет его даже тогда, когда описывает само событие Рождества Христова, хотя сообщает такие подробности, как то, что событие имело место во время переписи и что эта перепись была первой в правление Сирией Квириния ( Лк.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вознесение Господне 24.05.2023 554 Время на чтение 5 минут Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы. Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства. В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма. Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2017 16 мин., 25.07.2017 1-я страница обложки – на фоне голубого неба и цветущих ромашек (фото Diomedia) надпись: «Семья. Любовь. Верность». июля в десятый раз отмечается День семьи, любви и верности]. См. в рубрике «Интервью номера» материал - Светлана Медведева: «Решили, что в названии праздника семья должна быть – на первом месте» (с.8-13).   Пролог : (на заставке фото Владимира Ештокина)   Арсений Тарковский. «Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был…» Стихотворение. 1957//Фома. - – июль 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа:   Даты месяца. Июль //Фома. - – июль 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 17 июля. Память страстотерпцев императора Николая II , императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918) . Фото из архива царской семьи. – С.4; 6 июля. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Репродукция иконы. – С.4; 29 июля. 200 лет назад родился художник Иван Айвазовский (1817-1900). Ил.: Американские суда у скалы Гибралтара. Иван Айвазовский. 1873. – С.5.; 13 июля. Собор 12-ти апостолов. Икона. – С.5. Колонка главного редактора:   Владимир Легойда . Главная проблема церковной жизни . Фото dcjohn/Flickr/CC BY-NC 2.0//Фома. - – июль 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Светлана Медведева : « Решили, что в названии праздника семья должна быть на первом месте ». июля в десятый раз отмечается День семьи, любви и верности. Беседа с автором идеи праздника, президентом Фонда социально-культурных инициатив, супругой Премьер-министра России Светланой Владимировной Медведевой]. Фото из личного архива С. В. Медведевой//Фома. - – июль 2017. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Ценю, но не люблю:   Уважаю, ценю, но не люблю. Выходить ли замуж? Письмо в редакцию/ Елена. Фото lauren rushing/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0)//Фома. - – июль 2017. – С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010