А без страданий мирного населения не обходится ни одна война. Именно поэтому последний фактор – фактор народного страдания всегда можно использовать в идеологических целях. Сразу оговоримся, что есть войны, которые воспринимаются как значимые для общества, причём не только для участников событий, но и для их потомков. Эти войны являются священными по факту того, что их участники защищали свою Родину, совершали героические поступки ради великой цели, а трагедия мирного населения приобретала широкие масштабы (естественно, речь об участниках войны с одной стороны, т.к. другая сторона являлась захватчиком). К таким войнам и для России, и для Белоруссии относится Великая Отечественная. Как минимум, надписи на стенах Брестской крепости дают представление о том, что защищали советские солдаты. В период существования СССР отношение к войне было понятным. Война приобрела характер народной, Советский Союз победил. После распада СССР у новых локальных государств возникла проблема отношения к событиям 19411945 гг. Ведь если следовать логике постсоветской пропаганды, Советский Союз не давал возможности развивать что-нибудь национальное, направо и налево занимался русификацией, чем практически полностью искоренил неграмотность, всюду строил новые заводы и фабрики, нарушая тем самым экологический баланс регионов, расширял сеть поликлиник, больниц, санаториев, лишая тем самым народы веры в традиционные заговоры, самолечение, прочие проявления этнической культуры и совершал прочие нехорошие дела. То есть для оправдания собственной независимости бывшие части СССР должны были отказаться от советского наследия, ведь оно как раз лишало их права на суверенитет. Подавляющее большинство бывших советских республик пошли именно по этому пути. Самые яркие примеры дала Прибалтика. Запрещение советской символики в Литве и Латвии, но героизация коллаборантов, воевавших против Красной армии – вот самый простой рецепт формирования новых национальных убеждений. В подобном контексте рассматривать боевые действия периода 19411945 гг.

http://pravoslavie.ru/55286.html

епархий всего мира избрали Католикосом всех армян архиеп. Геворга Чеорекчяна (см. Геворг VI ). В мае 1942 г. председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев на съезде исламского духовенства в Уфе в обращении к мусульманам подчеркивал, что любовь к Родине и ее защита являются одними из условий веры. В принятом на съезде обращении к мусульманам содержались призывы, не жалея сил, «сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев», приложить «все силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 106. Л. 79-84). В 1943 г. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало на строительство танковой колонны около 10 млн р. В телеграмме Сталина на имя муфтия Расулева была выражена благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств. Мусульм. общины оказывали поддержку семьям воинов, в мечетях организовывался сбор материальной помощи для нуждающихся граждан. Религиозная политика Советского государства С началом войны действовавшая в 30-х гг. гос. религ. политика потребовала коренного изменения. К этому побуждало, с одной стороны, активное открытие храмов на оккупированных нем. войсками территориях, с др. стороны - патриотическая позиция подавляющего большинства религ. объединений и верующих СССР. С осени 1941 г. практически прекратились аресты духовенства (спустя нек-рое время аресты возобновились), из заключения стали освобождаться десятки священнослужителей. В ряде мест религ. орг-циям был разрешен сбор средств для фронта, распространение патриотических воззваний, общественная молитва о победе, открыты, хотя и без юридического оформления, молитвенные здания. Одновременно с эвакуацией правительственных учреждений из столицы Московский горсовет 7 окт. 1941 г. принял решение в централизованном порядке эвакуировать действующие религ. центры, 14 окт. из Москвы в Ульяновск были эвакуированы Патриарший Местоблюститель митр.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первая мировая война. Как и за что воевала Россия 17 мин., 01.08.2013 Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы. Кто думает теперь о мире, кто желает его — тот изменник Отечества, его предатель.  1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война (1914-1918), ставшая для нашей Родины второй Отечественной войной. Как получилось так, что Российская Империя оказалась втянутой в Первую мировую войну? Была ли наша страна готова к ней? Об истории этой войны, о том, чем была она для России, «Фоме» рассказал доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), президент Российской ассоциации историков Первой мировой войны (РАИПМВ) Евгений Юрьевич Сергеев. Визит в Россию президента Франции Р. Пуанкаре. Июль 1914 То, о чем не знают массы  — Евгений Юрьевич, Первая мировая война (ПМВ) — одно из основных направлений Вашей научной деятельности. Что повлияло на выбор именно этой темы? — Это интересный вопрос. С одной стороны, значимость этого события для мировой истории не оставляет никаких сомнений. Одно только это может подвигнуть историка заниматься ПМВ. С другой — эта война до сих пор остается, в известной мере, «terra incognita» отечественной истории. Гражданская война и Великая Отечественная (1941-1945) заслонили ее, отодвинули на второй план в нашем сознании. Не менее важны крайне интересные и мало кому известные события той войны. В том числе и те, прямое продолжение которых мы находим во время Второй мировой. К примеру, был в истории ПМВ  такой эпизод: 23 августа 1914 года Япония объявила войну Германии, будучи в союзе с Россией и с другими странами Антанты, поставляла в Россию вооружение и боевую технику. Эти поставки шли через Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Немцы целую экспедицию (диверсионную команду) туда организовали для того, чтобы взорвать туннели и мосты КВЖД и прервать это сообщение. Русские контрразведчики перехватили эту экспедицию, то есть сумели предотвратить ликвидацию туннелей, которая нанесла бы существенный урон России, потому что была бы прервана важная артерия снабжения.

http://foma.ru/pervaya-mirovaya-vojna.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > А был ли у Сталина план создания народно-демократической республики на Хоккайдо? «От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться…» 18.08.2022 485 Время на чтение 4 минуты   Источник: ФСК   Статья первая Столкнувшись с отказом президента США Гарри Трумэна согласиться с высадкой ограниченного контингента советских войск на Хоккайдо и символической оккупацией северной части этого острова, Сталин не стал настаивать. 22 августа 1945 года он направил главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому указание: «От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться впредь до особых указаний Ставки…» Василевский отдал приказ: «Во избежание создания конфликтов и недоразумений по отношению к союзникам, категорически запретить посылать какие бы то ни было корабли и самолеты в сторону острова Хоккайдо». Вот как описывается этот эпизод в 12-томном труде «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»: «Интерес представляет заметка историка В.И. Измозика, в которой он передает высказывания в беседе с ним в апреле 1971 г. бывшего командующего Тихоокеанским флотом адмирала И.С. Юмашева. Дело в том, что командующий имел свой план высадки на Хоккайдо и докладывал о нем маршалу А.М. Василевскому, однако тот «строжайше запретил подобные действия». Это происходило 15 августа 1945 г. В 1947 г., получив назначение на пост военно-морского министра, И.С. Юмашев в беседе с И.В. Сталиным вспомнил этот эпизод и признался, что не решился после разговора с А.М. Василевским позвонить Верховному главнокомандующему и настоять на своем. В ответ Сталин, по словам Юмашева, сказал примерно следующее: «Напрасно, товарищ Юмашев. Если бы получилось — наградили бы… если бы не вышло — наказали бы». Видимо, нерешительность и Юмашева, и Василевского, хорошо знавших нрав Верховного, не в последнюю очередь была связана с приведенной в воспоминаниях адмирала дилеммой И.В. Сталина».

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/a_byl_...

