Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in fine rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно. Дан. 2:45 . Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и верен сон и истинно объяснение его. Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить. Дан. 2:46 . Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курения. Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве ( Деян. 14 ). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу: Дан. 2:47 . Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну. Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем 10 , сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Храм наполнился дымом от славы Божией и от силы Его: в храм никто не мог войти до тех пор, пока окончились семь язв семи Ангелов. Боже великий, я исчезаю пред этими последними событиями великого дня Судного. Явления все такие новые, страшные и дивные: поразительна одна новость и необычайность их. Гл.16. Из храма слышит голос семи Ангелам: идите и пролейте семь фиалов ярости Божией на землю. Вот пошел первый Ангел и пролил фиал свой на землю: на людях имеющих начертание зверя и кланяющихся образу его стал отвратительный и жестокий гной. Второй Ангел пролил фиал свой в море, и оно стало как кровь мертвеца: все живущее умерло в море. Третий Ангел пролил фиал свой на реки и источники водные – и они стали кровью. Тайнозритель слышит Ангела над водами, говорящего: праведен Ты, Господи, Сущий и Который был, и свят, что Ты судил так; так как они (люди) пролили кровь святых и пророков, то Ты и дал им пить кровь, потому что они достойны того. Из алтаря слышен был голос другого Ангела: ей, Господи Боже Вседержителю, истинны и правы суды Твои. Четвертый Ангел пролил фиал свой на солнце – и оно получило силу палить людей огнем. И вот людей опалило великим зноем, и они начали хулить имя Бога, поражающего их этими язвами, и не образумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел пролил фиал на престол звериный, и царство его омрачилось: люди от тяжких болезней жевали свои языки и хулили Бога небесного в своих болезнях и в своих язвах, но не образумились раскаяться в делах своих. Шестой Ангел пролил фиал на великую реку Евфрат – и в ней высохла вода, чтобы приготовить в своем ложе путь царям восточным. Видит три духа нечистых, выходящих, как жабы, из уст змия, зверя и лжепророка: эти духи демонские творят знамения и ходят к царям земным собирать их на брань в этот великий день Бога Вседержителя. И собрали их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел пролил фиал свой на воздух: из храма небесного от престола вышел сильный голос, говорящий: стало. Сделались блистания, громы и голоса; началось страшное землетрясение, такое, какого не было с самого сотворения человеческого. Полетел сильный град в трех частях, и города человеческие пали. Бог вспомнил и о великом Вавилоне, для того чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Своего. Острова и горы исчезли. На людей выпал с неба град большой, и люди хулили Бога от язвы града, так как она слишком сильна. Создавшему из ничтожества весь мир нетрудно не только превратить 41 его в одно мгновение, но и совсем уничтожить. Боже мой! Когда Ты будешь превращать мир Твой за неправды людские, умилосердись надо мною тогда и не обреки меня на вечные мучения! По беспредельности милосердия Твоего и по ничтожеству моему суди Ты меня, Творче мой. Грешу ли я, творю ли добро при помощи благодати Твоей – я во всяком случае Твой ничтожный раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Третья причина. Люди должны были усвоить обстоятельства пришествия Спасителя, чтобы они могли узнать Его. Господь ведь для многих стал камнем преткновения. Поэтому обетование о жизни Спасителя должно быть дано действительно во всех подробностях о жизни Спасителя. Вот что пишет свт. Василий Великий в Слове о Святом Духе (гл. 14): «Домостроитель нашего спасения подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к Нему приобщения, потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал он для нас это легкое и к нам применимое руководство. Приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На этом основании измышлен закон и «тень будущих благ» ( Евр.10:1 ) и предображение у пророков. Эти гадания истины для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной». Четвертая причина. Должна была быть некоторая лестница, которую мы могли бы условно назвать «лестницей освящений» (патриархи, ветхозаветные святые, пророки, праотцы св. Девы Марии и на вершине этой лестницы – Богородица, не имеющая личных грехов). Через ряд освящений должна была явиться Пресвятая Дева. Должно было быть устремление к Богу наиболее чистое для того, чтобы Спаситель мог прийти как вершина, завершение того, что ожидалось. Лекция 11 Что такое воплощение и вочеловечение? Прежде всего, о воплощении. В ( 1Ин.4:2–3 ) говорится: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Вопрос состоит в