—277— II. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академия студента Рязанской духовной семинарий Василия Макова: „Приехавши в Московскую Духовную Академию держать приемные экзамены и выдержавши из них четыре – три письменных и один устный, я тяжело заболел брюшным тифом. Теперь, чувствуя, что силы мои восстановляются, и не желая терять наступающего учебного года, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, исходатайствовать мне пред Советом Московской Духовной Академии право додержать остальные приемные экзамены по начале учебных занятий Академии, когда силы мои совершенно окрепнут“. Справка: Представленные студентом Маковым письменные работы отмечены были экзаменационными комиссиями следующими баллами: по библейской истории – 4, по философии – 3 ½ и поучение – 3 ½; устный ответ его на испытании по Священному Писанию Нового Завета – баллом 5–. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить студента Рязанской духовной семинарии Василия Макова, постигнутого во время приемных испытаний тяжкою болезнию, но находящегося ныне, по свидетельству пользующих его врачей Сергиево посадской земской лечебнице, на пути к полному выздоровлению, в виде изъятия из общего правила, – к сдаче остальных устных приемных испытаний: по Священному Писанию Ветхого Завета, догматическому богословию, всеобщей церковной истории и одному из древних языков, дабы, в случае успешного выдержания им оных, мог быть возбужден вопрос о принятии Макова в число студентов І курса Академии. III. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии надзирателя Московской духовно семинарий Александра Зверева: „В 1904 году я выдержал приемные испытания в Московскую духовную Академию, но за недостатком помещения в число студентов принят быть не мог. Эта неудача не искоренила во мне желания получить высшее образование, и я имел твердое намерение держать снова нынешний уже год экзамен в академию, но болезнь не позволила осу- —278— ществиться моему желанию – весь почти август я проболел. Ваше Преосвященство, я осмеливаюсь обратиться к Вам со всепокорнейшею просьбою: не найдете ли Вы возможным походатайствовать пред Советом Академии о принятии меня в число студентов І курса без экзамена на основании прошлогодних моих баллов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Войско, приставшее к королю, стояло под Иосифовым монастырем. VII. Прибытие в Москву Скопина. – Его смерть Недолго пришлось Москве порадоваться. Народ величал Скопина, а с тем вместе возрастало в народе презрение к царю Василию и ближним его. Повсюду о том поговаривали, что было бы пристойнее избрать на царство всею землею боярина, который доказал уже перед целым светом свою способность и заслужил эту честь подвигами и трудами на пользу и избавление всей земле, чем оставить на престоле Василия, который сел на этот престол неправильно и ничего не сделал для земли, кроме зла и бед. Еще когда Михайло Васильевич был в Слободе, Прокопий Ляпунов присылал к нему станицу от всей Рязанской земли, объявлял, что вся земля хочет, чтобы он был избран в цари, и признает, что никто, кроме его, не достоин сидеть на престоле. Михайло Васильевич не вошел об этом в рассуждение, удалил от себя искусительное посольство, но не казнил никого за него, не разбирал этого дела, да вдобавок и царя о нем не известил. Василий узнал обо всем не от него. Понятно стало Василию, что если Михайло Васильевич сам и не подыскивается под ним, а все-таки не прочь принять тот венец, который хотят отнять у Василия. Царю Василию Скопин невольно стоял костью в горле. Торжественные встречи, беспрерывные знаки народного расположения показывали Василию, что с каждым днем народ более и более хочет Михайла Васильевича Скопина-Шуйского выбрать царем, а это могло быть только с низвержением Василия. Василий решился объясниться с ним прямо и изъявил ему свои опасения. Князь Михайло Васильевич уверял его, что ему в голову никогда не приходило ничего подобного. Василия этим нельзя было уверить: Василий помнил, что он сам когда-то в подобных случаях говорил Борису и Димитрию. Василий возненавидел Михайла Васильевича 348 . Он вспоминал, как гадатели пророчили ему, что после него сядет на престоле царь Михаил, и соображал, что это – Скопин его соперник 349 . Но еще более злобился на Михайла брат царя, Димитрий Иванович Шуйский. Он не мог сдержать своей неприязни и среди всеобщих восторженных похвал, которыми осыпали князя Михайла Васильевича все московские люди, подал царю на Михайла Васильевича извет в том, что князь Михайло самовольно отдал шведскому королю Корелу с областию. Василий Иванович лучше умел себя сдерживать, чем его брат, и не только оправдал Скопина, но даже замахнулся палкою на брата, а к Скопину