Василия III



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВАСИЛИЙ III - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с ... далее ...
Каменная летопись Руси : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... схема «четырёхстолпника» не подходила посадской церкви, так и мини-вариант «бесстолпника», казалось, был совершенно неприменим в развивающейся концепции «державного храма». Так и получилось, что при Иване III «бесстолпники» оказались вытеснены на периферию… Однако развитие архитектуры в XVI веке неожиданно вывело их на первый план, потеснив даже «успенскую» линию храмостроительства! Мы вынужденно выходим за рамки эпохи Ивана Великого — мы просто обязаны это сделать: невозможно оценить роль и место в истории нашего зодчества бесстолпных храмов, не «заглянув на следующую страницу» — в эпоху Василия III. При нём «бесстолпники» пустили эволюционную ветку — стали предтечами каменных шатровых храмов, тех самых величественных сооружений, что явились квинтэссенцией московской концепции «храма-башни», довели до абсолюта идею архитектурной доминанты, подчиняющей и организующей окружающее пространство! А после никоновского запрета на шатры тему продолжили многоярусные храмы — шедевры так называемого московского барокко… Да, всё это будет значительно позже, но в конце нашего рассказа мы хотим заострить внимание на том, что архитектурное направление, давшее, пожалуй, всё лучшее, что мы ... далее ...
От Владимира до Мурома / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... родной овсень! Его, как розаны в сосуде, Блюдет Христос на оный день! ” » (Это последнее из дошедших до нас стихотворений великого поэта «Есть две страны…», 1937) . И клюевского двадцатилетнего ученика вспомним, С. Есенина, его «Осень» ( 1914-1916 ) : «…И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу». Эти строки несравнимы ни с чем в русской поэзии. Рябиновых кустов-дерев в Суздале мы увидели в изобилии, особенно в Покровском монастыре, куда зашли поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III, насильно постриженной и сосланной за то, что не дала наследника престола после 20 лет брака) . Монашеская жизнь в древней обители возрождена с 1992 г. Покровский монастырь – один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, красоты и содержательности ради помещаемый в кадры исторических кинолент, – расположен в северной части города, на низком берегу Каменки. Он основан в 1364-м г. при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI-XVII вв. был одним из ... далее ...
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Среди них был родной племянник Соломонии Сабуровой – видный воевода Тимофей Иванович Замятня Кривой Сабуров с сыном. Здесь нужно отметить, что казнь на реке (или в реке) была одной из самых распространенных. Так, в 1497 году, когда вторая жена Ивана III Софья Палеолог была уличена в приглашении «баб с зелием», они были утоплены в Москве-реке, а в следующем году, когда Иваном III был раскрыт новый заговор Софьи и ее сына Василия Ивановича (будущего Василия III) , рядовые заговорщики были казнены на льду Москвы-реки. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» – эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов (которые раньше именовались Погаными) , либо в районе современной Театральной площади (местечко Поганый брод) . В XVII–XVIII веках изменники казнились в Москве на «Козьем болоте» – здесь был четвертован Степан Разин и казнен Емельян Пугачев. Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в ... далее ...
Загадка Ипатьевского монастыря / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... нашу историю. До этого ее переписывали при советской власти, но мало кто говорит о том, что переписывание было и в XVIII–XIX веках. И еще какое! И одной из главных табуированных тем было наследие Сабуровых-Годуновых. Может быть, подумаете вы, Сабуровы и Годуновы действительно оболганы, но все равно не особенно интересны? Нет, это не так. Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того – готовили их для занятия престола – в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии. Для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия. Если вы приедете в Кострому, экскурсоводы (и светские, и церковные) , к сожалению, расскажут вам о том, что Ипатий – это вотчина Романовых и что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза (то есть ордынский князь) по имени Чет. Он, мол, пришел служить на Русь в начале XIV века, и в Костроме ему явилась Божия Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Он крестился под именем Захарии и основал монастырь, названный во имя Пресвятой Троицы и святого Ипатия. Эта легенда ... далее ...
Обязательно ли иконопочитание?Искать в Источникеazbyka.ru
... кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. В одной из книг видела репродукцию иконы " Страшный Суд или Второе Пришествие Господа Иисуса Христа " . К сожалению, я не могла до деталей рассмотреть ее. Но загорелась ее увидеть в натуральном изображении. К сожалению, я не могу найти изображение именно этой иконы. Я летом заехала в город Александров (моя малая родина) и посетила музей-заповедник " Александровская Слобода " . Загородная резиденция Великого князя московского Василия III, выстроенная в начале XVI века с европейским комфортом, при Иване Грозном становится столицей опричнины, фактической столицей России, сердцем страны, куда устремились послы со всего света. Из всего ансамбля Александровского кремля сразу выделяется Распятская церковь-колокольня, шедевр каменного шатрового зодчества XVI века. Для меня было чудом Божием то, первое что я увидела это была икона " Страшный Суд или Второе Пришествие Господа Иисуса Христа " . И именно та, что была в книге. У меня нет таких способностей письменной речи, чтобы передать чувства, испытанные мною. ... далее ...
Преподобная София Суздальская - Храм Усекновения ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... он, возвращаясь с охоты, проезжал через село Дьяково, находившееся близ царского села Коломенского, к нему прискакал гонец и сообщил ему о радости — его жена зачала. В ознаменование этого события Великий Князь повелел основать на том месте, где он получил долгожданное известие храм, посвященный затем празднику Усекновения главы Предтечи. В благодарность же Богу за рождение наследника – будущего Грозного царя Иоанна IV Коломенском ещё более величественный храм – храм Вознесения Господня, о котором сейчас не время рассказывать подробно. Он был освящен 3 сентября 1532 г. Первая же жена Василия III, почти 20 лет бывшая Великой княгиней, а ныне монахиня София подвизалась в Покровском монастыре еще 16 лет. Впоследствии Русская Церковь прославила её в лике святых. В качестве более подробного исторического изложения некоторых из описанных выше событий приведём отрывок лекции профессора кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ В. И. Петрушко. Следует отметить, что изложенная здесь оценка событий не является единственной или окончательной. Она кажется слишком эмоциональной и делает акцент именно на отрицательных чертах. Сведения о личности Митрополита Даниила во ... далее ...
Беляев Л.А. Глава 3. Престолы - Храм Усекновения ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... в Дьякове до строительства здесь каменного храма. К этим обетным престолам относились: Усекновения главы Иоанна Предтечи (в его память Иван Васильевич был крещен) ; придел Петра Митрополита (младенец Иван родился в ночь с 24 на 25 августа, т. е. на праздник Перенесения мощей чудотворца Петра) и придел Апостола Фомы (однозначного определения причины такого посвящения нет) . В каменной же церкви оставались ее собственные приделы, видимо, уже бывшие здесь престолы: Зачатия Иоанна Предтечи; Зачатия Святой Анны (их можно связать с молениями о чадородии, актуальными в царствование Василия III) и Святых равноапостольных Константина и Елены. План первого яруса церкви в Дьякове с приделами (современное состояние) План первого этажа храма с указанием посвящений приделов Двенадцати Апостолов Зачатия Святой Анны Зачатия Иоанна Предтечи Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы Усекновения главы Иоанна Предтечи Во втором ярусе, не обозначенном на плане, находится придел Равноапостольных Константина и Елены. Источник: Беляев Л. А. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково: загадки истории и архитектуры. – М., 2009. (Правительство Москвы. Московский ... далее ...
Два бойца — Московская городская епархия Русской ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... нашими благочестивыми предками. — Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского) . ... далее ...
Средневековая дипломатия в Москве - ЕлицыМедиаИскать в Источникеelitsy.ru
... если договоры заключались с христианскими странами, то приносилось крестное целование, то есть стороны обещали нерушимо хранить условия договоров. После подписания необходимых документов, послам нередко показывали Москву. Возили на Воробъёвы горы, в Коломенское. Однажды, уже на склоне лет, Иван Грозный показал послам царскую сокровищницу. Часть предметов из неё сейчас хранится в коллекции Оружейной палаты. Заключительным этапом пребывания посла в Москве была последняя аудиенция, где ему вручались личные подарки от государя. Сигизмунд Герберштейн дважды побывал в Москве во времена Василия III и был настолько был доволен и горд пожалованной от царя шубой, что даже заказал несколько портретов в этой шубе. Обратный путь, обычно, был тот же, по которому и въезжали в страну. По возвращении «из посольства» дипломаты писали отчёты. Часто эти отчёты издавались отдельной книгой и служили интересным источником знаний о далёком государстве. Через несколько месяцев наши послы отправлялись с ответным визитом к зарубежным монархам. Дипломатический этикет всегда требовал ответного визита. Но одной из задач ответного посольства было проследить, как на самом деле выполнялись условия ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"