Василия III



  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

От Острова до Иоанна Грозного | Страница 12Искать в Источникеazbyka.ru
... весь с лица переменился, осерчал дюже и тут же его вон выгнал... А ведь это праведно, что государь осерчал на жену свою и отверг брак с нею, потому что в Писании дана нам еще одна не менее важная заповедь: 10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; 13 будь непорочен пред Господом Богом твоим; ( Втор. 18: 10-13 ) А мы осудили царя Василия III (см. выше) за то, что он отверг бесплодный брак с Соломонией, увидели в этом причину безблагодатного рождения царского сына Иоанна Васильевича от другого брака, совсем забыв при этом о первоначальных благодатных дарах на нем, которые историки отнюдь не отрицали. Любовь, 18 ноя 2009 #234 р. Б. Андрей Санкт-Петербург Православный христианин Тина писал (а) : Вижу, что Вы не читали статьи по моим ссылкам, Вы цитируете " вычисления " и несоответствующие исторической действительности " выводы " недобросовестных людей, сторонников канонизации Иоанна Грозного, чья позиция осуждена ... далее ...
Епископ Суздальский Иона (Собина) - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. – Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. № 3 (9) . С. 47. 13 РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об. –39; Иеромонах Павел (Крылов) . Суздальская иерархия. С. 54. В житии преподобного Максима Грека, являющемся поздним памятником, говорится о роли Чудовского архимандрита Ионы в осуждении инока-князя Вассиана (Патрикеева) и преподобного Максима Грека (Белокуров С.) Выпись о втором браке Василия III ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 143. См. также: Голубинский Е. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.) . М., 1972. С. 290. 18 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 419. 19 ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 161. См. также: Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троицкий монастырь Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 20 Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о ... далее ...
Житие Сергия Радонежского, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сын Юрий – крещен в честь Георгия Митуленского (7 апреля) . 6 октября 1481 г. у Ивана Васильевича родился сын – наречен Дмитрием в честь Дмитрия Солунского (26 октября) . 10 октября 1483 г. у Ивана Ивановича родился сын Дмитрий – наречен в честь Дмитрия Солунского (26 октября) . 21 марта 1487 г. у Ивана Васильевича родился сын Симеон – назван повидимому в честь Симеона епископа Персидского (17 апреля) . 5 августа 1490 г. у Ивана Васильевича родился сын Андрей – крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа) . Заметим также, что в 1530 г. 25 августа (в день Варфоломея и Тита) у Василия III родился сын Иван – крещен в честь Иоанна Предтечи (усекновение главы – 29 августа) , а обряд крещения состоялся 4 сентября в Троице-Сергиевом монастыре. Из приведенного обзора следует, что крестильное имя в княжеских семьях выбиралось в большинстве случаев по дню святого, отстоящему от дня рождения в пределах одной-двух недель. Сам же обряд крещения мог происходить и на 40 день после рождения, и раньше – это зависело от состояния здоровья ребенка и от других факторов. Интересен случай с крещением будущего Василия III – он был крещен 4 апреля 1479 г. (на 10 день после ... далее ...
Стоглавый Собор 1551 года - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 11 мая 1551 г. В ней говорится, чтобы Церкви впредь без ведома царя не приобретали вотчин. Более того, изучение актового материала показывает, что в мае был осуществлен пересмотр различных монастырских грамот. С. М. Каштанов насчитал 246 грамот, сохранившихся до наших дней 20. Он характеризует это мероприятие так: “Цель майской ревизии тарханов заключалась не в рассмотрении отдельных конкретных грамот, а в широком проведении в жизнь принципа централизации государственных финансов путем ограничения главных податных привилегий” монастырей 21. Подтверждались грамоты конца правления Иоанна III и Василия III, так как в них, как правило, монастыри не освобождались от основных проездных и торговых привилегий. В подписи на грамоте митрополичьему дому “разрешался беспошлинный проезд только один раз в году” 22. Все это позволяет сделать еще один вывод. Хотя у нас нет перечня настоятелей монастырей, находившихся в 1551 г. в Москве, но мы вправе говорить, что это было самое представительное церковное собрание за весь предшествующий период. Собор отменил подсудность монастырей светской власти ( гл. 37, с. 340 ) . Утверждая подсудность духовенства высшей иерархии, Стоглав делает ... далее ...
Русское Старообрядчество. Духовные движения ...Искать в Источникеazbyka.ru
... особенно часто призывает власть и богатство имущих помогать несчастным и, требуя от них помощи церкви, делает все, что возможно для бедных. Недаром он называет церковное имущество имуществом бедных, а в годы голода он продал все ценности своего монастыря, чтобы помочь голодающим 47. Он сам не только устраивал больницы, дома для стариков, школы, но и требовал, чтобы то же делали и князья. В годы голода он настаивал на введении твердых низких цен на хлеб и на другие виды продовольствия. Социальная проблема стала еще более актуальной темой на Руси в шестнадцатом веке во время царствования Василия III и в эпоху перемен в общественном строе при Иване Грозном. Авторы самых разнообразных направлений, как например, – Максим Грек, Вассиан Косой, боярин Федор Карпов, поп Сильвестр, Ермолай Еразм и многие другие все более и более упорно говорили в середине этого века о тяжких судьбах русского крестьянства, составлявшего в то время не менее 90–95 % населения страны. В годы Смуты и народной катастрофы проблема помощи бедным стало особенно резкой и поэтому Дионисий, которого мы считаем автором упомянутого обличительного труда, неустанно призывал всех помочь своим несчастным братьям во ... далее ...
