Вообще же святые Отцы и учители Церкви, жившие до четвертого века (ибо ими только мы и здесь ограничиваемся, считая излишним приводить свидетельства Отцов четвертого века, когда о божестве Святого Духа написаны целые обширные сочинения и догмат этот окончательно утвержден на вселенском Соборе), — усвояли Святому Духу: а) Божеские свойства: вечность, вездесущие, всеведение, самосвятость и друг.; б) Божеские действия: творение, промышление, в частности вдохновение Пророков, освящение людей, раздаяние им благодати, обитание в душах верующих; в) совершенное равенство и единосущие со Отцом и Сыном, и - г) Божеское поклонение. Что касается, наконец, до некоторых неточностей в учении о Святом Духе, как и вообще в учении о Пресвятой Троице, встречающихся иногда в писаниях древнейших пастырей Церкви, то замечания об этом мы уже высказали прежде (§28), и повторять их было бы излишне. § 37. Нравственное приложение догмата Мы веруем, что и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но так, что не три бога, а один Бог. Отсюда для нас два главных нравственных урока. 1) Все три Лица Божества равны между собой: следовательно, всем Им мы должны воздавать и равное Божеское поклонение, должны чтить Сына точно так же, как чтим Отца, и чтить Святого Духа не менее, как чтим Отца и Сына. Отвергать или уничижать какое либо из Божеских Лиц, значит ниспровергать в себе веру Христову. «Уверяю, писал святой Василий Великий, всякого человека, который исповедует Христа и отрицает Бога, что ему не будет благоволить Христос, как и тому, кто призывает Бога, но отвергает Сына; потому что суетна вера его. Уверяю и того, кто отметает Духа, что вера в Отца и Сына обратится для него в тщету, и что он не может иметь сей веры, если не соприсутствует Дух. Ибо неверующий в Духа не верует в Сына; а неверующий в Сына не верует в Отца. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). И: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1:18). Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно покланяться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Откр. 14:19–20. Иоиль 3:13. Испустите серпы, яко предстоитъ oбъuмahie винограда: внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются noдmoчuлiя, яко умножишася злобы ихъ. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Откр. 15:1 И видхъ ино зhaмehie на небеси beлie и чудно, седмь Ангелъ имущихъ седмь язвъ послднихъ, зане въ тхъ скончается ярость Бoжiя. И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Этою главою начинается последнее, четвертое видение, обнимающее собою восемь последних глав Апокалипсиса (15–22-ю гл.) «Везде берет седмеричное число, означая тем, что дерзновенно соделанные в семь дней настоящей жизни неправды будут обуздываемы семью язвами и семью Ангелами» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:2. И видхъ яко море сткляно смшено со огнемъ, и побдившыя звря и образъ его, и haчepmahie его и число имене его, стоящыя на мори стклянмъ, имущыя гусли Бoжiя. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии. «Стеклянное море, по толкованию св. Андрея Кесарийского , означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость святых, добродетельными лучами которой они „просвтятся яко солнце“ – „воссияют, как солнце“ ( Мф. 13:43 ). А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: „когождо дло, яковоже есть, огнь искуситъ“, – „огонь испытает дело каждого, каково оно есть“ ( 1Кор. 3:13 ). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по псаломскому изречению ( Пс. 28:7 ), имеет два свойства: одно – опаляющее грешных, другое, – как разумел Василий Великий , просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа; ибо в огне открылся Бог Моисею, и в виде огненных языков Дух Святой сошел на Апостолов. Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Да не вменится им! ( 2Тим. 4:16 . Согласно римским судебным обычаям друзья могли присутствовать при разборе дела и своим присутствием укрепить дух обвиняемого. Отсутствие близких не повлияло на мужество св. апостола Павла. Сам Бог явился ему и дал силы: Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим. 4:17 . Последние слова из приведенной цитаты (я избавился из львиных челюстей) указывают, что на суде кесаря апостол был оправдан. Экзегеты приводят также место из Послания к евреям, которое было написано в Риме: Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас ( Евр. 13:23 . Об освобождении св. апостола Павла из римских уз косвенно свидетельствуют также заключительные стихи книги Деяний: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян.28:30–31 ). Глаголы (жил, принимал) употреблены в прошедшем времени. Значит, узы кончились. Если бы суд закончился смертным приговором, то автор книги св. Лука об этом бы написал. Последние Послания св. апостола Павла дают дополнительный материал для подтверждения вывода об освобождении узника. Из этих Посланий видно, что апостол Павел совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой. Из Послания к Титу известно, что апостол Павел поставил его на Крите епископом: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит. 1:5 . Во время трех миссионерских путешествий апостол Павел на Крите не был. Значит, было еще четвертое миссионерское путешествие, которое могло быть осуществлено только после освобождения от римских уз. Косвенно свидетельствует о том, что великий проповедник христианства совершил четвертое миссионерское путешествие также современник и ученик его священномученик Климент Римский : «Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде и доходил до границы Запада и мученически засвидетельствовал истину перед правителями» (Первое послание к коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они, стоящие на страже караульные и зоркие часовые, поставленные Господом Новому Израилю, то есть христианам, чтобы, по словам Иезекииля, объяснять заповеди Господни и отвращать их от заблуждений и грехов. И уж если они промолчат, то кровь их будет взыскана от их рук: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих» ( Иез.3:17–18 ). Это о них сказал Василий Великий : «Тот, кто не исполнил поручения и не возвестил того, ради чего был послан, делом и словом, повинен в крови не услышавших его. И не имеет он возможности сказать то же, что апостол, призывавший в свидетели старейшин эфесских: «Чист я от крови всех вас, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян.20:26–27 )» (О Крещении. Кн. 2, гл. 12). Что должны говорить и кому подражать духовные пастыри. Они и после смерти заботятся о своей пастве Главное же, к чему надлежит им стремиться, – это чтобы горело сердце любовью к спасению их разумных овец и чтобы они мысленно могли воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «Кто не изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ). «Я, – продолжает он, – охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши» ( 2Кор.12:15 ). И еще чтобы иногда они брали на себя прегрешение грешника и говорили ему так, как указывают постановления святых апостолов: «Пусть присвоит себе епископ грех и скажет согрешившему: «Лишь обратись, и я приму смерть за тебя, как Господь – за меня и за всех, ибо пастырь добрый душу свою полагает за овец»» (Постановления апостольские. Кн. 2, гл. 10). А иногда чтобы они подражали божественному Златоусту, который по ревности о спасении своих овец говорил: «И вновь скажу, и вновь повторю: если не все услышат, услышит половина, если половина не услышит, услышит третья часть, если не третья, то четвертая, если не четвертая, то десять человек, если не десять, пусть пять, если не пять, пусть один, если и ни одного, я заслужил награду свою» (Беседа 2 на Евтропия евнуха, патриция и консула).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

76.– Развалины Ура, отечества Авраама Первые обетования, данные Богом Аврааму; мессианское благословение Бог, повелевши Аврааму, после потери им отца своего Фарры, покинуть город Харран для того, чтобы идти в чужую землю, благословил его и сказал ему: Я произведу от тебя великий народ, И благословлю тебя, И возвеличу имя твое; И будешь ты благословен. Быт.12:2 . Здесь четыре различных обетования, и восходящая последовательность в пророчестве, которое заключает этот стих, такова: 1) обетование многочисленного потомства: Я произведу от тебя великий народ; 2) обетование частного благословения, т. е. материального и духовного благословения; 3) обетование возвышения имени Авраама, т. е. обещание великой славы и 4) обетование, что Авраам сам станет источником благословения для других: не только он будет благословен, но и сообщит людям благословение, которое получил. LXX и Вульгата перевели: и будешь ты благословен; оригинальный текст еще сильнее: ты будешь в благословение. Так как четвертое обетование самое важное из всех, то стих 3-й развивает и объясняет его: Я благословляю благословляющих тебя, И злословящих тебя прокляну; И благословятся в тебе все племена земные. Это благословение, которое Авраам получит и перенесет всем народам земли, есть повторение, продолжение и развитие благословения, данного предку Авраама Симу ( Быт.9:26–27 ). Авраам – наследник Сима, Иегова – его Бог . Иафет будет обитать в его шатрах, потому что в Аврааме благословятся все народы земли. Мотив и цель его призвания и новой истории, которая начинается с этим патриархом – истории народа Божия, ясно определены: от него произойдет благословение всего рода человеческого. В божественных словах личность Мессии не выделяется еще заметным образом, но она начинает обрисовываться: миссия избранного народа, которая будет вполне осуществлена Мессиею, точно обозначена. В Отрасли Авраама получит свое исполнение обетование, возвещенное Адаму, 1225 и ей будет дано благословение Сима; 1226 эти плоды спасения произрастут в земле, куда Бог приведет Своего служителя, т. е. во Святой земле; здесь И. Христос будет проповедовать новую веру, и принявши эту новую веру, мы становимся все детьми Авраама, как учит нас об этом Новый Завет: Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: И в семени твоем благословятся все племена земные, говорит св. ап. Петр, вслед за исцелением хромого ( Деян.3:25 ). Св. Павел писал в свою очередь галатам: Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: В тебе благословятся все народы. И так верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:7–9 ). Чрез Мессию, чрез И. Христа, мы благословлены в Аврааме и становимся его чадами по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

б) Вообще, в видимой нами природе есть много-много образов, или подобий воскресения мертвых. Обновление природы с открытием весны, оживление растений, пробуждение от спячки замерших на зиму животных, преобразование некоторых животных после замирания в другие виды, напр., гусеницы в бабочку и пр., разве все это не указывает на возможность воскресения мертвых, при конце этого видимого мира, при воздействии на них могущественной силы Божией? в) Еще в ветхом завете один пророк Божий удостоился предзреть дивное явление воскресения мертвых действием могущественного слова Божия. «Была на мне рука Господня, говорит пророк Божий Иезекииль, и поставила меня среди поля, и это поле было полно мертвых костей человеческих, и кости сухи очень. И сказал мне Господь: сыне человечь! прорцы на эти кости и скажи им: кости сухия, слышите слово Господне... И я сказал, как заповедал мне Господь, и когда я говорил, сделался трус и соединились кость к кости, каждая к своему составу, и на них явились жилы и росла на них плоть и явилась кожа, но еще духа в них не было. И сказал мне Господь: прорцы, сыне человечь, о духе и вдуни на мертвыя сия и да оживут. И я сказал так, как было мне повелено, и ожили мертвые и стали на ногах своих, и был великий, великий собор» ( Иез. 37, 1–11 ). г) Что все мертвые воскреснут, для этого мы имеем ручательство и в том, что Иисус Христос воскрес. «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть», т.е. положил начало нашему воскресению, говорит св. ап. Павел ( 1Кор. 15, 20 ). После сего не безумно ли сомневаться в истине воскресения мертвых? Воскрес Христос, первенец из умерших: воскреснем и мы. д) Затем, ручательством тому служат неоднократно совершавшиеся воскресения силою Христовою: так Иисус Христос во время Своей земной жизни, воскресил дочь князя Иаира, – сына вдовы наинской, – четырехдневного мертвеца Лазаря; во время крестной смерти Иисуса Христа, по свидетельству евангелиста Матфея, «гробы отверзошася и многа телеса усопших святых восташа и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град и явишася мнозем» ( Матф. 27, 52–53 ). И святые апостолы, облеченные силою Христовою, воскрешали мертвых; так, ап. Петр воскресил в Иоппии (Яффе нынешней) девицу Тавифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии. Чин умовения ног — справка (использована статья священника Михаила Желтова " Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня : освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног "  с сайта " Богослов.Ру " ) Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

« Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок» ( Дан. 7:11–12 ). Последний, четвертый, зверь умерщвляется лично Христом за высокомерные слова, которые он говорил. А ведь этот зверь действительно могучий, коварный, пожирающий своими зубами всю землю. Четыре его рога – это железная Римская империя (символ Рима – железо). Деятельность зверя продолжается и сейчас – глобальная цивилизация, порожденная Римом, растет. Мы видим, что европейская цивилизация распространила свое влияние на весь мир – это и есть тот самый зверь, выросший из Рима и снова отрекающийся от Бога, снова становящийся злодейским. На его голове – десять рогов: это символ десяти последних царств. Итак, зверь выходит из моря, то есть перед пришествием антихриста начнется хаос, рухнут государства, и из этой глобальной революции поднимется великий враг, а вместе с ним из хаоса восстанут десять государств. Библия намекает на некоторые из этих царств, которые будут иметь особое значение перед концом мира. Не считая Израиля и Рима, власть которых очевидна уже сегодня, политическую силу обретут такие государства как Ливия, Египет, Эфиопия, Персия и некая великая