Из полных канонов святого Андрея особенного внимания заслуживает Великий канон. В задачи настоящей работы не входит его подробный анализ, поэтому ниже будет сделаны только те замечания, которые связаны с диахронической интеграцией данного произведения в Триодь постную. Память четвертка пятой седмицы, когда этот канон поется, имеет минейный характер, а значит, связана с Четыредесятницей случайно. Некоторые признаки указывают, что канон был составлен святым Андреем в последние годы жизни, и, сочиняя его, преподобный имел в виду исключительно индивидуальную духовную рефлексию. В самом каноне несколько раз упоминается о старости автора и об упадке его душевных и телесных сил, о необходимости готовиться к смерти и ответу пред Судией: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща…», «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие» (среда, песнь 1). Ср. также: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается» (понедельник, песнь 4); «Исчезоша дние мои, яко соние восстающего; темже, яко Езекия, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (четверг, песнь 7); «Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе: его же сребролюбие отложи поне на старость» (понедельник, песнь 8). Памятуя о приближающемся конце жизни, песнописец начинает оплакивать деяния своего окаянного жития и исповедуется Зиждителю всех. Изображение покаянного плача связано с разбиением почти каждой песни на две части. в первой – песнописец в большинстве случаев беседует со своей душой, перечисляет ее грехи и указывает ей пути и средства к исправлению, во второй же – обращается с молитвенным воплем к Богу о помиловании. Для удобства обзора своих грехов он употребляет оригинальный способ – обращается к обозрению всей библейской истории: грешные личности и отрицательные поступки служат для него поводом высказать укоризну своей душе за то, что и она ревновала им. Наоборот, праведников и добрые дела он рекомендует ей к подражанию. Любопытно, что обзор Ветхого Завета у святого Андрея завершается с последней ветхозаветной песнью – восьмой, а новозаветная история рассматривается лишь в тропарях одной девятой песни. Такая панорама приводит гимнографа к самому тяжелому выводу о своей душе: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, П исание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася» (понедельник, песнь 9). Чувствуя, что из-за близкой кончины он не будет в состоянии пройти полное исправление, песнописец смиренно молится: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную» (четверг, песнь 9).

http://pravoslavie.ru/34080.html

Из полных канонов святого Андрея особенного внимания заслуживает великий канон. В задачи настоящей работы не входит его подробный анализ, поэтому ниже будет сделаны только те замечания, которые связаны с диахронической интеграцией данного произведения в Триодь постную. Память четвертка пятой седмицы, когда этот канон поется, имеет минейный характер, а значит, связана с Четыредесятницей случайно. Некоторые признаки указывают, что канон был составлен святым Андреем в последние годы жизни. и сочиняя его, преподобный имел в виду исключительно индивидуальную духовную рефлексию. В самом каноне несколько раз упоминается о старости автора и об упадке его душевных и телесных сил, о необходимости готовиться к смерти и ответу пред Судией: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща…», «От юности, Христе, заповеди Твоя приступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие» (среда, песнь 1). Ср. также: «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается» (понедельник, песнь 4); «Исчезоша дние мои, яко соние восстающего; темже, яко Езекия, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (четверг, песнь 7); «Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе: его же сребролюбие отложи поне на старость» (понедельник, песнь 8). Памятуя о приближающемся конце жизни, песнописец начинает оплакивать деяния своего окаянного жития и исповедуется Зиждителю всех. Изображение покаянного плача связано с разбиением почти каждой песни на две части. в первой – песнописец в большинстве случаев беседует со своей душой, перечисляет ее грехи и указывает ей пути и средства к исправлению, во второй же – обращается с молитвенным воплем к Богу о помиловании. Для удобства обзора своих грехов он употребляет оригинальный способ – обращается к обозрению всей библейской истории: грешные личности и отрицательные поступки служат для него поводом высказать укоризну своей душе за то, что и она ревновала им. наоборот, праведников и добрые дела он рекомендует ей к подражанию. Любопытно, что обзор Ветхого Завета у святого Андрея завершается с последней ветхозаветной песнью – восьмой, а новозаветная история рассматривается лишь в тропарях одной девятой песни. Такая панорама приводит гимнографа к самому тяжелому выводу о своей душе: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася» (понедельник, песнь 9). Чувствуя, что из-за близкой кончины он не будет в состоянии пройти полное исправление, песнописец смиренно молится: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную» (четверг, песнь 9).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Великий Канон преподобного Андрея – по-настоящему примечательный текст. Хотя, как я уже сказал, по структуре он подобен сотням других, он всё-таки во многом уникален, бесподобен. Хотя автор в нём поднимает темы, которые есть во всех богословских или литургических творениях – покаяние, искупление, смирение и Божественная благодать, – ему удалось раскрыть их так, что сила воздействия Канона на нас бесподобна. Откуда эта сила, этот уникальный характер? Отчего он занимает центральное место в нашей великопостной жизни? Вместо того чтобы просто прокомментировать различные духовные, богословские темы Канона, я хочу в присутствии вас, собравшихся здесь, рассмотреть его глубже, исходя из личного убеждения, что Канон учит нас – или что нам следовало бы научиться – большему, чем то, за что мы привыкли его ценить, хоть мы и любим его от всего сердца. Тщательно исследуем Великий Канон, не просто как документ, а в целостном контексте, в котором Святая Церковь передала нам это песнопение и предлагает личную встречу с ним. И тогда мы сможем взглянуть на него как на путеводную веху в познании самой сути аскетической жизни, толкования Священного Писания и необходимого дела нашей жизни – покаяния и укрепления наших сердец ради достижения блистательной славы Святого Воскресения Господня. Канон и его авторство Давайте начнём с краткой, но необходимой справки о тексте и его авторе. Великий Канон, как общеизвестно, написан в 1-й половине VIII века преподобным Андреем Критским (ок. 650/660 гг. – 4 июля 726 года, или, более вероятно, 740 года ). Родившись в г. Дамаске, будущий песнописец был, вероятно, по Божественной иронии (и это наверняка было своего рода пророчество) немым до семилетнего возраста, когда он исцелился причащением Святых Таин. Это чудо вдохнуло в мальчика ревность и любовь к Господу, давшему ему речь, вместе с глубоким почтением к Священному Писанию, в котором он созерцал то же самое, что Господь сотворил с ним; а примерно 7 лет спустя, в 14-летнем возрасте, он отправился в Иерусалим и стал монахом в лавре Преподобного Саввы Освященного.

