«Радонеж» . С этим трудно не согласиться. Но что же Вас все-таки заставило обратиться к теме Сталина в своих передачах? Неужели без разговора о Сталине невозможно говорить о духовном смысле Русской истории? Ведь эта тема не только смущает некоторых слушателей нашей радиостанции, но часто вызывает резкие споры. В.С. Давайте подумаем, какое самое великое и трагическое событие пришлось пережить России в ХХ веке? Мне кажется, все согласятся, что это Великая Отечественная война. После первой Мировой была разрушена Российская империя. После второй Мировой Россия должна была прекратить свое историческое существование. Кстати, многие историки согласны с тем, что это была одна Мировая война с небольшим перерывом в 20 лет мира. Какие силы развязали обе Мировые войны? Как мы выстояли и победили в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества? Смысл Великой Отечественной войны для России определятся двумя датами: начало 22 июня 1941 года - память Всех святых, в земле Российской просиявших, и Великая Победа на Пасху Христову 6 мая, которая в 1945 году совпала с памятью св. Георгия Победоносца. Поэтому для православного человека совершенно ясно, что, несмотря на богоборческую власть в СССР, для исторической России это была воистину Священная война. Как Вы считаете, можно говорить о Великой Отечественной войне, о том, как удалось выстоять и победить в этой войне, не вспоминая Сталина? И справедливо ли это? В 2005 году, я был поражен тем, как в канун 60-летия празднования Победы в либеральной прессе и на всех каналах ТВ была развязана невероятно злобная «антисталинская» компания. Поэтому и посвятил прямой эфир роли Сталина в Великой Отечественной войне. Кажется, любому вменяемому человеку понятно, что армия и народ не могут одержать победу в тотальной войне «вопреки» своему Верховному Главнокомандующему и руководителю государства. Считал, что наш долг вспомнить о настоящей роли Сталина в Великой Отечественной войне, противопоставив правду измышлениям различных Сванидзе, Млечиных и пр.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/06/...

Он опубликовал 220 научных и методических работ, в том числе 15 монографий, из них 5 персональных. Среди них такие, как «Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941–1944 гг.» (СПб., 2004), «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в немецкой историографии» (СПб., 2008), «И нам уроки мужества даны» (СПб., 2012). В настоящее время М.И. Фролов является профессором Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, заведующим университетским Научно-образовательным центром исторических исследований и анализа, вице-президентом Академии военно-исторических наук, действительным членом Российской академии естественных наук. М.И. Фролов активно выступает в средствах массовой информации, в том числе в интернете – на портале «Русская народная линия» и «Православие.ру». Мы сердечно поздравляем Михаила Ивановича с юбилеем, желаем ему дальнейших творческих успехов, мира, крепкого здравия, спасения, во всем благого поспешения и многая лета. Диакон Владимир Василик Награды Родины 22 июня 1941 года – по церковному календарю это День всех святых, в земле Российской просиявших, – нацистская Германия напала на Советский Союз. С первых же дней войны Русская Православная Церковь, продолжая вековую традицию, посвятила себя защите Отечества. В этот же день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» . В нем, в частности, говорилось: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Божией помощью и на сей раз он развеет фашистскую вражескую силу… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешишь, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией… Православная наша Церковь всегда делила судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь» .

http://pravoslavie.ru/74836.html

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. застала Николая Дмитриевича в Ленинграде. Он пережил блокаду Ленинграда. В 1941 году, во время одной из вражеских бомбардировок города, он был сильно контужен. С 1942 по 1946 г., он управлял церковным хором в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В 1946 году возрождены были Ленинградские духовные школы и Николай Дмитриевич Успенский , определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, был утвержден доцентом Ленинградской духовной академии по кафедре литургики с возложением на него и обязанностей преподавателя того же предмета, и Устава в Ленинградской духовной семинарии. 12 июня 1947 года Аттестационная комиссия Учебного комитета при Священном Синоде удостоила Николая Дмитриевича, как имеющего две ученых степени, звания профессора. 22 июня 1949 года Ученый совет Ленинградской духовной академии, на основании публичной защиты представленной Николаем Дмитриевичем диссертации «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви», удостоил его ученой степени магистра богословия. 10 апреля 1957 года, Ученый совет Московской духовной академии за труд «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» присвоил ему высшую ученую степень доктора Церковной истории. В эти же годы, Николай Дмитриевич начинает активно участвовать в издательской деятельности Московского Патриархата: с 1945 года, он сотрудничает в редакции «Журнала Московской Патриархии», как автор многих статей и научный редактор различных церковно-богослужебных изданий, с 1959 года – в богословском сборнике «Богословские труды», членом редакционной коллегии которого он состоит. Так, уже в 1-м выпуске «Богословских трудов» (М., 1960) была опубликована его статья «Православная вечерня», отобразившая итоги его многолетней научной работы в области изучения истории православного вечернего богослужения. В выпусках опубликованы также его доклады на богословских собеседованиях «Арнольдсхайн». Всегда до предела загруженный научно-преподавательской работой в духовной школе, живо участвующий в ее жизни, Николай Дмитриевич выполняет, кроме того, по поручению Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, научную разработку различных богословских и в частности, литургических материалов для экуменических диалогов и контактов, в которых сам также участвует, выступая на них с докладами на темы дискуссий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

