Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская Православная Церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия.   Протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества В.Р. Легойда , председатель Информационного отдела Московского Патриархата Архимандрит Тихон (Шевкунов) , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря 25 марта 2010 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Vasilij 15 февраля 2012, 23:15 (продолжение) Это относится и к вам, Ирина. Вы даже не хотите прислушаться к иным мнениям. Таким, как вы, дай волю - и начнется новый грабеж, только уже не храмов, а музеев; при этом любая попытка изучить иконы будет объявлена кощунством. И чем вы после этого лучше большевиков? К тому же некоторые иконы, переданные в советское время в музеи, до того находились вовсе не в храмах, а в церковных рухлядных. Пример - Ярославская Оранта. Vasilij 11 января 2012, 13:28 " Никогда и никто из создателей икон не предполагал, что кому-то взбредет в голову относиться к иконе, как к произведению искусства. Они становились элементом религиозной жизни верующих людей " . Уважаемый Алексей! По-вашему, религиозная жизнь и искусство - две вещи несовместные? Икона как элемент религиозной жизни не может одновременно являться произведением искусства? Что и говорить, такая логика ничем не отличается от логики советских идеологов (и, к сожалению, таких здесь немало). Те пытались лишить икону права участвовать в религиозной жизни, а вы столь же яростно - права называться произведением искусства. Василий 25 июля 2011, 14:59 А могут музейщики привести хоть один пример обновления иконы в музее? А сколько чудес обновлением икон было в храмах. Это говорит о чем-то? Вот и делайте выводы. Что Богу угодно - икона в музее или икона в храме?

http://pravoslavie.ru/34637.html

В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток — символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные — красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные — либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».   Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец — коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы — Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Иконографическая схема " Знамения " может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской " Оранты " . В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип " Знамение " иногда именуют " Воплощение " . Одним из вариантов иконографии " Знамение " является " Оранта " . В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ " Богоматерь - Нерушимая стена " из Святой Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований. Второй иконографический тип получил наименование " Одигитрия " , что по-гречески значит " Путеводительница " . В этом названии заложена концепция Богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

http://pravicon.com/text-19

Иконография Господских и Богородичных праздников, в которую составным элементом непременно входит и образ Христа, основывается на общепринятой схеме - Спаситель изображается средовеком в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как " Успение " и " Сошествие в ад " , где Христос изображается в одеждах золотого цвета, " Преображение " , где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа обнаженным в одной набедренной повязке; точно так же Его рисуют в композиции " Крещение/Богоявление " , здесь может отсутствовать даже повязка на чреслах. Традиционный тип иконографии Иисуса Христа вошел и в композицию " Новозаветная Троица " , но об этом иконографическом изводе речь будет в следующей главе. Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется " Спас Эммануил " . Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи (Ис. 7.14) и означает " с нами Бог " . Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы - как, например, мы видим в иконографии " Богоматерь Знамение " (или Воплощение). Яркий пример тому икона " Ярославская Оранта " или " Курская Коренная " . Благословляющий жест Иисуса, изображенного в обрамлении концентрических кругов, означающих лоно Богородицы, вместившее невместимого Бога. В момент зачатия Слово Божье все равно больше мира, Оно внутри и вне его. Тот же младенческо-отроческий тип Христа вошел во все богородичные иконы. О них пойдет речь в соответствующей главе. Здесь необходимо добавить только то, что часто Младенец изображается со свитком в руке, символизирующим Его учение, которое Он приносит в мир, Благую весть. Он еще как человек, но Его учение в Нем и с Ним, ибо Он - Бог и Спаситель. Одежды Младенца в богородичных иконах могут быть самыми различными - золотыми (Богоматерь Владимирская), красно-синими (Богоматерь Страстная), с цветной рубашечкой (Богоматерь Яхромская), с цветной и золотой каймой (Одигитрия Дионисия) и т.