http://pravoslavie.ru/159217.html

Затем прп. Косма трактует Евхаристию как исполнение библейского образа трапезы Премудрости (Притч. 9, 1–5), после чего раскрывает догматический смысл таинства. Далее он рассказывает о событиях, произошедших во время Тайной Вечери, и дает им толкования. Подробно говорится о предательстве Иуды как в свете того, что он входил в апостольское братство, так и в свете того, что он был участником Тайной Вечери. Завершается канон сопоставлением Тайной Вечери, совершившейся в Сионской горнице (т. е. в помещении на верхнем этаже здания, стоявшего на горе Сион), и таинственного восхождения к высотам богословия, заключающегося прежде всего в слушании слов Христа как воплощенной предвечной Премудрости и Творца (так в конце канона прп. Косма возвращается к тому, с чего он его начал) и в осознании нераздельного соединения Божественной и человеческой природ во Христе, что открывает человечеству возможность спасения.  Фактически, отталкиваясь от сугубо исторического нарратива о событиях Великого Четверга — предательстве Иуды, Тайной Вечере и произошедших на ней умовении ног и установлении Евхаристии (к этим темам обычно и сводятся большинство других песнопений этого дня) 8 , — прп. Косма приходит к всеобъемлющему рассуждению о сотворении мира Премуд­ростью Божией, о Боговоплощении и о судьбах человечества (представленного прежде всего в образе братского круга апостолов и отпадающего от него Иуды). Ниже приводится церковнославянскии перевод канона по стандартному тексту печатнои Триоди, а также мои перевод его греческого оригинала, сопровождаемый краткими комментариями.   Прп. Косма Маюмский Канон на Святой и Великий Четверг Глас 6, акростих: Великому Четвергу воспеваю великую песнь 9 Песнь 1 Ирмос: [Τ] Сеченым (1) сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина: таяжде купно безоружным бывши проходима, и всеоружным гроб. Песнь же богокрасная воспевашеся: «Славно прославися Христос Бог наш!»  Ирмос: (2) Отсеченным [от древа (3)] рас­секается Красное море, и осушается питающая волны глубина [вод], которая сделалась для безоружных тропой, а для вооруженных — могилой; и воспета была богоугодная песнь: «Славно прославился Христос, Бог наш!» (4) [Η] Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия, созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш.  Бесконечная (5) Премудрость Божия (6), являющаяся Первопричиной всего и Пода­тельницей жизни,  создала Себе дом от чистой, не познавшей мужа Матери — ведь вместив Себя  (7) в храм телесный, славно прославился Христос, Бог наш! [Μ] Тайноводящи други Своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия рас­творяет чашу верным. Приступим благочестно, и возопиим: «Славно прославися Христос Бог наш!» Посвящая друзей Своих в таинства,истинная Премудрость Божия накрывает питающую души трапезу и смешивает для верных чашу амброзии (8) — приступим же благоговейно и воззовем:  «Славно прославился Христос, Бог наш!»