том, как пришел Господь наш Иисус Христос. Это и есть вопрос о воплощении. Как понимали воплощение Бога иудеи и язычники до христианства? Иудеи тоже понимали воплощение, только говорили, что Бог говорит через пророков. В пророках воплощается Дух Божий, и Он говорит через пророка. Зачастую мы так и читаем об этом в Ветхом Завете – пророк говорит словами Бога. Поэтому идея воплощения была не чужда иудеям. Язычники тоже говорили о воплощении. В мифологии язычников Зевс появлялся в том или другом образе – в виде быка, человека, а явившись на земле, он действовал сообразно с тем, в каком виде он являлся. Христианское учение коренным образом отличается и от иудейского, и от языческого. Апостол Павел говорит, что для иудеев это соблазн, для эллинов – безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2) Таинство причащения совершается грешными священниками, а разве можно допуститъ, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в тело и кровь Христовы? Отв. Претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы совершается не Священником, а силой и действием Св. Духа; священник только молится, чтобы Господь ниспослал Духа Своего Святого на предлежащие дары, а затем, трижды знаменуя крестом эти дары, говорит: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей чествую кровь Христа Твоего, преложив (т. е. претворив) Духом Твоим Святым»; сила же и действие благодати Св. Духа не зависит от святости или греховности церковных пастырей. 3) Не о вашем ли причастии, замечают наиболее дерзкие и лукавые из сектантов, и не о вашей ли церкви в Откровении сказано: «И повел меня (ангел) в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камянми и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:3–5). – Отв. Нет. Из 18 ст. 17-й гл. Откровения видно, что в приведенных словах под женою разумеется «великий город, царствующий над земными царями». Таким великим городом был древний Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовший над 10 царствами (10 рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровью христиан в течение почти 3ОО лет, начиная с императора Домициана и кончая Дюклитианом. 588 10. О таинстве елеосвящения Православная Церковь признает елеосвящение таинством, так как в нем, по молитвам законопоставленных пресвитеров, через помазанье елеем подается больному христианину благодать Божия, врачующая душевные и телесные его немощи. Это таинство совершается над тяжко больными в силу той же власти, какую Иисус Христос даровал апостолам при отправлении на проповедь (Мф. 10:1,8) и, пользуясь которой, апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). От апостолов эта власть перешла к пресвитерам, почему ап. Иаков и говорит: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне,– и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Люди, почитающие себя учеными и красноречивыми и презирающие наших Пророков, как Писателей необразованных и несведущих в красноречии, иначе ли стали бы выражаться, если бы им случилось говорить о таком предмете или против такого же развращенного народа, против какого восстает Амос? 17) Ибо чего в сей речи остается желать целомудренному слуху? Вникните в нее. С самого начала каким громом отзывается это обличение, как будто желая пробудить к бодрствованию усыпленные чувства: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!» Потом, дабы показать неблагодарность к благодеяниям Бога, уделившего народу Израильскому обширные пределы царства, народу, который уповал на гору Самарийскую, где поклонялись идолам, Пророк говорит: «Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших?» Собственные имена мест: Сион, Самария, Калне, великий и Геф Палестинский – сии имена, как светила, украшают речь Пророка. Далее – какое приятное разнообразие в следующих словах: «(Горе вам), Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища». 18) Пророк возвещает будущее пленение Иудеев (при нечестивом Царе) такими словами: «...(Вы), которые отделены на день зол и уже близки к престолу нечестия». Тут прибавляет он описание роскоши: «... кои спите на одрах слоновых и нежитесь на ложах ваших, которые поедаете агнца от стада и тельцов от среды паствы». Шесть членов образовали здесь три периода трехчленных. Ибо Пророк не говорит: «Вы, которые отделены на день зол, – вы, которые близки к престолу нечестия, которые спите на одрах слоновых, которые нежитесь на ложах ваших, которые снедаете агнца от стада и тельцов от среды паствы». Если бы и так было сказано, то тоже было бы красиво, потому что повторением одного местоимения «который» начинался бы каждый из шести членов и каждый определялся бы известным изменением голоса в произношении, но у Пророка более красоты от того, что к одному и тому же местоимению относится по два члена, выражающих три мысли: первую – пророчество о пленении: «вы, которые отделены на день зол, и близки к престолу нечестия»; вторую – о роскоши: «кои спите на одрах слоновых, и нежитесь на ложах