Мы видели, как Иоанн III распоряжался Рязанью во время малолетства великого князя ее Ивана Ивановича; Василий продолжал распоряжаться таким же образом. Когда великий князь рязанский вырос, то увидал себя не больше как наместником великого князя московского; ему оставалось на выбор: или добровольно снизойти на степень служебного князя, или отчаянными средствами попытаться возвратить прежнее значение; он решился на последнее. Василию московскому дали знать, что великий князь рязанский вошел в частые сношения с крымским ханом Магмет-Гиреем и даже хочет жениться на его дочери. Василий послал звать рязанского князя в Москву; тот сначала не хотел ехать, предвидя участь, его ожидавшую; но что случилось с князьями нижегородским и тверским, то же самое случилось теперь и с рязанским: приближенный боярин его Семен Крубин (Коробьин?) предался на сторону Василия и уговорил своего князя отправиться в Москву, где его схватили и посадили под стражу, а мать его заключили в монастырь. Это было в 1517 году; в 1521 году, пользуясь нашествием Магмет-Гирея, рязанский князь успел убежать из Москвы и скрыться в Литву. Магмет-Гирей отправил к Сигизмунду послов с требованием, чтоб король отпустил с ними рязанского князя в Крым. Сигизмунд отвечал: " Великий князь рязанский приехал к нам по опасной нашей грамоте, по обещанию нашему, что он может свободно к нам приехать, свободно и уехать. Мы ему говорили и советовали, чтоб он ехал к тебе, и от своего имени обещали ему, что ты посадишь его на Великом княжестве Рязанском, но он никак не хотел к тебе ехать. Потом мы призывали его к себе в другой раз и говорили, что ты добудешь ему отчину по своему письменному обещанию, которое дал нам, а иначе без тебя он никаким образом не будет в состоянии возвратить себе стола. Мы советовали ему это в той мысли, что если ты посадишь его на Рязани, то один приобретешь добрую славу; если он будет в твоих руках и узнают о том его подданные - рязанцы, то они и без твоей сабли сами со всею землею тебе поддадутся; ты сделаешь его своим слугою, а чрез его землю можешь и того общего нашего неприятеля, московского, привести к себе в такую же повинность, в какой предки его находились к твоим предкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сегодня, в массовом сознании, благословение родителей не является настолько значимым. И – как утверждают многие пастыри Церкви – совершенно напрасно. Протоиерей Александр Ильяшенко считает: «Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания. Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений. Есть правило святителя Василия Великого , в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год…» «Молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья». Священник Димитрий Фетисов, преподаватель кафедры теологии Рязанского госуниверситета, поясняет: «Важность родительского благословения обусловлена законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир. Очень важно благословлять детей с раннего детства, ведь как лодку назовёшь – так она и поплывёт. Обращение к ребёнку «бестолочь», «поросёнок» и т.п. сродни проклятью. Обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастёт, принеся малый, средний или большой плод. Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье…». Проклятие в Священном Писании В Священном Писании Ветхого Завета  сообщается о наказании детей за вину его родителей до третьего и четвёртого поколения: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»,– читаем в Книге Исход Ветхого Завета ( Исх. 20:5–6 ). В этих словах усматривается мысль о возможности отражения негативных последствий греховности родителей на их потомках. В ветхозаветных книгах много мест, в которых сказано о проклятии: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё… »( Втор.30:15,19 ).

http://sueverie.net/rodovoe-prokljatie-f...

