Василия III

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Монастырский хлеб / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... истина, а вот мы подчас склонны и сомневаться в ней: мучное, вредно для здоровья… Но все равно без хлеба не обходится ни одна трапеза, будь то обычный обед или праздничное застолье. В Москве немало хлебозаводов и пекарен, но есть и одна особенная, хлеб из которой не похож на испеченный в других местах. Это пекарня Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Из истории монастыря Иоанно-Предтеченская обитель свою историю ведет с XV века. Первоначально это был мужской монастырь, который располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы, после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. На новом месте монастырь стал женским. Иоанно-Предтеченский монастырь Монастырь был почитаем царями и царицами. Московские княжеские семьи делали вклады в монастырь и имели в обители родовые усыпальницы. Представительницы многих княжеских семей принимали здесь монашеский постриг. После пожара 1812 года монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Возобновлена была обитель во второй половине XIX века стараниями митрополита Московского ... далее ...
Деятельность митрополита Московского Даниила в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... запись (1513 1514) книжника Нила (Полева) , в которой он обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем» [40]. Не исключено, что еще при жизни преподобного Иосифа Даниил уже был одним из духовников монастыря. Выбор игумена Волоколамского монастыря не мог быть сделан без одобрения великого князя. Об этом говорит упомянутое нами послание Иосифа Волоцкого к Василию III с просьбой проследить за избранием будущего игумена монастыря. Но нет ни одного источника или даже косвенного свидетельства, которое указывало бы на знакомство и тем более благосклонность Василия III к Даниилу до избрания последнего в игумены. Поэтому сложно согласиться с теми историками, которые утверждают, будто Даниила назначил великий князь, да еще и после смерти Иосифа. Напротив, все имеющиеся сведения говорят о том, что Даниил был избран в игумены еще при жизни преподобного и решающую роль в этом избрании играл голос монастырской братии [41]. Избрание в игумены, несомненно, разрушило планы Даниила, но, возможно, не стало для него неожиданностью. Желание перейти на игуменство в другую обитель, скорее всего, было вызвано невозможностью стать настоятелем своего монастыря ... далее ...
«Елизавета, дщерь Петра» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... брака всегда виновата женщина. А о неправильных поступках мужчины даже не поднимается разговор. И отрадно видеть, что есть еще мужчины, которые могут объективно оценивать ситуацию и имеют мужество признать, что и мужчина не всегда бывает прав. Триста лет прошло, а все никак не можем " доругаться " по поводу законности брака Елизаветиных родителей. Анна 21 августа 2010, 14: 28 Спасибо за статью. Кстати, первой " декабристкой " была Наталья Борисовна Шереметьева-Долгорукая, разделившая изгнание со своим опальным мужем. Игорь 25 января 2010, 15: 43 1. Брак не был законным. И ссылка на Василия III и Соломонию Сабурову более чем неуместна. Неужели автору неизвестно, что Православная Церковь не считает бездетность достаточным поводом для развода. И Василий III развелся вопреки мнению Церкви, использовав, как теперь принято говорить, " административный ресурс " . Брак Петра I и Екаретины не имел даже такого сомнительного оправдания. Государь имел от первой супруги ребенка. Он просто избавился от надоевшей жены. И сделал это безо всякой оглядки на Церковь. Елизавета была рождена вне брака. Так что считать ее законной наследницей едва ли возможно. Более того, по ... далее ...
Царьград, который перестал царствовать. Часть 3 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... к их последней надежде. За помощью, в первую очередь – финансовой, в далекую Москву поехали и крупнейшие церковные иерархи, и посланники политической элиты со всех уголков православного мира: из Египта, Палестины, с Синая, Балкан… Теперь реальная обстановка, действительное положение вещей просто требовали потепления отношений между Русской и Константинопольской Церквами. По справедливому мнению выдающегося историка Церкви А. В. Карташева, русская автокефалия укреплялась при молчаливом согласии Константинополя, который не хотел «терять своего лица» благословением независимости и в тоже время прекрасно понимал, что спокойные отношения с крепким и самостоятельным православным Московским государством выгоднее ссоры. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту «всея Руси» Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх еще задолго до официального принятия русскими государями царского титула удостаивал великого князя московского Василия III царским достоинством – «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси». Окончательно же раздор был преодолен в 1589 году с избранием первого патриарха всея Руси ... далее ...
Сельцо Поникарово в контексте русской истории / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... читателя что такое «государев дьяк» той поры? Судя по всему, Данила Мамырев – в сегодняшней терминологии – был министром иностранных дел Московской Руси: в 90-х годах 15 века участвовал в приемах иностранных послов, и был, по выражению А. Мельника, «одним из немногих, кто закладывал основы посольского дела Московского государства еще до появления особого Посольского приказа. В те же годы он в качестве казенного дьяка хранил грамоты упомянутых посольств». В 1504 году дьяк Мамырев подписал духовное завещание Ивана III, а в 1505-6 гг. – большое количество грамот на имя великого князя Василия III. В этой связи, как ни странно, можно порассуждать о том, чего и сегодня – всем нам, и былым насельникам этих земель – весьма не хватает: о любви. О любви к своей малой родине, к этой земле, которая стоит вот уже более полувека в запустении. Вот что было в душе у древнерусского государева дьяка, который в 15 веке видел уже и Венецию, и Милан, познакомился даже с Леонардо да Винчи, пребывал в сердце Московской Руси, у трона великих Московских князей, которые еще и не приняли в ту пору царского звания и достоинства? Человека, который коротко знал самых выдающихся государственных и ... далее ...
Неизвестный Иван Грозный / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... на место мудрых и равновесных деятелей уровня Адашева и протопопа Сильвестра явились авантюристы и своекорыстные люди, часто – провокаторы, а чаще – просто злодеи. Страна заплатила за этот режим тысячами жизней и тяжелыми поражениями, в конечном счете – проигрышем Ливонской войны. Не случайно опричнина была отменена самим Грозным царем. В самой по себе жесткой политике по отношению к знати нет ничего особенно нового. Еще в Галицко-Волынской летописи дружинник говорит князю Даниилу Галицкому: «Княже! Не передавивши пчел, меду не ясти» [9]. Начиная с Андрея Боголюбского и вплоть до Василия III в целом политика Владимиро-Суздальских, а затем и Московских князей была направлена на укрощение знати и подавление ее амбиций, на ее подчинение власти великорусских «державцев». Однако до Иоанна Грозного это осуществлялось под лозунгом единства Русской земли и силами того же правящего слоя. Грозный первым разделил Русскую землю и ее правящий слой на две неравноправные части, что имело далеко идущие неблагоприятные последствия. Грозный старался защищать Русь так, как он понимал это. То, что произошло с царем, напоминает «прелесть» И все же следует отрешиться от однобоких ... далее ...
«Странен бех – и введосте мене» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... троицей странствующих иноков, прежде чем приступать к построению храма в Божедомском месте, духовные дети Даниила – бояре Челяднины – со слезами умоляют преподобного помолиться о избавлении их от праведной опалы, в которой они оказались на тот момент волею судеб. Даниил, помолившись и отслужив водосвятный молебен, отправляется в поместье Челядниных, и в тот момент, когда преподобный входит в храм и начинается Божественная литургия, приходит послание от великого князя, в котором тот милостиво привечает обоих братьев. Стараниями благодарных Челядниных Даниил получает аудиенцию у самого Василия III, во время которой открывает самодержцу свой замысел – построить храм на месте упокоения странников. «Царь же великий князь удивися ревности старца и о деле разсуди, яко по Бозе есть», – замечает Житие. Удивление Василия представляется непраздным: традиция построения храмов на местах скудельниц отнюдь не была широко распространена на Руси. Однако дело, затеваемое Даниилом, по мнению Василия, божеское, «по Бозе есть», ведь целью его является забота об усопших, более того – о самых обездоленных среди этой по определению обездоленной касты – тех, кто не имеет сродников и ... далее ...
Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе в Филях Странствия деревни Фили За свою историю деревня Фили не раз «кочевала» по разным местностям. Вероятно, ее древнее имя – гидроним. Оно появилось от названия речки Хвильки – в просторечии Фильки, которое означало сырую, болотистую местность. История деревни Фили началась в XVI веке, когда великий князь Василий III пожаловал эти земли в вотчину боярину Ф. М. Мстиславскому. Более столетия Фили оставались владением рода Мстиславских. Последний хозяин, Федор Иванович Мстиславский, приходившийся правнуком Василия III, оказался политическим долгожителем, устояв и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, потом возглавил знаменитую Семибоярщину – правительство из семи знатнейших бояр в Смутное время, а затем стал приближенным первого Романова. При нем в Филях появилась деревянная домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанная в память победы над польским королевичем Владиславом, которого призвали на русский престол в «безгосударево время». 1 октября 1618 года, в праздник Покрова, войска гетмана Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были разбиты и отброшены от русской столицы. ... далее ...
Храм великомученика Никиты на Старой Басманной / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Одна из древнейших московских церквей, основанная великим князем Василием III, за свою многовековую историю была приходским храмом для всех сословий. Под ее сводами молились А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Ф. С. Рокотов, Марина Цветаева. После революции она – одна из немногих в Москве – не была захвачена обновленцами. Легенды и были Старой Басманной Ранняя история храма довольно туманна. Первые сведения об этой церкви относятся к правлению Василия III, отца Ивана Грозного. Из летописи известно, что в 1518 году в Москву принесли из Владимира две местные святыни – образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери – для поновления и украшения серебром и золотом. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, поновленные иконы провожали обратно во Владимир торжественным крестным ходом. За посадом великий князь и митрополит Варлаам простились с ними и передали владимирцам, пришедшим в Москву за своими святынями. И на том месте, где Василий III простился с владимирскими иконами, он повелел поставить деревянную Владимирскую церковь «во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея сретения ... далее ...
«Царю велику достойне строенный» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... село Коломенское упоминается в 1339 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Вероятно, в том же XIV веке был выстроен первый деревянный дворец с фасадом, обращенным к Москве-реке. Дмитрий Донской остановился здесь, возвращаясь с Куликовской битвы: ликующие москвичи встречали его с «медами и соболями». По преданию, князь тогда основал здесь благодарственную церковь во имя святого Георгия Победоносца, подле которой захоронили воинов, павших на Куликовом поле. До сих пор идут дискуссии о дате основания Предтеченской и Вознесенской церквей. Традиционно их относят к временам Василия III и его моления о даровании наследника: в 1529 году он основал обетный Предтеченский храм, а в 1530 году – благодарственный Вознесенский. Коломенское стало архитектурным феноменом, что сделало его самым знаковым «царским селом» Москвы среди других дворцовых угодий. Если в Измайлово проходили сельскохозяйственные эксперименты, в Лефортово создавалась русская Европа, то допетровское Коломенское имело национальный архитектурный профиль: в нем появлялись самобытные архитектурные новшества и достижения средневековой Руси. Уникальный Предтеченский храм считается архитектурным ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера