Василия III



  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023

ПриходСоборной церкви в честьЖивоначальной ...Искать в Источникеprihod.ru
... и юность ( 1507-1537 ) Отец будущего митрополита Филиппа, боярин Степан Иоаннович, был важным сановником при дворе великого князя Василия III Иоанновича (1505—1533) и пользовался его расположением и любовью. Отец Фёдора приложили все старания к тому, чтобы дать своему сыну самое лучшее воспитание, а благочестивая мать вложила в чистую душу ребенка семена добра и благочестия. Юный Фёдор обучался грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам. Когда Фёдору исполнилось 26 лет, имя Фёдора Колычёва, принадлежащего к знатной семье, сделалось известным при царском дворе. Вскоре после смерти Василия Иоанновича (3 декабря 1533 года) , и после воцарения его малолетнего сына Иоанна IV под опекой матери Елены Глинской, Фёдор вместе с другими боярскими детьми был призван на службу к царскому двору. По примеру своего отца, Фёдор начал военную службу. Своей кротостью и благочестием он снискал симпатии молодого Ивана IV (Грозного) , который полюбил Фёдора. Искренняя привязанность к нему юного государя, предвещала большое будущее на поприще государственного служения. Но успехи в придворной жизни не прельщали Фёдора. ... далее ...
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь — ...Искать в Источникеprihod.ru
... Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством. Державная идея царственного основателя - преемство двух царств: Византии и Руси - проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии ( с греч. - Путеводительнице ) . Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2]. Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный ... далее ...
Москва|Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на ...Искать в Источникеsobory.ru
... крест - так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. Теперь же Боровицкая башня принимала на себя функции сносимой церкви - в ее отдельное внутреннее помещение был перенесен престол, снаружи к баше пристроили маленький портик и увенчали его подлинным древним крестом из Предтеченской церкви, который находился там в приделе святого Уара... В 1840-е годы многие деятели культуры ратовали за сохранение первой московской церкви. Однако была еще одна причина, помешавшая защитникам храма спасти его - ветхость древнего сооружения эпохи Василия Темного и Василия III. Ему помешала бы даже обыкновенная быстрая езда на лошадях и в каретах, неизбежная при дворце, а от вибрации и сотрясений мгновенно разрушились бы стены храма. И тогда барон Боде, заведовавший постройкой и изучавший все эти тонкости, предложил поместить на внутренней стене Боровицкой башни каменные таблички с надписями, объясняющими причину перенесения храма, " дабы совершенно отстранить все могущие возникнуть по сему предмету в народе разного рода толки " . Идея получила одобрение, и святитель Филарет составил такие надписи, которые с самоличного разрешения императора Николая I ... далее ...
Коломна|Церковь Богоявления ГосподняИскать в Источникеsobory.ru
... (в миру княгине Евдокии) , а позже - жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села: дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей - в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия св. Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский. К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III - того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и ... далее ...
Борисоглебский|Борисоглебский монастырь. Собор ...Искать в Источникеsobory.ru
... Борисом Алексеевичем Огневым ( 1907-1959 ) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т. П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Статью добавил (а) : Юрий Верещагин, 4 мая 2014 К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов. Собор Бориса и Глеба представляет собой небольшой по размеру четырехстолпный одноглавный храм. Этот тип широко распространен в русской архитектуре XV-XVI веков. По такому принципу часто строились недорогие городские соборы. Здесь же, в монастыре, простой и ... далее ...
Москва|Церковь Казанской Иконы Божией Матери у ...Искать в Источникеsobory.ru
... иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии». Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР. Статью добавил (а) : Качалин Александр Анатольевич, 18 июня 2015 Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.) . В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда ... далее ...
Старая Слобода|Александро-Свирский монастырь. ...Искать в Источникеsobory.ru
... монастыре» (ГРМ) , на которой отчетливо видна двухэтажная трапезная палата. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что они были повреждены во время набега шведов в 1581 году [12] и поэтому частично перестроены. Однако документальных свидетельств этого факта пока не найдено. Упоминания же о часовом механизме встречаются в документах 1646 и 1660 годов: «…часы боевые с перечасьем и с указным колесом…» [7]. Еще одним мощным источником творческих импульсов при возведении церкви Покрова была архитектура вологодско-белозерских монастырей. В первой половине XVI века на вклады великого князя Василия III, который посещал и вологодские обители, и Александро-Свирский монастырь со своей супругой, молясь о чадородии, и вклады его сына Иоанна IV Грозного, в этих землях было построено три трапезных церкви: Благовещенская в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре ( 1530-1534 годы ) ; Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре ( 1540-е годы ) и Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре (1519 год) [14, 15]. Все они чрезвычайно схожи между собой по конструкции. В плане это четырехугольные, очень вытянутые по ... далее ...
