О посте 06.03.2023 18:43:14 о. Александр: - Доброго вечера, дорогие братья и сестры! Рад нашей встрече. Хочется немного поговорить о том, как нам проводить Четыредесятницу, как лучше подойти к Пасхе. Часто бывает, что мы задаем этот вопрос, но не спрашиваем себя, чего нам ждать от самих себя в Великом посту. Большинство и нас – те, для кого этот пост не будет первым. Мы его ожидаем, помним, что пост – духовная весна, что есть необходимость обновиться, но для многих из нас это остается благими пожеланиями. На каком-то этапе мы приходим к мысли, что у нас ничего не получается, и не получится наверное, значит будем делать что-то минимальное: соблюдать пищевую сторону сторону, чаще ходить на службы, и может за эту нашу дисципдлинированность, пост пройдем мягче и лучше, а мы сподобимсся участия в пасхальном торждестве. Ткакя позиция, особенно закрепленная многолетним опытом, недостаточна. Мы являемся свидетелями, а то и участниками колоссальных, библейского масштбаба перемен, происходящих в нашей стране, в мире. Мы участвуем в исторических событиях. А в таких событиях пост, который на себя берет народ, люди Божии, приобретает особый характер. Когда древний Израиль постился перед лицом Божиим, он это делал для того, чтобы просить у Бога благословение. Подвиг на себя брал весь народж, единый народ. Уклонение народа от выполнения его общещаний, означало, что народ не благословляется. Наш Авеликий пост безусловно окрашен в цвета тревоги и надлежды. Мы можем прямо сказать, что это совсем необычный Великий пост, мы будем стараться делать то и то, чтобы Ты, Господи, приклонил Свою милость ко мне, к моим близким, воинам нашей стране, чтобы Ты дал мир, но не любой ценой, а мир достигнутый победой. Если мы в верующем, религиозном христианском отношении возьмем на себя пост, то он будет для нас делом, а не просто периодом, в который нужно иначе себя вести, а серьезным большим хритаиснским делом. Ты берешься за дело, знаешь, что будешь уставать, нужно распределить силы, знаешь, что это дело важное, и поставь его среди важных дел своих, а не после того, как остальные дела уже сделаны, займусь постом.

http://radonezh.ru/2023/03/06/o-poste

Рубрики Великий пост: календарь питания по дням 4 мин., 01.03.2020 Поделиться Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а заканчивается 4 мая. 5 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение . Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя ( Страстная ). Читайте также: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Действующий устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к монастырской практике. Современный человек не способен соблюдать пост в полной мере согласно этим предписаниям». В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы. Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Обычно мирянами не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни (или практикуется только в некоторые дни). Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами — кальмарами, креветками и т.п. Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.

http://foma.ru/?post_type=post&p=125561

Сортировать по Исключить новости Рецепты постных салатов и десертов Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. 26 февраля, 2011 Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. Постоянство Ни тело без поста и молитвы не очистится, ни без милости и истины душа. (Добротолюбие) Мы прошли с решимостью первую седмицу поста. Возможно, следующая аналогия из отцов поможет нам не утерять эту решимость и продолжить постное поприще. Сравнивают отцы человека с водным потоком. Бывают реки, наполняющиеся водой только на время сезона дождей, они бурны, мутны, и быстро иссякают. На их берегу нет смысла строить дом: воды от них не получишь и берег их ненадежен. И даже самый маленький родничок будет полезнее их: вода в нем течет постоянно, она чиста и прозрачна, приятна к употреблению. Так и человек, делающий малое полезное дело постоянно, обретает в нем навык, опыт и приносит себе и людям большую пользу, чем на время бурно увлекающийся. Постараемся и мы уподобляться маленькому чистому роднику постоянством доброделания, покаяния, молитвы и поста. Салаты Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. Для заправки салатов используется подсолнечное масло, соевый майонез, соусы, либо подбираются достаточно сочные компоненты, чтобы салат был вкусен без дополнительных составляющих. Салат из разных овощей

http://pravmir.ru/recepty-postnyx-salato...

