Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воздвижение Креста Господня: как именно вас касается этот праздник 5 мин., 27.09.2022 Веками золотом, серебром и драгоценными камнями украшали крест, который «воздвигали» в этот день священники. Но никакие украшения не способны были затмить изначальный смысл Креста — орудия позорной и мучительной казни, к которому гвоздями был прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды Человек… И смысл этого уникального поражения, которое стало победой и торжеством. «В мире печальны будете…» В конце XX века протопресвитер Русской Православной Церкви Заграницей, богослов Александр Шмеман писал: «В нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный древний обряд. Но вокруг храма будет греметь громадный город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими. Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют “исполнять свои обряды”, лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою жизнь — без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда шел Он к распятию: “В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир”». «Сим победиши!» Праздник Воздвижения — один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников, — установлен в память обретения Креста Господня. Произошло оно примерно в 335 году в Иерусалиме, близ Голгофы, во время археологических раскопок. Организовали их приехавшая в Палестину мать императора Константина Великого императрица Елена и иерусалимский епископ Макарий. Читайте также: Что стало с Крестом, на котором был распят Иисус Христос? Столетиями в этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: «Господи, помилуй!»

http://foma.ru/vozdvizhenie-kresta-gospo...

святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Содержание Праздник Пасхи Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, «оживит некогда и смертные тела наши» (Рим. 8:11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, — должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, — говорит апостол Павел, — так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:4-13). «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15). «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8). Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, «оживит некогда и смертные тела наши» (Рим. 8:11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, — должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, — говорит апостол Павел, — так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:4-13). «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15). «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Скачать epub pdf Вот и наступило Воскресение Христово. В народе этот праздник широко известен именем Пасха. Думаю, что многие из вас уже поздравили друг друга пасхальным возгласом «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Я тоже приветствую каждого из вас этой дивной вестью о воскресшем Христе Спасителе 1 . Праздник Пасхи, наверное, самый древний из всех христианских праздников. Его следы находят уже в первом веке, но тогда вспоминали только крестную смерть Иисуса Христа. На всем христианском Востоке Пасху совершали 14 числа еврейского месяца Нисан, когда евреи приготавливали пасхального агнца. Тогда-то по Евангелию от Иоанна и по свидетельствам древнейших отцов церкви и последовала крестная смерть Христа. Уже древнейшие отцы Церкви Ириней Лионский (+ок. 202) , Тертуллиан (+ок. 225), Ориген (+254) хотели видеть в пасхальном агнце евреев прообраз Иисуса Христа, Который в Священном Писании так и называется агнцем Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой ( 1Кор. 5, 7 ; Ин.19:33 ) 2 . Интересно происхождение слова Пасха. Обычно думают, что оно происходит от еврейского или арамейского «пасха», что означает прохождение, пощада и напоминает об одном из великих иудейских праздников в честь избавления израильских первенцев от ангела смерти и потом чудесного освобождения Израиля от египетского рабства 3 . Но в древней Церкви это слово больше связывали с греческим chein – страдать, чем подчеркивался главный смысл этого праздника – воспоминание спасительных страданий Иисуса Христа. Причем тогда праздник состоял из двух отдельный торжеств, которые оба назывались пасхой. Первая Пасха в честь смерти Иисуса Христа – pascha staurosimon и Пасха в честь воскресения Христова pascha anastasimon. Первая проводилась в строгом посте и скорби в пятницу и субботу и заканчивалась воскресной евхаристией, с которой начиналась вторая Пасха. Она продолжалась 50 дней и включала в себя отдельные теперь праздники Вознесения и Сошествия Святого Духа 4 . Пасха по-разному вошла в сознание разных народов. Для современных греков – это народное гулянье, и они будут много и с удовольствием рассказывать вам о традициях, кухне, шествиях, танцах. У нас для верующих людей – более важно ее религиозное содержание, и они силятся познать мистическую тайну Креста и Воскресения. Попробуем разобраться в этом и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf Год 1982 О СЛЕДОВАНИИ СВЯТЫМ Слово, произнесенное на всенощной под праздник трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста 11 февраля 1982 г., в храме святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортово (Москва) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!.. Спасибо вам, святители Христовы, преподобные отцы, наставники наши, что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы перед нами, как образ подлинного, истинного христианского жития! В одной из своих проповедей святой Иоанн Златоуст говорит, что праздновать день святых – хорошо, петь им славу и наше благодарение – справедливо, но что напрасны все наши молитвы, все наши песнопения, если этим кончается наше почитание святых. Святых надо почитать тем, чтобы следовать их примеру и учиться от них, как жить по Христу, как жить по Евангелию. Святители, которых мы сегодня празднуем, воспеваем, о которых так полно наше сердце благодарности и радости – три из великих столпов Православной Церкви. Они провозгласили, в дивной красоте, в совершенной, бескомпромиссной истинности, учение Евангелия, учение Христово, учение апостольское, учение православное. И первое, чему мы должны от них научиться, это подобной верности каждому слову, любви к каждому слову, которое произнес Господь и Бог наш Иисус Христос. Истина, правда, вера