Тогда боярин князь Иван Михайлович Воротынский осадил Елец, стольник князь Юрий Трубецкой – Кромы, но на выручку Кром явился Болотников: с 1300 человек напал он на 5000 царского войска и наголову поразил Трубецкого; победители – козаки насмехались над побежденными, называли царя их Шуйского шубником. Московское войско и без того не усердствовало Василию, следовательно, уже было ослаблено нравственно; победа Болотникова отняла у него и последний дух; служилые люди, видя всеобщую смуту, всеобщее колебание, не хотели больше сражаться за Шуйского и начали разъезжаться по домам; воеводы Воротынский и Трубецкой, обессиленные этим отъездом, не могли ничего предпринять решительного и пошли назад. При состоянии умов, какое господствовало тогда в Московском государстве, при всеобщей шаткости, неуверенности, недостатке точки опоры, при таком состоянии первый успех, на чьей бы стороне ни был, имел важные следствия, ибо увлекал толпу нерешительную, жаждущую увлечься, пристать к чему бы то ни было, опереться на что бы то ни было, лишь бы только выйти из нерешительного состояния, которое для каждого человека и для общества есть состояние тяжкое, нестерпимое. Как скоро узнали, что царское войско отступило, то восстание на юге сделалось повсеместным. Боярский сын, сотник Истома Пашков, возмутил Тулу, Венев и Каширу; в то же время встало против Шуйского и древнее княжество Рязанское; здесь в челе восстания были воевода Григорий Сунбулов и дворянин Прокофий Ляпунов. Писатели иностранные хвалят храбрость старого народонаселения рязанского; летописцы московские удивляются его дерзости и речам высоким: рязанцы Ляпуновы оправдывают тот и другой отзыв. Во время народного волнения по смерти Грозного рязанцы – Ляпуновы и Кикины являются на первом плане; Захар Ляпунов, брат Прокофия, дерзкий, как увидим, на слово и на руку, первый в таком деле, на которое редкие могли решиться, заявляет в первый раз себя тем, что не хочет быть в станичных головах вместе с Кикиным и бежит со службы из Ельца. В 1603 году о нем опять встречаем известие: царь Борис велел спросить детей боярских рязанцев: кто на Дон к атаманам и козакам посылал вино, зелье, серу, селитру и свинец, пищали, панцири и шлемы и всякие запасы, заповедные товары? Отвечали: был слух, что Захар Ляпунов вино на Дон козакам посылал, панцирь и шапку железную продавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Половина Серенска при Ольгерде принадлежала Москве, а другая – Литве. Поэтому очень трудно точно определить, где тут была граница Москвы с Литвой. Не от этой ли путаницы произошло очень мудреное и непонятное определение границ Рязанского княжества с Литвой времен Витовта 42 . «Рубеж Рязанские земли переславские моея вотчины, вынемши Тулу, Берестей, Ретань с Паши, Дорожен, Зоколотень Гордеевский, говорил рязанский князь Иван Феодорович, и Витовту в нее не вступаться». Известно, что Мценск в XV в. принадлежал Литве и был пограничным с Рязанским княжеством, а Любутск граничил с Московским 43 . Границей собственно Московского княжества с Литвой при Василие Димитриевиче и Витовте была назначена р. Угра; г г. Перемышль, Лихвин, Козельск, Тросна принадлежали Москве. Позже, при договоре Василия Темного с Казимиром Козельск был записан на обыск. Но обыска не было по заключении мира и Козельск остался за Москвой. Смоленская область, завоеванная Витовтом, по договору 1408 года к востоку не заходила за р. Угру. От р. Угры литовская граница через верховья Обши и Днепра шла на Ржеву (московскую) к пределам Тверского княжества 44 . Границы между Литвой и новгородско-псковскими владениями совпадали с прежними границами Новгорода со Смоленским и Полоцким княжествами, вошедшими в состав Литвы. У новгородцев, далеко раскинувших свои владения, всюду были сместные пограничные пункты. На востоке у них сместными с московско-владимирскими князьями были гг: Торжок, Волох, Бежичи и др., а на юге сместными с Литвой оказались Великие Луки, Ржева (новгородская) и еще волостей десять менее значительных. Великие Луки, Ржева и др. области принадлежали Новгороду, но дань платили нескольким лицам. С ржевских областей платилось великим князьям литовскому и московскому, а также новгородскому владыке и боярам. По этому случаю в сместных городах приходилось иметь по два тиуна. И действительно, в Торжке были новгородский и московский, в Луках – новгородский и литовский, и суд был пополам. Полагают, что такие отношения к Лукам, Ржеву и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

