ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, по которой установлена святая Четыредесятница, состоит в следующем. Соблюдая этот пост, мы тем самым следуем примеру Христа, Который есть Глава наша, постившемуся ради нас сорок дней. В то же время мы делаем это в воспоминание о безвинном страдании Христа, рас­пятого за нас, Его великого праведного страдания, и распинаем свои страсти и похоти. Хотя Христос и не дал на словах заповеди поститься по Его примеру сорокадневным постом, зато подал нам пример. Ибо в другом месте Он говорит: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 15 ). Верховный Петр также говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). И Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас ( Еф. 5, 1–2 ). И снова: Будьте подражателя­ми мне, как я Христу ( 1Кор. 11, 1 ). С этими словами согласуются и свидетельства святых отцов, изложенные в предшествующей главе. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Чтобы все христиане соблюдали Великий пост, как общее и всенародное прибежище покаяния. Покаяние необходимо всегда, но особенно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за ниши грехи. Время покаяния благо­приятно для поста по той же причине, по которой Христос принял страдания; и за что умер Христос, за то должны и мы умерщвлять свою плоть. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, то есть к надлежащему приобще­нию Тела и Крови Христовых, лишение которых во время Пасхи – дело не христиан­ское. ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА. Чтобы исполнились слова Христа: когда отнимется у них Жених, (...) тогда будут поститься ( Лк. 5, 35 ). Но что означает отнятие Жениха? Страдание и смерть Христа. Хотя жених Христос был отнят и по Вознесении Господнем, это принесло не столько скорби, как Его смерть. Поэтому исполнение слов Христа отно­сится в наибольшей мере ко времени воспоминания о ней. ПЯТАЯ ПРИЧИНА. Сорокадневный пост есть десятина года, десятая часть его, приносящаяся в жертву Богу, о чем богомудрствуют Василий Великий , авва Дорофей , преподобный Кассиан Римлянин , блаженный Симеон Фессалонитский в вопросе 52 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   В самой середине поста Крест торжественно выносится из алтаря и перед ним совершается земное поклонение с исполнением при этом особых умилительных песнопений. Это поклонение Кресту продолжается затем в течении всей четвертой седмицы поста, которая и называется поэтому — Крестопоклонной.    Что это значит?    Крест выносится для того, чтобы поднять наш дух и воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига поста, напомнив нам, что все мы, христиане — крестоносцы, и что, если мы не напрасно носим великое и славное имя последователей Христовых, мы должны в жизни своей уподобляться Христу в крестоношении и самораспятии, как Он Сам нас учил: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой, и по Мне грядет  (Мк.8:34) и как наставлял христиан великий Апостол языков святой Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми  (Гал.5:24).    Постничество, понимаемое, как всестороннее воздержание и самоограничение, и есть то «самораспятие», которое от нас требуется, если мы не на словах только, но и на деле хотим быть истинными христианами. А Великий пост, который мы ежегодно проходим, есть не что иное, как только символ всего течения истинно-христианской жизни, и одновременно — ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни и, вместе с тем, — ежегодное напоминание о том, как должен жить истинный христианин.    Каждый истинный христианин есть подвижник, и без подвига нет и не может быть истинно-христианской жизни, ибо для того, чтобы стать христианином, необходимо нудить себя, принуждать себя во всем — делать не то, что внушает нам наша растленная грехом природа, а то, что повелевает Закон Божий: по мудрой нашей народной поговорке, — «жить не так, как хочется, а так, как Бог велит».    Этого подвига и ждет от нас наш Подвигоположник-Христос, сказавши ясно: подвизайтеся внити сквозь тесная врата  (Лк.13:24), ибо широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и немногие находят их (Мф.7,13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Священном Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» ( Неем.9:6 ). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Косвенно об этом говорится в Кол.1:16 : «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». Престолы, господства, начальства и власти – это названия ангельских чинов. Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах мы встречаем, по крайней мере, три мнения относительно происхождения ангелов. Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено и вошло в Катихизисы. Его разделяли сщмч. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , свтт. Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Епифаний Кипрский . Прп. Иоанн Дамаскин говорит («Точное изложение...», кн. 2, гл. 3): «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности – человека». Другие отцы, такие как блж. Феодорит Кирский и Геннадий Массальский считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Свою позицию блж. Феодорит аргументирует следующим образом: «Ангелы имеют ограниченную сущность и посему имеют они нужду в месте, потому одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограниченны местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?» Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы. Некоторые отцы, в частности, блж. Августин считали, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами. Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным путем, от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека. Это неверно, поскольку в Иов.38:7 говорится, что Бог основывал Землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае – ангелы, а основание Земли относится к четвертому дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Перед праздником Рождества Христова Церковь совершает Рождественский пост, он начинается 28 ноября. Этот пост хоть и длительный, но менее строгий, чем Великий. В почитание Пресвятой Богородицы, перед праздником ее Успения, установлен двухнедельный пост, начинающийся 14 августа. Устав этого поста достаточно строгий, как и в Великий пост, в его дни не полагается вкушение рыбы. И последний, четвертый, пост посвящен памяти святых апостолов, чьими трудами весть о Христе была проповедана народам. Длительность этого поста может быть различной, так как он начинается с подвижной даты – через пятьдесят семь дней после Пасхи, а заканчивается 11 июля, перед празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла. Любой устав воздержания от пищи, даже самый строгий, вторичен по отношению к внутренним задачам поста. Далеко не всем в пост предписывается переходить на одну лишь растительную пищу: дети, беременные и кормящие женщины, люди с заболеваниями, требующими специальных диет, или же люди, находящиеся в особых условиях, не позволяющих выбирать питание, конечно, остаются свободны от пищевых ограничений, но все они также призываются к внутреннему подвигу воздержания. Воздержание станет постом только в том случае, если мы действительно научимся быть добрее и человечнее, будем ограничивать себя не столько в еде, сколько в эгоистичных и греховных желаниях и поступках, во всем, что закрывает наше сердце от ближних и от Бога. И не стоит сразу впадать в уныние, если все получается ровно наоборот: начав поститься, мы стали вдруг нетерпимее и раздражительнее. Это хорошо – увидеть свою немощь и греховность. С этого честного и смиренного видения себя и начинается покаяние. Если мы увидели свои страсти, значит, есть шанс с Божией помощью победить их. Праздники Православной Церкви Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16: 21—22)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые?» (Рим.6:19).    Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» (Иез.36:31).    Отвращением наполнен я к грехам моим, но — и грехами этими я наполнен...    Как я — обитель греха — предстану пред Тобой, Судия мой? Как — если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему?     «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8, 107:2). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста.    Не постави мне в вину грехов моих — вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего...     Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец!    Чти в четверток пятыя седмицы на утрени.     Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. Егоже краестрочие: Ты преподобная Марие помогай.     Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.    Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления.    Как повествует Синаксарь, житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят».    Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона (Прем.7:27), друзей Господа и пророков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скажет некто, что апостолы уже проповедовали Евангелие Христово во всей вселенной. Отвечаю, во–первых, Христос Спаситель наш, предвозвещая ученикам своим проповедь Евангелия желательно во всей вселенной, говорит, что немедленно тоща придет конец. Почему же от апостольских времен, начиная от их проповеди, и даже доныне не пришел конец? Ясно, что Христос предвозвещает не указанную первую проповедь Евангелия, которая была от апостолов, но некую вторую, по ней же тотчас придет конец. Отвечаю, во–вторых, знаем из житий святых апостолов, где они проповедовали, известны и знакомы многие места; но в нынешние времена открыты новые земли, не знаемые апостолами, также мало знаем мы от людей, что было открыто перед нашими временами. Слова Павла святого к римлянам в главе десятой: «На всю землю распространись вещание апостольское». Отцы святые толкуют, что в этих словах следует разуметь прошедшее время вместо предыдущего. Так же и Давид, его же есть эти слова, разумеет: «Во всю землю распространись вещание славою и слухом, а не проповедью. Глава третья. О знамении совместном первом, которое есть пришествие Илии и Еноха и убиение их антихристом Знамения называются совместными потому, что вместе с антихристом происходит первое пришествие Илии и Еноха и их убиение антихристом. Об этом узнаём из писаний Божественных. У Малахии пророка в главе четвертой говорит