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

71 Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7. 72 Он же. Homil. 30, 8. 73 Он же. Homil. 24,2. 74 De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2—3. 75 Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64. 76 Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9. 77 Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4. 78 Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3. 79 Ориген. In Rom. V,9; V,1. 80 De moribus eccles. cathol. 1,40. 81 Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum. 82 Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961. 83 Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?..» (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея). 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых), отпевание. 88 Рим.1:21—31; Пс.13:1—3; 52:1—4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4. 91 Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV,40. 95 Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7. 97 De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2. 98 Concil. Trid. sess. V,5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27. букв. «о-смертили себя». — Прим. пер. букв. «о-греховил». — Прим. пер. букв., «о-смертил». — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Затем прп. Косма трактует Евхаристию как исполнение библейского образа трапезы Премудрости (Притч. 9:1-5), после чего раскрывает догматический смысл таинства. Далее он рассказывает о событиях, произошедших во время Тайной Вечери, и дает им толкования. Подробно говорится о предательстве Иуды как в свете того, что он входил в апостольское братство, так и в свете того, что он был участником Тайной Вечери. Завершается канон сопоставлением Тайной Вечери, совершившейся в Сионской горнице (т.е. в помещении на верхнем этаже здания, стоявшего на горе Сион), и таинственного восхождения к высотам богословия, заключающегося прежде всего в слушании слов Христа как воплощенной предвечной Премудрости и Творца (так в конце канона прп. Косма возвращается к тому, с чего он его начал) и в осознании нераздельного соединения Божественной и человеческой природ во Христе, что открывает человечеству возможность спасения. Фактически, отталкиваясь от сугубо исторического нарратива о событиях Великого Четверга — предательстве Иуды, Тайной Вечере и произошедших на ней умовении ног и установлении Евхаристии (к этим темам обычно и сводятся большинство других песнопений этого дня) 8 , — прп. Косма приходит к всеобъемлющему рассуждению о сотворении мира Премуд­ростью Божией, о Боговоплощении и о судьбах человечества (представленного прежде всего в образе братского круга апостолов и отпадающего от него Иуды). Ниже приводится церковнославянскии перевод канона по стандартному тексту печатнои Триоди, а также мои перевод его греческого оригинала, сопровождаемый краткими комментариями. Прп. Косма Маюмский. Канон на Святой и Великий Четверг Глас 6, акростих: Великому Четвергу воспеваю великую песнь 9 Песнь 1 Ирмос: [Τ] Сеченым (1) сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина: таяжде купно безоружным бывши проходима, и всеоружным гроб. Песнь же богокрасная воспевашеся: «Славно прославися Христос Бог наш!» Ирмос: (2) Отсеченным [от древа (3)] рас­секается Красное море, и осушается питающая волны глубина [вод], которая сделалась для безоружных тропой, а для вооруженных — могилой; и воспета была богоугодная песнь: «Славно прославился Христос, Бог наш!» (4) [Η] Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия, созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. Бесконечная (5) Премудрость Божия (6), являющаяся Первопричиной всего и Пода­тельницей жизни,  создала Себе дом от чистой, не познавшей мужа Матери — ведь вместив Себя  (7) в храм телесный, славно прославился Христос, Бог наш! [Μ] Тайноводящи други Своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия рас­творяет чашу верным. Приступим благочестно, и возопиим: «Славно прославися Христос Бог наш!» Посвящая друзей Своих в таинства,истинная Премудрость Божия накрывает питающую души трапезу и смешивает для верных чашу амброзии (8) — приступим же благоговейно и воззовем:  «Славно прославился Христос, Бог наш!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918901...