Связав огромное количество войск Вермахта, армии РККА на Ржевском рубеже выполнили главную задачу - позволили успешно развить наступление в 1943 - 44 годах, поэтому отсутствие победы в Ржевской операции не может служить поводом к замалчиванию столь значительного подвига и стратегического успеха, каким в действительности стал Ржевский рубеж для СССР, для всего победного 1945 года. Брат моего деда сложил свою голову на Ржевском рубеже, защищая свою Родину, защищая каждого из нас, живущих сегодня под мирным небом России. Подвиг солдат Ржевской битвы никогда не изгладится из наших сердец, никогда не померкнет слава русского оружия и никто из павших и ныне живущих не будет забыт, как не будет забыта великая Ржевская битва, ставшая источником Победы 9 мая 1945 года в жесточайшей Отечественной войне, позволившей не только устоять нашей Родине, но и продемонстрировать всему миру величие духа русского воина, его самопожертвование и любовь к Родине: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин.15-13) История Ржева Ржевская битва 1941-1943 гг.. - Ржев, 2000. - С. 149-222. Большая российская энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 2004. АФАНАСЬЕВ Н.М., ГЛАЗУНОВ Н.К., КАЗАНСКИЙ П.А., ФИРОНОВ Н.А. Дорогами испытаний и побед. Боевой путь 31-й армии М. 1986 ТИППЕЛЬСКИРХ К. История второй мировой войны. М. 1956 САНДАЛОВ Л.М. Погорело-городищенская операция. М. 1960 ЭРЕНБУРГ И. Люди, годы, жизнь. М. 1990 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/22/...

14 сент. постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам РПЦ, 7 окт. было утверждено «Положение о Совете по делам РПЦ при Совнаркоме СССР». Наряду с центральным аппаратом Совета, располагавшимся в Москве, создавался институт уполномоченных при Совнаркомах союзных и автономных республик, при край- и облисполкомах, права и обязанности уполномоченных регламентировались в особой инструкции, принятой в нач. 1944 г. До мая 1944 г. Совет по делам РПЦ занимался проблемами всех религ. объединений. В частности, опираясь на обращение мусульм. духовенства, Совет добился принятия правительственного решения о создании в нач. 1944 г. духовных управлений мусульман Ср. Азии и Казахстана (Ташкент), Сев. Кавказа (Буйнакск) и Закавказья (Баку). В течение короткого времени мусульманам было возвращено более тысячи мечетей, из тюрем и лагерей освобождалось духовенство. С 1944 г. стало возможным осуществление хаджа в Саудовскую Аравию. В окт. 1943 г. при СНК Армянской ССР был образован Совет по делам Армяно-григорианской Церкви. Особый статус ААЦ объяснялся внешнеполитическими причинами, т. к. большая часть приходов Эчмиадзинского Католикосата находилась вне пределов СССР, учитывалась и патриотическая деятельность Армянской Церкви в годы войны. В мае 1944 г. был учрежден Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, на к-рый возлагалась задача осуществления связей «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР». Совет, председателем к-рого был назначен И. В. Полянский , занимался регистрацией религ. общин, вопросами открытия молитвенных зданий и духовных школ, организацией паломнических поездок за рубеж, проведением съездов и мероприятий. Особое внимание новообразованные гос. органы уделяли вопросам открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории. Совет по делам РПЦ во мн. случаях способствовал признанию гос-вом этих приходов, благодаря чему количество правосл. храмов и мон-рей во 2-й пол. 40-х гг. росло: в авг. 1944 г. в СССР действовало 8809 приходов, в июле 1945 г.- 10 243, в янв. 1946 г.- 10 547. К кон. 1945 г. на территории СССР действовало свыше 5 тыс. религ. общин (не считая православных), из них 1704 католич., 500 мусульм., 433 протестант., 415 старообрядческих, 105 иудейских.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Близится 22 июня, день в 1941м, когда началась Великая Отечественная война. Что нового и духовно полезного можно рассказать об этом детям – так, чтобы не повторять  хрестоматийных истин?  Читайте нашу статью, смотрите видео для детей об образе Богородицы “Нерушимая стена” и узнаете, почему он связан с первым днем войны. Перекормили Тема войны вызывает неоднозначные чувства у современных школьников. Этой темой их откровенно перекормили, причем пищей не лучшего качества: изложение учебников сухое, официозное, а рассказы учителей  о войне редко отличаются увлекательностью. И, если младшеклассники в меру возрастного любопытства охотно заучивают стихи о военном времени и не прочь совершить поход к местному мемориалу, то от подростков этого ждать не приходится: Великая Отечественная война откровенно их раздражает. Отчасти это объяснимо: войны  и так слишком много – темы сочинений, конкурсных работ, выступлений, докладов и презентаций в средних и старших классах так или иначе связаны с датами «1941–1945», с Победой, любовью к Родине и её защитой. Проверяя творческие эссе школьных конкурсов, учителя констатируют: размышляя о войне, школяры чувствуют беспомощность и скуку, обращаясь к этой теме. Может быть, война  будет поводом поговорить о другом, например, о святости? От «стрелялки» до фэнтези Получая задание, дети в недоумении: о чем сочинять, что тут говорить? Прабабушек и прадедов они едва ли застали живыми. Вспомнить о войне им нечего. Эпопея Озерова – не из их репертуара. Фильм «Сталинград», который они смотрели в раннем детстве в кино с мамой и папой, наполовину из компьютерной графики и эффектных взрывов и разрушений и не несет глубокой смысловой нагрузки. А, общеизвестно, что по-настоящему понимать и помнить мы можем только то, что любим – то, что касается души, что лично близко и дорого. Редко кто-то из школьников припоминает семейные истории, звучавшие за общим столом (сейчас и традиция семейных застолий с беседами разных поколений, увы, уходит). Чаще всего юный автор сбивается на пересказ прочитанных художественных книжек, путая вымысел и реальность.

http://azbyka.ru/deti/21475-2

Чтобы не выпасть из логики всемирно-исторического процесса следует «зарубить» на хищном носу «коллективного Запада» в его противостоянии нашей стране два выверенных урока: Первая Мировая война завершилась для России Великим Октябрем! Вторая Мировая, для нас - Великая Отечественная война 1941-1945 гг., закончилась разгромом германского фашизма и японского милитаризма. Нашей Великой Победой! По всем международно-правовым позициям Историческая Россия – это и правопреемник, и государство-продолжатель – Советского Союза, вплоть до членства в Совбезе ООН. Наш народ не понаслышке знает, что такое фашизм в своей звериной и людоедской сущности. Цель фашизма была объявлена открыто – разрушить наше государство, поработить советский народ. СССР столкнулся не только с германской военной машиной. За бронетанковыми клиньями бесноватого фюрера стояла сила еще более мощная - объединенная фашизмом вся Европа. С момента своего зарождения нацизм в Германии получал поддержку и местного, и иностранного капитала. Нацизм был выпестован правящими классами мирового капитала. Фашизм, радикальный нацизм и сепаратизм – это порождение мира капитала. Он несет угрозу войны, как туча грозу. Это боевой авангард современной западной геополитической конструкции. Фашизм – это война. США в который уже раз в своей истории воюют чужими руками. Поставками вооружений и политической поддержкой продлевает агонию бандеровского режима. В мире все лучше осознают суть происходящего: идет не война России и Украины. Это многоплановая война мирового капитала против России. И тот факт, что коллективный Запад решился на нее, означает чрезвычайную опасность для всего мира. Никакие уговоры не убедят глобальный капитал отказаться от своих целей. Изменить его агрессивную природу невозможно. Нам брошен агрессивный вызов. Как мы ответим? Какова общенациональная повестка ответных действий? На силу агрессора должно ответить только силой суверенной политики и крепкой экономики, мощной армии и вдохновляющей культуры. Это должна быть сила народного единства и международной солидарности. Единственно правильный выбор – стратегия, основанная на укреплении цивилизационной идентичности России. Достижением синтеза лучшего, что было в России дореволюционной и России советской, творческих заимствований и достижений мирового опыта. Так, геополитическим отражением курса на «мирное возвышение» Китая через продвижение внешнеполитической концепции «сообщества единой судьбы» человечества стал масштабный проект «Экономического пояса Шелкового пути», в рамках которого активно развиваются евразийские транспортные коммуникации вообще и коридоры, в частности. Инициатива «Одни пояс - один путь» призвана связать Азию, Европу и Африку с помощью пяти основных маршрутов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/30/...

Зато при непосредственном участии СССР и " антисемита " Сталина спустя почти 2 тысячи лет, был воссоздан Израиль . Пусть " демократы-правозащитники " и ставят в вину Сталину именно уничтожение евреев, о которых слезы льет ручьем либеральная русскоязычная интеллигенция, но при этом охотно " забывает " об убиенных русских, уничтоженных в эти же годы русских " контрреволюционерах и антисоветчиках " . Но русские люди должны помнить, что, как раз, против них и было направленно главное острие ленинско-сталинского террора. То, что казнь России в 1917-43 годах абсолютно затмевает любые " освенцимы " - это абсолютно очевидно. Более того, можно даже сказать, что волны геноцидных репрессий были лишь приостановлены в 1943-1991 годах по причине радости " элиты " из-за спасения благодаря победе остатков русского народа в советско-германской войне. Сейчас новая мощная волна геноцида русских, сопоставимая с геноцидом 1918-22. Исполнители - абсолютно те же, внуки и правнуки. " ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА " Теперь по поводу мифа о " Великой Отечественной войне " , победа в которой считается главным достижением именно советской власти, компартии и лично товарища Сталина, и до сих пор является главным козырем коммунистов, чекистов и прочих " совпатриотов " . В русской истории была одна Отечественная война - 1812 года. Тогда русские люди защищали Веру Христову и Отечество от нашествия " двунадесяти языков " . А кого они защищали в 1941 году? Богоборческую антихристианскую власть, уничтожившую или изгнавшую за пределы страны лучшую часть нации, попиравшую все законы: Божеские и человеческие? Этим объясняется, что на стороне гитлеровской Германии против Красной Армии выступило немало русских людей, честных и искренних, для которых эта война была продолжением гражданской войны в России. Кроме этого имела место массовая сдача в плен военнослужащих, включая переход целых подразделений на сторону противника и беспрецедентное сотрудничество населения с оккупационными властями. Согласно немецким данным, с 1941 по 1945 годы в Вермахте, войсках СС и полиции служили 1 миллион 200 тысяч бывших советских военнослужащих (добровольцев, а не мобилизованных!). Это были отнюдь не предатели и трусы - своей стойкостью и мужеством они поражали видавших виды немецких генералов!

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/13/...

Анатолий Карпов: «Мы все живем на одной территории. Живем столетиями. И жить нам и дальше, надеюсь, вместе долго-долго» 8 мая 2006 г. 16:50 Накануне Дня Победы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей резиденции в Чистом переулке принял делегацию Международной ассоциации фондов мира во главе с её президентом, одним из великих шахматистов нашего времени А.Е. Карповым. Святейшему Патриарху были вручены 10 экземпляров Сводного тома «Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945», которые впоследствии будут переданы в церковные библиотеки и духовные академии. После этой встречи Пресс-служба Московской Патриархии попросила Анатолия Карпова ответить на несколько вопросов. — Анатолий Евгеньевич, вы родились после войны. Но отдаете работе по увековечению памяти героев Великой Отечественной войны всю свою душу… — Издание книг памяти павших в Великой Отечественной войне, которой занимается Международная ассоциация фондов мира, — мемориальный долгосрочный проект. Книги общим тиражом 20 миллионов экземпляров изданы в странах СНГ при участии различных общественных организаций, а также всех традиционных конфессий России. Идея эта не моя, о чем я сказал и во время встречи с Его Святейшеством. В этой встрече приняли участие члены Объединенной редколлегии Книг памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сотрудники Международной ассоциации фондов мира, в том числе председатель Объединенной редколлегии адмирал А.И. Сорокин, профессор В.П. Маслин, генерал В.Н. Лобов. Это была мечта легендарного писателя-фронтовика, автора «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, моего предшественника на посту руководителя нашей миротворческой организации. В 1981 году Бориса Николаевича не стало. После него меня избрали председателем правления Советского фонда мира, правопреемником которого является Международная ассоциация фондов мира. Одно из главных дел, чем занимаемся и продолжаем заниматься, — это увековечение памяти героев Великой Отечественной войны.

http://patriarchia.ru/db/text/110811.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010