Господь Вседержитель: «Это Я посылаю вам Илию–фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного, который обратит сердце отца к сыну и сердце человека к искреннему». В апокалипсисе в главе одиннадцатой так говорит Господь: «И дам обоим свидетелям Моим и прорицают они дней тысячу двести шестьдесят, одетые во вретища, огонь изойдет из их уст, и уничтожат враги их. А кто захочет обидеть их, тому следует быть убиенным. И они имеют власть закрыть небо, да не сойдет дождь на землю во дни прорицания их, и имеют власть на водах: обращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, поскольку если захотят. И когда окончат свидетельство свое, зверь, который выйдет из бездны, совершит с ними сражение, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на площадях города великого, который называется духовным Содомом и Египтом, где же и Господь наш распят был. И увидят многие из людей и народов, из поколений и племен тела их три дня с половиной, и трупы их не позволит положить в гроб, и живущие на земле будут веселиться и радоваться сему. И после трех дней с половиной дух жизни войдет в них от Бога и встанут оба на ногах своих, и страх великий нападет на видящих их. И услышат глас великий на небесах, говорящий им «Взойдите сюда» и взойдут на небо на облаках, и смотрели на них и враги их. В то время будет большое землетрясение. И десятая часть города падет и погибнет от землетрясения и прочее». Из этих слов апокалиптических исчисляются:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Во время Таинства читается Послание апостола Павла к Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6: 3–4 ). Для каждого крещаемого была совершенно очевидна реальность сопогребения со Христом, умирание ветхого человека и воскресение его в обновленной жизни. До сих пор на Рождество, на Крещение, на Пасху и на праздник Святой Троицы вместо Трисвятого в храмах поется: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Происходит это в те самые дни, когда по обычаю Церкви совершалось крещение оглашенных. Равноапостольный царь Константин Великий принял крещение только на смертном одре. Парадоксально, но, даже открывая Первый Вселенский Собор и провозглашая христианскую империю, он был еще не христианином, а лишь оглашенным. Он долго не мог принять крещение, потому что его совесть была обременена множеством грехов: Константин воевал, наказывал преступников, проливал кровь. Он не мог сочетать жизнь по Евангелию с исполнением обязанностей правителя. Любопытен случай, происшедший со святителем Амвросием. Когда надо было поставить епископа в Медиолане (современном Милане), выбор благочестивых христиан пал на Амвросия. Он воспитывался в христианской семье, бабка приняла мученическую смерть за Христа, его сестра была монахиней, возглавляя общину девственниц, а сам он до сорока лет был не крещен. Лишь после того, как его выбрали епископом, он за четыре дня прошел все степени посвящения: в первый день его крестили, во второй – рукоположили во дьяконы, в третий – в священники, а в четвертый он в одежде крещаемого принимал посвящение в епископы, потому что по древней традиции новообращенные в течение девяти дней носили белые крестильные одежды. Я уже не говорю о таких замечательных подвижниках, как Григорий Богослов (329–389), чей отец был епископом, Василий Великий (ок. 330–379) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407), крестившихся, когда им было не менее тридцати лет. Крещение в те времена воспринималось почти как монашеский постриг: рождался другой человек, живший совершенно иной жизнью, отрекшийся от мира и полностью посвятивший себя Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И действительно получил ее в великом преизбытке. В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, «…который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4). Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с каким-то человеком, а не с ним самим. Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа. Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когда-либо написанное мудрейшими людьми. Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела. Конечно, это великое Откровение было чрезвычайно важным дополнением к тому исключительному расширению и углублению всех сил ума и сердца, которое получил великий Иоанн вместе с другими апостолами в день сошествия на них Святого Духа. Верю, что и апостол Лука, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежит к числу мудрейших и святейших людей мира и близких друзей Христовых. Он совершил преславное дело, написав третье Евангелие, которое святые отцы Церкви ставят близко к величайшему Евангелию Иоанна по глубине и значению его. И хочется нам верить, что и великий Евангелист Лука был удостоен от Бога получить сугубые дары Святого Духа, подобно апостолам Иоанну и Павлу, каким-то неведомым нам образом. И если действительно это было, то не должны ли мы глубоко преклониться пред этим великим апостолом и Евангелистом. Велика полученная мною от Бога милость и честь носить его святое имя и принадлежать к сонму преемников апостольских — епископов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010