87 В Оксфордском кодексе первая книга дошла в 37 отрывках, вторая – в 65. Фрагменты 1, 1–37 и 2, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); 2, 38–59 – вероятно, из утраченного труда Василия Киликийского (антиохийская точка зрения); 2, 60–65 (об императорах с Константина до Льва) – возможно, опять из Феодора Чтеца . В сокращенном виде эта история имеется в Cod. Baroccianus в Оксфорде и в Cod. Regius в Париже. Сокращенная версия, имеющаяся в оксфордском манускрипте, надписана в тексте именем греческого церковного историка 14 в. Никифора Каллиста (Извлечение из «Церковной истории» Федора чтеца, по изложению Никифора Каллиста/Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием. СПб., 1854), однако ныне принято думать, что Никифор был лишь составителем и, эпитомируя Феодора Чтеца , работал не с полным его текстом, но имел в руках только те фрагменты из этой истории Феодора, которые зафиксировал; сам же текст был известен уже Феофану. Эту работу Феодора Чтеца цитировали на 7 Вселенском соборе, на нее ссылались Иоанн Дамаскин , а также известный сборник Суда. 88 Церковная история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853 (анонимный пер.); Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. СПб. духовной академии, пересмотрен и испр. В.В. Серповой; прим. А. Калинина. М., 1997; Евагрий Схоластик . Церковная история: В 6–ти кн./Пер., вст. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина. 2-е изд., испр. СПб., 2006 (1-е изд.: Евагрий Схоластик . Церковная история в 6 кн./Пер., вступ. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина; отв. ред. Е.С. Кривушина. В 3-х т. СПб., 1999–2003); Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 2009. За свои труды историк получил в награду от Тиберия II титул квестора, а позже, когда у Маврикия родился сын Феодосий, Евагрий написал по этому поводу приветственную речь (также утраченную), за что был удостоен императором титула почетного префекта, почему и назвал себя в надписании своей истории π πρχων (ex praefectis). 89 Первое издание «Церковной истории» Евагрия предпринял в 1544 г. в Париже Р. Стефан. В 1570 г. в Лувене ее издал (в сопровождении первого латинского перевода) епископ Чичестерский Джон Кристофорсон. А. де Валуа опубликовал новое издание «Истории» в Париже в 1673 г.; сделанный Валуа для этого издания латинский перевод не утратил актуальности и поныне (он переиздан Минем в «Патрологии»). С новым латинским переводом «История» была издана Д. Ридингом в Кембридже в 1720 г. Последнее научное издание было предпринято Ж. Биде и Л. Пармантье ([Evagrius Scholasticus]. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. London, 1898; repr.: Amsterdam, 1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Simplic . In Arist. phys. Simplicius Ciliciae In Aristotelis physica. – Рус. пер.: Симплиций Киликийский. На физику Аристотеля//Философия природы в античности и в средние века. – М., 1998. – С. 329–356. Soph. Ajax Sophocles Ajax//TLG 0011/003. – Рус. пер.: Софокл. Аякс//Софокл. Драмы/пер. Ф. Ф. Зелинского. – М.: Наука, 1990. – С. 169–215. Suda . Lex. Suda Lexicon//TLG 9010/001. II. Справочные издания и патрологические серии ПЭ Православная энциклопедия/Моск. Патриархия, ЦНЦ «ПЭ». М., 2000. Т.: РПЦ; 1. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collection/ed. I. D. Mansi. Florentiae; Venetiae; 1759–1798. T. 1–53. Patrologiae Cursus Completus. Ser. Graeca/J. P. Migne. P., 1857–1866. T. 1–161. Patrologiae Cursus Completus. Ser. Latina/J. P. Migne. P., 1844–1864. T. 1–221. Thesaurus Linguae graecae: Digital Library of Greek Literature. Electronica versio E (2000). CD-ROM. III. Церковные правила Правила святых апостолов Апост. Правила святых апостолов Правила Вселенских Соборов I Всел. Вселенский Собор 1-й, 1-й Никейский (325) II Всел. Вселенский Собор 2-й, 1-й Константинопольский (381) III Всел. Вселенский Собор 3-й, Ефесский (431) IV Всел. Вселенский Собор 4-й, Халкидонский (451) VI Всел. Вселенский Собор 6-й, 3-й Константинопольский VII Всел. Вселенский Собор 7-й, 2-й Никейский (787) Правила Поместных Соборов Анкир. Анкирский (314) Антиох. Антиохийский (341) Гангр. Гангрский (ок. 340) Двукрат. Константинопольский (861) Карфаг. Карфагенский (419) Константинопол. 394 г. Константинопольский (394) Константинопол. 879 г. Константинопольский (879) Лаодик. Лаодикийский (ок. 343) Неокесар. Неокесарийский (между 314–325) Сардик. Сардикийский (343) Правила Святых Отцов Амфилохия Правило свт. Амфилохия Афанасия Велик. Василия Велик. Геннадия Константинопол. Окружное послание св. Геннадия, патр. Константинопольского Григория Неокесар. Правила свт. Григория, архиеп. Неокесарийского Григория Нис. Правила свт. Григория, еп. Нисского Дионисия Александр. Правила свт. Дионисия, архиеп. Александрийского

