Arhiva Importana postului i respectarea lui astzi 28 ianuarie 2016 16:21 Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.  Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это — великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.  2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси (Дидахи 6, 1-3). 

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361182...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > Слово в неделю Сыропустную Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   01:07 09.03.2019 878 Время на чтение 6 минут Егда поститеся, не будите якоже лицемерии сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашнего дня наступает великая Четыредесятница, или Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные, должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мipa имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мipa, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/09/...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Пост — это не только труд, это ещё и радость 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы можем не поститься. Но мы постимся. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Наступает то время, которое именуется днями Святой Четыредесятницы. Апостол об этом времени говорит так: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В течение года большую часть своего времени человек посвящает заботам о своём существовании. Но есть особое время, когда Церковь призывает нас большую часть своих забот отдать «единому на потребу», самому главному — своей бессмертной душе. И нет для этого более удобного, приятного времени, чем дни Святой Четыредесятницы, к которым мы приблизились. С завтрашнего дня начинается Великий пост — духовная весна, которая обновляет нашу жизнь и наши духовные силы. Этот труд, подвиг поста и молитвы заканчивается праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь мы радостно празднуем не только воскресение Христа из мертвых, но и воскрешение нашей души от сна греховного и встречу её с Богом. Пост — это труд, с одной стороны. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какую-то ненужную ношу, что этот труд для тебя невыносим и тяжек. Человек привык всю жизнь получать радость от земных вещей и земных удовольствий, но Церковь хочет, чтобы он получал радость не только от них. Чтобы он не был похож на животное, но получал радость ещё и от общения с Богом. И именно к этой радости ведёт нас труд Великого поста. Именно к этой радости общения с Богом ведут нас те подвиги, к которым нас в эти дни призывает Святая Церковь. Если ты не хочешь этой радости, если ты к ней не стремишься, если она тебе не нужна, то и пост тогда не нужен — в нём нет никакого другого смысла.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТ - ЗАПОВЕДЬ БОЖИЯ По сочинениям митр. Стефана Яворского Учение Православной Церкви о святых постах ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание 2. Пост как воздержание и его слагаемые РАЗДЕЛ 1 О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ 1. Установление поста в Новом и Ветхом Заветах 2. Как постились ветхозаветные праведники.... 3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов 4. О многоразличной пользе поста 5. Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви РАЗДЕЛ II СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ 1. Ветхозаветная Церковь и пост 2. Пост-послушание Матери-Церкви 3. Святые Соборы о посте и трапезе РАЗДЕЛ III О ПОСТАХ, СОБЛЮДАЕМЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Великий сорокадневный пост а) Вселенские и Поместные Соборы об установлении Святой четыредесятницы б) Свидетельства святых отцов об установлении Святой Четыредесятницы в) О причинах установления Святой Четыредесятницы 2. О четырех постах, совершаемых в течение года 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся 4. О соблюдении поста в среду и пятницу ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание Различные болезни требуют и различного врачевания, но здесь предстоит нам беседа не о телесных болезнях и не о телесном врачевстве, но о духовном. А духовные болезни, коими душа наша немоществует, суть грехи, разделяющиеся на три рода: некоторые грехи совершаются в теле, другие - в душе, а иные обнаруживаются посредством любостяжания. Грехи, относящиеся к телу, следующие: чревонеистовство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая плотская греховная нечистота. Грехи, относящиеся к душе, суть все злые помыслы, из сердца исходящие: беззаконное вожделение, гордость, властолюбие, превозношение, славолюбие, зависть и тому подобные. А что касается любостяжания, то к нему относятся следующие грехи: корыстолюбие, воровство, хищение, убийство и всякое неправедное приобретение.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Мы сейчас говорим, что мы живем в обществе потребления. Можно сказать по-другому: мы живем в обществе чревоугодия. Пожирание — свойство ада, которое рождается в душе человека, живет в каждом из нас. Мы приходим в Церковь и даже в Церкви смотрим, где чего можно пожрать. Почему Святые Отцы грех чревоугодия называют первым? В чем смысл телесного поста? Как определить свою меру и прожить пост так, чтобы к его окончанию не остаться прежним, таким, каким ты был до его начала? Об этом и о многом другом поговорил протоирей Алексий Уминский с собравшимися в Издательском Совете Русской Православной Церкви на первой встрече цикла бесед о Великом посте, организованном издательством «Никея» и приуроченном к переизданию книги отца Алексия «Тайна примирения» . Приветственное слово сказал председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Он заметил, что, по его мнению, каждый священник, каждый архиерей должен проповедовать, писать, публиковать свои проповеди. Тем более, подчеркнул владыка Климент, тема книги отца Алексия «Тайна примирения» очень важна. Увидеть свое состояние, правильно подготовиться к  исповеди , покаяться… Митрополит Климент подчеркнул важность цикла бесед о  Великом посте , о его предназначении, о покаянии. Ведь пост без покаяния — это всего лишь какие-то упражнения, вроде диеты для похудения. Собравшихся владыка призвал прислушиваться в то, что они услышат во время бесед. Чтобы услышанное дошло до сердца. Самое очевидное Пост существует не только как культура христианства, как культура православия, но и как определенная культура очень многих религиозных систем. Общее представление о посте, которое дает Википедия, как справку, начинается именно с того, что пост — некое такое ритуальное воздержание от какого-либо рода пищи, и тут важна цель, ради которой это воздержание происходит. Мы помним эпизоды Ветхого Завета, когда при разных обстоятельствах ветхозаветный Израиль накладывал на себя пост. Иногда это было по велению пророков, иногда — по велению царей, иногда — по прямому указанию Господнему. Часто пост накладывали перед великими событиями, перед битвами.

http://pravmir.ru/velikij-post-pobedit-s...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Гуманова Постное детство Источник:  Православие и мир Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост? Постись – не дерись Семилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: " Как мне поститься? " А он ей ответил: " Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому " . А еда? " Пост в пище – это важно, но второстепенно, – говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. – Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста – не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать – значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего – нельзя " . И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. " С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что " вот так принято " , это норма и по-другому жить странно, – говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, – например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, – абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается – с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной " .

http://religare.ru/2_72918.html

Разделы портала «Азбука веры» Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством… Лк.21:34 В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года. Многодневные посты Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи; Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери; Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым. В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло 1 . В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.” Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия. Однодневные посты

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого ( 265). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно - см. Talley. P. 194-214). Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения .

http://pravenc.ru/text/150109.html

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010