отнесся с уважением, хвалил его и благодарил за все его распоряжения. Делагарди, однако, советовал Михайлу Васильевичу поскорее выбираться из Москвы в поле, и замечал, что ему грозит дурное. Везде говорили, что царь готовит Михайлу Васильевичу тайное зло, все на него смотрели как на соперника царского. Переметчики из Москвы и пленные сообщали даже полякам, что Скопин, будучи во вражде с царем, втайне доброжелательствует польскому королю, и если королевское войско поспешит к столице, оно найдет в нем союзника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Константин Малофеев: Помогать женщинам, ввести врачебную лицензию на аборт и говорить со сбегающими мужчинами Руководитель фонда свт. Василия Великого Константин Малофеев о том, как противостоять абортам 15 ноября, 2011 Руководитель фонда свт. Василия Великого Константин Малофеев о том, как противостоять абортам В российских женских консультациях напротив кабинета УЗИ устанавливаются телемониторы, на которых показываются фильмы о счастье материнства. Уже более 200  — в медицинских учреждениях Вологды, в Рязанской области, в Амурской области, в Красноярском крае и в Новосибирской области. Устанавливает мониторы и снимает фильмы фонд свт. Василия Великого. Специалисты фонда говорят, что каждая десятая женщина, идущая на аборт, встретив положительную атмосферу в женской консультации, решает сохранить жизнь ребенку. «Живи малыш» — этот фильм будет показываться в ЖК (вместе с фильмами о внутриутробном развитии ребенка). Известные женщины рассказывают о счастье материнства. Женщины, за чьей жизнью внимательно следят миллионы (это легко проверить по тиражам журналов про звезд) просто и трогательно рассказывают о детях. Дети у всех появились по-разному. У кого-то ребенок был долгожданным настолько, что боялась делать даже тест на беременность, у кого-то беременность наступила на самом взлете карьеры, кому-то только исполнилось 20, кому-то было сильно за 40. Помимо просто красивой картинки и сентиментальных фильмов, фонд проводит программу помощи адресной помощи матерям. Работает телефон доверия для сомневающихся женщин:  8 800 100 44 55 Руководитель фонда Василия Великого Константин Малофеев  рассказал ПРАВМИРу о программе «Живи малыш». — Константин, есть ли результат от установленных мониторов, знаете ли вы статистику? — Некоторая статистика есть. Мы знаем, что есть позитивный отклик, но полные данные будут через год. За год мы повесим мониторы по всей стране, затем Минздрав сделает выборку и тогда будет можно будет говорить о результатах. На данный момент точные данные мы можем предоставить по работе телефона доверия: из 7000 позвонивших 700, получив поддержку, приняли решение сохранить жизнь малыша.  Если такой же результат: 10% — будет по консультациям — очень хорошо.

http://pravmir.ru/konstantin-malofeev-go...

з) в случае закрытия Братства св. Великомученика и Победоносца Георгия, собранные им материальные средства поступают в пользу Братства св. Василия, еп. Рязанского, или куда указано будет Преосвященным. : Управление делами Братства 13. Делами Братства заведуют; а) Совет Братства и б) общее собрание членов его. : Совет Братства 14. В состав Совета Братства входят: председатель, два его товарища, все почетные братчики, 6 избранных членов и лица, способные к ведению публичных бесед с раскольниками. 15. Председателя Братства и двух товарищей его избирает Совет Братства св. Василия, еп. Рязанского, и утверждает Епархиальный Преосвященный. 16. Из 6 членов Совета Братства избираются общим собранием братчиков: один казначеем, а другой делопроизводителем Совета Братства. 17. Председатель Совета Братства а) открывает общее собрание братчиков и руководит им и б) заведует всеми делами Братства. 18. В случае отсутствия председателя Совета Братства, – его заменяет один из его товарищей. 19. Казначей Совета Братства ведет приходо-расходную книгу, принимает взносы и пожертвования, как денежные, так и вещественные, делает расходы согласно указанию общего собрания Братства или Совета его, составляет и представляет годовые ответы о средствах Братства. 20. Делопроизводитель заведует канцелярию Совета Братства. 21. Почетные члены Братства участвуют в собраниях Совета по собственному желанию и усмотрению, остальные же обязательно присутствуют, за исключением невозможности быть в них по уважительным причинам. 22. Совет Братства делает свои собрания, по приглашению председателя или товарища его, по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. 23. Собрание Совета Братства считается действительным, когда в заседание его, кроме председателя, явилось не менее 4 членов. 24. Возникающие вопросы в собраниях Совета Братства, по тщательном обсуждении их, решаются большинством голосом, открытой или закрытой баллотировкой 108 . 25. Решения Совета Братства заносятся в журнал за подписью председателя его и всех наличных членов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