На личные средства русского общественного деятеля и благотворителя Н. В. Рукавишникова там построили капитальные дома для воспитанников колонии, семей служащих, мастерских и учебных классов, а также ряд хозяйственных объектов и церковь в честь равноапостольных Константина и Елены. Рукавишниковский приют просуществовал до 1917-1920 годов. С 1922 года по 1939 год учреждение называлось Колонией НКВД для беспризорников. Имелась четырех-классная школа, в которой воспитанники учились три-четыре часа в день. Летом 1940 года Икшанская трудколония НКВД была реформирована, а мастерские переданы заводу Гидропривод, входившему в состав Министерства среднего машиностроения. Гидропривод в 1940-1941 годах завез оборудование, но построить завод и пустить его не удалось: помешала Великая Отечественная война. С ноября 1941 по февраль 1945 года на базе колонии размещался 15-артиллерийский полк; в цехах выпускались гранаты, мины. С февраля 1945 года учреждение снова становится колонией для несовершеннолетних осужденных. Церковь при земледельческой колонии Московского Рукавишниковского приюта для малолетних построена в 1902-1904 гг. Здание храма представляет собой пятиглавое кирпичное здание в псевдорусском стиле. Храм был закрыт не позже 1920-х, разорен, сильно перестроен, был занят литейным цехом. В конце 1990-х на территории ИТК была оборудована молитвенная комната во временном помещении, опекаемая клиром Христорождественского храма села Ильинское. В 2010 году приют был преобразован в женскую колонию — Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония 1» УФСИН России по Московской области, где по сей день находится 270 заключенных женщин. С 2000 года начались богослужения в молитвенной комнате, выделенной администрацией колонии для совершения богослужений. Активные реставрационные работы начались в 2011 году и завершены осенью 2013 года. Основную спонсорскую помощь в восстановлении храма оказала председатель правления акционерного коммерческого банка «Заречье» Н.В. Девятых. За последние три года были восстановлены колокольня храма, купола, пристроен алтарь, выполнены внутренние и внешние отделочные работы, подведены коммуникации и изготовлен четырехъярусный иконостас. Также большую роль в реставрации храма внесли заключенные колонии, которые своим трудом помогали восстановлению храма. Московская областная епархия / Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Первой работой Калатозова стал фильм «Мужество» (1939). Следующая картина – «Валерий Чкалов» ( 1941) – имела шумный успех. Её высоко оценили критики и зрители, а главный герой в исполнении Владимира Белокурова стал одним из самых популярных актёров советского кино на долгие годы. Великая Отечественная война застала режиссёра в Ленинграде. Осенью 1941 года Калатозов вместе с Сергеем Герасимовым начал писать сценарий для фильма «Непобедимые» о ленинградской блокаде. Фильм начали снимать в октябре, в реальной обстановке блокадного Ленинграда. В главных ролях были заняты известные актёры – Тамара Макарова, Борис Бабочкин, Пётр Алейников, Борис Блинов, Александр Хвыля. Помимо профессиональных артистов в съёмках участвовали ополченцы и рабочие заводов. Как вспоминал Герасимов, «мы были участниками, а не свидетелями, наблюдающими события через форточку». Фильм «Непобедимые» был смонтирован в 1942 году в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Ленфильм». Ленинградцы увидели его в январе 1943 года после прорыва блокады. С 1943 года Калатозов начал работать на киностудии «Мосфильм», где многие годы реализовывал свой талант в самых различных жанрах. С 1943-го по 1945-й годы он находился в США как уполномоченный представитель Кинокомитета советского кино. В Голливуде Калатозова встретили тепло, так как слава фильма «Соль Сванетии» вышла далеко за пределы СССР. В Соединенных Штатах Калатозов познакомился и подружился с Чарли Чаплином, Жаном Габеном, Анри Матиссом и другими легендами. Из Америки Калатозов привёз на киностудию «Мосфильм» новейшую съёмочную технику, выдвигал предложение построить в Крыму собственный Голливуд, но идея быстро затерялась в кабинетах чиновников. В 1945 году Калатозов возглавил Главк по художественной кинематографии, а в 1946 году занял пост заместителя министра кинематографии СССР. В конце 1940-х годов Калатозов вернулся к крупным режиссёрским работам на «Мосфильме». В 1950 году на экраны СССР вышла его картина «Заговор обречённых» с Александром Вертинским в роли злодея-кардинала – политический памфлет по мотивам одноименной пьесы Николая Вирты.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/120_le...

