Апостолы Павел и Варнава имели с партией иудействующих «немалое состязание» ( Деян.15:2 ), но иудействующие были упорны. Тогда Церковь Антиохийская решила для улаживания спора обратиться к Матери – Иерусалимской Церкви. Выбор, естественно, пал на апостолов Павла и Варнаву, т. к. они были проповедниками Евангелия между язычниками и основателями христианских Церквей между христианами из язычников. Эти споры, однако, не могли быть продолжительными по характеру самого спорного вопроса, требовавшего срочного разрешения. Поэтому мы будем недалеки от истины, если отведём на пребывание ап. Павла в Антиохии год или около этого (49 г.). Отсюда – возвращение апостола из первого миссионерского путешествия можно отнести на 48 г. Предметом суждений Апостольского Собора в Иерусалиме было решение вопроса об отношении Моисеева обрядового закона и, в частности, обрезания к обращённым христианам из язычников. Вопрос был решён в духе христианской свободы: обрядовый Моисеев закон для христиан из язычников признан необязательным. Выступление апостолов Павла и Варнавы на Соборе имело решающее значение. Ещё до Собора, по приходе из Антиохии, апостолы сообщили Иерусалимской Церкви, в лице её апостолов и пресвитеров, что Бог «отверз дверь веры язычникам» ( Деян.14:27 ). На самом же Соборе, после выступления ап. Петра, высказавшегося об отмене «ига», т. е. обрядового закона Моисеева, для христиан из язычников, апостолы Павел и Варнава рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников» ( Деян.15:12 ). Антиохийской Церкви было послано постановление Собора. Для личного опровержения распространённых иудействующими обвинений против апостолов Павла и Варнавы избраны были два видных мужа – Иуда и Сила, которым поручено было подтвердить Церквам Антиохии, Сирии и Киликий, что возвещаемое апостолами Павлом и Варнавой учение есть подлинное, согласное с Иерусалимской Церковью и соборным постановлением. Соборное послание и приход особо уполномоченных лиц возымели своё действие 40 . Вместе с тем на Апостольском Соборе было достигнуто соглашение между апостолами по размежеванию сферы деятельности: апостолам Петру, Иоанну, Иакову предоставлена проповедь между обрезанными иудеями, а апостолам Павлу и Варнаве – между язычниками 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Восемнадцать лет был епископом Апамеи, а с 709 г. – Антиохий­ский (яковитский) патриарх. Его «Апология» написана в ответ на вопросы харранского епископа Льва («мельхитского», т. е. православного) о причинах его перехода в монофизитство (Райт В. Краткий очерк сирийской литературы. СПб., 1902. С. 112). В своей публикации А. ван Рой приводит сирийский текст этих фрагментов по руко­писи Brit. Mus. Additional 17197, содержащей вторую половину «Апологии», и дает их латинский перевод (Van Roey 1942). 39 Митрополиты обеих Киликий, Елладий Тарсийский и Максимин Аназарвский, в Эфесе были в составе «отступнического сборища» под председательством Иоанна Антиохийского (ACO I, 1:5. P. 15:1–7:123:11–13. ДВС 74 ( Деяния 1996 . Т. 1. С. 287)). Вскоре после окончания Эфесского Собора, в начале 432 г., в Тарсе про­шел собор, на котором было подтверждено принятое антиохийцами в Эфесе решение о поддержке Нестория и осуждении свт. Кирилла Александрийского и Мемнона Эфес­ского, а также осуждены еще семь епископов, сторонников свт. Кирилла (Hefele 1908. P. 382; Глубоковский 1890. С. 101). Во время переговоров Александрийского и Ан­тиохийского патриархов оба киликийских митрополита в своих письмах к Александру Иерапольскому высказывали убеждение в неисправимом «аполлинарианстве» свт. Ки­рилла и порицали тех, кто стремится сблизиться с ним (Hefele 1908. P. 391–392). 44 Из слов свт. Кирилла в конце первого письма видно, что эти толки дошли и до Диокесарии (Ep. 45:12. ACO I, 1:6. P. 157:11–13). 45 То же наименование upomnhsticou (commonitorium) присутствует еще в двух посланиях свт. Кирилла, также носящих характер официального представления. Пер­вое – относящаяся к началу несторианского спора «Памятная записка для Посидо­ния», посланного из Александрии в Рим (Ep. 11a. ACO I, 1:7. P. 171 – 172. CPG 5311). Здесь содержится изложение «веры Нестория», которое следовало представить папе Целестину . Второе – современная первому «Посланию к Суккенсу» «Памятная за­писка пресвитеру Евлогию», представителю Александрийского патриарха в Констан­тинополе (Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Ищи 2-ю главу буквы Δ. Глава 11-я – о привилегиях и преимуществах, которые имеют Церкви и епископы 34-е правило святых Апостолов епископам каждого народа повелевает делать особо дела подведомых им Церквей и прочих мест, а при возникновении чрезвычайного вопроса (каковый приходится возбуждать обыкновенно редко), относящегося к общему состоянию Церкви, потребуется ли, например, исследовать догматы , или рукоположить архиерея туда, где его прежде не было, или исправить общее заблуждение, или что-нибудь подобное, в таком случае епископам должно знать первенствующего у них митрополита и почитать его яко главу тела Церкви, и, собравшись вместе, рассуждать о подлежащих предметах и принимать мнение, всеми признаваемое за лучшее. Впрочем, и митрополиту не должно, по злоупотреблению честию превращать оную в преобладание и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо из сказанного выше, – но (должно) чтобы судили об общих делах, быв связуемы единомыслием и любовию, ибо таким образом (действий) они будут общим примером для подведомого им народа и прославится Бог чрез Сына во Святом Духе: поскольку Сын явил имя Отца и людям установил закон любви, а Дух чрез Апостолов просветил языки. С сим правилом во всем согласно, хотя не в словах, но по мысли, и 9-е прав. собора Антиохийского. Ищи еще в 5-й глав. буквы Δ правило 18-е I Собора. Какие посему Церкви удостоены были особенных преимуществ? 6-е правило I Собора полагает, что должно почитать древние установления отцов, которые отделили Александрийскому епископу области Египта, Ливии и Пентаполя, Антиохийскому – область Сирии и Келесирии, обоих Киликий и Месопотамии, Римскому же, по древнему закону, дана власть над западными областями, и чтобы, без соизволения названных епископов, епископы, им подчиненные, не делали никакого постановления церковного, из коих главнейшее есть избрание епископов. Ибо правило повелевает, чтобы патриархам повиновались подчиненные им митрополиты и сим, в свою очередь, епископы. Итак, если без соизволения митрополита поставлен будет епископ, правило заповедует, что таковой не должен быть епископом, – ибо хотя и было в древности, что избрания епископов производило собрание городских граждан, но и тогда тот удостаивался рукоположения, кого, выбрав из других, одобрял митрополит. А когда, говорит (правило), произведено избрание, как заповедуют церковные установления, и когда большинство согласно, а два или три по любопрению противоречат, в таком случае должно иметь силу избрание большинства 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Аравийская или Арапетская икона Пресвятой Богородицы известна только по имени; ссказание же о месте и времени явления ее не сохранилось. О Киево-Братской иконе Богородицы читать под 10 мая. 7-е число Мученик Созонт жил в Киликий и был пастухом. Но и занятия пастуха не препятствовали ему упражняться в чтении Священного писания и днем и ночью. Он любил просвещать светом богопознания и других, особенно юношей, своих сотоварищей по занятию. Однажды ночью он вошел в языческий храм, где стоял почитаемый золотой идол, в виде человека, отнял у него руку, раздробил ее на части и отдал нищим. Весь город пришел в смятение, когда узнали о пропавшей руке идола. Св. Созонт явился к правителю и объявил, что он отнял руку у идола и сделал это для того, чтобы узнать силу их бога. «Теперь я узнал, что бог ваш бессилен. Да и как он, немой и бездушный, может сопротивляться? Если бы он был живой и истинный, то не дал бы оскорбить себя», – сказал Созонт. Тогда правитель приказал мучить его без милосердия, и его так избили железными палками, что не только тело, но и кости раздробились, и он скончался (около 300 г.). Мучители хотели сжечь тело св. Созонта, но Бог послал дождь, который залил пламя. Христиане похоронили тело святого. При гробе его получалось много исцелений. Мученик Евпсихий происходил из Кесарии Каппадокийской. Во время гонения от Адриана, во II веке, после мучений за веру, его посадили в темницу. Здесь св. ангел прикосновением исцелил его от ран. После того святой был выпущен из темницы и раздал все свое имение бедным. Часть имения дал своим доносчикам. При новом правителе его снова судили за веру, мучили и умертвили. Апостол Евод был первым преемником ап. Петра в Антиохии и предместником св. Игнатия Богоносца (память 20 дек.). Он служил в сане епископа 27 лет и скончался мученической смертью при Нероне. Апостол Онисифор был епископом в Колофоне. Пострадал, привязанный к диким коням и влачимый ими. Преподобный Лука жил в X веке. Он был игуменом в обители, находившейся близ Константинополя и называемой «Глубокие реки». О жизни его ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Разделы портала «Азбука веры» О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.). О необходимости согласия митрополита для избрания епископа. Пусть имеют силу древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, чтобы Александрийский епископ имел власть над всеми ими, поскольку это в обычае и у Римского епископа. Подобным образом и в Антиохии, и в других областях да сохраняются привилегии Церквей. Вообще же, да будет известно следующее: если кто без соизволения митрополита станет епископом, о таком великий Собор определил, что он не должен быть епископом. Если же общему выбору всех, основательному и согласному с правилом церковным, противоречат двое или трое по собственному любопрению, пусть возобладает мнение большинства. Τ ρχαα θη κρατετω, τ ν Αγπτ, κα Λιβ κα Πενταπλει, στε τν ν λεξανδρε πσκοπον πντων τοτων χειν τν ξουσαν· πειδ κα τ ν μ πισκπ τοτο σνηθς στιν. μοως δ κα κατ τν ντιχειαν, κα ν τας λλαις παρχαις, τ πρεσβεα σζεσθαι τας κκλησαις. Καθλου δ πρδηλον κενο· τι, ε τις χωρς γνμης το μητροπολτου γνοιτο πσκοπος, τν τοιοτον μεγλη σνοδος ρισε μ δεν εναι πσκοπον. ν μντοι τ κοιν πντων ψφ, ελγ οσ, κα κατ καννα κκλησιαστικν, δο, τρες δι οκεαν φιλονεικαν ντιλγωσι, κρατετω τν πλεινων ψφος. Толкования Зонара . Правило хочет, чтобы сохраняли силу древние обычаи, что определяют и позднейшие правила и гражданские законы. Итак, правило постановляет, чтобы александрийский епископ имел первенство над епископами Египта, Ливии и Пентаполя, а антиохийский над епископами подчиненных ему областей, то есть Сирии и Келесирии, обеих Киликий и Месопотамии, и чтобы и другие епископы имели власть над подчиненными им странами, как и предстоятелю римской церкви обычай предоставил власть над западными странами. И правило хочет, чтобы сии епископы в их областях имели столь великие преимущества, что дает общее постановление, чтобы без них не делалось ничто, относящееся к церковному управлению, в котором самое большее и важнейшее есть рукоположение епископов. Итак, правило говорит: если без соизволения митрополита поставлен будет епископ, таковый не должен быть епископом . Ибо хотя в древности избирало епископа собрание городских граждан, но и тогда после избрания доносили о нем митрополиту, и им оно было утверждаемо, и кого одобрял он, тот и удостаивался рукоположения. Затем правило прибавляет, что, если и в избрании, бывшем по правилам, большая часть будет согласна и единомысленна, а два или три будут противоречить по любопрению, а не по основательной причине, и будут противиться прочим, должно иметь силу избрание большего числа избирающих . Так постановлено и гражданскими законами в денежных делах. Тоже предписывает и 19е правило Антиохийского собора касательно противоречия епископов.

http://azbyka.ru/pravo/pervyj-vselenskij...

Благоверный князь Ярополк – Петр был сыном вел. князя Ярослава Ярославича. Летописец так говорит о нем: «Много вытерпел Он от бед, без вины изгоняем был своими братьями, обиженный, ограбляемый, понес еще насильственную смерть, но сподобился вечной жизни и покоя. Он был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый. Каждый год давал десятину из своего имения Пресв. Богородице. Он всегда молил Бога так: Господи Боже, дай мне смерть, как Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыл я свои грехи моей кровью и избавился от сего суетного и мятежного мира, как вражьих сетей! Благочестивый князь также не любил насмешек, нетрезвости, никому не мстил, прилежал чтению св. книг. Любовь к добру он завещал и детям своим. Его умертвил собственный слуга, по наущению врагов-князей. Жил св. князь в конце века. 22-е число О св. апостолах Филимоне, Архиппе и мученице Апфии читать под 19 февраля. Мученица Киликия жила в III веке, была римлянка и происходила от знатных родителей. Родители, против ее желания, убедили ее выйти замуж за язычника Валериана. После венчания св. Киликия обратилась с пламенной молитвой к Богу, чтобы Он склонил к Своей вере ее мужа и помог ей сохранить девство. Валериан уверовал во Христа и согласился жить с Киликией как брат с сестрой. Вскоре, по их убеждению, принял христианскую веру брат Валериана, Тивуртий. В это время было гонение на христиан, и братья начали служить святым мученикам, заключенным в темнице, и раздавать свое имущество бедным. Когда узнал о таких их делах начальнике города, то приказал предать их казни и для наблюдения за совершением казни послал своего слугу Максима. Максим, идя, высказывал сожаление, что им приходится умирать так рано. «Если бы ты знал, что ожидает нас после смерти, то радовался бы за нас», – сказал Максиму Тивуртий. «Что же такое ожидает вас?» – спросил тогда Максим, и, услышав от Тивуртия учение о воскресении мертвых и вечной жизни, уверовал во Христа. Тогда начальник приказал умертвить и Максима вместе с мучениками. Святую же Киликию трое суток мучили дымом и огнем в бане, но, не могши уморить, умертвили мечом. Мощи св. Киликий находятся в Риме, в церкви ее имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

— Если я Иона, бросьте меня в море, но, государь, без Вселенского Собора я не могу изменить веры. А потому я слагаю с себя знаки своего высокого сана, дабы не участвовать в делах ваших. При общем молчании Герман поклонился императору и вышел из зала трибунала. Он прошел прямо в собор Святой Софии. Здесь патриарх снял свои архиерейские облачения, положил омофор на престол и затем удалился в свое имение Платанион. Такой исход дела устраивал императора и прочих иконоборцев, поэтому действиям старца никто не препятствовал. В том же месяце, января 22 числа, синкелл Анастасий был возведен на патриаршество. Тотчас после своего рукоположения во архиепископа нового Рима, царствующего града Константинополя, Анастасий подписал императорский эдикт против иконопочитания и разослал по епархиям свое циркулярное послание об устранении икон из храмов. Глава 8 1 Префект города патриций Фома Киликий пребывал в удрученном состоянии. Сегодня василевс лично напомнил ему о письме Иоанна Мансура, которое он безуспешно ищет, бросив на это дело все силы. Лучшие его тайные агенты рыскают по всей империи, но удается вылавливать только копии. Иногда ему казалось, что он уже напал на след подлинного письма, вот-вот и оно в его руках, но это опять оказывался лишь список. Сегодня, на малом приеме, василевс предупредил префекта, что если письмо в течение месяца не отыщется, он может поплатиться не только своей должностью, но и головой. Перебирая все возможные варианты, префект уже совсем отчаялся, когда вдруг ему в голову пришел совсем простой план. Такой простой, что он удивился тому, как это раньше ему не пришло в голову. «Раз невозможно найти первое подлинное письмо, — рассуждал префект, — надо, чтобы появилось второе, за которым можно было бы проследить с самого начала. А чтобы такое письмо появилось, надо спровоцировать его появление». Помыслив таким образом, Фома в радостном расположении духа тут же отправился к патрицию Васиру. Тот пришел в восторг от замысла префекта. Они вместе обсудили все возможные варианты и решили написать письмо к Иоанну Мансуру от якобы заинтересованных сторонников иконопочитания в Константинополе.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Свыше двух столетий не посещали православную Россию и первоиерархи Антиохийской церкви: в последний раз наше отечество посетил в 1666–1668 годах Антиохийский патриарх Макарий. Не стало, кажется, в последнее время и того духовного взаимообщения между Россией и православным Востоком, которое украшало церковную жизнь в отдаленном прошлом... Тем более знаменательным нужно признать пребывание в России Блаженнейшего Григория I40;, приезд которого совпал с оживлением в России вопросов церковной реформы, до восстановления патриаршества включительно, и представляется залогом более тесного духовного общения между православными церквами и народами Востока. Факт пребывания в России Блаженнейшего Григория дает и нам повод предложить вниманию интересующихся Востоком настоящий этюд о современном состоянии православной Антиохийской церкви, предстоятелем и первоиерархом которой является высокий и редкий гость России... I. Внешнее положение