Василия III

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
История есть Промысл Божий о каждой стране и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Русь не знала таких жутких нравов, таких изощренных и бесчеловечных видов казни, такого жестокого уголовного законодательства, которые существовали в государствах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. – Но ведь Иоанн IV, о котором вы вспомнили, в историю вошел как Грозный… В Англии ребенка за кражу одной селедки на рынке – вешали! – У нас любят ужасаться «зверствами» Иоанна Грозного, забывая при этом, что в его царствование было казнено 4 тысячи человек, тогда как в Англии времен короля Генриха VIII, царствовавшего с 1509 по 1547 год, то есть современника великого князя Василия III, отца первого русского царя, было казнено 72 тысячи человек! Как говорится, «почувствуйте разницу»! Да, и 4 тысячи казненных, наверное, для средневековья было немало, но это не идет ни в какое сравнение с западным зверством. Вы только представьте, что в Англии того времени ребенка за кражу одной селедки на рынке – вешали! Также вешали за угрозу убийством в письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу в церкви, за кражу животных. Кстати, продолжалось все это вплоть до середины XIX века. Разве можно представить себе что-нибудь даже подобное в «варварской» самодержавной ... далее ...
Преподобная Ангелина Сербская в судьбе Русского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... кровавых междоусобиц, сплотившись вокруг дома Пресвятой Богородицы Успенского собора Московского Кремля, осознав себя в качестве удела Божией Матери. Московские великие князья как хранители дома Пресвятой Богородицы осознавали себя хранителями православной веры на Руси, собирателями и строителями государства. Ныне же десница промысла Божия открыла перед ними новый горизонт: отчина и ктитория их – не только Русская Земля, но и вся православная вселенная. Русь впервые после 1238 года обратила свой взор за пределы своего внутреннего мира. Инокиня Ангелина умоляла Великого князя Василия III принять покровительство хотя бы только над сродственной ему Русскою обителью. Старый Русик. Древнерусская обитель св. Пантелеимона на Афоне. Рисунок В. Григоровича-Барского, 1744 г. Но русские государи и цари осознавали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы, каковыми некогда были византийские императоры и сербские господари. Фактически это было постепенное вступление русских государей в обязанности Удерживающего. Русик же стал их посредником во взаимоотношениях со Святой Горой и другими славянскими православными государствами. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой ... далее ...
От Владимира до Мурома / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... родной овсень! Его, как розаны в сосуде, Блюдет Христос на оный день! ” » (Это последнее из дошедших до нас стихотворений великого поэта «Есть две страны…», 1937) . И клюевского двадцатилетнего ученика вспомним, С. Есенина, его «Осень» ( 1914-1916 ) : «…И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу». Эти строки несравнимы ни с чем в русской поэзии. Рябиновых кустов-дерев в Суздале мы увидели в изобилии, особенно в Покровском монастыре, куда зашли поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III, насильно постриженной и сосланной за то, что не дала наследника престола после 20 лет брака) . Монашеская жизнь в древней обители возрождена с 1992 г. Покровский монастырь – один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, красоты и содержательности ради помещаемый в кадры исторических кинолент, – расположен в северной части города, на низком берегу Каменки. Он основан в 1364-м г. при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI-XVII вв. был одним из ... далее ...
Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... нашествии Магмет-Гирея в 1521 г. и о московском пожаре 1547 г., а также чудо о церковном воре. Повести о Магмет-Гирее и московском пожаре 1547 г. в другой (вторичной) редакции вошли в состав Книги Степенной царского родословия ( 1913, с. 597-603, 634-638 ) . В первой повести духовно осмыслено и связано с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную Владимирскую икону закончившееся поражением наступление крымского хана Магмет-Гирея, подошедшего в 1521 г. к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами, но, не дожидаясь встречи с войсками великого Московского князя Василия III, неожиданно ушедшего в степи (Соф. II лет., 1853, с. 263; Воскр. лет., 1859, с. 269) . В повести, озаглавленной «Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцев русских…», избавление «града Москвы» трактуется как «новейшая чюдеса Богоматери и еже во дни наша содеяшася», о которых сообщается «повелением господина нашего преосвященнаго Макария, митрополита всея Русии». В повести рассказывается, что во время «варварского нахождения» на Православие весь русский народ встал на ... далее ...