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заключении презентации отец диакон Владимир Василик рассказал и о других своих книгах по войне 1941-1945 годов. По его словам, заняться историей Великой Отечественной его заставила боль за Россию после того, как он столкнулся с «махровой власовщиной» в родном доме, в городе-герое Ленинг раде, в Санкт-Петербурге. «Я понял, что если не восстать против распространения этой заразы, то завтра новые эсэсовцы будут маршировать по Дворцовой площади» , - отметил историк. Так, при поддержке архимандрита Тихона (Шевкунова), появилась на свет книга «Великая Отечественная. Битва и Победа», где добрая половина принадлежит перу д.и.н. Михаила Ивановича Фролова. Эту книгу можно рекомендовать в качестве учебного пособия для школ. В.В.Василиком в соавторстве с М.И.Фроловым задумана еще одна книга «Осторожно, Великая Отечественная!», и уже смакетирован сборник статей «О войне и о Победе», где большую часть занимают материалы по Ленинградской битве. Редакция «Русской народной линии» выражает уверенность, что эти планы осуществятся во славу Отечества, и новые книги послужат хотя бы малой крупицей в формировании государственной идеологии России. Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии» М.И.Фролов Б.П.Белозеров Протоиерей Димитрий Василенков А.Л.Вассоевич Г.Г.Василик Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/03/me...

15 окт. 1964 г. определением Синода новым местожительством Д. был определен Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь , однако в нояб. того же года он переехал в одесский во имя арх. Михаила жен. мон-рь в с. Александровка Одесской обл., где и окончил свои дни. Отпевание совершил митр. Иоанн (Кухтин) , бывш. Пражский. Д. похоронен в Свято-Михайловом мон-ре. Соч.: Первые впечатления на Родине//ЖМП. 1946. 9. С. 63-64. Арх.: Politisches Archiv des Auswartigen Amts Bonn. Inland I-D, 4757; Bundesarchiv Berlin. R 6/179. Bl. 42, 46, 95; Архив УФСБ по Псковской обл. Д. А-10676; Архив УКГБ РБ по Брестской обл. Д. 9774-с; ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 7. Л. 112, 113. Лит.: РПЦ и Великая Отечественная война: Сб. церк. док-тов. М., 1943. С. 33, 35; Александров Б. Поездка преосв. Фотия, архиеп. Орловского и Брянского, в Австрию и Чехословакию//ЖМП. 1945. 11. С. 14-19; Назначения на архиерейские кафедры//Там же. 1946. 3. С. 6; Указы Свят. Патр. Алексия//Там же. 1964. 7. С. 1; Определения Свящ. Синода//Там же. 1964. 11. С. 4; Герман (Роснянский), иером. Архиеп. Даниил: (Некролог)//Там же. 1965. 11. С. 22-24; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 25, 26, 289; В огне войны: РПЦ в 1941-1945 гг.: (По мат-лам Ленинградской епархии)/Публ.: М. В. Шкаровский//Рус. прошлое. СПб., 1994. Кн. 5. С. 292, 314, 315; Голиков Ф. , свящ. , Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). М., 1999. С. 22, 23, 26; Цыпин. История РЦ. С. 319, 734; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 364; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 165; он же. Феномен экзархата Моск. Патриархии в оккупированной Прибалтике//Нестор. СПб.; Кишинёв, 2000. 1. С. 373-402. Свящ. Феодор Кривонос, М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/171266.html