Выше нами уже упоминалось о договоре 1434 года между Иваном Федоровичем Рязанским и Юрием Звенигородским. Из текста договора следует, что прежде существовало «докончание» Ивана Федоровича и Василия II: «Так жо ми не канчивати с твоим братыничем, со князем Васильем… а целованье ми к нему сложити (выделено мной. – А. Т.)» . Когда было достигнуто соглашение между Василием II и великим князем рязанским, точно неизвестно: текст договора не сохранился. Несомненно, это произошло уже после смерти Витовта и не раньше признания за Василием II великокняжеского титула со стороны Улу-Мухаммеда. Вряд ли Иван Федорович рискнул бы идти на крестное целование с московским великим князем, положение которого на престоле в начале 1430-х годов, после смерти покровителей Витовта и митрополита Фотия, стало чрезвычайно неустойчивым. Заключив договор, Иван Федорович мог оказаться втянутым в конфликт с Юрием Звенигородским, выступая на стороне того, чье превосходство было сомнительным. Подписание договора после возвращения Василия II из Орды, между 1 сентября 1432 года и 30 августа 1433 года, подтверждается и на основании материалов описей архива Посольского приказа XVII века, обнаруженных Л.В. Черепниным . Предположительно, именно в это время (вторая половина 1432 г.) епископ Иона становится местоблюстителем митрополичьего престола. Как было нами установлено, выбор великого князя московского пал на владыку Иону во многом из соображений чисто политических. Раз Василий II решил использовать потенциал Рязанской владычной кафедры, зависевший во многом от успешного состояния дел Рязанского княжества, то можно было ожидать и более тесного сотрудничества между великими князьями на светском уровне. Вероятно, наречение Ионы и заключение московско-рязанского договора имели место в одно и то же время и должны были дополнять друг друга. Известно, что Иван Федорович не подвел Василия II; он посылал свои войска против Юрия Звенигородского и, видимо, завладел очень богатым полоном – возвращение захваченного оговаривалось специальным пунктом в договоре 1434 г. Очевидно, в контексте московско-рязанского договора необходимо рассматривать и помощь Василия II Рязани в борьбе с царевичем Мустафой в 1433 году.

http://pravoslavie.ru/3702.html

Катагощин, совершая церковную службу, всегда выступал перед верующими с проповедями. В своих проповедях он увязывал вопросы текущего момента и в этот момент распространял а[нти]сов[етскую] агитацию, дискредитировал все мероприятия партии и правительства, в чем полностью виновным себя признал. Поэтому, на основании вышеизложенного,   Постановил. Следственное дело 1723 по обвинению Катагощина Василия Михайловича направить на рассмотрение тройки НКВД ТАССР. Сотрудник опергруппы НКВД Т[атарской] р[еспублики] лейтенант гос[ударственной] безопасности Поляков/Поляков/. Справка: Вещественные доказательства – контрреволюционные записи хранятся во 2-м отд[еле] УГБ НКВД Т[атарской] р[еспублики]. Арестованный Катагощин находится под стражей в тюрьме гор[ода] Куйбышева Т[атарской] р[еспублики] с 19/Х года. Сотрудник опергруппы НКВД Т[атарской] р[еспублики] лейтенант гос[ударственной] безопасности Поляков/Поляков/.   37   30 декабря 1937 г. – Выписка из протокола 141 заседаний тройки НКВД ТАССР   Выписка из протокола 141 заседания тройки при НКВД Тат[арской] АССР от 30 декабря 1937 г. Слушали: Дело Буинского р[айонного] о[тдела] НКВД Т[атарской] р[еспублики] 1723 по обвинению Катагощина Василия Михайловича, 1879 г[ода] рожд[ения], урож[денного] д. Верезуево Скопинского р[айо]на б[ывшей] Рязанской губ[ернии], сын попа, до ареста служил архиепископом по Буинскому и др[угим] смежным районам. Постановили: Катагощина Василия Михайловича расстрелять, лично ему принадлежащее имущество конфисковать. Выписка верна. Нач[альник] 8 отд[ела] УГБ НКВД Т[атарской] р[еспублики] мл[адший] лейтенант г[осударственной] б[езопасности]. Он же – секретарь тройки Соловьев/Соловьев/.   38   4 января 1938 г. – Акт НКВД ТАССР об удостоверении личности В. М. Катагощина при расстреле   Акт от 4.01.1938 г. января 4 дня. Мы, нижеподписавшиеся, проверили личность гр[аждани]наКатагощина Василия Михайловича, уроженца с. Вердерево Скопинского уезда Рязанской области, который личность свою подтвердил и в удостоверении расписался.

http://sedmitza.ru/lib/text/10344851/

В последних отчётах Братств Рязанского – св. Василия, еп. Рязанского, и Тамбовского Казанско-Богородичного отмечается неодинаковая устойчивость расколо-сектантства и в особенности раскола, наблюдаемая в разных общинах. Это различие, в связи с различием в отношениях раскольников и сектантов разных мест к православной Церкви, её священнослужителям и миссионерам, отмечается и отчётами Братств других епархий. В отчётах Рязанского Братства св. Василия читаем: «Во внутренней жизни раскола обращает на себя внимание неодинаковая степень его крепости и устойчивости в разных местах епархии. В одних местах раскол очень крепок и устойчив и не только не поддаётся благодетельному воздействию на него православных миссионеров, но оказывается иногда в состоянии даже усиливаться и крепнуть. В других местах, напротив, жизненность раскола начинает ослабевать, устои его расшатываются, и раскольники начинают обнаруживать некоторую склонность к сближению с православной Церковью». Такое же явление из года в год отмечает в своих отчётах и Тамбовское Казанско-Богородичное Братство, основываясь на отчётах своих уездных отделений. Отчёт этого Братства за 1896 год говорит: «Что касается внутренней жизни раскола и сектантства, то здесь замечается, по отчётам отделений, какое-то непостоянство религиозной мысли, брожение. Во всяком случае, прежней сплочённости, солидарности в убеждениях, чем так хвастались перед православными раскольники и сектанты, теперь отнюдь не видно». «Враждебное чувство раскольников к Церкви православной и её служителям в общем мало по малу улегается, стихает. Там, где ранее раскольники боялись одной встречи с лицом духовного сана, где раскольники считали тяжким грехом одну беседу, простой разговор с священником, там теперь священнику открыты двери, он может свободно входить в дом даже самых закоренелых раскольников, и последние не чуждаются его, не бегают, а с должным почётом встречают и охотно вступают с ним в разговоры о своей старой вере». Отчёт того же Братства за 1897 год: «Религиозные взгляды и убеждения сектантов в общем, по отчётам отделений, по-прежнему не отличаются характером устойчивости и определённости. Время от времени они подвергаются более или менее существенным изменениям, по крайней мере, в некоторых толках и сектах». То же и за 1898 год: «Что касается общего состояния раскола и сектантства, то, на основании отчётов отделений, об этом трудно дать какое-нибудь определённое заключение. С одной стороны, отчёты указывают факты, которые говорят, по-видимому, о внутреннем расслаблении или разложении расколо-сектантства. с другой стороны – в отчётах отмечаются явления, свидетельствующие всё ещё о его силе и живучести».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анне Ярославне жилось теперь тоскливо, ее больше не ждали никакие значительные события. Ушли из жизни отец и мать, многие братья, родные и близкие люди. Во Франции умер ее учитель и наставник епископ Готье. Погиб муж любимой сестры Елизаветы, король Норвегии Гарольд. Не осталось никого, кто некогда прибыл с юной Анной Ярославной на французскую землю: кто умер, кто возвратился на Русь. Анна решила путешествовать. Ей стало известно, что старший брат, Изяслав Ярославич, потерпев поражение в борьбе за киевский престол, находится в Германии, в городе Майнце. Генрих IV Германский был дружен с Филиппом I (оба конфликтовали с папой Римским), и Анна Ярославна отправилась в путь, рассчитывая на добрый прием. Она напоминала осенний лист, оторвавшийся от ветки и гонимый ветром. Прибыв в Майнц, узнала, что Изяслав уже перебрался в город Вормс. Настойчивая и упрямая, Анна продолжила путешествие, но заболела в дороге. В Вормсе ей сообщили, что Изяслав уехал в Польшу, а его сын – в Рим к папе. По мнению Анны Ярославны, не в тех странах следовало искать друзей и союзников для Руси. Огорчения и болезнь сломили Анну. Она умерла в 1082 году в возрасте 50 лет. Анна Рязанская (Пушкарева Н.Л. Из книги «Женщины Древней Руси») В политических интригах удельных княжеств того времени участвовала и младшая дочь великого князя Василия II Васильевича Темного, рязанская княгиня Анна Васильевна. В 1456 году рязанский князь Иван Федорович по завещанию передал московскому князю «на соблюдение» дочь и восьмилетнего сына Василия на время его малолетства. В 1464 году Иван III Васильевич и «мати его» женили рязанского княжича на 13-летней московской княжне, сестре Ивана III Анне Васильевне. О последующем 20-летии ее жизни, как и о правлении в Рязани ее мужа Василия Ивановича, документов не сохранилось. Известно только, что в 1483 году князем Рязанским был провозглашен после смерти отца его малолетний сын Иван, а регентшей при нем стала Анна Васильевна. Рязанская княгиня была активной поборницей сохранения в своем уделе тенденций к сепаратизму. За время ее фактического правления Рязанское княжество расширило пределы за счет присоединения Пронска, а также «рязанской украйны», исстари бывшей поводом для споров между Москвой и Рязанью. Будучи отрезанным от этих земель территорией Рязанского княжества, московский князь пытался договорами обязать Рязань не расширять границы. Имеется документ 1483 года, в котором рязанцам предписывается «не вступать в Елец и во вся Елецкая места…». Но земли «украйны», в том числе в районе Ельца, Рязань продолжала колонизировать весьма интенсивно. Последнее пожалование Анны Рязанской (незадолго до ее смерти в 1501 г.) было сделано на земли значительно южнее Ельца, по левому берегу Дона, а многочисленные дарения боярам – в устье Воронежа, в районе Задонска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Состоялась презентация программы в поддержку материнства и детства Москва, 14 ноября 2011. Благотворительный фонд Святителя Василия Великого представил программу «Живи, малыш», призывающую женщин сохранить жизнь еще не рожденного ребенка. В Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась премьера собственного фильма фонда «Живи, малыш» с участием звезд кино, телевидения, спорта и шоу-бизнеса. Героини фильма поделились своими непростыми историями, страхами и радостями ожидания, рождения и воспитания ребенка. “Наступление беременности – это, конечно, счастье безумное. Но появляются и определенные страхи: будет ли малыш здоров, хватит ли у тебя сил справиться со всеми сложностями, связанными с рождением ребенка”, - делится своими переживаниями ведущая новостей на телеканале НТВ Елена Винник. “Больше всего я боялась потерять работу. Я тогда работала в прайм-тайм на Первом канале. Я всю жизнь к этому шла. Но мы с сужем приняли решение, что мы рожаем ребенка”, - рассказала режиссер Наталья Метлина. Для демонстрации серии фильмов положительного характера фонд Святителя Василия Великого установит телемониторы во все женские консультации России. 1 августа 2011 года 36 телемониторов было подключено в медицинских учреждениях Вологодской области, 44 - в Рязанской области. В настоящий момент осуществляется монтаж 28 телемониторов в Амурской области, 79 – в Красноярском крае и 57 – в Новосибирской области. С 2003 года БФ Святителя Василия Великого финансирует кризисную службу по вопросам незапланированной беременности и телефон доверия 8 800 100 44 55. Будущие мамы могут также получить консультации по номеру (495) 665-0005 и электронной почте 6650005@mail.ru . За время деятельности службы 700 женщин сохранили беременность. «Программа “Живи, малыш” получила серьезную поддержку Минздрава РФ и городских администраций. Для нас это знак: проблема достигла таких размеров, что для ее решения объединяются власти, благотворительность и бизнес. Нам всем в этом помогает вера и религия», - сказал председатель Попечительского совета БФ Святителя Василия Великого Константин Малофеев. Реализация программы осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Читайте также: В Москве представят фильм в поддержку материнства и детства 15 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49848.html

Войско, приставшее к королю, стояло под Иосифовым монастырем. VII. Прибытие в Москву Скопина. – Его смерть Недолго пришлось Москве порадоваться. Народ величал Скопина, а с тем вместе возрастало в народе презрение к царю Василию и ближним его. Повсюду о том поговаривали, что было бы пристойнее избрать на царство всею землею боярина, который доказал уже перед целым светом свою способность и заслужил эту честь подвигами и трудами на пользу и избавление всей земле, чем оставить на престоле Василия, который сел на этот престол неправильно и ничего не сделал для земли, кроме зла и бед. Еще когда Михайло Васильевич был в Слободе, Прокопий Ляпунов присылал к нему станицу от всей Рязанской земли, объявлял, что вся земля хочет, чтобы он был избран в цари, и признает, что никто, кроме его, не достоин сидеть на престоле. Михайло Васильевич не вошел об этом в рассуждение, удалил от себя искусительное посольство, но не казнил никого за него, не разбирал этого дела, да вдобавок и царя о нем не известил. Василий узнал обо всем не от него. Понятно стало Василию, что если Михайло Васильевич сам и не подыскивается под ним, а все-таки не прочь принять тот венец, который хотят отнять у Василия. Царю Василию Скопин невольно стоял костью в горле. Торжественные встречи, беспрерывные знаки народного расположения показывали Василию, что с каждым днем народ более и более хочет Михайла Васильевича Скопина-Шуйского выбрать царем, а это могло быть только с низвержением Василия. Василий решился объясниться с ним прямо и изъявил ему свои опасения. Князь Михайло Васильевич уверял его, что ему в голову никогда не приходило ничего подобного. Василия этим нельзя было уверить: Василий помнил, что он сам когда-то в подобных случаях говорил Борису и Димитрию. Василий возненавидел Михайла Васильевича 348 . Он вспоминал, как гадатели пророчили ему, что после него сядет на престоле царь Михаил, и соображал, что это – Скопин его соперник 349 . Но еще более злобился на Михайла брат царя, Димитрий Иванович Шуйский. Он не мог сдержать своей неприязни и среди всеобщих восторженных похвал, которыми осыпали князя Михайла Васильевича все московские люди, подал царю на Михайла Васильевича извет в том, что князь Михайло самовольно отдал шведскому королю Корелу с областию. Василий Иванович лучше умел себя сдерживать, чем его брат, и не только оправдал Скопина, но даже замахнулся палкою на брата, а к Скопину отнесся с уважением, хвалил его и благодарил за все его распоряжения. Делагарди, однако, советовал Михайлу Васильевичу поскорее выбираться из Москвы в поле, и замечал, что ему грозит дурное. Везде говорили, что царь готовит Михайлу Васильевичу тайное зло, все на него смотрели как на соперника царского. Переметчики из Москвы и пленные сообщали даже полякам, что Скопин, будучи во вражде с царем, втайне доброжелательствует польскому королю, и если королевское войско поспешит к столице, оно найдет в нем союзника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Хиротония епископа митрополитом Фотием, горячим приверженцем Василия II, произошедшая в обстановке неурядицы вокруг престолонаследия (так называемой «феодальной войны второй четверти XV века» между представителями московского княжеского дома), говорит о том, что митрополит делал сознательный выбор, посвящая человека не только достойного, но и проверенного. Не будь митрополит Фотий совершенно уверен в лояльности архимандрита Ионы к Василию II, симоновский монах не стал бы епископом. Отметим, что житие святителя Ионы свидетельствует о поставлении его в епископы Рязани «советомъ самодержца», то есть Василия II. Естественно, данное выражение в первую очередь представляет собой общепринятую формулировку, но нельзя сбрасывать со счетов возможности того, что при дворе Василия II действительно стремились влиять на замещение высших церковных должностей. Для оценки причин, позволивших владыке Ионе стать в начале 1430-х годов нареченным митрополитом всея Руси, необходимо также рассмотреть политическую обстановку, сложившуюся вокруг Рязанского княжества в годы епископского служения владыки. Известия о рязанской земле за вторую четверть XV века скудны. Однако политические силы, влиявшие на жизнь княжества, определяются достаточно четко. Условия, в которых владыка Иона начал архиерейское служение, оказались для него непростыми. Не позже 1427 года великим князем рязанским становится Иван Федорович (†1456). В этом году он заключает договор с великим князем литовским Витовтом . Согласно условиям договора, Иван Федорович признавал себя «служилым князем» Витовта, которому обещал «служити безъхитростно» и «быти заодинъ» (в том числе против внука Витовта – великого князя московского Василия II), а также не заключать ни с кем соглашений «без воли» нового сюзерена. Традиционно данное соглашение рассматривается исследователями в качестве попытки Ивана Федоровича использовать феодальную войну внутри Московского княжества и изменить внешнеполитические связи, заручившись поддержкой влиятельного соседа против притязаний Москвы на господство в Северо-Восточной Руси .

http://pravoslavie.ru/3702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010