1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

VIII. Завет Божий с Авраамом Укрепленный верой, услышав еще однажды от Господа, что земля Ханаанская дана ему в наследие, он просил знамения, как бы залога на обладание сею землей, и знамение, сопровожденное страшным видением, обратилось в завет между Богом и Аврамом. По велению Господа рассек он трехлетних телицу, козу и овна, и положил их друг против друга; налетели на трупы хищные птицы, которых отгонял, доколе при захождении солнца погрузился в сон; тогда напал на него ужас и мрак великий, и услышалось слово Господне: «ведай, что потомки твои будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении четыреста лет; но я произведу суд над народом, у которого будут они в порабощении, и после сего выйдут они с великим богатством; ты же отыдешь к отцам твоим в мире и погребен будешь в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония Амморейского еще не исполнилась.» Наконец, когда зашло солнце, был мрак и дым, как бы от печи, и светильник огненный прошел между рассеченными животными. В сей день заключил Господь завет с Аврамом, употребив обряд, свойственный при союзах человеческих, ибо прохождение между рассеченными половинами животных, знаменовало, что как сии рассеченные составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают руководиться одним духом и составлять одно общество. Не смотря однако на обетования Божьи Авраму, Сара, жена его, оставалась неплодной; опасаясь быть виной безчадия супруга, она убедила его разделить ложе с египтянкой Агарью, от которой родился ему сын Измаил. – Но, еще прежде его рождения, уже стала превозноситься рабыня над госпожой, и преданная Аврамом на волю оскорбленной Сары, бежала от лица её в пустыню. Там, у источника, нашел её Ангел и велел возвратиться с покорностью, обещав ей многочисленное потомство в сыне Измаиле: «дикий человек будет он между людьми, сказал Ангел, руки его на всех и руки всех на нем, и вселится он пред лицом братий своих.» – Событие сего предсказания видим мы в воинственном роде Арабов, и оно простирается до Магомета, потомка Измаилова, который с оружием вселился пред лицом новозаветных чад Аврама.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