в них воссияла. Но можно, продолжая исповедовать и проповедовать чистое Православие, быть изменником учению Христову жизнью, поступками. Мы исповедуем Бога Единого в Троице. По учению святого Григория Богослова , это значит исповедовать Бога любви; и если мы исповедуем Его устами, но вся наша жизнь противоречит этому нашему исповеданию, если мы не живем любовью, если не возвещаем мы любовь в каждом слове, в каждом действии нашем, мы лжем и мы изменяем Христу, потому что проповедь наша перед миром должна быть не проповедью словесной, а явлением славы и силы Божией, которая побеждает нас и нас делает подлинно детьми Божиими, Христовыми учениками. Поэтому хвалим, поклоняемся, радуемся мы об этих трех Святителях, которые не только сумели прозреть чистым сердцем тайны Божий (по слову Евангелия: «Блаженны чистые сердцем, – они Бога узрят») ( Мф. 5:8 ), но, прозрев эти тайны, они сумели так жить, чтобы вся их вера стала жизнью,– не словом, а поступком, образом жизни, а не только учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Слово на литургии в день праздника Сретения Господня 15/2 февраля 1973 г. «И Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:35 ). Для всякой вещи есть свое время и устав... – говорит Премудрый писатель священной книги Екклесиаст. – Время рождаться, и время умирать... время любить, и время ненавидеть... Время плакать, и время веселиться; время сетовать, и время плясать« ( Еккл. 8:6, 3:2, 8:4 ). Эти полные глубокого смысла слова древнего богопросвещенного мужа находят яркое выражение и в богослужебном уставе Святой нашей Православной Церкви – в том уставе, которым регулируется ее молитвенная, литургическая жизнь, где все, согласно слову Апостола, должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). В самом деле, в дни великих праздников Господских, особенно же в светлые дни Рождества Христова и Святой Пасхи, мы веселимся и радуемся, как бы отлагая на время – впрочем, не по забывчивости или нерадению, а вполне сознательно и с благословения Церкви – всякое сетование о наших грехах, всякую печаль о нашем недостоинстве и нравственном несовершенстве. Можно ли печалиться и скорбеть о грехах тогда, когда звучит в храмах Божиих жизнеутверждающий голос златословесного учителя: «Внидите вси в радость Господа своего... Трапеза исполнена, насладитеся вси... Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества... никтоже да плачет прегрешений!» И, напротив, в дни поста, и, особенно, в дни Святой Четыредесятницы или в дни Страстной седмицы, можно ли веселиться и ликовать, когда Св. Церковь напоминает нам о смертном часе, о трепете «страшнаго дне суднаго», или о том, как «Царь царствующих и Господь господствующих приходит – грехов ради наших – заклатися и датися в снедь верным!» Каково же, однако, то «время», тот «кайрос», как любят говорить богословы, с которым мы имеем дело при наступлении праздника Сретения Господня? Время ли это радости и веселия? Или время, когда мы призваны, не оставляя вовсе этой радости о Господе, войти все же в область и других спасительных переживаний, требующих от нас серьезного углубления в себя, духовной сосредоточенности?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Толкование на канон Рождества Христова Скачать epub pdf Вступительная статья «Как Бог благотворит людям, так и люди должны благодарить Благодетеля своего Бога. Ибо неблагодарным считается и называется тот, кто получив благодеяние от Бога, не приносит Ему даже слов благодарности… Поскольку же Бог есть Слово Живое и Ипостасное, и Он радуется именоваться этим именем, то и благодарность посредством слова является для Него приятнее всего прочего. Однако, слово – это не только произносимое в прозе и выраженное без ритмического метра, но и изложенное в размерных стихах, в песнопениях и песнях». Такими словами начинает преподобный Никодим Святогорец свое произведение «Эортодромион, или толкование на песенные каноны Господских и Богородичных праздников». Эортодромион означает праздничный путь или дорога праздников. Данный труд призван, по замыслу преподобного Никодима, сделать доступным для всех верующих высокое богословское содержание великих христианских праздников через толкование их смыслового средоточия – песенных богослужебных канонов. Приступая к написанию «Толкования», преподобный Никодим более всего желал побудить всякую христианскую душу к славословию Бога и благодарению Его за Его милость и за домостроительство нашего спасения, особенно отчетливо просматриваемое именно в праздники. В основу своего произведения он положил имеющееся толкование Феодора Птохопродрома. Но поскольку это сочинение было изложено труднодоступным языком и оставалось неизданным, то преподобный Никодим изложил свое толкование более простым языком, снабдил его многочисленными сносками на Священное Писание и святых отцов. К тому же он восполнил недостающие у Феодора толкования на некоторые праздники (Благовещения, Вознесения, Пятидесятницы и Успения), руководствуясь похвальными словами на эти праздники святых отцов. В настоящее время готовится перевод этого произведения на русский язык. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из толкования на канон Рождества. Толкование на канон Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Точка призыва Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1–8 декабря. - Введение во храм Богородицы. – Взрыв в Ессентуках. – Истерическая любовь к олигархам. – Выборы головой. – Призыв митрополита Лавра. – Раскольники и медиапсихоз. – Ситуация в Прибалтике. – Свобода от «проклятых вопросов». – Культура как творение духа. – Православность вместо православия. На прошлой неделе Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Накануне праздника Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт «Русская линия» . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником. Как сообщает сайт «Вестей» , «утренние торжественные богослужения пройдут во всех православных храмах, в том числе и в Успенском соборе московского Кремля». А сайт «Newsru.com» в своей информации рассказывает о том, историческом событии, которое легло в основу праздника: «В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. … Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во «Святая Святых». Как отмечает сайт «НТВ» , «упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского».