— Ступай на здоровье. В ворота не ходи, а беги стеной, да и перелезь где-нибудь… Костры на Лубянской площади погасли (один еще тлел у избы), — никто не хотел таскать дров, сколько ни шумел Овсей. В темноте многие стрельцы ушли по дворам. Иные спали. Человек пять, отойдя к забору, в тень навесистых лип, разговаривали тихо… — Гладкий говорил: на Рязанском подворье у Бориса Голицына спрятано шестьдесят чепей гремячих серебряных… Разделим, говорит, их, продуваним… — Гладкому дорваться грабить, только он мало кого сманит на это. — Веры нет: им грабить, а нам отвечать. — Стольник правильно говорил: как бы мы скоро царя Петра не испужались… — Недолго и испужаться… — А эта, церевна-то наша, — одних дарит деньгами, а другие торчи день и ночь в караулах, дома все хозяйство разорено… — А я бы, ей-ей, ушел без оглядки в потешные войска… — А ведь он, ребята, одолеет… — Очень просто… — Зря мы здесь ждем… Дождемся петли на шею… Замолчали, обернулись. Со стороны Кремля кто-то подскакивал во весь мах. «Опять Гладкий… Что его, дьявола, носит…» Пьяно загнав коня в костер, Гладкий соскочил, закричал: — Для чего стрельцы не в сборе? Для чего не посланы на заставы? В Кремле все готовы, а у вас и костры не горят! Спят! Дьяволы! Где Овсей? Послать в слободы! Как ударим на Спасской башне, — всем стать под ружье… Ругаясь, раскорячивая ноги. Гладкий убежал в избу. Тогда стоявшие под липами сказали Друг другу: — Набат… — Нынче ночью… — Не соберут… — Нет… — А что, братцы, если… а? (Ближе сдвинулись головами, и чуть слышно): — А там поблагодарят… — Само собой… — И награда и все такое… — Ребята, а тут дело гиблое… — Знаем… Ребята, кто пойдет? Двоих бы надо… — Ну, кто? — Дмитрий Мелнов, пойдешь? — Пойду. — Яков Ладыгин, пойдешь? — Я-то? Ладно, пойду… — Добивайтесь — до самого… В ноги, и — так и так… Замышлено-де смертное убийство на тебя, великого государя… Мы-де, как твои слуги верные, как мы хрест целовали… — Не учи, сами знаем… — Скажем… — Идите, ребята… 15 Воевать с двумя батальонами — Преображенским и Семеновским — и думать не приходилось. Тридцать тысяч стрельцов, жильцы, иноземная пехота, солдатский полк генерала Гордона прихлопнули бы потешных, как муху. Борис Голицын настаивал: спокойно ждать в Преображенском до весны. Скоро — осенняя распутица, морозы, — стрельцов поленом не сгонишь с печи воевать. А весною будет видно… Хуже не станет, думать надо, станет хуже для Софьи и Василия Васильевича: за зиму бояре окончательно перессорятся, начнут перелетать в Преображенское: жалованья стрельцам выдано не будет, — казна пуста. Народ голодает, посады, ремесленники разорены, купечество стонет. Но, буде Софья все же поднимет войска по набату, нужно уходить с потешными в Троице-Сергиево под защиту неприступных стен, — место испытанное, можно отсиживаться хоть год, хоть более.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Дядьково-1 (6-й МКР Дашково-Песочня). Церковь Василия, епископа Рязанского. Подворье Свято-Троицкого мужского монастыря Церковь. Действует.   Престолы: Василия, епископа Рязанского Год постройки:приблизительно не ранее 2008. Адрес: Рязанская область, Рязанский район, Дядьково-1 (6-й МКР Дашково-Песочня) Координаты: 54.608547, 39.837681 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Подворье Свято-Троицкого мужского монастыря храма Святителя Василия Рязанского было создано по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона в связи с обращением членов ТИЗ (товарищество индивидуальных застройщиков). Так на территории поселка было открыто небольшое молитвенное помещение, в котором и совершаются богослужения: исповедь и причастие, водосвятный молебен, заупокойная лития. Они проходят по воскресным дням, обычно в 11 часов (время может меняться по просьбам прихожан). В дни больших праздников совершаются крестные ходы, в том числе и на расположенный неподалеку от молитвенного помещения источник во имя свт. Василия Рязанского. На Крещение Господне здесь бывает освящение воды. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на территории товарищества (в центре на пересечении улиц 2-й Земляничный проезд и Малиновая) будет строиться храм Василия Рязанского, небесного покровителя земли Рязанской. Он нужен всем, кто желает добра, мира, любви и богатства не только земного, но и духовного себе и своим близким. Просим Вас, уважаемые члены ТИЗа, оказать материальную и финансовую помощь в строительство этого храма. Правление ТИЗ " Дядьково-1 " . Нет на этом месте церкви Василия Рязанского: на перекрестке решено поставить памятник святому. Рядом стоит неизвестная часовня. Церковь Василия Рязанского решено было строить в селе Новоселки, где она ныне и обретается. Также сообщаю, что 6-й МКР Дашково-Песочня является территорией Октябрьского района города Рязани. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17010

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ) Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Начало ХХ в. Фотография с сайта pravenc.ru Почитание Время установления почитания свт. Василия точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор , кнн. Петр и Феврония . Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от церкви святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Рождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань ). На этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650-х гг. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин) : «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» . По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия Рязанского вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Рождественском соборе . 4 октября 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей святителя Василия был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, который поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем ; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор.

http://drevo-info.ru/articles/18740.html

Церковь отмечает обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского 23 июня, 2014. Новостная служба К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651–1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010