Сортировать по Исключить новости И чем укрепить себя, когда совсем тяжело «В трудные времена святые усиливали пост, и все становилось хорошо». «Люди в Ветхом Завете строго постились — и Бог их миловал, поэтому и нам надо». Священник Александр Сатомский считает иначе и называет это товарными отношениями. Вероника Словохотова поговорила с отцом Александром о том, как поститься, если кажется, что никаких сил для этого не осталось. «Господи, я Тебе — пост, а Ты мне — прибавку к жалованью» — В каком настроении вы пришли к Великому посту? — Каждый из них я встречаю с большой радостью. Великий пост — это время, когда можно взять себя в руки и сконцентрироваться. Весь наш безумный ритм, сумасшедшая многозадачность не то что совсем исчезают, но хотя бы чуть-чуть притупляются. И ритмика поста в этом смысле очень полезна. И поэтому я каждый год вхожу в пост с большим удовольствием, у меня не бывает никаких метаний или тоски по сырокопченой колбасе, потому что я его воспринимаю по большей части через богослужебную призму. То есть еда здесь постольку-поскольку. Мы с семьей давно встали на эти лыжи, и для нас постная еда проблемы не составляет. А вот в плане богослужебного графика и особенностей служб я сам для себя каждый раз нахожу много ценного. — Сегодня слова о том, что святые усиливали пост, когда было трудно, и все становилось хорошо, что жители Ниневии постились — и Бог их помиловал, воспринимаются как морализаторство. Как тут поститься, если за год морально истощен и правда нет сил? — Ну не то что морализаторство… В каком-то смысле это ошибка выжившего. И с тем, что жители Ниневии постились и спаслись, надо быть явно аккуратнее. Иллюзий про то, что мы сейчас воспостимся и мир процветет яркими красками, у меня нет. Но еще и потому, что и в предыдущие разы, так же усердно постясь и концентрируясь даже не столько на мире, сколько на самом себе, больших результатов я особо не достиг. А правильнее сказать, что все мои достижения Бог давал по Своему милосердию: «На, пусть у тебя будет». Остается только принимать и радоваться.

http://pravmir.ru/velikij-post-bez-illyu...

     Еще один важный момент, который был у первых христиан, и нам тоже было бы хорошо иметь это в виду, а именно: пост связан с подачей милостыни . Человек говорит себе: «Если бы я не постился, то тратил бы по 1200 лир в неделю на мясо, сыр, вино и т. д., а поскольку пощусь, то трачу по 30–40 лир. Следовательно, оставшееся буду отдавать бедным, братьям, терпящим нужду». Пост сопровождался милостыней. И он, конечно, не сводится только к воздержанию от пищи. Мы начинаем с него, оно необходимо и важно, ведь человек – это не только дух, чтобы можно было сказать: «Я пощусь духовно». Мы не какие-то духи, а тело и дух вместе – нераздельное и неразрывное единство. Поэтому добродетели охватывают всего человека: и душу, и тело, и как мы постимся телесно, так же постимся и духовно. Следовательно, воздерживаемся от злобы, осуждения, гордости, словопрений, от массы такого, что нас, к сожалению, изводит. Воздерживаемся и в употреблении материальных вещей. Если мне захотелось купить три пары обуви, в которой я не нуждаюсь, то куплю только одну или вообще ничего. Прохожу в том, что у меня есть. Пост – это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от сигарет… Люди бывают зависимы от сигарет. Один мудрый духовный наставник говорил тем своим духовным чадам, которые курят: – Выбирай: или весь Великий пост проведешь без растительного масла, или будешь пить и молоко даже, но только перестанешь курить. Что для тебя легче? Он помогал им сделать то, что является более значимым. Это же относится и к телевидению и всему тому, что делает человек, чтобы убить свое время. То есть пост – это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.

http://pravoslavie.ru/put/68837.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Слово в неделю Сыропустную 08.03.2019 876 Время на чтение 6 минут Егда поститеся, не будите якоже лицемерии сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками - с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками - делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашнего дня наступает великая Четыредесятница, или Великий пост, - время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? - А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле - в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные, должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных - тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там - небо, а не земля, что существа тамошнего мipa имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мipa, свойства духовные, светоносные.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/09/...