30 Марта. Поучение о втором пришествии Господа Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ) Второе пришествие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Это Господь неоднократно говорил. Но здесь нам Он еще ближе указывает, на что будет подобно это пришествие. Будет подобно, говорит Он, на молнию. Этим Он раскрывает нам пять особенностей грядущего пришествия Своего. Во-первых, Его второе пришествие будет неожиданным, как молния. Об этом Он нас и предупредил: бодрствуйте, потому что не знаете дня и часа! Во-вторых, Его пришествие будет ярким, как молния. Солнце и звезды потемнеют, и вся вселенная утратит лучезарность лица своего, когда Он воссияет. Кто грешит, у того меньше света и лучезарности. То какая же тьма будет под этим небесным пламенем! Поэтому Он нас и предупредил, чтобы держали лампады душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, не оказаться бы нам во мраке в тот страшный час! В-третьих, Его пришествие будет мощным, как молния. Потому что Он Сам определенно в другом месте говорит, что Он придет в силе и славе. В-четвертых, Его пришествие будет всеобъемлющим и видимым для всех и каждого, от востока до запада. То есть, Он явится не как в первый раз, чтобы Его видели только ученики Его, либо только одно племя, один народ, одна страна, одно государство, а явится как молния, которую все люди и все племена на земле одновременно увидят. В-пятых, как появление молнии предшествует дождю и граду, так Его второе пришествие будет предшествовать Страшному Суду, который для праведников и верных будет как желанный дождь, а для неправедных и неверных как град. Будем готовиться, братья мои, потому что собираются тучи и из них в любое время может ударить божественная молния. Господи Великий и Грозный, добавь елея в лампады душ наших, чтобы не оказались мы в вечной тьме тогда, когда явится Твой вечный свет. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И все-таки... Прежде чем продолжать чтение этой книги, постарайся прочитать Новый Завет, или хотя бы для начала – Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, и хотя бы первые главы книги Деяний Апостолов. Просто взять и прочитать. Подряд. Ведь это несколько десятков страниц! Что-то будет непонятно, но в основном ведь там простые факты жизни Господа Иисуса Христа, с Кем ты собираешься соединить свою жизнь, а также первые шаги Христовой церкви. Хорошо, если ты еще прочитаешь какой-нибудь упрощенный пересказ Ветхого Завета в так называемой «детской Библии», или еще лучше – в «Законе Божием». Потому что все, что мы будем говорить дальше, в значительной мере основано на Священном Писании . И нам все время придется ссылаться на ту или иную книгу Библии. Так вот, если ты внимательно прочитал по крайней мере Евангелие, если проникся должными чувствами к Иисусу Христу, если полюбил Его и захотел быть с Ним и в этой, и в будущей жизни, то тебе должно бы запасть в сердце повеление, которое Господь дал Своим Апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). А также: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вот, собственно, по этой причине мы и крестимся. А также, как видим, по слову Иисуса Христа, крещению, действительно, должно бы предшествовать научение. Хотя в разные периоды истории оно выглядело по-разному. В книге Деяний видим, что все происходило довольно быстро. Потом стало занимать гораздо больше времени, например, весь Великий пост . От четвертого века до нас дошли сборники «огласительных бесед» святого Кирилла Иерусалимского , святого Иоанна Златоуста . Эти беседы слушали «оглашаемые», то есть научаемые, готовящиеся к крещению. Весь цикл подготовки разбивался на отдельные этапы, и обучающийся не должен был говорить своим младшим по образованию товарищам, о чем он слышал. А были еще так называемые «тайноводческие» беседы для тех, над кем крещение уже совершилось. И они тоже должны были хранить это в тайне от еще некрещеных. И человеку негде было подсмотреть, подслушать или прочитать просто ради удовлетворения своего любопытства. То есть истина открывалась людям постепенно, понемногу. Словесную информацию оглашаемые получали попутно с молитвенным участием в жизни всей церкви. И не праздное любопытство вело человека по пути познания, но мудрая духовная воля учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Приложение I-oe. Праздники переходящие Вход Господень в Иерусалим См. в 1-й части неделю Ваий, 6-ю великого поста. Страстная седмица. Великий четверг, пятница и суббота 1. Тайная вечеря За два дня до праздника Пасхи (в среду), старейшины еврейского народа и книжники собрались в доме первосвященника Каиафы и в совете своем положили взять Иисуса Христа хитростью и убить, только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: «что вы дадите мне? И я вам предам Его». Они предложили ему тридцать сребреников – цену обыкновенного раба. Иуда согласился, и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа Иисуса Христа врагам Его. Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи, а на вопрос их: «где приготовить?» сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель повелел сказать: время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет горницу, большую, устланную: там приготовьте». Они сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Господь всегда любил Своих учеников, но в эти последние часы чувства любви к ним возросли до высшей степени и выразились самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались, но когда очередь дошла до Петра, то он воспротивился. «Господи, Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги!» Господь сказал ему: «что делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр воскликнул: «не умыть Тебе ног моих вовек» (т. е. никогда)! Господь ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». – «Господи, – воскликнул Петр, – не только ноги мои, но и руки и голову!» Но Господь сказал: «омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь, – и вы чисты, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам, но не все» (первое вразумление иуде). Совершив умовение ног, Господь сказал: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я делал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Соборование В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 15 ). Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные 107 по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (2, ч. 1, с. 80). Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (2, ч. 3, с. 66). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Протоиерей Владимир Воробьев: О частом причащении и подготовке к Таинству Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Как часто надо причащаться и как готовиться? Рассказывает протоиерей Владимир Воробьев. 24 мая, 2013 Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Как часто надо причащаться и как готовиться? Рассказывает протоиерей Владимир Воробьев. Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Таинство таинств — В чем состоит учение Церкви о причастии? — Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери. С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом. Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно. Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви. Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. — каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы. Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф. 26, 26-28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

http://pravmir.ru/o-chastom-prichashheni...

Закрыть «Сердце чисто созижди во мне, Боже...» 18.02.2024 358 Время на чтение 3 минуты 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. (Откровение Иоанна Богослова, гл.21) «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс. 138:7, 8). Образование драгоценных камней скрыто от глаз людей. Так, в неведомых толщах каменных пород, в глубинах земли, под страшным давлением, в какой-то момент в одной исчезающе малой точке происходит таинственное преобразование хаотичного скопления атомов в гармонично-стройный кристалл алмаза, рубина, изумруда. Из возникшей гармонии вытесняется все чуждое ей, все беспорядочное, и новое тело материи обретает прочность и вечность. Скрыты эти камни в глубинах, неведома их таинственная красота до времени, «пока в горах не запоет кирка», пока не извлекут их на поверхность и не заиграет на их гранях солнечный свет. И здесь они обнаруживают удивительное качество для камней, которое приобрели там, во мраке - прозрачность. Свет проходит сквозь них, преломляется, играет цветами радуги. Почему, зачем возникает эта бесполезная, вроде бы ничего не означающая красота? Почему человек сразу видит ее, никому никогда не надо ее объяснять, к пониманию ее не нужно подводить, она узнается и поражает сразу. Не приносит никакой пользы, но человека неудержимо тянет к ней, и он стремится обладать прекрасными камнями. Легкомысленно украшает свое тело такой чуждой его природе красотой, которая своей нетленностью и совершенством часто только подчеркивает несоответствие тому, что должна бы возвысить. И обладание ими ложно - где те, кто объявлял себя их собственниками?

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/12/...

Закрыть 3. О пятом и шестом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 25.09.2016 963 Время на чтение 11 минут 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения О пятом дне творения ...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов.12:7-9) «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». На пятый день по слову Творца появляются первые одушевленные существа - птицы, рыбы и пресмыкающиеся (ползающие). Земля, украшенная прекрасной растительностью, и благоустроенная к принятию первых живых существ населяется птицами, рыбами и насекомыми. Все они появляются внезапно в своем совершенном виде, способные производить себе подобных «по роду их». Молчаливые и загадочные морские обитатели наполнили водные стихии - океаны и моря, озера и реки. Шумные птичьи стаи полетели по небосводу, наполняя воздух многоголосым пением, свистом, щебетанием, криками и карканьем. Они распространились по всей земле, находя себе отдых и пищу в ветвях деревьев. Оставив в стороне гипотезы об умопомрачительной длительности дней творения и о, якобы, постепенном развитии первых одушевлённых тварей из неких низших существ через мифические переходные формы, постараемся, не противореча и не отступая от слов Священного Писания, понять духовный смыл пятого дня в сопоставлении его с человеческой природой. Духоносный Египетский старец преподобный Макарий Великий в одной из бесед приоткрывает нам тайну творения птиц и их символическое место в сотворенном мире. В первой беседе, в рассуждении о видении пророка Иезекиля, преподобный Макарий пишет: «Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении (славу Божию - авт.); но оно указывало и на иное, прообразовало... тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его». И далее поясняет: «Как орел царствует над птицами, лев - над дикими зверями, вол - над кроткими животными, а человек - над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, совесть, воля, ум и сила любви».

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

Об этом и пророк Иоиль сказал, что «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2: 31). Сегодня, когда мы празднуем Крещение Господне, следует показать, сколько было крещений, от начала мира прообразовывавших Крещение христианское, и сколько их будет еще. По свидетельству святого Иоанна Дамаскина, всего крещений восемь. Первым крещением был потоп для пресечения греха (Быт. 7: 17–24). Вторым крещением стал переход евреев сквозь море и сквозь облако, ибо облако является символом духа, а море – воды (Исх. 13: 22; 1 Кор. 10: 2). Третьим крещением было крещение ветхозаветное, называемое обрезанием (Быт. 17: 10–14). Четвертым является крещение Иоанново, именуемое крещением покаяния (Мф. 31–11). Это крещение было вводным и вело крещаемых к покаянию и вере во Христа. Вот что говорит святой Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11; Лк. 3: 16). Таким образом, Иоанн подготавливал и водою предочищал людей в преддверии пришествия Духа Святого. Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение Этим крещением крестился от Иоанна Сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11). Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение, и чтобы сокрушить главы водных змиев, как говорит псалмопевец (Пс. 73: 14). Затем, чтобы потопить грех, чтобы погребсти в воде ветхого Адама и освятить крестителя. Чтобы исполнить Закон, чтобы открыть тайну Троицы и дать нам образец и пример того, как надо креститься. Пятым крещением является христианское Крещение водою и Духом Святым, установленное Господом нашим Иисусом Христом в словах, обращенных к Его ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Это крещение наибольшее из упомянутых доселе. Оно совершается путем погружения в воду во имя Пресвятой Троицы и является спасительным, потому что прощает все грехи и вносит в сердца наши благодать Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/158250.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010