Святой Филипп, митрополит Московский - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в этом печальном обряде, осмелился будто бы поднять руку на несчастную. Так повествует Герберштейн. Во всяком случае, истинны или нет эти подробности, самое дело это должно было произвести тяжелое впечатление на Москве – с ее глубокой приверженностью к церковному закону, канонам и уставам. Кощунственные разводы Грозного были подготовлены этим первым беззаконием его отца. Во всех этих событиях мы видим выражение одного общего исторического явления: умаление независимости духовной власти параллельно с ростом нового самодержавного сознания московских государей. Дело не в личных качествах Василия III и митрополита Даниила. Обозревая события пяти царствований, с середины XV в. до конца XVI, можно констатировать эту растущую тенденцию. Особенно яркое выражение она находит в судьбах митрополичьей власти. Обратим внимание только на один, бросающийся в глаза факт. Насильственное сведение с кафедры митрополита Варлаама было явлением небывалым в русской церковной истории. До середины XV века русские митрополиты или присылались из Константинополя, будучи греками по происхождению, или назначалась вселенскими патриархами из кандидатов, предлагавшихся русскими князьями, Московскими и ... далее ...
Максим Грек, Часть 4 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... ней сообщается, что великий князь принял митрополита и старцев «с великой честью», местом их пребывания определил Чудов монастырь и назначил царское довольствие («питая их и доводя всякими потребами от своея царския трапезы») . Также и первосвятитель Варлаам, митрополит всея Руси, показал «великую любовь и честь» греческому митрополиту и старцам, «приглашая их к себе, часто с ними беседовал о божественных словесах духовных». В летописи включена запись о присутствии греческого митрополита и старцев на траурной церемонии погребения члена великокняжеской семьи князя Семена Ивановича, брата Василия III, сына Ивана III от первого брака. Известия о рождениях, кончинах, свадьбах членов великокняжеской семьи помещались в летописях как информация о событиях государственного значения. Среди старцев находился, без сомнения, и Максим Грек, наблюдавший московский погребальный обычай. По словам исследователя и знатока русских праздничных служб и церковных торжеств в старой Москве Григория Георгиевского, «до времени Петра Великого погребение почивших членов царской семьи не отличалось никакими печально-торжественными церемониями и было самым простым, обыкновенным церковным " выносом ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 3 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Отмечает архиеп. Филарет и то, что благовещенский священник Сильвестр, участник собора, в то время близкий к царю, в своем “Домострое” писал, что благочестивый христианин, творя крест, “первее убо да cовокупит три персты свои за Св. Троицу, великий перст и другие два, сущие близ его”. Соловьев, касаясь того же вопроса, пишет: “Мнения о двуперстном сложении и о сугубом аллилуиа, вместе с запрещением брить бороды и стричь усы, – замешались между постановлениями собора 1551 года и распространялись вместе с ними”. В 1518 г., как упоминалось выше, вызван был в Россию, по желанию вел. князя Василия III, Максим Грек. Сын благочестивых греков, повидимому, албанского происхождения, Максим, род. в 1475 г. в городе Арте, в княжестве Эпирском. Он был отправлен родителями учиться в Италию, где в то время пребывали многие ученые греки, бежавшие из порабощенной Византии. Время его учения падает на 1495– 1505 годы. Проживая в разных городах Италии, он, по мнению Голубинскаго, учился главным образом в Падуе. Тогдашняя Италия была погружена в безверие и суеверие. Одно время и Максим увлекался вольномыслием, но, с Божьей помощью, вылечился от этого зла и укрепился в вере. Большое ... далее ...
Новые данные о российском периоде жизни прп. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... противопоставление сохранения в Москве «бесчисленного множества греческих книг и сожжения латинянами греческих книг, вывезенных из Константинополя, что требует специального анализа. В пункте 7, как уже говорилось, имеются указания на составление прп. Максимом какой-то описи греческих книг царской книгохранительницы; подобного сообщения нет ни в послании Василию III, ни в других источниках, но это может оказаться важным в исследовании версии об античной библиотеке московских царей. В Краткой редакции значение известия ослаблено, но намек на некую опись имеется, упомянуто предписание Василия III о греческих книгах: «особо их блюсти и писание полагати». В пункте 8 отметим изначально искаженное чтение Пространной редакции отметим изначально искаженное чтение Пространной редакции в известии о длительности перевода Толковой Псалтири («за годище») . В Краткой указано: «за год и месяца шесть», что очень близко к источнику – посланию Василию III (год и пять месяцев) . Великий князь московский Государь всея Руси Василий III Иоаннович Неизвестно, на каких источниках основана информация в пункте 9 о соборном свидетельствовании перевода Толковой Псалтири. Она важна еще и ... далее ...
Празднование Тихвинской иконы Богородицы — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и «сказание о Тихвинской иконе» повествуют, что икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в последствии именуемая Тихвинская явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми её видели рыбаки. Следующее явление чудотворной иконы было в десяти верстах от Тихвина. Это явление сопровождалось многими чудесами и исцелениями, обильно изливавшимися на собравшийся народ. На этом месте был построен деревянный храм, который от неоднократных пожаров не раз был обращаем в пепел, но дивный образ Пресвятой Богородицы всегда оставался невредимым. В 1510 г. по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте деревянного храма был построен каменный собор в честь Успения Божией Матери. Строительство ознаменовано большим чудом: когда храм был почти готов обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили их живыми и здоровыми. В 1560 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного на месте явления был устроен Успенский мужской монастырь, где и пребывала чудотворная икона. Как до основания Успенского Тихвинского монастыря, так и после его устроения не переставали изливаться дивные чудеса. В ... далее ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"