http://pravoslavie.ru/4866.html

Успеньев день День Успения Божией Матери – храмовой праздник первопрестольного собора – отличался в старой Москве особо-торжественными службами и обрядами. Так как праздник этот был в собственном смысле соборным и церковным, то эти торжественные особенности сосредоточивались по преимуществу в церковных богослужениях Успеньева дня и в обрядовой жизни патриарха. Успенский собор еще задолго до 15 августа начинал приготовляться к своему храмовому празднику. За две недели до Успеньева дня ключари приказывали чистить иконы, паникадила и всю соборную утварь, а для этого дела брали «людей из рядов, кто где надобен». Тогда же запасали с патриаршего двора свечи в подсвечники в паникадила, а пудовые свечи и масло в лампады приносили из царского дворца. За два дня до праздника напоминали патриаршему дворцовому дьяку, чтобы он готовил в соборную церковь сено – «мелкое, доброе». Накануне праздника, перед малой вечерней, сторожа постилали это сено по всему собору – и в алтаре, и в приделах, и на государевом, и на патриаршем местах. В сено этих двух последних мест, а также на царицыно место, полагались еще различные благовонные травы и духи. Душистые вещества «да гуляфной (розовой) водки и масла мятнаго или кропнаго» брали из аптеки, «и кропят и поливают для духу». Перед образами, на раках чудотворцев и гробницах святителей тогда же переменялись покровы и пелены и заменялись новыми и дорогими жемчужными. На государев хлебенной двор ключари отдавали приказ, чтобы там заготовили «благодарные хлебы большие», для благословения на литии во время всенощного. К малой же вечерне выносили большое евангелие на престол и переменяли другие сосуды и утварь на более драгоценные, лучшие и большие по размерам. Накануне же патриарх вместе со всем собором духовных властей и в преднесении ключарями креста и св. воды, ходил «на верх», в царский дворец, звать государя к праздничным службам и к своему праздничному столу. Этот «зов государев от патриарха» был заранее определен для ежегодного употребления и выражался следующей речью патриарха к царю: «А великий государь царь и великий князь (имя рек), всея Русии самодержец, чтобы еси государь пожаловал на праздник Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, вечерню и молебен и всенощное и заутреню, и обедню слушал; а в дому бы у Пречистой Богородицы и у великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и у нас своих богомольцев пожаловал бы еси хлеба ел».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

10. Слово на вторый день праздника Рождества Христова (Говорено в придворной церкви, в присутствии Ея Императорскаго Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Их Императорских Высочеств; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1814 Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. Mamф. II. 13 . Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшаго спасти человеков: а человек, для котораго Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земли мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и, Его телохранители, все младенцы Вифлеемские. Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь 106 всеобщаго Искупителя: напротив того невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: «изомроша ищущии души Отрочате» ( Mamф. II. 20 ). Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: «убояся тамо ити» ( Mamф. II. 22 ). После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новыя брани, новыя опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земныя силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирнаго царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки. Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокоивается дух, при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

14. Девство, брак и вдовство (Из поучения св. Амфилохия Иконийского в праздник Сретения Господня) Многие из великих людей прославляют девство. И в самом деле, оно достойно похвалы. Оно не причастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнях родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ( Быт. 3:16 ). Однако и «брак честен» ( Евр. 13:4 ) превосходит всякий земной дар, как плодовитое дерево, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделыватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: «Се, аз и дети, яже ми даде Бог» ( Ис. 6:18 ). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Славно девство, но девство истинное; потому что и в девстве есть различие. Одни девы воздремали и уснули, а другие бодрствовали ( Мф. 25 ). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный; поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. Почтенно и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее победу в подвиге целомудрия, вдовство честное, чистое, беспорочное. Такова была представленная нам словом Божиим Анна пророчица, дожившая до глубокой старости и как орел обновившаяся юностию. Потому что в праздник Сретения Господня вы слышали повествование евангелиста: «И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова; сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвами служаще день и нощь» ( Лк. 2:36, 37 ). Св. Анна – венец вдовицам; жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовством она украшалась как диадемою царскою; дряхлея телом, крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростию; согбенная старостию, бодра была познанием; увядая от многолетия, цвела боговедением; постилась, а не пресыщалась; молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном... Вы слышали, что сказал о ней евангелист: " И та, т. е. Анна, исповедавшеся Господеви, и глаголаше о нем всем чающим избавления во Иерусалиме» ( Лк. 2:38 ). Видишь ли величие Анны?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010