916 Свящ. А. Синайского – Отношение церковной власти к расколу, стр. 176–7. Спб. 1895. Из старых изданий по расколу можно указать на «Наст. состяз. с раск.», стр. 15–29, по изд. 1839, автор которого особенно полной рукой брал сведения из «Объявления». 917 В первой книжке «Русского Архива.» за 1896 год было напечатано сообщение г. Дмитрия Скворцова под заглавием: «Василий Флоров и его сочинение против раскольников Стрела». Автор описывает рукопись, содержащую сочинение Флорова, излагает содержание этого сочинения и, кроме того, сообщает биографические сведения о самом Флорове. Имя Василия Флорова в истории раскола известно, но не было никому известно его сочинение «Стрела», так что не встречалось даже и упоминания о нем. Оказывается, однако, что сочинение «Стрела», по словам автора сообщения, только малоизвестное, а не совсем неизвестное. «Наиболее раннее упоминание о нем, говорит он, находим в сочинении епископа Рязанского Симона под заглавием «Наставление состязаться с раскольниками». Симон, как видно, продолжает автор, пользовался трудом Флорова особенно при изложении раскольнических заблуждений, потому что в примечании на странице 17-й у него значится: «взято из писмянной Василия Флорова, обличением на раскольников именуемой, гл. 2». Такое примечание в книге «Наставление» действительно есть. И уже мы сказали, что сочинение Флорова издано в 1894 году, – то самое, которым пользовался автор «Наставления». Сравнивая содержание и текст описываемой в «Русском Архиве» рукописи с изданным сочинением Флорова, видим, что там идет речь именно об этом сочинении. Экземпляр, с которого сделано издание, примечателен тем, что находился в библиотеке памятного борца против раскола, преосвященного рязанского Симона († 1804) и был под руками у составителей «Наставления состязаться с раскольниками». Это один, доселе известный список сочинения Флорова. Где находятся второй экземпляр, который был у автора сообщения, последний не говорит, – по-видимому в частных руках. Сколько можно судить по описанию, этот второй список сочинения Флорова ничем не отличается от первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вельяминов-Зернов датирует это событие примерно 1452 г., считая, что до этого татарские царевичи находились на русской службе без земельного обеспечения. М.Г. Сафаргалиев связывает создание царства с «выходами» с Городца, которые упомянуты в докончании 1445 г. «Выходы», по его мнению, установлены именно этим договором, а само Касимовское царство «обязано своим возникновением не инициативе великого князя Московского для борьбы с Казанским ханством, а именно инициативе казанских ханов, использовавших благоприятно сложившуюся для них конъюнктуру». В этих размышлениях есть ряд слабых звеньев. Само докончание, о котором идет речь, датируется в настоящее время не 1445 г., а 15 декабря 1448 — 22 июля 1449 г. В нем говорится: «А з Городца, с твоее вотчины, чем тя есмь пожаловал, имати ми у тобе во царев выход по описи по людем». Речь, следовательно, идет об обычном «выходе», который должен был платиться Городецким князем. Никаких следов пребывания царевичей в Городце нет. Поэтому отпадает основание и говорить о том, что «выход» с Городца шел в пользу Касыма; к тому же Городец (Касимов) находился не на Волге, а в Мещерской земле. В докончании Ивана III с рязанским великим князем Иваном Васильевичем от 9 июня 1483 г. традиция установления особых отношений с Городецкими татарами возводится к временам Василия II. Рязанский великий князь обязывался платить то, что «шло царевичю Касыму... при великом князи Иване Федоровиче... и что царевичевым князем шло, и их казначеем и дарагам». Размер поступлений царевичам определялся записями, которые составил («кончал») Василий Васильевич «за Василия Ивановича Рязанского». Итак, Касимовское царство существовало уже при Василии II и во всяком случае до смерти рязанского великого князя Ивана Федоровича (1457 г.). Но можно попытаться и уточнить дату его возникновения. Еще в 1449 г. Касым, который был основателем ханства, находился в Звенигороде. Около 1454—1455 гг. Звенигород передан был князю Василию Ярославичу. Очевидно, вскоре после этого Касым получил Городец, когда и создано было Касимовское ханство.