д. Ножки младенца либо босые, либо обуты в тонкие золотые сандалики (Богоматерь Донская), что символизирует Благую весть (Еф. 6.15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Возьмем монументальную живопись, какой-либо Ярославской церкви XVII в. и сравним ее с Нередицкими фресками; – это сравнение покажет нам громадный рост содержания церковной живописи. Русские художники изображают не только отдельные сюжеты, но даже части текста и церковных песен. Так напр. «слово плоть бысть»; в этой композиции Богоматерь с Христом в недрах (на груди, как у Знаменской Божией Матери). В Нередицкой церкви Божия Матерь нерушимая стена (оранта), а в церкви Иоанна Предтечи на Толчкове в Ярославле (XVII в.) изображается в олицетворении церковной песни «о тебе радуется, благодатная, всякая тварь» в самой сложной композиции Богоматерь на троне в облаках, а вокруг Ангельский собор – ангелы, человеческий род – люди, освященный храм – русская церковь , рай – вертоград, т. е. сад с деревьями и травой. В алтарной апсиде теперь появляется изображение, выражающее не только идею Евхаристии. Постепенно старинная иконопись приближа­лась к живописной. К таковой по типу под­ходит в Ярославских храмах XVII в.: 1) Нерукотворный образ Спасителя, 2) изображение Божией Матери на трибуне, под западным влиянием, на тему «песнь песней», 3) Недре­манное око, 4) картины Благовещения в рос­кошной обстановке – памятник в стиле эпохи Возрождения, 5) картина Вознесения – целый ряд Ангелов, трубящих в трубы – подражание западноевропейскому стилю (Перуджино), 6) в верхней части иконостаса, изображение праотца Ноя, держащего ковчег (условн. форма) и Мельхиседека. В царской школе был постоянный обмен живописцев – в нее приходили учиться из провинциальных городов (живописцы городовые), а столичные живописцы уходили по русским городам – этим путем достигался обмен художественных идей. Задача этих лекций была не в нагромож­дении знаний, а в желании привить к сознанию слушателей некоторую любовь и уважение к нашей художественной старине, что может иметь место только при обстоятельном знакомстве с ней.   Читать далее Источник: Покровский, Н.В. Конспективное изложение чтений по христианской археологии. – 2-е изд. – Новгород: Новгор. о-во любителей древности, 1916. – 34 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Канонически грамотным изображением Пресвятой Троицы, прежде всего, является рублёвский образ, условно именуемый “Ветхозаветной Троицей” возникший из переосмысленного сюжета “Гостеприимство Авраама”, неканоничным – “Отечество”, или “Новозаветная Троица”. К троичной иконографии примыкают композиции праздников теофанического характера: Богоявления, Пятидесятницы, Преображения. Имеющиеся в современных требниках чины благословения икон, хотя и позднего происхождения (исходя из того, что образ освящается Первообразом, необходимости в благословении икон в Средние века не предусматривали), но, естественно, отражают традицию отношения к образам названных праздников как к своего рода троичным иконам. Примеры разных типов изображений Спасителя: Спас Нерукотворный (“На убрусе” или “На керамиде”), Вседержитель, Спас на троне, “Великий Архиерей”, Распятие, Сошествие во ад, “Traditio legis”, и все господские праздники и евангельские события. В синодальный период получает распространение западное по происхождению изображение Воскресения (“с хоругвью”). Наиболее разнообразна иконография Божией Матери. Основные типы: Елеуса (Умиление), Одигитрия (Путеводительница), Оранта (Молящаяся). Следующие по значимости, соответственно связанные с тремя предыдущими: “Взыграние Младенца”, Богоматерь на троне, Деисусная. Также богородичные праздники. Наконец, усложнённые иконографические типы богородичных икон. Примеры вариантов типа Умиление: Владимирская, Феодоровская, Донская, Ярославская, Толгская (последняя в сочетании с типом “на троне”). Варианты типа Одигитрии: Иверская, “Троеручица”, Смоленская, Тихвинская, Иерусалимская, Казанская. Разновидности типа Оранты: “Великая Панагия”, “Знамение”. Примеры усложнённых иконографических типов, часто с аллегорическими дополнениями: “Живоносный источник”, “Неопалимая купина”, “Гора нерукосечная”, “Похвала Богородицы”, “Нечаянная радость”, “Всех скорбящих радость”. Различны и изображения креста (с распятием и без фигуративного образа). Церковная археология свидетельствует об этой многовариантности даже для собственно православной традиции, вопреки бытующему мнению старообрядческого характера о “полноценности” только восьмиконечного креста. О христограммах уже шла речь (rл.II), а наиболее известные типы креста: греческий, латинский, андреевский, византийский, русский восьмиконечный, иерусалимский, процветший. Наиболее полный вариант изображения креста (даже без фигуративного распятия) имеет восьмиконечные очертания и содержит схематично представленные Голгофу и орудия страстей – копие и трость с губкой, также различные надписания. Восьмиконечный крест, особенно в его русской интерпретации, является очень насыщенным символом, воспроизводя все возможные детали подлинного креста – табличку с трёзязычной надписью, нижнюю полочку под ноги, асимметричное положение которой лучше всего объясняется словами такого богослужебного текста, как один из тропарей 13 девятого часа, где крест выступает как “мерило праведное”.