ваших»; третью – о прожорстве: «кои снедаете агнца от стада, и тельцов от среды паствы»; дабы от воли произносящего зависели то, произнести ли каждый член особенно, и тогда вышло бы шесть членов; или, напротив, первый, третий и пятый члены произнести с расстановкою, а второй, соединяя с первым, четвертый – с третьим, шестой – с пятым, устроив таким образом три весьма красивых периода трехчленных: первый – об угрожающей опасности, второй – о пышном ложе, третий – о расточительном столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Вечери Твоея Тайныя днесь Сыне Божий причастника мя прими» . В Святой Преблагословенный Четверг Страстной седмицы Христова Церковь вспоминает события последнего дня перед арестом Учителя. Все уже случилось! Жители Иерусалима уже начали забывать, как совсем недавно кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Смоковница засохла и никогда не принесет плода. Жених уже грядет в полунощи, а Иуда Искариот получил от священников «цену Оцененного» (Мф. 27, 9). Однако Иисус и его ученики, несмотря ни на что, уготовляют трапезу в Сионской горнице, желая встретить великий иудейский праздник Пасхи. Именно на этой Вечере произошло одно из самых важных событий в христианской истории – установление Таинства Евхаристии, Святого Причастия: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). Данными словами Христос изменил ход человеческой истории. В эту минуту каждый человек получил возможность телесно соединяться со Спасителем всего мира и иметь через это оставление грехов и вечную жизнь. Центральной темой стало предательство Иуды Искариота Однако именно в этот самый момент происходит и страшное по своей сути предательство. За одним столом с Учителем сидит человек, который буквально через несколько часов предаст Богочеловека Христа на смерть. Эти события получили свое отражение в гимнографическом тексте, кратко отражающем суть празднуемого события. Мы видим, что тропарь праздника повествует вовсе не об установлении Таинства Жизни. Центральной темой, вопреки всякой логике, стало предательство Иуды Искариота: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе» .

http://pravoslavie.ru/138932.html

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Посвящается моему брату Алику (в крещении Олегу) Ахундову В ту январскую ночь, когда я в очередной раз приехала в Харьков к попавшему в больницу брату, от пожара дотла сгорел деревянный дом, где я жила с кошкой Тигрой и собакой Арни. Животные, к счастью, не пострадали, но огонь испепелил практически всё. Однако он не смог одолеть силу крещенской воды. Посреди выгоревшей кухни и сейчас, спустя 10 лет после пожара, случившегося в ночь с 28 на 29 января 2013 года, прямо накануне моего дня рождения, стоит уцелевший деревянный стол, набитый пластиковыми бутылками с крещенской водой. Уцелели и просфорки, лежавшие рядом с ней, и бумажные листочки с текстом о крещенской воде. Посреди выгоревшей кухни стоит единственный уцелевший предмет – деревянный стол, набитый бутылками с крещенской водой Именно крещенская вода стала для меня первым глотком той «живой воды», о которой повествуется в четвертой главе Евангелии от Иоанна. Встретив у колодезя женщину из Самарии, Иисус просит у нее пить, а потом говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4: 10). Об обычной воде Он говорит: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13–14). Когда я устаю молиться, терпеть, верить, ждать и надеяться, когда приходит уныние и отчаяние, все равно в глубине души я точно знаю: придет время, и моя любимая дочь, и племянники, и остальные родственники скажут Господу слова той самарянки: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Ин. 4:15). Эту фразу самарянки я вспоминаю каждый раз, собираясь 18 и 19 января в храм, чтобы в великий праздник Богоявления принести домой крещенской воды, о которой 20 лет тому назад мой умиравший в больнице брат сказал: «Дай мне еще этой воды! Меня впервые не тошнит!» В сказках умершего героя часто оживляют с помощью живой и мертвой воды. Для моего брата, страдавшего от множества осложнений сахарного диабета, эта вода поистине стала той «живой водой», о которой говорится в Евангелии. И для меня крещенская вода – это та «живая вода», в которую непостижимым образом после освящения в храме превращается обычная водопроводная вода. Удивительно, но в течение прошедших десяти лет, приезжая на пепелище, я понемногу пила ту воду, что уцелела во время пожара. Она до сих пор свежа и чиста. Но Промыслом Божиим уже третий год я живу вдали от родного пепелища. Несмотря на огромную помощь добрых людей, среди которых было много читателей сайта «Православие.ру» , я так и не смогла построить новый дом. Большая часть пожертвованных денег ушла на лечение брата, оставшаяся – на оплату общежития и другие нужды. 27 января 2013 года я покинула родные стены, и вот уже ровно 10 лет скитаюсь по чужим углам. Но я стараюсь не роптать, а благодарить Бога за всё – за скорби и радости.

