На посту ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ПОСТУ Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. На прошлой неделе у православных христиан начался Великий пост . Великий пост отличается от остальных постов особой строгостью и долготой. Это - время покаяния, время особенного внимания к собственной душе. Даже многие светские СМИ признают Великий пост - отличным от всех четырех многодневных постов. Поэтому практически на всех страницах он- и офф-лайн изданий появились материалы о Великом посте. В сообщении сайта " Вести.Ru " , Великий пост назван " временем самоочищения " : " Особенно строгие ограничения приходятся на первую неделю... Для монахов и послушников звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря пришло время духовного и физического самоочищения - начался Великий пост. Первые пять дней братии придется основательно подтянуть пояса - они не будут принимать никакой пищи, подкрепляя себя только отваром лаврового листа. При этом большую часть дня придется проводить в церкви за коленопреклоненными молитвами " . Надо отметить, что светские СМИ, уделив внимание посту, в основном пишут и обсуждают со священниками и врачами лишь один вопрос - что можно есть во время поста? Такой " материалистический " подход - не удивителен, ведь сегодня еда стала символом существования человека, неким знаком, по которому человек себя идентифицирует. По сути, латинскую пословицу " мыслю, следовательно существую " , можно переиначить в соответствии с требованиями эпохи: " я кушаю, следовательно существую " . О духовной же стороне поста говориться либо вскользь, либо вообще не упоминается. И это также симптоматично: как и во времена атеизма, сегодня понятие " душа " - не актуально. Так, например, журналисты газеты " Московский комсомолец " Елена Зверева, Марина Великанова свою публикацию " Высокий пост " полностью посвятили кулинарным проблемам : в статье подробно излагается постное меню, предлагаемое в столовой Белого дома, указаны цены на постные блюда, затем повествуется об особенностях постной кухни на железной дороге.

http://pravoslavie.ru/press/obzor35.htm

     Вот и прошел первый день Поста. Первый день небезмятежного духовного плавания. Первый день восхождения на неизведанную Вершину. Первый день таинственного 40-дневного беспосадочного перелета. Пост – это такое безбрежное море, в котором любой может обрести свою глубину. Это духовный сад, где для каждого найдутся прекрасные цветы, плоды и другие произрастания. Великий пост – это совершенно особое духовное пространство церковного года. Глубокое, густое, насыщенное, таинственное, молитвенное, вдохновенное, творческое созидательное пространство. Это общий для всех нас Путь, но он имеет столько личностных граней, оттенков, полутонов, что каждый найдет в этом духовном путешествии что-то свое, особенное, необходимое конкретно ему. И называется пост Великим не столько потому, что он особенно строгий, продолжительный, напряженный. Великий, потому что велика его цель – Пасха Христова. Пасха красная, двери райские нам отверзающая! И всё, что мы будем делать в течение этого времени, – молиться, воздерживаться от курицы и кефира, класть земные поклоны, ходить в храм, исповедаться, каяться, плакать о своих грехах и падениях, радоваться скромным победам – всё это не что иное, как маленькие ступени к великому вселенскому пиру нашей веры – Воскресению Христову! Святитель Николай Сербский в своих гомилиях прекрасно раскрывает суть Поста: «Пост – это попытка Церкви помочь человеку открыть свои душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья. Пост – это попытка Церкви помочь человеку открыть свою немощь, которую он искусно скрывает под маской силы. Пост – это возможность для человека вскрыть зловонный гнойник своей души, который он старательно заглушает внешним земным благоуханием. Пост – это духовное зеркало, в котором человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, должен увидеть себя безобразным карликом-горбуном, которым он на самом деле предстоит пред лицем Божиим». Прекрасные слова! Церковь всегда помогает человеку вскрыть зловонный гнойник души. Помогает снять маску, смыть грим, увидеть себя настоящего. Не для кого-то со стороны, а для себя самого. Пост – это наша попытка избавиться от того, что нас разрушает, внутренне убивает, вносит в наше сердце хаос, нелюбовь, мрак. Кого-то разрушают наркотики. Кого-то разрушает гнев и раздражительность. Чье-то сердце разрывается от злобы, неудовольствия, ропота. В чью-то душу, как слезоточивый газ, просачивается лень, уныние, скука. Коррозия гордыни. Плесень зависти. Метастазы тщеславия.