Скачать epub pdf «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог , а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами. У многих людей, особенно молодых, имеется несколько возражений в связи с постом: какая от него польза, зачем надо поститься и что означает пост, к которому мы сейчас призваны приступить? Конечно, отцы Церкви дали множество хороших толкований по этому вопросу, особенно в том, что касается Великого поста, который, прежде всего, и считается постом в Церкви. Он установлен священными правилами поместных и Вселенских соборов и вообще считается самым строгим из всех церковных постов. В связи с постом дано много толкований – и богословских, и практических, объясняющих, почему человек постится. Есть такие еретики, которые ставят пост под сомнение и говорят, будто в Евангелии и Писании нигде нет заповеди от Бога, в которой было бы сказано, чтобы мы постились. По этой причине они отменяют пост и обвиняют православных христиан в том, что они будто бы хранят человеческие предания и заповеди, не присутствующие в Писании. Отцы говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте. Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте. Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию. Суть нарушения заповеди, по меньшей мере в его практической форме, заключается в нарушении поста, который Бог наложил на человека. Поэтому в тропаре мы поем, что через вкушение запретного плода диавол вывел человека из рая, а Христос снова ввел его в рай через Крестное древо 1 . Но и Сам Христос, когда ради нас стал Человеком, подал нам пример, постясь 40 дней и ночей в Иорданской пустыне, куда отвел Его Святой Дух. В этой пустынной атмосфере и безмолвии, в посте и подвиге Господь победил диавола, приступившего к Нему с тремя большими искушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Сортировать по Исключить новости Три метафоры Великого поста Многие христиане ожидают поста с содроганием… 19 февраля, 2018 Многие христиане ожидают поста с содроганием… «Многие христиане ожидают поста с содроганием — потому что по опыту знают, что в этот период пойдут скорби, недопонимания с родными или обострятся проблемы со здоровьем. Но эти испытания Господь посылает нам, чтобы в борьбе с грехом мы вышли победителями…» К чему надо быть готовым в предстоящие сорок семь дней — настраивает архиепископ Обуховский Иона. Институт. Экзамены. Сессия Великий пост — эта «весна души», период обновления, расцвета лучших наших качеств — для нас является временем максимального приближения к Господу. Но как провести это время, чтобы оно было Богу благоугодно? Многие, наверное, слышали расхожее выражение: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Иногда первую часть этой фразы вырывают из контекста, и выходит, что пост должен стать каким-то приятным для нас времяпрепровождением. Но слово приятный в славянском языке имеет иное значение — «тот, который принимается». То есть мы должны поститься таким постом, чтобы его принял Господь. Какой пост будет принят Богом? Об этом говорит Сам Господь в Евангельском отрывке, который читается в храмах в воскресенье накануне Великого поста. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6, 17-18). Тогдашние традиции предписывали человеку в праздничные дни мазать волосы маслом — елеем. Это было признаком того, что ты пребываешь в хорошем, бодром и веселом настроении. И поскольку сейчас мода изменилась, и волосы елеем уже не мажут, наставление это не следует воспринимать буквально. Но всё же необходимо помнить, что пост для нас — время действительно радостное. Часто говорят о том, что в пост мы должны воздерживаться от греха. Но возникает вопрос: а что, в непостное время можно расслабиться и грешить? В этом отношении я бы сравнил пост с сессией в институте.

http://pravmir.ru/tri-metafory-posta/

Сортировать по Исключить новости Великий пост в фокусе социологов: как рассмотреть за цифрами… Христа Осталось чуть-чуть – добавить в историю… Христа. 4 апреля, 2015 Осталось чуть-чуть – добавить в историю… Христа. Почему разнятся оценки численности постящихся? Есть ли динамика в количестве соблюдающих Пост? И можно ли, оперируя цифрами, рассуждать о «качестве» соблюдения Поста? О социологическом взгляде на Великий пост рассказывают руководитель Исследовательской службы «Среда» Алина Багрина и аналитик «Среды» Мария Курочкина. Великий пост в цифрах: как оценить численность и мотивации постящихся Численность постящихся россиян оценивается, в среднем, от 5% до 20%, при этом в последние пять лет эта цифра практически не меняется. Почему так различаются цифры? Мария Курочкина: Два года назад мы проводили собственный опрос и получили цифру 5% – это близко к тому, что получают в исследованиях ФОМ, ВЦИОМ и Левада. Поскольку метод опроса и размер выборки у всех названных организаций не особенно отличается, похоже, не это влияет на разницу в цифрах. По моим наблюдениям, на итоговую цифру заметно влияет время проведения опроса (перед Постом, во время или после), а также то, каким образом вопрос сформирован и какие варианты ответа он включает. Когда мы задаём вопрос перед началом Поста, то получаем цифру, говорящую о намерении поститься, когда вопрос задаётся в середине или по окончании Поста – реальную цифру. Динамики по численности постящихся в последние десять лет мы не наблюдаем, она меняется в рамках ошибки выборки. Когда опрос проводится до Поста, получается не реальное число постящихся, а процент намеревающихся поститься. Алина Багрина: Эта разница между намерением и реальностью – отдельная тема для разговора. Но и даже с учетом этого, «вилка», которую показывают ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр и Ромир, достаточно большая, картина получается размытая: постятся не то 4%, не то 30% россиян.  Помимо времени опроса, на итоговую цифру заметно влияет уточнение  о строгости соблюдения Поста.

http://pravmir.ru/velikiy-post-v-fokuse-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в четвертую неделю Великого поста 27.03.2020 1123 Время на чтение 12 минут Ниже мы публикуем одно из поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т.- 2-е изд., испр. и дополн.- СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1886.- Т.4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.- С.96–102 . (Репринт)) подготовил профессор А.Д. Каплин. Курсив - авторский. Название и подзаголовок переставлены местами составителем. Ссылки на Священное Писание даны в тексте, остальные сноски – в примечаниях . + + + Поучение в четвертую неделю Великого поста . З начение поста по отношению к падшим духам Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бе з плотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми – говорит боговдохновенный Давид – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс.34:13). Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010