http://pravoslavie.ru/150537.html

Скачать epub pdf Святый (Бог), повелевая Моисею, чтобы Израильтяне совершили Пасху в четырнадцатый день первого месяца, сказал: «Рцы ко всему сонму сынов Израилевых..., да возмут себе овча ... совершенно ..., непорочно и единолетно... от агнцев и козлищ да приимут, и да сотворят праздник великий, Пасху Господню. Да возмут агнца в десятый день месяца, и будет им соблюдено даже до четвертагонадесять дне месяца сего, и да заколют его все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крове, и помажут на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое, да не погубит их Ангел, имеющий пройти землю Египетскую для поражения оной. И со тщанием да снедят агнца весь народ. Сице же да снедят е: чресла ваша препоясана, и сапоги ваша на ногах ваших, и жезлы ваша в руках ваших. И да не снедят от них сурово или варено в воде, но печеное огнем; ...и да не изнесут мяс вон из дому, и кости да не сокрушат от него» ( Исх.12:3–12, 46 ). Так и поступили сыны Израилевы, и ели Пасху в четырнадцатый день первого месяца, который называется месяцем цветов (mebecus) – первым месяцем в году. Заметь же, возлюбленный, те обряды, которые для исполненения предписал Святый (Бог) при совершении Пасхи иудеями, дав им наставление обо всех Пасхальных принадлежностях. Он сказал им, чтобы они агнца ели в одном доме, и чтобы из дома не выносили от него ничего. Сверх сего обрати внимание и на то, что Моисей предписал Израильтянам о самом месте, где совершать Пасху. Когда войдете, говорил он, в землю, которую даст вам Господь, «сотворите ...Пасху во время ея» ( Числ.9:2 ). И да «не возможете жрети Пасхи ни в едином от градов ваших, ...но токмо на месте, еже изберет Господь Бог ваш» ( Втор.16:5–6 ). И таким образом ешьте Пасху и ешьте ее пред Господом Богом вашим, – вы и домашние ваши, и возрадуйтесь радостию в праздник Пасхи вашей. В другом же месте Он такое дает повеление о Пасхе: «пришлец или наемник да не яст от нея. И всякаго раба или купленнаго обрежеши его, и тогда да яст от нея» ( Исх.12:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Глава 5 1–14. Исцеление военачальника сирийского Неемана по слову пророка Елисея. 15–19. Благодарность Неемана и обращение его к истинному Богу; бескорыстие пророка. 20–27. Корыстолюбие Гиезия и наказание его. 4Цар.5:1 .  Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 4Цар.5:2 .  Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 4Цар.5:3 .  И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4Цар.5:4 .  И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. К какому времени относится чудесное исцеление Неемана, ко времени ли Иорама или уже правления династии Ииуя, из текста не видно; ясно лишь, что оно падает на время мирных отношений между Сирийским и Израильским царствами. Раввины отождествляли Неемана с воином сирийским, смертельно ранившим некогда Ахава ( 3Цар.22:34 ) и называемым у И. Флавия (Иуд.Древн. 8:15, 5) Аманом ( πας δε τις βασιλικς το Αδωνος Αμανος νομα). В противоположность строгому исключению прокаженных у евреев ( Лев.13:45–46 . См. Толков. Библия , т. 1), Нееман, прославивший себя победой, какую он доставил отечеству, по-видимому, и после постигшей его болезни продолжал служить. Но судьба или, точнее, промысл Божий, заставил человека, доставившего некогда сирийцам победу над израильтянами, теперь обратиться за исцелением в землю израильтян, к пророку Божию. О последнем Нееман узнает от еврейки-пленницы, захваченной сирийскими отрядами во время одного из набегов на пограничные израильские земли. По совету пленницы Нееман обращается с просьбой к царю сирийскому о разрешении ему отправиться в Самарию (по ( 4Цар.5:8 и др.), пророк в данное время жил действительно не в Галгале и не на Кармиле, а в Самарии). 4Цар.5:5 .  И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010