Утреня бывает тоже повседневная, но с следующими особенностями: вместо «Бог Господь и явися нам» поется в прилучившийся рядовой глас октоиха 4-жды аллилуйя со стихами пророчества Исаии, вразумляющего и устрашающего беззаконных; вместо тропаря святому из минеи поются 3-жды троичны того же гласа (см. в конце триоди), с припевами после 1-го тропаря: в понед. Предстательствы бесплотных Твоих помилуй нас; во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас; в среду и пяток: Силою креста Твоего сохрани нас, Господи; в четверток: Молитвами святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас. После 2-го троична поются последние слова троична: молитвами святых Твоих помилуй нас; а после 3-го: молитвами Богородицы помилуй нас. После троичных вместо двух кафизм полагается читать три кафизмы. После кафизм малых ектений не бывает 92 ; после 1-й кафизмы читаются седальны осмогласника по прилучившемуся гласу и по дню, в который совершается служба (см. в конце триоди); по 2-й и 3-й кафизме седальны триоди на ряду. Затем: псалом 50-й, молитва: « Спаси Боже люди Твоя » и каноны из минеи – рядового святого, и из триоди – трипеснец. Канон минеи святого и триреснец 93 . триоди стихословятся с песнями Св. Писания, послужившими основанием для составления песней (преимущественно ирмосов) в канонах 94 и (во вторник) не опускается 2-я песнь обличительная; канон минеи поется на 6, когда в трипеснце триоди есть песни, соответствующая песням минеи; трипеснец же поется на 8. Если же песням канона минеи нет соответствующих песней в трипеснце триоди, то песнь минеи поется на 4, не считая ирмоса, ирмос же без стиха песни Свящ. Писания читается в начале песней: 1-й, 4-й, 5-й и 7-й, а песни 3-я и 6-я – покрываются ирмосом, и после него произносится малая ектенья; если же эти песни есть в трипеснце, то они покрываются ирмосом трипеснца 2-го канона, и после пения этого ирмоса – малая ектенья; пред 8-ю песнью: «хвалим, благословим», поется ирмос триоди; пред 9-ю песнью: Величит душа моя, ирмос триоди, Достойно есть и ектенья малая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По 2-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя держава...». Седален праздника, глас 1-й: «Великий воевода...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и избранный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благословися Имя Твое...». Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовестите день от дне/спасение Бога нашего»; стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я ­песниканон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона). 5-я, 8-я и 9-я песниканон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 . Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца. Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвятая Богородице, спаси нас» (во всех песнях канона, кроме 9-й песни); к тропарям трипеснцев – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» ; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

Да ублажится достойно Макарий:/пощением бо, и молитвами, и слезами Богу соединися/и вся просвещает духовною благодатию.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: О Мати Дево Отроковице,/яже необыменнаго Бога плотию рождшая,/Ангелов слава и демонов язва, Богоневесто,/мое сердце, уязвившееся грехом, цельбы Божественныя сподоби.  Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господу/и Тому возвещу печали моя,/яко зол душа моя исполнися/и живот мой аду приближися,/и молюся, яко Иона:/от тли, Боже, возведи мя.  Припев: Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас. На земли добре пожил еси, преподобне,/и святых светлости, и вечных наслаждений блаженства видети сподобился еси.  Припев: Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас. Честна смерть явися блаженнаго Макария пред Тобою, Боже всяческих,/егоже память почитающим врачевство безмездно явил еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Духа благодать приял еси, отче,/недуги от человек прогоняти и вред демонский истребляти,/великий угодник показався Христа Бога нашего.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Найде на Тя Вседетельный Дух, Всенепорочная,/и Слово Божие в Тя вселися,/и плоть бысть несказанно, пребыв неизменен.  Кондак, глас 2 Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/желание плоти твоея обуздав,/чудес дар прием от Христа Бога,/светильник явился еси пресветлый./Темже Христова Церковь песньми славит тя,/преподобне Макарие, отче наш. Икос Ангел земный и человек Небесный,/просиял еси в воздержании всяцем/молитвою, и постом, и чистотою/и, Божественное течение скончав,/Вышняго нетления причастник был еси, Богоносе,/дерзновение стяжав к Человеколюбцу Богу,/Иже исцелений благодать на недуги различныя тебе дарова./Темже ти верою вопием:/радуйся, всеблаженне отче, постников похвало;/радуйся, целомудрия столпе,/имже демонския шатания искоренишася;/радуйся, светильниче многосветлый,/иже чудес сиянии вселенную просвещаеши;/радуйся, яко стаду твоему подаваеши помощь и заступление;/радуйся, крестоносному народу нашему похвала и утверждение,/егоже соблюди молитвами твоими от враг ненаветна,/да вси вопием ти:/радуйся, преподобне Макарие, отче наш. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Это прощальная песнь Моисея из 32 главы книги Второзаконие служит нам второй библейской песней канона на утрене, которая по силе обличения такова, что используется за богослужением только во время Великого Поста, во время особого покаяния. Моисей, предвидя отступление израильтян, описывает те горести, которые за это последуют, но, тем не менее, обещает, что, в конце концов, Господь их заступит и с милосердием к ним отнесется и избавит их от всех их врагов. В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе: «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею: Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» (Втор. 32:39, 43). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» (2-й канон Вознесения). 7.5. Смерть Моисея Наконец, Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы ту землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел этот народ, он умирает. Моисею было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась. Погребен он в долине, в земле моавитской, и никто не знает место погребения его даже до сего дня. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию Моисей исполнил свое служение и отходит уже в мир иной, передавая свое служение Иисусу Навину. Этим заканчивается история Пятикнижия. В связи с описанием смерти Моисея, некоторые с сомнением спрашивают, как же Моисей мог описать свою собственную кончину? Учитывая деяния, которые Моисей совершил, ничто не мешало ему и свою собственную кончину описать заранее. С другой стороны, вполне мог и Иисус Навин потом дополнить это повествование несколькими строками. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431003/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010