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Закрыть Василию Бойко-Великому грозит 10 лет тюрьмы Завтра состоится оглашение приговора известному предпринимателю и православному общественному деятелю 02.10.2023 2042 Время на чтение 3 минуты Ещё 19 Сентября 2023 года в средствах массовой информации прошли сообщения, что по делу о мошенничествах и хищениях в банке «Кредит-Экспресс» прокуратура требует длительного заключения для известного предпринимателя и православного общественного деятеля Василия Вадимовича Бойко-Великого. Сообщение ТАСС озаглавлено так «Гособвинение попросило приговорить Василия Бойко-Великого к девяти годам за растрату». Газета «Ведомости» сообщила об ещё более длительном сроке заключения — «Прокурор запросил десять лет колонии Бойко-Великому». В информационных заметках сообщалось, что оглашение приговора состоится 3 Октября 2023 года на заседании Черемушкинского суда города Москвы, которое начнется в 10:00. В связи такими тревожными известиями тогда же в Сети распространялось Обращение, подписанное от имени «Союза Православных Братств» — « Православный предприниматель, меценат и просветитель нуждается в нашей молитвенной поддержке». В нём в частности говорилось: «Такое исключительное по статусу внимание к данному относительно “мелкому” по финансовым масштабам делу можно объяснить только политическим “заказом” и стремлением наказать не только владельцев, руководителей и штатных сотрудников банка, но и приплетенного сюда В.В. Бойко-Великого, который к штату сотрудников этого финансового учреждения никакого отношения не имел… необходимо возносить сугубые молитвы прежде всего к Святителю Василию Великому Неокесарийскому – небесному покровителю Василия Вадимовича, а также к Святителю Василию Рязанскому, которому благочестивые православные люди часто молятся об избавлении от клеветы, а также к Святым Царственным Мученикам, которым раб Божий Василий посвятил столько своих просветительских и научных усилий. Поскольку на предстоящей седмице уже может быть вынесен приговор, очень просим всех неравнодушных братьев и сестер усугубить свои молитвенные усилия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/va...

Сезеновская первоначальница старица Дария (Память 28 июля). Старица Дария родилась в селе Пикове, Раненбургского уезда, Рязанской губернии, в 1772 г. и была дочь государственного крестьянина Дмитрия Гаврилова Кутукова. Дарья, будучи молодою и живя в кругу своего семейства, с видимым удовольствием вступала во все девичьи игры и считалась первой в них руководительницей. Когда, по достижении ею возраста невесты, стали за нее свататься женихи, то она при веселом своем характере, по-видимому, не склонном к жизни одинокой, к удивлению, как своих родных, так и посторонних лиц, сначала через бабку, потом и прямо отцу заявила, что она мысленно навсегда отказалась от замужества. Убеждения семейных не могли вынудить Дарию переменить решение, и те, видя ее непреклонность, уже не препятствовали ей оставаться в девицах, и она мирно жила в доме родных до 24-летнего возраста. Когда ей было 24 года, ее младший брат Василий праздновал свою свадьбу. Здесь Дария веселилась вместе с другими. Не был еще окончен свадебный пир, как Дария внезапно переменила веселый свой вид на мрачный. Перевязав себе правую руку платком, а палец на той же руке тряпочкой, она сказала, что вывихнула себе руку и палец. Ей предложены были услуги сельских костоправок. Она отказалась от этих услуг, говоря, что она пойдет в село Нижне-Ломовое к своей родственнице, которая найдет ей хорошую костоправку. Так, в праздничной одежде, а было это в первых числах ноября, и отправилась в сопровождении двух снох – жен братьев Евсея и Василия, которые пошли ее проводить. Дойдя до реки, отделяющей Пиково от Ломового, Дария, сняв с себя шубку и вынув из ушей серьги, отдала снохе, которую попросила все это сберечь до ее прихода, говоря, что она у родственницы пробудет, быть может, дня три. При этом, она просила снох передать отцу, чтобы он ее благословил, а на что не объяснила. Простившись с ними и сев в лодку, Дария отправилась через реку в Ломовое. Дария, переехав реку, не пошла к своей родственнице, как говорила домашним, а отправилась через г. Раненбург, Рязанской губернии, в село Каликино Лебедянского уезда, к проживавшей там в особой келейке близ церкви, Евфимии Григорьевой Поповой, с которой думала пожить некоторое время и поучиться у нее, как у опытной в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В остальных княжествах происходили волнения другого рода. В Твери до 1346 года княжил Константин Михайлович. Стремясь, подобно всем князьям, усилить себя на счет родичей, он начал теснить вдову брата своего Александра, Анастасию, и сына его, Всеволода Александровича, князя холмского, силою захватывал бояр и слуг их. Всеволод не мог сносить этих притеснений и ушел в Москву к Симеону; потом в том же 1346 г. и Константин и Всеволод поехали в Орду, где Константин умер, а Всеволод выхлопотал у хана ярлык на княжение, несмотря