http://pravoslavie.ru/110850.html

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

Скачать epub pdf От автора Если бы кто-то попросил сказать одним словом, в чем состоит духовная жизнь, можно было бы ответить – в покаянии. Великий пост – время, отведенное нам именно для покаяния, для особенно напряженной духовной жизни. Конечно, христианин должен жить так всегда, и первые христиане, в особенности апостолы, ближайшие ученики Господа всю жизнь посвящали Богу. Но из-за нашей немощи, из-за того, что мы развлекаемся всевозможными заботами и не можем жить в духовной собранности весь год, то Церковь снисходит к нам и требует от нас того, чтобы мы хотя бы десятую часть года посвятили Богу, посвятили покаянию и очищению души. Святые отцы говорят, что как в Ветхом завете иудеи посвящали Богу десятую часть того, что приобретали, так и мы десятую часть года, то есть Великий пост , посвящаем Богу. Одна из важнейших составляющих Великого поста – это собственно пост, воздержание от пищи. Пост – это основа добродетелей, если не будет поста, все здание добродетелей рухнет. По словам святых отцов, мы входим в рай соблюдением поста. Адам в свое время нарушил заповедь о посте, вкусил от запрещенного древа – и был изгнан из рая. Через воздержание чрева мы можем вновь войти в рай. Но надо понимать, что пост должен обязательно соединяться с другими добродетелями. Ибо без покаяния, в особенности без покаянной молитвы, пост будет лишь диетой. Пост, не сопровождаемый сокрушением сердечным, ради которого он и предпринимается, становится просто неким физическим упражнением и, может быть, принесет пользу здоровью, но никак не душе. Поэтому время Великого поста – это время не только воздержания в пище, но и время добрых дел, милостыни, молитвы, смирения, неосуждения ближних и, в особенности, покаяния. Вот тогда мы во время поста будем действительно очищаться, тогда мы пройдем это поприще с пользой для себя, тогда мы что-то приобретем. Мы немножко лучше научимся молиться, мы немножко больше научимся смиряться, мы станем чуть снисходительнее к нашим ближним. И это небольшое духовное продвижение значит очень много, гораздо больше, чем высокие мечтания о недоступных нам добродетелях. Если мы соединим пост с покаянием и усердием к исполнению Евангелия, то время Великого поста будет для нас временем стяжания Божественной милости, Божественной благодати, временем прощения грехов и очищения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100698.html 04 апреля 2013 Протоиерей Чаплин о зверином оскале, смысле жизни и безалкогольном пиве Источник:  Сайт РБК Пока в Ватикане идет революция со смыслом, известный православный священник предлагает обучать российских школьников " смыслу жизни " , а православные верующие задумались о смысле запретов Великого поста. Корреспонденты РБК Александра Федотова и Кирилл Сироткин спросили у одного из самых ярких священников РПЦ, председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина про церковь для бедных, потерю паствы, страну мигрантов и вино в пост. Недавно начался Великий пост, который соблюдают многие россияне. Обязательно ли придерживаться всех ограничений или современному человеку есть какие-то поблажки? Если человек хотя бы один раз попробует провести пост без поблажек, он поймет одну важную вещь: возможна другая жизнь. То, к чему он привык (чрезмерная суета, чрезмерный объем ненужной информации, пустого времяпровождения, пищи), абсолютно ему не нужно, без этого можно обойтись. Поблажки хороши для пожилых людей, а молодым я бы посоветовал хотя бы раз в жизни отнестись к посту максимально серьезно – как в отношении пищи, так и в отношении более важных вещей. Пост – время для молитвы, для покаяния, для постоянного участия в богослужении, для того чтобы понять: отношения с Богом – самое главное в жизни человека. Это единственное, что важно, все остальное глубоко второстепенно. Насколько совместим пост и такие современные вещи, как Интернет? Пост несовместим с праздным и пустым времяпровождением. Есть каналы передачи информации, которыми мы пользуемся. Очень часто разговор через технический канал ничем не отличается от личного разговора. Мы же не накладываем на себя строгий пост в разговорах. Впрочем, некоторые подвижники весь пост молчали и уходили в пустыню, что современному человеку хотя бы раз в жизни удивительно полезно было бы попробовать.

http://religare.ru/2_100698_1_21.html

     – Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим Вас за очередную встречу, и главной темой нашей беседы будет Успенский пост. Владыко, не могли бы Вы рассказать о происхождении этого поста и его значении для жизни христианина? – Успенский пост известен еще с первых веков христианства, это пост печали и скорби. Когда Божия Матерь пребывала с учениками после Воскресения Христова, они радовались постоянному Ее благословению, которое Она преподавала, общению, наставлению, и, как пишет святой патриарх Тарасий и другие святители, каждый желал увидеть лик Божией Матери, потому что от Нее исходила такая благодать и сила, которую действительно человек ощущал, и было настолько душе легко и отрадно. Когда, по словам Самого Христа Спасителя, забирается Жених, тогда начинается и пост, воздержание, разного рода скорби и переживания. Так и произошло с Божией Матерью. Архангел Гавриил принес Ей известие о переходе в обители в Царство к Сыну Своему и райскую ветвь. И Божия Матерь готовилась к этому событию. Хоть Она знала все, но все равно, говорят святые отцы, как человек она переживала и смущалась в Своей душе. И вот когда Господь хотел взять душу Матери в Свои руки, тогда произошел шум на улице (а перед этим прибыли апостолы), Она перешла в руки Своего Сына и Бога. Конечно, радость Матери – печаль для народа, потому что апостолы и все живущие в то время в Иерусалиме остались без Молитвенницы, Ходатаицы перед Сыном, многие Благодетельницу потеряли, но Она, перейдя в загробную жизнь, осталась между нами и с нами. Поэтому пост взял свое начало после Успения Пресвятой Богородицы. Мы переживаем эту величайшую трагедию для нас, но знаем, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы). Этот пост и печальный, и вместе с тем радостный. Потому что мы получили Отраду и Утешение. На этот пост припадает еще великий праздник – Преображение.

http://pravoslavie.ru/96195.html

Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

http://pravmir.ru/post-dan-nam-dlya-togo...

Приближается самая благодатная пора года – Великий пост . Время, в которое мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в должной мере изменить и привести в более приглядный вид. Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще, постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сестры, некоторые свои рассуждения и малый опыт. Необходимое средство «В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»; «Пост не цель, не стоит фарисействовать!» Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых, и даже, случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться? Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает, а иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней. А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай, и не начал движение к цели. Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное содержание. В первую очередь это послушание Церкви. Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы как бы говорим: – Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не полагал пост за необходимость, но окажу послушание. Соблюдая пост, мы оказываем послушание Церкви – и растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:

http://pravoslavie.ru/110734.html

Разделы портала «Азбука веры» За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное, как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна — «Суббота для человека, а не человек для субботы». А потому пост представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое сосредоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же «проскинезисом» (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты — тоже разные. Понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи есть скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий . Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» ( Мф.9:15 ). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение». Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский . Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века. При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010