Дмитров|Собор Успения Пресвятой БогородицыИскать в Источникеsobory.ru
... нет ничего удивительного, если вспомнить историю его обретения. Ранних письменных свидетельств об исцелениях не сохранилось. Соответствующую летопись стали вести только с 1824 года. Продолжается она и по сей день. Статью добавил (а) : Алексей Кротов, 14 июня 2017 Как это часто бывает со старинными зданиями, ни точной даты постройки собора Успения Божией матери в Дмитрове, ни имён его зодчих в архивах не сохранилось. Сохранился лишь сам храм - многократно перестроенный. Большинство исследователей ограничивают время постройки собора эпохой княжения в Дмитрове князя Юрия Ивановича, брата Василия III, то есть 1505-1534 годах, а завершён к 1533 году. Но, например, авторы монографии " Успенский собор в Дмитрове " (2003) А. В. Яганов и Е. И. Рузаева, основываясь на проведённых исследованиях ими в 2001-2003 годах натурных исследованиях, говорят о том, что в 1512 году строительство собора уже завершилось. Несколько раньше, в 1970-е годы, удалось выяснить и другие факты ранней биографии Успенского собора. Исследовавший его С. А. Гаврилов опроверг бытовавшее до той поры мнение, что погреба храма остались от другого сооружения, выстроенного якобы ещё в ХIV веке. Тогда же, наконец, ... далее ...
Левкиево|Церковь Успения Пресвятой Богородицы ...Искать в Источникеsobory.ru
... братия пожаловати в ту келью не вступатися». По сведениям В. В. Зверинского, Левкиев Успенский монастырь также упоминается в завещании князя Дмитрия Ивановича Углицкого (около 1509 г.) . Не совсем ясно, о какой исторической фигуре в данном случае идет речь. В 1509 г. скончался князь Дмитрий Иванович, он был старшим внуком Ивана III первого «государя всея Руси» и сыном Ивана Молодого. С 1498-1502 гг. Дмитрий Иванович был формальным соправителем своего деда. В 1502 г. он был отстранен от власти и лишен права наследовать престол в результате интриг своего дяди, будущего великого князя Василия III. Вступив на престол в 1505 г., Василий III арестовал своего племянника Дмитрия Ивановича, и умер тот в заточении, скорее всего, не написав завещания. Углицким князем же в это время был сын Ивана III Дмитрий Иванович Жилка, умер он в 1521 г. Примечательно, что все упомянутые выше духовные грамоты относятся к первой половине XVI в. Архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что XVI столетие можно назвать самой цветущей эпохой в истории Левкиевой пустыни. «В числе ее пострижеников являются и бояре; один из них, старец Елисей Бибиков, погребенный в той же обители, имеет неоспоримое ... далее ...
Москва|Церковь Вознесения ГосподняИскать в Источникеsobory.ru
... зданий, оставляет существенный пробел в «каменной летописи» Москвы. Статью добавил (а) : Качалин Александр Анатольевич, 7 октября 2016 Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре церковь В XV или в начале XVI века на высоком Сретенском холме, на его спуске в сторону реки Неглинной был основан женский монастырь во имя святого Варсонофия. Святой Иоанн, называвший себя Варсонофием, жил в V веке на Ближнем Востоке. Кто из москвичей почитал этого святого настолько, что основал обитель его имени, неизвестно. По одному из предположений, это была великая княгиня, вдова великого князя Василия III Елена Глинская. По другой версии, – мать святителя Филиппа, митрополита Московского. Название монастыря ассоциировалось у москвичей с жившим в XVI веке святителем Варсонофием. Он был широко известен своими делами во благо Православной Церкви как казанский архимандрит, потом епископ Тверской. Поблизости в древности находилось скудельничье кладбище для погребения безымянных странников, убогих и погибших насильственной смертью. Сюда перенесели из Архангельского собора прах царя Бориса Годунова. Здесь также были похоронены его супруга, царица Мария Григорьевна и сын Федор, убитые ... далее ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"