на то что у него оставался еще дядя, Василий Михайлович, князь кашинский. Последний, услыхав о братней смерти, спешил также в Орду, но, зная, что туда незачем ездить с пустыми руками, взял дань с племянниковой Холмской волости и отправился; Всеволод, узнавши о поступке дяди и о поездке его в Орду, выехал оттуда к нему навстречу вместе с ханским послом и ограбил его, вследствие чего Василий должен был возвратиться в свою отчину – Кашин. Понятно, что вражда между дядею и племянником не кончилась этим, а только началась. «Была между ними ссора, – говорит летописец, – а людям тверским тягость, и многие люди тверские от такого нестроения разошлись; вражда была сильная между князьями, чуть-чуть не дошло до кровопролития». Однако любопытно, что кровопролития не было: не любили его северные князья, старались кончить дело какими-нибудь другими средствами. В 1349 году епископу Феодору удалось помирить князей; Всеволод уступил Тверь дяде, и оба укрепились между собою крестным целованием, поклялись жить в совете и единстве, и вот когда узнали, что князья помирились, то пошли к ним отовсюду люди в города их и волости, народонаселение умножилось, и все тверпчи сильно радовались. Но радовались они недолго; только что Василий получил ярлык из Орды, как начал опять сердиться на племянника, припоминая, как тот ограбил его на дороге в Орду; средства к угнетению племянника употреблены были и Василием те же самые, какие прежде употреблял Константин: он стал притеснять бояр и слуг холмского князя. Но подобные явления происходили не в одном Тверском княжестве: мы видели, что рязанский князь Иван Иванович Коротопол убил родственника своего, Александра Михайловича пронского. В 1342 году сын убитого Александра, Ярослав, выхлопотал себе ярлык и выгнал самого Коротопола из Переяславля Рязанского, потом встречаем известие, что Коротопол был убит неизвестно где, кем и как, а под 1344 годом упоминается о смерти Ярослава пронского. Под 1349 годом упоминается о смерти рязанского князя Василия Александровича, как видно брата Ярославова, после чего видим в Рязани князем знаменитого Олега Иоанновича. В 1344 году умерли князья Василий Давыдович ярославский и Василий муромский; преемник последнего, Юрий Ярославич, обновил отчину свою Муром, запустелый издавна, со времен первых князей; Юрий поставил двор свой в этом городе, его примеру последовали бояре, вельможи, купцы и черные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Первый тип – это очень краткое описание проскомидии, состоящее в основном из молитв кадила и предложения. Это служебники Син. 604, Син. 605, Син. 600 и O.n.I.5. В Син. 604 записан текст из Ис. 53:7–8 , произносящийся над агничной просфорой, и Ин. 19:34–35 , произносящийся при приготовлении чаши, а также кратко описано покровение Даров. В Син. 600 проскомидия полностью отсутствует, что может связано с преднозначением его для архиерейского богослужения, вместо нее после подготовительных молитв приводится рубрика по сем бываеть проскрмнсание и покрывание и проча. Этот тип нам кажется наиболее ранним, потому что в греческих евхологиях с ΧΙ в. 37 появляются краткие указания о совершении проскомидии, до этого времени евхологии имеют молитву предложения и в редких случаях молитву кадила. Второй тип проскомидии текстуально более развит. В нем не только указаны действия над агничной просфорой и чашей, но и приношение над богородичной просфорой и приношение за живых и усопших, а также описано покровение Даров. Важно отметить, что такой тип проскомидии содержится во всех списках Сербской кормчей, созданной на Афоне в конце XII в. [Щапов 1978: 241–242], и имеется в древнейшем ее списке Иловицком 1262 г. на л. 266 об. [Законоправило 2005]. Устав проскомидии с толкованиями читается и в Рязанской кормчей (РНБ, F.n.II.1, конца XIII в.) – наиболее раннем русском списке Сербской кормчей, на л. 274: вдние извстно том како подобаеть быти бжствному приношению в сти служб хлб и о чаши приношени и о просфур и вин. Эта статья переходит в Русскую кормчую и вставляется в компиляцию толкований на литургию «Толковая служба» [Афанасьева 2010: 58–80], а также переписывается в сборники как самостоятельная статья 38 . В греческих номоканонах эта статья о проскомидии также известна. Один из таких уставов проскомидии был найден Н. Ф. Красносельцевым в греческой кормчей XIII в. Vat. gr. 1167 [Красносельцев 1885: 63–64], сходный порядок совершения проскомидии имеется в уставе литургии в рукописи ГИМ Син. греч. 381, XIII–XIV в. [Красносельцев 1889: 20]. Приведем в таблице 10 тексты проскомидии по древнейшему русскому списку Сербской кормчей – Рязанской кормчей (РНБ, F.n.II.1) и по служебнику ЯМЗ:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010