От Золотой Орды до Верного. Часть 3 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Российской Империи, ее победоносный флот на Черном море. Присоединение Крыма завершило вековую борьбу России за выход к Черному морю, окончательно закрепило южные границы Русского государства. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Включение ордынских ханств в состав Российской Империи явилось важным историческим событием, определившим дальнейшие отношения между Россией и государством Казахских султанов, которое просуществовало дольше всех постордынских ханств. Московское государство было одним из первых европейских государств, которое еще в ХVI веке в правлении Великого Князя Василия III ( 1505-1531 гг. ) проявило политический интерес к Казахскому ханству. В то время Русь не имела общих границ с Казахстаном, а была отделена от него Ногайской Ордой, Казанским и Астраханским царствами. Когда же распалась Ногайская Орда и под напором русских войск пали Казанское и Астраханское ханства, Казахское ханство стало ближайшим соседом России на юго-востоке. С этих пор русские стали быстро приближаться к границам казахских кочевников – с запада, по течению реки Урала и с севера по течению Иртыша. Таким образом, с коца ХVI века между Русью и Казахским ханством завязались ... далее ...
Даниловский монастырь в Москве / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... и никак не мог обратно сесть в седло. Тогда он решил встать на надгробный камень могилы св. Даниила, чтобы было повыше. Один прохожий заметил ему, что тут лежит великий князь Даниил, дабы он не дерзнул с сего камня сесть на своего коня. Шуйский не послушался и все же встал на камень, занес ногу, и конь, внезапно поднявшись на дыбы, рухнул на землю мертвым и придавил боярина - так, что он едва не умер и избежал смерти только после того, как на этом месте, перед могилой отслужили молебен. И все же сам монастырь по-прежнему пребывал в забвении. Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи - и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным. Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, ... далее ...
Новодевичий монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель. Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. ... далее ...
Храм Покрова Божией Матери / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма) . Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу! » – и разгневал царя. «Ты лжешь! » – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным. Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский) . Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. ... далее ...
Cжигала ли Церковь книги? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... любекского печатника совершенно не связана с книгоизданием. Предполагают, что он мог погибнуть во время разгрома в Новгороде Ганзейского двора — торговой конторы немцев. А этот разгром был произведен по причинам экономическим, ничуть не связанным с вопросами просвещения. К концу XV века на Руси уже хорошо знали европейскую типографскую книгу. Печатные экземпляры привозили из стран Европы московские посольства, иностранные дипломаты, специалисты, во множестве приглашаемые на русскую службу. Ученый афонский монах Максим Грек, поселившийся в Москве в 1518 году по просьбе великого князя Василия III, имел при себе книги, напечатанные в Италии знаменитым издателем Мануцием. Когда-то Максим жил в Венеции, был лично знаком с Мануцием и на Руси хвалебно отзывался о нем. Миф 2. Запретили «частный бизнес» Максим Грек До устроения книгопечатания у правительства просто не доходили руки. Современники Готана и Максима Грека еще помнили относительно недавние времена, когда никакой России не существовало. Единое русское государство рождалось на их глазах, прирастая бывшими удельными княжествами. Последним из них стало Рязанское, павшее в 1521 году. Стремительное, можно сказать, ... далее ...
Русь под Покровом Богородицы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Родина» Кому довелось зафиксировать в памяти и на фотопленке дивный суздальский вид на древний Покровский монастырь, открывающийся с высокого берега речки Каменки, притоки знаменитой реки Нерль, — тот стремится сюда снова и снова. В том числе, вспоминая эту волнующую панораму в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев». И если сойти с этого места, то следует пойти в сам Покровский монастырь, прекрасный в любое время года, увидеть множество рябиновых кустов-дерев, поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III) . Покровский монастырь — один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, ради красоты и содержательности помещаемый в кадры исторических кинолент, основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, а нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII вв. был одним из крупнейших на Руси. Под Покровским собором находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра (дочь Ивана III) , Анна Васильчикова (жена ... далее ...
  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера