Василия III



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Курс лекций по истории Русской Церкви, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в том духе сервилизма, который, к сожалению, стал проникать все глубже в ткань церковного организма с этого времени. Это, конечно, не должно понимать в том смысле, что идея Третьего Рима оказалась ложной и гибельной. Никоим образом. Но и идеализировать нашу церковную и державную историю того времени также не нужно. Но история с Шемячичем была только началом неприглядных деяний митрополита Даниила. Еще более его угодничество по отношению к великому князю проявилось, когда у государя возникли проблемы семейного характера. Великая княгиня Соломония (урожденная Сабурова) не имела детей. Для Василия III проблема заключалась в отсутствии наследника. И хотя Московский княжеский дом отнюдь не находился в ту пору на стадии вымирания, и у государя хватало родственников – дядей и братьев, ему непременно хотелось передать престол сыну. Но с Василием Соломония прожила около 20 лет, а детей у них не было. Государь винил во всем Соломонию. Правда, Василий Иоаннович не задумывался, что причина могла быть и в нем самом. Тем более, что помимо вопроса физиологического, он мог усмотреть и Промысл Божий в том, что причиной отсутствия наследника могут быть его не слишком нравственные ... далее ...
Святые Новгородской Земли, или история святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... монастырь получал от ее владык благословение игуменам и антиминсы на престолы вновь возводимых церквей. В Новгород возили на продажу выловленную монастырскими слугами рыбу и приобретали всевозможные и необходимые для хозяйства предметы. Новгородские ремесленники исполняли заказы Свирской пустыни на написание икон и книг, изготовление окладов, церковной утвари и повседневной посуды. Многие вклады в монастырь поступали также из Новгорода. Вместе с тем с момента своего основания Троицкий монастырь пользовался известностью и покровительством при великокняжеском дворе. Со времен царствования Василия III сложилась устойчивая традиция царских вкладов в Свирский монастырь. В казне хранились многие жалованные грамоты на владение вотчинами. Царские грамоты, каждая из которых подтверждала предыдущую, освобождали монастырские земли от налогов. Царь Иван Грозный в своих молитвах не раз обращался за помощью к Свирскому чудотворцу. а в посланиях в Кириллов Белозерский монастырь выделил его как высочайший нравственный образец среди многих других. Свирский монастырь пользовался также попечительством митрополита Макария. На время пребывания во главе обители игумена Дионисия (1582–1608 гг.) ... далее ...
Ярославль (храмы) — Азбука паломникаИскать в Источникеazbyka.ru
... В алтаре новой церкви был освящен еще один престол — во имя великомученика и целителя Пантелеимона (память 9 августа) . Освящал обновленный храм 2 февраля 1896 года архиепископ Ионафан (Руднев) . Фасады храма были выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. Адрес: г. Ярославль Депутатский пер, 4 Телефон: (4852) 30-53-93 Церковь Никиты Мученика (Ярославль) Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник не позднее XV века. Слобода с таким названием впервые упоминается в грамоте Василия III от 1511 года. В приходе было два не особо вместительных храма с приделами, посвящёнными Никите Мученику (единственный случай такого двойного посвящения в городе) . На территории храма со II половины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов. Летний был освящен в честь праздника Сретения Господня и имел боковой придел в честь святого великомученика Никиты. Зимний храм был освящен в честь Архистратига Божьего Михаила с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. С конца XVII века имеется отдельно стоящая колокольня. В 1900 - 1903 г. г. летний ... далее ...
Очерки по истории русской церковной смуты, Том ...Искать в Источникеazbyka.ru
... удалился со съезда” (материал взят из содержательной статьи Б. В. Титлинова “Что было сделано для церковного мира” – см. : Вестник Священного Синода, 1926, No7, с. 5–10) . Таким образом, к сентябрю 1925 года стало ясно, что всякие надежды на присутствие староцерковников на Соборе лишены всякого основания. Но в этом случае самый Собор становился беспредметным: ведь он был задуман как Собор примирения. Однако при отсутствии староцерковников примирения не получилось, не получилось даже диалога со староцерковниками. После вступления на Патриарший Престол в Константинополе нового патриарха Василия III, о котором архимандрит Василий Димопуло сообщал, что он якобы друг обновленчества, в Фанар немедленно полетело из Москвы послание, в котором было больше воплей о помощи, и не было оно похоже на послание главы автокефальной церкви к равному себе по сану. Во всяком случае, можно смело сказать, за время автокефалии Русской Церкви Фанар никогда не получал из России послания, составленного в столь унизительном тоне. “Его Святейшеству, архиепископу Константинопольскому, Нового Рима и Вселенскому Патриарху Василию III” – гласит заголовок этого послания. “Три года тяжелый недуг ... далее ...
Святые Новгородской земли, или история Святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... исцеления. Иной тропарь, глас 4 Духом Божиим наставляемый, возлюбил еси безмолвие, в нем же евангельски подвизающуся, пречудный Афонский дар: Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне, и, образ добродетелей быв стаду твоему, Арсение отче наш, к Горнему торжеству возшел еси, иде же со Ангелы ликовствуя, моли Христа Бога спастися душам нашим. После кончины преподобного Арсения, прожившего в монастыре 51 год, обитель, расположенная близ границы новгородских и шведских владений, неоднократно подвергалась разорениям от иноверцев. Обитель восстанавливалась благодаря попечительству государей Василия III, Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича. По размерам своих земельных владений Коневский монастырь превосходил Валаамский, являясь наряду с последним главным оплотом православия на северо-западе Новгородских земель, в частности, центром просвещения карел и крупным центром средневековой Руси. Из Коневского монастыря происходит Коневская Псалтирь XV века, Евангелие монаха Закхея (не сохранилось) , пелена с изображением Коневской иконы, Коневская икона Божией Матери. Дар «боярскими детьми» покрова на раку преподобного Арсения свидетельствовал о том, что основателя ... далее ...
Русские святые, Часть 307 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец († 1569) Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503– 1533) . Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц. Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507 г. родился старший сын их – Фео-дор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства ... далее ...
Курс русской истории, Лекция XXV - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... княжества Рязанское, Ростовское, Ярославское и Тверское. С другой стороны, ни Иван III, ни его старший сын Василий не были единственными властителями Московского княжества, делили обладание им с ближайшими родичами, удельными московскими князьями, и власть великого князя не разрослась еще настолько, чтобы превратить этих удельных владетелей в простых подданных московского государя. Великий князь пока поднимался над удельными не объемом власти, а только количеством силы, пространством владений и суммой доходов. У Ивана III было 4 удельных брата и двоюродный удельный дядя Михаил верейский; у Василия III также было 4 брата. Отношения между ними по-прежнему определялись договорами, и здесь встречаем все прежние определения, повторяются знакомые нам формулы княжеских отношений, давно уже не соответствовавшие действительности. Договаривающиеся стороны продолжают притворяться, будто не замечая совершившихся перемен, как будто между ними все оставалось по-старому, хотя Иван III по пустому поводу пригрозил тюрьмой сыну Михаила верейского и отнял у старика дяди удел за побег этого сына в Литву. ПРИОБРЕТЕНИЯ ИВАНА III И ВАСИЛИЯ III Таковы новые явления, которые замечаются в ... далее ...
Даниил митрополит Московский, Православная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это намерение, и по этому поводу между боярами и митрополитом произошла «пря велика». Пострижение было совершено, причем Василий получил имя Варлаама. Умирая, великий князь «приказал великую княгиню и дети своя отцу своему Д. митрополиту, а великой княгине Елене приказал под сыном своим государство держати до возмужания сына своего». Немедленно после смерти великого князя Д. привел к присяге братьев его и бояр на верность малолетнему ( 3-х лет ) Ивану Васильевичу и матери его, а самого нового великого князя торжественно благословил в Успенском соборе на великое княжение. Согласно воле Василия III, Д. должен был стать во главе управлявшей государством боярской думы. Формально митрополит действительно занял первенствующее положение в думе, но влияния на дела не приобрел. Так, он не мог защитить от происков бояр близкого к нему человека, Дмитровского князя Юрия Ивановича, захваченного боярами вскоре после смерти Василия ІІІ и окончившего жизнь в темничном заключении в 1536 году. Также ничего не мог, а может быть и не хотел, сделать Д. для облегчения участи младшего брата Василия ІІІ, Андрея князя Старицкого, схваченного и заключенного в темницу боярами. Насколько слабо было ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский — Анна МарковаИскать в Источникеazbyka.ru
... А в 1517 году, 7 апреля, были обретены мощи святителя Серапиона (в настоящее время почивают в Серапионовой палатке) . В мае 1518 года Василий III, готовясь к продолжению войны с Литвой, посетил Троицкий монастырь, чтобы «помолитися и благословитися, хотя пойти на Жихдимонта». 1520 год – начало игуменства Порфирия 1-го (1521–1524) . Из пустынников Белоезерских, устроивший близ Кириллова Белоезерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни. В 1524 году, в день Пятидесятницы, игумен Порфирий осмелился просить у посетившего монастырь Великого князя Василия III за внука Дмитрия Шемяки Путивльского князя Василия, за что был изгнан из монастыря и ввергнут в темницу. 1525 год – начало игуменства преподобного Арсения ( Сахарусова; 1525–1527 ) Комельского. Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Его послушанием была переписка книг. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий, посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, ... далее ...
"Кислый лапоть и московский ренессанс", Егор ...Искать в Источникеradonezh.ru
... Максимом Греком идеи освобождения Константинополя и камня на камне. Второй Рим пал, его историческая миссия совершена и он теперь не более чем стены; Третий Рим - это Русское царство, оно несет в себе всю силу Христианства, оно - убежище Церкви, и именно его политические интересы отныне являются политическими интересами и всего Православия. О русском государстве, о третьем Риме надо думать, а не о возвращении второго. Контр-ход Филофея в литературной полемике имел блестящий успех - в борьбе направлений русской внешней политики победила национальная программа «собирания земель». Бояре Василия III заявили послам римского папы: « Князь хочет вотчины свои - земли русские ». «Крестовый поход» в итоге был направлен не на далеких турок, а на близкую и опасную Казань. Идея Третьего Рима была положена в основу грандиозного культурного синтеза в начале правления Ивана IV, при митрополите Макарии. О какой грубости, о каком базарном говорке с привоза можно было говорить в эту эпоху в княжеских и царских палатах? В тогдашней Европе, и уж, особенно, в северной Европе первой половины XV века практически не было столь утонченных и интеллектуально насыщенных дворов, как русский - ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"