Антиохийской церкви Антиохийская церковь занимает третье место в составе автокефальных патриархатов православного Востока, которые в каноническом синтагматионе пли каталоге располагаются в такой последовательности: 1) Константинопольский патриархат, 2) Александрийский, 3) Антиохийский патриархат и 4) Иерусалимский 1 . Такая последовательность ведет свое начало от эпохи вселенских соборов и основывается на данных канонического значения. Еще первый вселенский собор (325 г.) в шестом своем правиле определил, чтобы по древним обычаям ( Τα αρχαα ε θη κρατειτω) почтены были честью четыре епископа (впоследствии патриархи) – Римский, место которого потом на Востоке занял Константинопольский (3 пр. второго вс. с., 28 пр. четвертого вс. с.), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, причем патриарху Антиохийскому была предоставлена власть в пределах Сирии, Келесирии, Месопотамии и обеих Киликий (Феодор Вальсамон) (ср. пр. 7 первого вс. с.). Второй вселенский собор (381 г.) вторым своим правилом подтвердил автокефальное достоинство Антиохийской церкви 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

В своем письме к Евсевию никомидийскому Арий, напоминая ему о прежней своей связи по школе Лукиана, жалуется на несправедливость произнесенного на него Александром осуждения. «Не я один, но и брат твой Евсевий в Кесарии, Феодот (лаодикийский), Павлин (тирский), Афанасий (аназабарский), Григорий (беритский) и Аэций (лидский) и все восточные, т.-е. сирийские и палестинские, за исключением только трех, учат то же самое; поэтому, и они все подвергнуты анафеме» 594 . Арий без сомнения выражал здесь то, что чувствовали и все поддерживавшее его епископы. В борьбе с Александром теперь уже недостаточно было тех случайных и разрозненных полумер, выражавшихся в частных письмах и моральной поддержке, какими пользовались ранее. На осуждение, произнесенное собором, можно было ответить только соборно. Собор составился в Вифинии, области, к которой принадлежала Никомидия, и происходил, вероятно, под председательством Евсевия. Сюда съехались все единомышленники Ария и постановили принять в общение Ария и его последователей. Разосланы были ко всем епископам поелания, в которых собор, излагая учения Ария 595 , требовал, чтобы ариан повсюду принимали в общение, и ходатайствовал о том пред Александром 596 . Разрыв произошел формальный и вопрос состоял в том, чья сторона больше приобретет себе сторонников. Агитация охватила собой обе партии. Многие подписались под изложениями, изданными вифинским собором. Александр составил специальный «том (tomus)» с обличением вероучения ариан и разослал его для подписей по всем епископиям 597 . Если верить эксцептору, извлекавшему сведения из этого тома, то Александру удалось собрать до двухсот подписей (plus minusque ducenti numera). Но, по крайней мере, одно место в перечислении тех провинций, к которым принадлежали подписавшиеся епископы, у него не подлинно. Подписи заканчивает Филогоний, епископ Антиохии сирской с прибавкой: и все восточные епископы ( ο τς νατολς θεφιλες πσκοποι) Месопотамии, Августо-Евфратезии, Киликий, Исаврии и Финикии. Странно уже то, что эксцептор, отметив νατολ, т.е., весь диоцез Востока (Oriens, включавший в себя, между прочим, и Египет с Пентаполем, и Ливией), перечисляет затем отдельные провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Подобно и в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». Толкователи же этого правила 1 Вселенского Собора говорят следующее. Аристин 33 : «Каждый патриарх должен довольствоваться своими преимуществами, и никто из них не должен восхищать иной области, которая прежде и от начала не была под его властью... Но и епископы каждой области должны знать своего первого, т. е. епископа, предстоятельствующего в митрополии, и без соизволения его не избирать епископа; если же и изберут кого-либо без соизволения его, таковому не быть епископом». И Вальсамон 34 : «Настоящее 6-е правило и 7-е определяют, чтобы по древним обычаям почтены были честию четыре патриарха, т. е. римский, александрийский, антиохийский и иерусалимский (о константинопольском будет объяснено в других правилах), и чтобы александрийский имел преимущество над областями Египта, Ливии и Пентаполя; подобным образом антиохийский – над областями Сирии, Келесирии, Месопотамии и обеих Киликий, а иерусалимский – над областями в Палестине, Аравии и Финикии, потому что, говорит, и римский епископ имеет преимущество над западными областями. Таким образом, правила хотят, чтобы патриархи имели преимущество над митрополитами, как подчинёнными, а митрополиты, в свою очередь, над епископами, им подчинёнными, так чтобы подчинённые им епископы без них не делали ничего, превышающего их власть». Правило 2 2 Вселенского Собора подтверждает права и преимущества тех же Церквей, а 3-е правило того же Собора постановляет: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». 28-е правило 4 Халкидонского Собора подтверждает правило 3 Собора 150 отец, то есть 2 Вселенского, о преимуществах св. Церкви Константинопольской, нового Рима, определяя ей быть второю по чести после Римской, а правило 9 того же Халкидонского Собора определяет, чтобы клирики не судились в светских судилищах: «Аще же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя и перед ним да судятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010