Василия III



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВАСИЛИЙ III - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с ... текст полностью ...
ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын вел. кн. Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с к-рого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см.) Василий II Васильевич (, столкнулись 2 принципа наследования. После смерти вел. кн. Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но В. И.) хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга вел. кн. Иоанна III, была тверской княжной (. Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные В. И. сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» кн. Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием В. И.) ПСРЛ. Т. 4. С. 200 (. Иоанн III жаловался на сына церковному Собору) по-видимому, в кон. окт. - нач. нояб. 1497 (, в дек. В. И. был подвергнут домашнему аресту) «посади его за приставы на его же ... текст полностью ...
Лекция. Ирина Языкова. XVI век: осень ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ласкание Богородицы, не только приведение Богородицы в храм, но и благословение, научение и т. д. Т. е. это очень показательные вещи. Как бы жанр иконы начинает развиваться, канон расширяется. То, что мы называем каноном, т. е. какие-то образцы появляются новые, и т. д. Конечно, стоит отметить, что XVI в. – это время появления портрета. В конце XVI в. появляется парсуна. Она расцветает, конечно, больше в XVII в., в начале, в середине, но появляется интерес опять же к портрету. Сначала своеобразный. Мы смотрим на икону, которая является надгробным образом великого князя Василия Ивановича, Василия III, где изображен Василий Великий. Правда, при последней расчистке иконы оказалось, что это Василий Парийский, который менее у нас известен, поэтому при поновлении написали «Василий Великий». И в монашеских одеждах, потому что была такая традиция – принимать на смертном одре схиму, великий князь Василий. Два Василия. Как к этому отнестись, мы не знаем, но тем не менее появляется вот такой надгробный образ. Мы видим, что великий князь тоже с нимбом. Была такая традиция еще в Византии – царских особ рисовать с нимбами, не потому что они были святы сами по себе, а потому что их ... текст полностью ...
Загадка Ипатьевского монастыря / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... нашу историю. До этого ее переписывали при советской власти, но мало кто говорит о том, что переписывание было и в XVIII–XIX веках. И еще какое! И одной из главных табуированных тем было наследие Сабуровых-Годуновых. Может быть, подумаете вы, Сабуровы и Годуновы действительно оболганы, но все равно не особенно интересны? Нет, это не так. Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того – готовили их для занятия престола – в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии. Для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия. Если вы приедете в Кострому, экскурсоводы (и светские, и церковные) , к сожалению, расскажут вам о том, что Ипатий – это вотчина Романовых и что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза (то есть ордынский князь) по имени Чет. Он, мол, пришел служить на Русь в начале XIV века, и в Костроме ему явилась Божия Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Он крестился под именем Захарии и основал монастырь, названный во имя Пресвятой Троицы и святого Ипатия. Эта легенда ... текст полностью ...
Царьград, который перестал царствовать. Часть 3 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... к их последней надежде. За помощью, в первую очередь – финансовой, в далекую Москву поехали и крупнейшие церковные иерархи, и посланники политической элиты со всех уголков православного мира: из Египта, Палестины, с Синая, Балкан… Теперь реальная обстановка, действительное положение вещей просто требовали потепления отношений между Русской и Константинопольской Церквами. По справедливому мнению выдающегося историка Церкви А. В. Карташева, русская автокефалия укреплялась при молчаливом согласии Константинополя, который не хотел «терять своего лица» благословением независимости и в тоже время прекрасно понимал, что спокойные отношения с крепким и самостоятельным православным Московским государством выгоднее ссоры. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту «всея Руси» Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх еще задолго до официального принятия русскими государями царского титула удостаивал великого князя московского Василия III царским достоинством – «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси». Окончательно же раздор был преодолен в 1589 году с избранием первого патриарха всея Руси ... текст полностью ...
Московская церковь Тихвинской иконы Божией Матери ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости. А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление ума». Иногда считают, что ее видели в Италии русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Молятся ей и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разумения. Чудотворные святые иконы хранили московский храм. В 1922 году он был ограблен, но не закрывался все советское время, и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности – а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов. А уже в наше время, в сентябре 2001 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, ... текст полностью ...
