Радость поста Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Великий пост. – Многая лета. – Поздравления и интервью. – Настоящий православный. – Культура и методика. – Чиновники – покровители сект. – Незаданные вопросы. – Униаты и украинские политики. – Языковая дискриминация. – Анекдот месяца. – Сумасшедшие и автобусы. – Торжество Православия. В понедельник, 23 февраля для православных верующих начался Великий пост. Кратко о времени подготовки к посту и самой Святой Четыредесятнице рассказывает сайт « Newsru.com » . «Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется «Чистым». Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста». Как сообщает «Радонеж» со ссылкой на данные опроса РОМИР-Мониторинг, «22% российских граждан будут соблюдать Великий Пост» . Также в информации отмечено, что «большинство жителей России (54%) считают, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека». На сайте «Регионы России» в заметке, посвященной началу Великого поста, отмечено, что часто «пост понимают, прежде всего, как пищевые ограничения... Однако пост не предполагает доведения себя до полного изнеможения… Великий пост не сводится к телесным ограничениям. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди старались чаще посещать церковь, читать Евангелие, а также помогать нищим, сиротам и заключенным». И если раньше, в старой России во время Великого поста «создавалась особая атмосфера, которой волей-неволей подчинялись все окружающие: закрывались театры, прекращались великосветские приемы и рауты», то сейчас все иначе. Но и сегодня, отмечают авторы сообщения, «Великий пост может стать особым временем добрых дел и раздумий над смыслом своего существования».

http://pravoslavie.ru/4879.html

Пост – это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Это некая пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. А вовсе не банальная замена свиной котлеты картофельными драниками. Слава Богу, об этом говорят. А православные родители обсуждают между собой еще и проблему детского поста. Когда пост становится временем борьбы с плохими привычками и склонностями, борьбы, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Во многих православных семьях в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в Интернет, компьютерные игры. Здорово, когда малыши и подростки вместе с родителями, в согласии и единомыслии, по-настоящему вместе, единым организмом живут жизнью Церкви. В том числе и в дни Великой и Святой четыредесятницы. Но вот как быть с ограничениями в пище? Духовная составляющая поста, конечно же, несравненно важнее примитивного неядения мяса. Но если так важна «качественная» и «духовная» составляющая поста, то разве ограничения в пище становятся лишними? Это оказывается архаизмом? Примитивным фарисейством, которое мы заклеймим? Когда заходит речь о детском посте, чаще всего сразу вырисовываются два тезиса: 1. Церковь предназначила пост для взрослых, а не для детей; 2. Пост наносит вред здоровью ребенка. Чтобы узнать позицию Церкви, стоит обратиться к учению святых отцов. А чтобы понять, нанесет ли пост вред здоровью ребенка, нужно знать, о каком именно ребенке идет речь и чем он болен, и при этом быть врачом, желательно врачом хорошим, образованным и опытным. Вот что говорит о детском посте великий вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому… Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» . А святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о жителях города Ниневии, которые, будучи обречены Богом на гибель из-за своих грехов, были помилованы ради их готовности исправиться и трехдневного поста:

http://pravoslavie.ru/91680.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий постпост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

14 августа, начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. 14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский) Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть ?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-smysl-t...

О цели, смысле и сути Петровского поста; о том, как нам соотнести апостольское служение со своей жизнью, апостольский дар слова – с нашими способностями; о необходимости смирять себя словесно и одухотворять все произнесенное нами, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Насколько люди различны между собой, не правда ли? И даже православный народ мыслит и чувствует по-разному. Наступило погожее жаркое лето. За спиной у нас остался, дорогие друзья, светоносный праздник Пасхи. На Троицу , пятьдесят дней спустя, мы собирались с вами в храмах, коленопреклоненно молили Отца и Сына и Святого Духа ниспослать нам обновляющую нас Божественную благодать. И вот Петров пост. Не будем, друзья, роптать на это узаконение Матери-Церкви. Пост ныне совсем не продолжительный, длится всего лишь до 12 июля. Но для того, чтобы нести бремя Апостольского поста, для того, чтобы вместе со всеми боголюбцами радоваться возможности чуток воздержаться от скоромной пищи, давайте уясним для себя цель, смысл и суть этого церковного, а значит – Божественного, установления. Да, правы те, кто говорят, что этот пост установлен всею Соборной Апостольской Церковью несколько позднее, нежели Великий пост. Но по свидетельству преподобного Серафима , всё, что приняла и облобызала наша Мать-Церковь, должно быть достолюбезно каждому ее чаду. Петров пост связан теснейшим образом с даром слова, который мы получили от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия В книге Деяний апостольских мы читаем, что отобранные для благовествования Евангелия двенадцатью учениками христиане постились и молились и после возложения на них апостольских рук разошлись во все концы вселенной, чтобы нести и ближним, и дальним весть о воскресшем Христе. Петров пост, или пост Апостольский, связан теснейшим образом с даром слова, который каждый из нас получил от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия. Тем паче что мы в большинстве своем словене, славяне – такое племя и такой народ, для которого слово является средством прославления Творца. Апостольский пост нам нужен как раз для того, чтобы, слегка утеснив наше чрево – а «сытое брюхо, – как свидетельствует русский народ, – к учению глухо», – мы возбудили в себе дар словесности, чтобы наши мысли – внутреннее слово, обитающее в глубинах бессмертного человеческого духа… так вот, чтобы наши мысли мало-помалу посветлели, и из обрывистых и перекрученных, бессистемных, они, словно светлые нити, устремленные к источнику бытия – Богу, превратились в тайную сердечную молитву.

http://pravoslavie.ru/94625.html

Скачать epub pdf 33. 22 Рождественский пост. О пользе поста «Попечение о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13:14 ). В числе заповедей Спасителя, братия и сестры, есть строгая заповедь о посте ( Мф. 6:16–18; 17:21 ). На основе этой заповеди святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу. Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост – наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу? Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста. Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всём, в чём мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чём мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться. Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возрождаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки или увеличиваю их. Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путём» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлён в духе каждого из нас. Так заглянем же, братия и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет ( Мф. 5:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово в четверг недели 1-й Великого поста «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (Стих, в понедельник Великого поста). Церковный стих сей справедливо можно назвать поучением церковным на все святые посты. Наши слова и проповеди , по самой слабости их, бывают нередко продолжительны, а поучение Церкви столь же кратко, сколь сильно и действительно. Тем нужнее посему обратить на него все внимание и размыслить о том, чему учит в отношении к посту Святая Церковь . «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви!» Значит, есть пост неприятный и неблагоугодный Господу! Какой это пост? Тот, когда ты не вкушаешь обыкновенной, а может быть, и никакой пищи; но своим гневом и строптивостью изъядаешь душу и тело подручных твоих, слуг или домашних. Тот пост, когда ты во храме падаешь на землю и просишь себе отпущения грехов, говоришь, чтобы они прощены были так же, как ты прощаешь все прегрешения против тебя; а выйдя из храма, пойдешь в суд, чтобы преследовать бедного должника твоего, взыскать с него до последней лепты, посадить его в противном случае в темницу, разорить весь дом его и семейство. Тот пост не благоприятен Господу, когда ты по внешности как будто смиряешь себя и говоришь, что ты первый из грешников, а внутренно, не зная меры своим мнимым достоинствам, ставишь себя в мыслях выше всех, творишь из себя судию вселенского, готового судить и пересуждать всех и все. Тот пост неприятен и неугоден Богу, когда ты хочешь и ожидаешь, чтобы за малые поклоны и несколько воздыханий твоих отверзлись для тебя все сокровища благодати Божией, уврачеваны были все язвы твоей совести, чтобы тебя ввели на самую вечерю царскую и напитали Телом и Кровью Христовой; а сам, при всех стонах и воплях нищих братий твоих, не расположен уделить им и малой части от избытков твоих, хладнокровно оставляешь без всякой помощи больных и страждущих, медлишь ввести под кров твой странных, скупишься разделить с алчущими – не тело и кровь твою (пусть они остаются с тобою), а те горы и холмы снедей, от коих едва не распадаются житницы твои. Тот пост неприятен и неугоден Господу, когда ты боишься поднести к устам твоим чашу горячей воды; а не боишься, что из этих уст продолжают, по-прежнему, выходить, как дым из печи, слова праздные и гнилые, насмешки горькие и уязвляющие, намеки, полные соблазна и заразы душевной. Все таковые и им подобные постники да не дерзают надеяться милости от Господа; пост их не только не благоугоден, но, по выражению Пророка, есть мерзость пред лицем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Скачать epub pdf Великопостный период “Се – время благоприятное, се – день спасения.” Весной пробуждается и оживает природа. В это же время духовно обновляются христиане, серьезно относящиеся к спасению своей души. В этом им содействует Великий пост . Постами называются дни, предназначенные для того, чтобы верующие особо позаботились о спасении души. Существует несколько периодов в году, именуемых постами. Важнейшим из них является так называемый “Великий” пост, приуроченный к предпасхальному времени. Этот пост начинается с понедельника после Прощеного воскресения, за сорок дней (шесть недель) до Вербного воскресения и переходит в Страстную неделю. Кончается Великий пост в день Светлого Христова Воскресения. Великий пост именуется также св. Четыредесятницей. В этой статье о Великом посте мы сначала коснемся внешней стороны поста, состоящей в воздержании в пище и питие, и покажем, что такое воздержание необходимо в духовной жизни человека. Потом поговорим о внутренней стороне поста, состоящей в покаянии, в очищении совести и укреплении воли. Затем вкратце покажем, как церковная обстановка в течение великопостных дней располагает христианина к покаянному подвигу и помогает ему духовно обновиться. В конце упомянем о важной великопостной службе – о литургии Преждеосвященных Даров и приведем в русском переводе несколько великопостных молитв. Необходимость воздержания Пост в собственном своем значении означает воздержание в пище, питие и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неядении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неядении мясной и молочной, так называемой, скоромной пищи. С этой точки зрения, на языке медицины пост может быть назван периодом диеты. Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей и, таким образом, становится хуже животного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что Без поста невозможна христианская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

А. О постах вообще Беседа 1. О необходимости поста I. Первые христиане имели глубокое уважение к Великому посту. Во все его продолжение они употребляли пишу только постную и только в таком малом количестве, без которого нельзя поддержать телесной жизни и телесных сил, нужных для дел святых. Почему первые христиане так много уважали св. пост, а Св. Церковь узаконила его особым постановлением? (Прав. 56-е VI Вселенского собора). Потому что Св. Церковь , как и Сам Господь, сильно желает доставить спасение всем нам, а святой пост для всех действительно и истинно желающих и старающихся спасти свою душу, с одной стороны – великий учитель, а с другой – великий помощник. II. а) Св. поствеликий учитель . Кто истинно желает и старается спасти свою душу, тому св. пост, во-первых, очень скоро и ясно показывает, что для сохранения телесного здоровья нужно весьма немногое, что для здоровья не только не нужны, но часто весьма вредны все искусственные питья, все сласти и лакомства, все с особливым искусством и вкусом составляемые кушанья, шумные увеселения и щегольская одежда, и что здоровье зависит отнюдь не от лакомой и вкусной, а от простой и умеренной пищи, от питья безыскусственного и от одежды не дорогой, а достаточно теплой, твердой и чистой… Святой пост всякому человеку, истинно желающему своего спасения, очень скоро показывает, во-вторых, все его важнейшие грехи, все, к чему особенно крепко прилипло его сердце, все, что нудит его к разным преступлениям и удаляет от истинной жизни и истинного блаженства. б) Св. пост весьма сильно способствует успехам в спасении всякому желающему спасти свою душу. аа) Св. пост , не дозволяя телу излишней пищи и искусственного питья, а доставляя ему пищу умереннейшую и питие простейшее, сильно способствует человеку к покорению всех греховных вожделений плоти . Ибо отнимая у плоти всю излишнюю пищу и излишнее питье, св. пост отнимает у нее все, что доставляет ей силы для буйной и богопротивной жизни, а и самые крепкие города, самые неприступные крепости сдаются, когда лишают их жизненного продовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010