северная страна, управляемая Гогом. Сердце мятежа антихриста – в странах, расположенных в районе Вавилонии и Персии. Это Иран и Ирак. Библия также говорит, что среди десяти рогов – десяти всемирных правителей – будет и некий Гог. Поднимется еще одиннадцатый правитель, не из числа десяти, придет он к власти тихо и незаметно. Это и будет великий враг – антихрист. Когда он явится, то сразу уничтожит три царства, три народа и после подчинит себе всех остальных правителей. Итак, давайте обратимся к описанию антихриста. Сказано, что он будет иметь десять рогов и семь голов, «на рогах его десять диадем, и на головах его имена богохульные» ( Откр. 13:1 ). Его описание очень похоже на описание сатаны – дракона: те же семь голов и десять рогов, и диадемы, короны. С чем это связано? Все очень просто: антихрист есть подобие сатаны, в нем будет обитать сатана, антихрист невольно будет иметь в себе демона, будет им одержим. Как говорит святитель Андрей Кесарийский , не думайте, что сатана воплотился, воплощаться ангелы не могут и не умеют, эта власть дана только Творцу, Который смог стать человеком, оставаясь Богом; сатана же будет жить в антихристе, как в храме, как в избранном своем сосуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт 19:15–17, 24–26). Свернуть Песнь 4 Четвертая песнь описывает сразу несколько сюжетов из Ветхого Завета. Первый из них — это лестница из видения ветхозаветного патриарха Иакова. Во время бегства в Харран из страха перед братом Исавом, Иаков, заночевав по дороге, увидел во сне необычную лестницу. Она тянулась от земли до неба, по ней поднимались и спускались ангелы. Видение было пророческим. Лестница стала прообразом Божией Матери, от Которой Сын Божий воспринял человеческую природу и воплотился на земле. Преподобный Андрей видит в Лествице указание на необходимость духовного обновления. Он пишет: «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися» (Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся). Следующий сюжет также связан с Иаковом, который ради женитьбы на своей невесте Рахили семь лет работал пастухом у ее отца Лавана. После честно отработанных лет Лаван обманом выдал за Иакова старшую дочь Лию, а Рахиль согласился выдать еще через семь лет работ. Святой Андрей описывает этот сюжет, сравнивая жен Иакова с созиданием и разумом, который необходим для богопознания. Лия — это созидание, так как она родила много детей, а Рахиль — разум, мудрость, которая приобретается в результате трудов и жизненного опыта: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится» (Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, — разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

. И когда он будет попран и сокрушен, то посмеется над ним дева, дочь Сиона, и покачает головой своей дочь Иерусалима 42 , говоря: Кого ты порицал и поносил? И на кого возвысил голос свой? Ты поднял глаза свои ввысь на Святого Израилева. Чрез вестников твоих ты порицал Господа. Вот смотри, пало кольцо на ноздрю твою и удила на рот твой. И, придя с сердцем надменным, возвратишься ты с сердцем сокрушенным 43 . И [Господь] убил [Сеннахирима] рукой друзей его. Низвергнут был он в месте надежном, и пал пред богом своим 44 . Необходимо было, возлюбленный мой, чтобы стал он закланием и жертвой [свидетельствующей] против того бога, на которого уповал он. И на месте, где поклонялся он, его мертвое тело стало обличением его идола. 5. Еще возвысился и превознесся овен, он бодал и к западу и к северу и к югу. Он подчинил многих зверей, и не могли они устоять против него, пока с запада не (193) пришел козел и не поразил овна и не сломил ему оба рога и он весьма унизил овна 45 . Овен же есть царь Мидийский и Персидский – Дарий, а козел – Александр Македонский, сын Филлипов. Даниил увидел овна, когда был на востоке, перед вратами дворца Суз в области Эламской у реки Улая; он бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него 46 . Козел же вышел из страны греков и возвысился перед овном, поразил его и сломил оба его рога – великий и малый 47 . Почему [Даниил] сказал, что [козел] сломил оба рога [овна], если не потому что тот покорил оба царства, которыми правил [овен]: малый [рог] – [царство] мидян, а великий – персов. Ведь когда пришел грек Александр, то убил Дария, царя Мидийского и Персидского, ибо так сказал ангел Даниилу, объясняя видение: Овен, которого тыг видел – царь Мидийский и Персидский, а козел – царь греков 48 . От того времени, когда были сломлены оба рога овна и до сего дня – шестьсот сорок восемь лет. 6 . И вот, сломлены рога овна (196), но хотя и были сломлены его рога, он возвысился и превознесся против четвертого зверя, крепкого и сильного, с

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010