Суздаль – город, где должен побывать всякий ...Искать в Источникеelitsy.ru
... был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Основан монастырь был в 1352 году как крепость и был призван защищать город от внешних врагов. В 1445 году под стенами монастыря произошла битва русских войск Василия II и казанского войска Махмуда и Якуба, где Василий потерпел крупной поражение. Древние деревянные постройки монастыря до наших дней не сохранились, а нынешний вид ансамбля относится к XVI-XVII векам. Величественные постройки были возведены благодаря пожертвованиям великого князя Василия III, Ивана Грозного, крупными боярскими фамилиями. Главным храмом монастыря является Спасо-Преображенский белокаменный собор, гордостью которого являются старинные фрески XVI века и росписи более поздних мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. При Екатерине II в 1766 году была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» Именно в стенах этой тюрьмы в 1841 году скончался предсказатель Авель, который провел здесь долгих 15 лет. Похоронен Авель за алтарем монастырской ... текст полностью ...
Величественные храмы, уникальный музей деревянной ...Искать в Источникеelitsy.ru
... в 1894 году служил выдающийся церковный подвижник и просветитель Феофан Затворник. В год тысячелетия крещения Руси он был канонизирован а, в 2002 году при участии Патриарха Алексия II его мощи были возвращены в Вышенскую обитель. Россия Зарайск – очаровательный провинциальный городок в Московской области с хорошо сохранившейся двухэтажной уездной застройкой. Хотя местами это полудеревня – на огороженных участках местных жителей вовсю резвится домашняя птица. Известен Зарайск тем, что на его территории находится самый маленький кремль России. Зарайский кремль был возведён по приказу Василия III и занимал очень важное место в системе обороны Москвы. Дошёл он до нас почти в первозданном виде (что выделяет его среди других русских крепостей) . Самая высокая башня кремля, которую венчает специальная дозорная будка, стоит с той стороны, откуда могли прийти на Русь крымские татары. В XVI столетии небольшой Зарайский кремль не раз защищал Москву от набегов. А в следующем веке именно отсюда выступил Дмитрий Пожарский, примкнув к Первому ополчению. На территории кремля стоят два женских монастыря (оба действующие) , расположено множество храмов. Самым красочным местом является ... текст полностью ...
Богоявленский храм города Коломны - Икона вмч. и ...Искать в Источникеprihod.ru
... поняла, что станет матерью. Но почему эта святыня заняла своё место у одного из престолов Гончарной слободы? Вообще село Бабышево, что теперь именуется Гончарной слободой, значительно древнее своего нынешнего храма. Впервые оно упомянуто 630 лет назад в завещании святого Димитрия Донского как вотчина его супруги, святой Евдокии Московской, в 1389 году. Однако мы не знаем имени первой здешней церкви. Зато название следующего храма сохранилось в церковном предании. Рассказывали, что царица София Палеолог построила в Коломне на своей земле деревянную церковь; по обету, в память о рождении Василия III. У Ивана Великого и царицы Софии долгое время не было наследника престола. Государыня истово молилась и в Лавре, и в Коломне. Когда 25 марта 1479 года появился на свет князь Василий, пришло время исполнения обетов. В Коломне София вышила пелену в кафедральный Успенский собор, а в бабышсвской вотчине поставила Зачатьевскую церковь. Кому-то, возможно, покажется странным, с чего это московская властительница уделила такое внимание «провинциал ьному » городу. А между тем ничего удивительного здесь нет. Это в советское время у нас вырабатывали «провинциальное» сознание. А в средние ... текст полностью ...
День пятый, заключительный Маршрут: Скит Апостола ...Искать в Источникеprihod.ru
... оборонительных сооружений монастыря, построенных в этот период, свидетельствует договор, заключенный между «Св. Пантелеимоном» и греческим монастырем Рила. Согласно договору 1466 года русскому монастырю передаются на хранение некоторые весьма ценные предметы и церковная утварь греческой обители. Из византийских императоров монастырь поддержали Иоанн V ( 1341-1376 гг. ) и Мануил II ( 1391-1425 гг. ) , а также Елена Палеолог в 1407 году. Не остались в стороне сербские и русские цари. В 1509 году сербская княгиня Ангелина, постригшаяся позже в монахини, попросила великого князя Василия III стать покровителем русского монастыря. В своем обращении она отмечала: «… все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Обращение единовременной сербской княжны не могло не найти отклик Василия III, в жилах которого текла и греческая кровь. Его мать Софья — супруга Ивана III, являлась представительницей последней византийской династии Палеологов. Так великий русский князь становится официальным опекуном и покровителем русского монастыря. В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"