Великая Отечественная война имеет чрезвычайно выразительную духовную символику. Враг словно бы сам подписал себе приговор, напав на нас 22 июня 1941 года – в день Всех святых. Церковь земная тогда объединилась с Церковью Небесной в молитве пред престолом Божиим о спасении земли Русской. Первой, кто призвал к отпору агрессору, была не власть, а Церковь. После того, как стало известно о вероломном вторжении врага, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский) обратился с посланием к «пастырям и верным Христовой Православной Церкви», провозгласив о благословении Небесной Церкви на всенародный подвиг. Текст заканчивался словами: «Господь нам дарует победу». Народ бросился в ещё действующие храмы, где стали служить особый молебен. Этот молебен служили ещё в 1812 году во время нашествия полчищ Наполеона. А вскоре мир услышал величественную и грозную в своей незыблемой вере в победу песню «Священная война», которая стала гимном народа в Великую Отечественную. Мы знаем из истории, что в 1943 году Сталин впервые принял делегацию Православной Церкви и дал разрешение созвать Поместный Собор, поскольку тоже понимал, что Церковь в освобождении страны играет отнюдь не второстепенную роль. Тогда же как Верховный главнокомандующий он обратился к слушателям по радио, назвав их всех братьями и сестрами. С той поры наступило облегчение для Церкви. И, наконец, День Победы. Это был всенародный подъем одновременно и в обращениях к Богу. Молились за тех, кто положил свою жизнь за свободу и будущее, освободил человечество от фашистского плена. В 1945 году день Светлого Христова Воскресения, Пасха, совпал с днем памяти великомученика и победителя Георгия – 6 мая. В ночь со вторника на среду Светлой седмицы (неделя после Пасхи) Германия подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Таким образом, долгожданная Победа соединилась с радостью Светлой седмицы. 24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы. И надо же так, чтобы Жуков, который как полководец стал символом Победы, принимал парад на белом коне. И имя его – Георгий! Это не случайно, ведь в мире случайностей не бывает. Это духовный знак. Конечно, можно вспомнить, что Жуков был бездушным и жестоким, однако, признаемся, грехом не обделен ни один из смертных.

http://pravoslavie.ru/38284.html

Эти слова Достоевского прямым текстом указывают на то, что в белорусском народе (как и во всем русском народе в целом) очень сильна христианская вера. Причем вера эта, на наш взгляд, больше носит народный характер, в центре которой находятся святые, соединяющие душу простого русского человека с самим Христом, как на картине художника Нестерова «Святая Русь». Ценность жития святых, таких как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Тихон Задонский и другие, которых почитал в том числе и наш русский писатель, заключается в том, что они за свой подвиг самопожертвования ради Христа и любви к людям получили кусочек рая или «золотой век в кармане», как называет это Достоевский в «Дневнике писателя». И теперь, имея опыт такого подвига самопожертвования, они могут ходатайствовать за нас, грешных людей. Недаром мы молимся, святой (имярек), моли Бога о нас! Эта народная вера дает белорусскому народу духовную силу и благодать, благодаря которой он получает помощь Божью «в минуту жизни трудную», когда, казалось бы, жизнь человека находится на грани. Недаром Достоевский писал, что «бытие тогда начинает место быть, когда ему грозит небытие». Именно такой угрозой небытия для белорусского народа стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., где погиб фактически каждый третий белорус. Тяжелые бои за оборону Бреста, Минска, Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля и других городов, а затем война с врагом в партизанском тылу в оккупации и «Багратион» освобождения – все эти события есть неотъемлемая часть истории многострадального белорусского народа, описываемая в текстах Василя Быкова, Алеся Адамовича, Кузьмы Черного и других классиков белорусской литературы, личности которых, кстати, сформировались в том числе и не без влияния произведений Достоевского. Таким образом, Достоевский, еще не видя тяжелейших испытаний XX века, чувствовал, понимал и поэтому предвосхитил их для белорусского народа. Именно в лоне живой веры во Христа в окружении святых, которыми оказываются простые русские люди (как, например, знаменитый крестьянин мужик Марей из одноименного рассказа), самоотверженно трудящиеся на родной ниве, Достоевский видит будущее в том числе и для многострадального белорусского народа, подвиг которого, как известно, бессмертен именно благодаря той же христианской вере.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/14/do...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010