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Богоматерь Знамение. Россия. XVI в. Частное собрание Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий Оранту, не является специфически христианским. Он был известен как в Ветхом Завете, так и в античном мире. Особенное распространение он получил в первохристианскую эпоху, но уже не как простой жест молитвы а как олицетворение молитвы в образе Оранты. Эти изображения имеются как на фресках в катакомбах, так и на донышках священных сосудов, найденных там же. На последних много изображений Божией Матери в позе Оранты с надписью «Мария» или «Мара» (древневосточная форма этого имени), которые относятся к началу IV в. К тому же веку относится и самое раннее известное изображение Божией Матери Оранты со Спасом Эммануилом на груди – наше Знамение. Это изображение с двумя монограммами Христа по сторонам находится в римской катакомбе Чимитеро Маджоре 158 . Наряду с торжественным изображением Божией Матери Оранты (без Христа) изображение Знамения служит запрестольным образом в православных храмах как иконографическое раскрытие Церкви, олицетворенной в лице Божией Матери, вместившей в себя невместимого Бога. Изображение Знамения имеет два варианта: на одних иконах Христос изображается в мандорле, на других, как на фреске в «Чимитеро Маджоре», – без нее; кроме того, на одних иконах Божия Матерь изображается по пояс, на других – во весь рост (например, Ярославская Оранта XII–XIII вв. в Третьяковской галерее). На фоне иконы по сторонам Божией Матери помещаются иногда огненные серафимы или другие ангелы (как на воспроизведенной здесь иконе), чем подчеркивается значение Ее как высшей ангелов, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». В иконостасах православных храмов, выражающих догматическое учение Церкви, икона Знамения, как мы видели, помещается обычно в середине пророческого ряда, так называемого Богородичного чина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Он не только восстановил службу «всем святым, в земле российской просиявшим» в 1917 году, позже он работал над службами поместным святым – ярославским, новгородским и так далее. И по его заказу, по его разработке Мария Николаевна писала эти соборы. Вот, например, собор ярославских святых, где в центре ярославская «Оранта», знаменитая икона, сверху Спаситель благословляет, вот замечательные ярославские храмы и внизу стоят свидетели, преподобные и так далее. Вот святой Ефрем Переяславский, Илларион, блаженный Константин и так далее. Образ каждого святого разрабатывался очень тщательно, старались, чтобы сохранялись иконографические соответствия иконам этих святых, если таковые находились. Мария Николаевна писала эти иконы и для храмов, и для людей, и для той общинки, осколочка мечевского прихода, которая вокруг нее сохранялась. Сохранились очень небольшие иконы, например, Антоний Римлянин или вот святитель Иона. Эти иконы были, повторяю, иногда в храмах, иногда в домах. Заслуга Марии Николаевны еще и в том, что она, будучи ученицей такого серьезного реставратора, как Кириков, старалась возрождать каноническую икону. Потому что открытие древних икон в начале ХХ века не успело глубоко затронуть Церковь, и в своем большинстве епископат и священники продолжали любить васнецовское письмо – когда такое все живописное, надрывные образы. А она этими своими иконочками направляла Церковь к древнему образу. Она очень много писала, и у нее сохранились тетрадочки, с прорисями и потом она для своих учеников писала там по пигментам и по технологиям, описывала очень серьезные разработки технологические, традиционные способы. Но сама она чаще всего писала просто акриловыми красками. Это было проще, дешевле и так далее. Но, во всяком случае, она разрабатывала очень глубокие и очень достойные образы. Старалась, чтобы икона была и художественным произведением, и глубоким богословским откровением, потому что это не просто образ с нимбом над головой абы как написанный или не просто картина, где закатанные глаза выражают духовность, как иногда писали в синодальный период. Ее иконы очень аскетичны. В конце жизни она в некоторых иконах позволяет себе некое украшательство, но вообще ее иконы очень аскетичны, очень точны. И они очень собранные. И этому она потом будет учить, конечно, своих учеников.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

1020 Егда бо грчестии писци из Цариграда... приведени быша нуждею писати церьки Печерьскиа... якоже ο них сказано есть въ Послании Симонов... – Имеется в виду Слово ο церкви Печерской Симона, которое или составляло особое послание, или входило в послание κ Поликарпу вместе с рассказами Симона ο печерских святых (точки зрения исследователей по этому вопросу расходятся). Поликарп дает отсылку κ 4-му «слову» Патерика: «О пришествии писцевъ церковныхъ ко игумену Никону от Царяграда». 1028 Се бо новый нам Елисй, иже Неомана Сирианина от проказы исцел. – Пророк Елисей излечил от проказы Неемана, военачальника сирийского царя. По слову Елисея, Нееман семь раз омылся в водах Иордана, «и обновилось тело его», «и очистился» (см. 4Цар. 5, 1–19 ). 1029 Деисус – от греческого слова, означающего «моление». Деисус – композиция, состоящая из трех икон. На центральной изображен Христос, судящий людей после конца мира. По сторонам от иконы Христа – икона Богоматери и икона Иоанна Крестителя, которые изображены заступниками за грешников, молящими Христа ο милости. Β деисусе по сторонам от этих икон могут быть изображены и другие святые. Деисусом иногда называют основной ряд иконостаса или весь иконостас вообще. 1031 ...изгор Подолие вс... – Подол – район Киева. Здесь имеется в виду большой пожар 1124 года. 1032 ...и посла въ град Ростовъ, в тамо сущую церковь , юже сам създа... – Ростовский храм, возведенный Владимиром Мономахом , был дубовым и сгорел в 1160 году; первый каменный собор в Ростове был построен в 1161 году при Андрее Боголюбском. Икона работы Алимпия, ο которой пишет Поликарп, скорее всего, икона «Богоматерь Великая Панагея (Оранта)», входящая в собрание древнерусского искусства Третьяковской галереи. Она была найдена в ярославском Спасском монастыре, где до 1788 года находилась резиденция ярославских митрополитов (сюда икона была привезена после ликвидации ростовской митрополии). Искусствоведческий анализ произведения свидетельствует ο том, что икона по своим стилистическим особенностям близка κ мозаикам Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, выполненным в 1108–1113 годах, как предполагают исследователи, не без участия греческих мастеров и Алимпия. На основании сообщения Поликарпа, что он был «самовидцем» чуда спасения иконы работы Алимпия Печерского в ростовских церквах, считают Ростов его родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не стоит, Серёжа, опрометчиво бpocamьcz во власть такими обвинениями. Давайте сначала спросим себя: а на каком стуле ей сидеть, если на интернет-форуме петербургского канала " ТВ100 " в конце прошлого года за передачу Исаакиевского собора проголосовало 30%, а против 70%. Тот скандал вокруг Исаакиевского собора оказался весьма показательным во многих аспектах. Подробная статья об этом: http://goo.gl/3KSnG И давайте сначала спросим самих себя: скольких людей я привёл за собой в Церковь? 6. Re: «Пятый канал устроил невиданный кощунственный фарс» А что касается икон в музеях, то у нас перед глазами есть замечательный пример мудрого решения - Владимирская икона Божией Матери. Как известно, она находится в действующем храме святителя Николая в Толмачах, который одновременно является музейным залом, неотъемлемой частью Третьяковской галереи. Почему нельзя сделать так же с остальными иконами? Конечно, при большинстве музеев нет храмов, но ведь можно их создать. К слову, знаменитая икона " Ярославская Оранта " до ее изъятия находилась вовсе не в храме, а в монастырской рухлядной. И повторю еще раз: прежде, чем возвращать церкви здания храмов, необходимо предоставить находящимся там учреждениям (прежде всего культурным) новые достойные помещения (а не какие-нибудь сараи!). 5. Re: «Пятый канал устроил невиданный кощунственный фарс» Простите, Швейк, но Вы... не туда мысль ведёте. Невзоров - богохульник и клеветник, это раз. Не говоря уже о тупости и внеморальности всех его аргументов. Но речь о том, что у Церкви ОТНЯЛИ ценности. Незаконно, подло, политически не в свою пользу (ибо отвращали от себя верующий народ), исключительно по бесовскому внушению. Конечно, музейные работники зачастую спасали святыни, поэтому не стоит катить на них телегу. В конечном итоге все беды-от лукавой, двусмысленной политики нашей власти. Но ничего, сидя на двух стульях - атеистическом и православном - они... досидятся. 4. Ответ на 131., Адвокат: И точно так же считаю, что многие из тех, кто ратует за возвращение церковного имущества, кинулись бы изымать иконы из музеев с такой же яростью, как некогда большевики изымали иконы из храмов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/23/pya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010