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А потому никогда не допускались и не допускаются к таинству Евхаристии: а) все те лица, которые еще не вступили чрез дверь Крещения в Церковь , не соделались ее чадами, именно: язычники, иудеи, магометане и оглашенные; б) лица, которые хотя вступили в Церковь чрез Крещение, но отпали от нее чрез отречение от веры, чрез ересь и раскол, или за какие-либо другие тяжкие грехи подверглись церковному запрещению. Кроме многочисленных правил соборных и отеческих 1240 , доказательством этой мысли служит самый состав литургий, во время которых совершается таинство Евхаристии. Известно, что все древние литургии, после проскомидии, состоят из двух частей: из литургии оглашенных, на которой позволялось присутствовать для слушания церковных чтений и поучений не только оглашенным и кающимся, находившимся под запрещением или епитимиею, но и раскольникам, и еретикам, и даже неверным 1241 ; и из литургия верных, на которой могли присутствовать только одни православные Христиане, и на которой собственно и совершается и преподается таинство Евхаристии. Что же касается до самих верных: то, по правилу Церкви, не только одних взрослых, но «и малых младенцев веры ради тех, кои приносят их, подобает сподобляти святых таин, в освящение душ и телес их, и в восприятие благодати Господни» 1242 . И это правило, доныне соблюдаемое православною Церковию, и отвергаемое римскою 1243 , – а) издревле было соблюдаемо во всей Церкви кафолической, по свидетельству книги апостольских Постановлений 1244 , и учителей Церкви: Дионисия Ареопагита , Киприана 1245 , Августина 1246 , папы Иннокентия И-го 1247 , Василия киликийского, Евагрия 1248 и других 1249 ; б) было соблюдаемо в самой Церкви римской не только в девятом 1250 , но и в двенадцатом веке 1251 . 3. Впрочем, призывая всех верных чад своих к трапезе Христовой, св. Церковь не иначе допускает их к святейшему таинству, как после предварительного их приготовления, последуя заповеди Апостола: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А этот Максим был заражен пустословием Аполлинария. Однако собравшиеся тогда епископы не потерпели этого странного поступка. Между отцами же собора были мужи достодивные, исполненные мудрости и святой ревности, именно: преемник Василия Великого Элладий, Григорий и Петр, родившийся с Василием от одних родителей, Амфилохий ликаонский, Оптим писидийский и Диодор киликийский. Там же присутствовали: Пелагий лаодикийский, Евлогий эдесский, Акакий и наш Исидор, Кирилл иерусалимский и украшавшийся словом и жизнью Геласий из Кесарии палестинской и многие другие подвижники добродетели. Все они тогда отделились от епископов египетских и с великим Григорием составляли особые торжественные собрания. При этом случае божественный Григорий убеждал их, чтобы, собравшись для утверждения согласия, они взаимное единомыслие предпочли несправедливости одного человека, «ибо через это и я, избавившись от многих забот, – говорил он, – буду наслаждаться приятною для меня тишиною, и вы после той долговременной и трудной борьбы вкусите вожделенный мир. Ведь крайне нелепо, только что избежав вражеских стрел, нападать друг на друга и тем ослаблять собственную свою силу. В таком случае мы окажемся очень забавными для своих врагов. Итак, поищите достохвального и мудрого мужа, который бы мог принять на себя множество забот и усердно исполнять их, и поставьте его архиереем». Убежденные этими советами, добрые пастыри в епископы того великого города избрали Нектария, мужа благородного, украшавшегося знаменитостью рода и сиявшего собственными добродетелями. Что же касается до Максима, то его, как человека заразившегося безумием Аполлинария, объявили лишенным епископского достоинства 185 . После сего отцы собора, постановив правила касательно церковного благочиния и утвердить непреложность Символа никейского, возвратились в свои епархии. Но с наступлением лета 186 , многие из них снова прибыли в тот город и побуждаемы были к тому церковными нуждами. Здесь они получили соборное послание западных епископов, которым приглашаемы были в Рим по случаю составлявшегося там великого собора, однако ж от этого путешествия, как бесполезного, отказались, а только отвечали на послание, давая знать западным епископам о церковных своих беспокойствах и слегка намекая на их равнодушие в этом отношении. В том же ответном послании они кратко изложили и апостольское свое учение. Впрочем мужество и мудрость Отцов, написавших это послание, яснее откроется из самого послания. Глава 9 Послание константинопольского собора. «Почтеннейшим господам и благорасположеннейшим братиям и сослужителям Дамасу, Амвросию, Бриттону, Валериану, Асхолию, Анемию, Василию и прочим, собравшимся в великом граде Риме, святым епископам – святой собор православных епископов, сошедшихся в великий град Константинополь, желает здравия о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Апостолов; в центре, на большой агоре – крестовидная церковь св. Василия; на месте античного театра, около малой агоры и Южных ворот – крестовидная церковь свв. муч. Сергия и Вакха; на северо-западной оконечности городища – базиликальная церковь св. муч. Леонтия Киликийского. Примечательно, что почти все они совмещались с жилыми и хозяйственными постройками в единый комплекс, демонстрируя развитый церковно-хозяйственный быт. С учетом центрального храмового комплекса на большой агоре, названные кафоликоны удивительно симметрично соответствовали основным четырем частям (meros), регионам города, на которые его делило перекрестие главных продольной и поперечной улиц, грамотно, удобно устроенных с учетом рельефа проходившего по середине Херсонесского мыса водораздела и холма в северо-западной части городища. Кроме того, можно предположить, что храмы, вынесенные на возвышенные места и особенно хорошо просматривавшиеся с моря вдоль северного и восточного берега, служили навигационными ориентирами, чему имеются многочисленные примеры во всех регионах с развитой культурой мореплавания 1426 . Основным районам города также соответствовало наличие в них нескольких баптистериев, числом не менее шести. Крестовидные постройки рядом с Восточной и Западной базиликами играли роль молитвенных домов и кимитириев, мощехранительниц, а две поминальные церкви с подземными криптами – у главной продольной улицы, в III квартале, и на территории «дома Св. Леонтия», близ западной античной оборонительной стены, были, очевидно, связаны с почитанием памяти первого мученически погибшего миссионера, епископа города – Василия (Василея). К слову, реликвии и мощи изменили статус Херсона, сделали из него цель массовых паломничеств. Внутри стен этого прекрасного, внешне благополучного, сохранившего устойчивую, четкую планировку, вполне благоустроенного по меркам эпохи города, сложенного из белого или слегка желтоватого, как бы золотистого известняка, подымались крыши примерно тысячи зданий, преимущественно частных двухэтажных усадеб и более редких общественных построек, краснели черепичной кровлей свыше десятка базилик, среди которых своими размерами выделялись епископальный комплекс с кафоликоном Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Армяно-византийский стиль VIII века, очевидно, был продуктом слияния армянской, византийской, персидской и арабской архитектуры. Внутри храм делится на притвор, главный храм, заканчивающийся к востоку солеей, на которой стоит хор и епископская кафедра, и святой алтарь, который выше солеи на четыре ступени; перед ним нет иконостаса, но имеется завеса, иногда украшенная иконами. Святой престол находится на месте святых врат. В левой части алтаря находится жертвенник для проскомидии. Армяне особо чтут крест 58 ; в сравнении с православными иконы применяют реже, очевидно, под влиянием христологических и иконоборческих споров, тем не менее, исключительным почитанием пользуются иконы Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя и Григория Просветителя. Углубление в восточной части алтаря имеет изображение Богоматери “Пространнейшая Небес”. Что же касается прочего убранства храма, то оно в общих чертах похоже на убранство православных храмов. Монашеское житие в Армянской Церкви основано на правилах святителя Василия Великого, хотя каждая обитель была независимой общиной, управляемой в соответствии с ее собственными традициями. Монастыри были центрами просвещения и духовными очагами Армянской Церкви, где жили и подвизались выдающиеся мужи веры. Монашество особенно процветало в Армении с IX по XIII век. Игумены многих монастырей были епископами, поэтому иногда епископские кафедры сливались с монастырями, которые именовались “кафедраль­ными монастырями”. После упадка в результате мусульманского господства монашеская жизнь возродиласьв XV и XVII векахво многих монашеских центрах. Перед Первой мировой войной многие монастыри были разрушены, особенно в Турции. Сегодня на первом месте стоит монастырь святого Григория Просветителя в Эчмиадзине, резиденция верховного католикоса, затем идет Гагардский монастырь (IV в.), находящийся в 40 км от Еревана, в Анталиасе (Ливан), резиденции киликийского католикоса, и монастырь святого Иакова в Иерусалиме, резиденция армянского патриарха Иерусалима.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Впрочем, положение Византии на малоазийском материке около 900 г. укрепилось после того, как Никифор Фока в качестве стратига фемы Фракисиев принял командование в киликийских проходах и одержал победу над арабами при Адане. Напротив, на Западе и на море Империя терпела одну катастрофу за другой: 1 августа 902 г. пала Таормина, последний опорный пункт Византийской империи на Сицилии. Тем самым после тяжелой борьбы, длившейся 75 лет и стоившей больших жертв, завершилось завоевание арабами Сицилии. На Востоке арабы господствовали не только на Средиземном, но и на окруженном византийскими землями Эгейском море. Так, они опустошали то Архипелаг, то побережье Пелопоннеса и Фессалии, а в 902 г. разрушили богатый приморский город Фессалии Димитриаду 600 . Особенно тяжелые последствия имело нападение, осуществленное арабами два года спустя под командованием греческого ренегата Льва Триполита. Сначала Лев Триполит двинулся по направлению к Константинополю. После взятия Авидоса, которое открывало ему путь к византийской столице, он внезапно изменил свой план и направился к Фессалонике. Крупный культурный и торговый центр, важнейший и богатейший после Константинополя город Византийской империи, 31 июля 904 г. после трехдневной осады попал в руки арабов 601 . Победители учинили в захваченном городе ужасное побоище и покинули его, увозя многочисленных пленников и огромную добычу. Поражением византийцев воспользовался Симеон: Империя должна была согласиться на пересмотр границ, в результате чего болгарская граница сильно приблизилась к Фессалонике 602 . К внешнеполитическим неудачам присоединились и внутренние осложнения, которые вызвал четвертый брак Льва VI. Его юношеский брак с Феофано, заключенный по желанию Василия I, был несчастливым. После смерти благочестивой императрицы (10 ноября 897) 607 , которую Православная Церковь почитает как святую, Лев весной 898 г. женился своей любовнице Зое, дочери Стилиана Зауцы. Но уже в конце 899 г. Зоя умерла, не оставив мужского потомства, и летом 900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дети никогда в древней Церкви не лишались причастия. В книге о церковной иерархии Дионисия Ареопагита 216 говорится, что дети также спободлялись после св. крещения св. причастия, на что некоторые смотрели с сомнением. По чинопоследованию литургии постановлений апостольских они приобщались прежде народа вслед за девственницами и вдовицами 217 . Что младенцы после крещения допускались к св. причащению, об этом говорит св. Киприан. В своей книге о падших он повествует об одной девочке, которая без ведома матери была кормилицей накормлена идоложертвенным. Когда, затем, мать принесла к Божественной службе свою маленькую дочь, последняя стала метаться, а когда диакон подал чашу и насильно ей влил в уста, девочка извергла принятую евхаристию 218 . О причащении детей мы находим также свидетельства у бл. Августина, Василия Киликийского, Евагрия, папы Инокентия I-ro, Григория Великого , Геннадия Массалийского и др. отцев Церкви. Евагрий 219 , между прочим, повествует о существовавшем в Константинополе обычае остатками св. Даров приобщать детей. «Издревле в Константинополе, – пишет он, – есть обычай останками от пречистого Тела Христа нашего Бога приобщать детей, ходящих в училище грамматиков, которые оттуда и приглашаются к причащению». И далее Евагрий повествует об одном мальчике иудее, который ходил в школу и, возвращаясь оттуда, вместе с другими мальчиками заходил в церковь причащаться. Отец еврей, узнавши об этом, бросил сына в раскаленную печь, но отрок остался невредим. Почти такой же обычай причащения детей существовал во Франции, как это можно заключить из 6-го правила 2-го собора Масанского (585 г.). По этому правилу повелевалось по средам и пятницам приводить в церковь детей после предварительного их пощения и здесь давать им остатки св. хлеба, пропитанного вином. Этот обычай продолжал существовать на Западе до Карла Великого, так как 3-й Турский собор, собранный Карлом в 813 году, правилом 19-м постановил с особенною осторожностью относиться к подобному раздаянию евхаристии 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

древнее название местности на Востоке Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Черным морем и р. Гадисом. Кесария — главный город Каппадокии. Василия Великого ко св. Причащению. Ср. кн. пр. Иез. 33:11. Память святого мученика Иулиана город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. Память святого Вукола, епископа Смирнского знаменитый торговый город Ионии на восточном берегу Эгейского моря (Архипелага), верстах в 66 от Ефеса, при устье реки Мелес, один из древнейших городов Малой Азии; церковь насаждена была в Смирне святым Апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит туркам, но и доселе там сохраняется и процветает христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих городов империи. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) около 100 г. ( < < back 1) ( < < back 2) Поликарп, епископ Смирнский, знаменитый муж апостольский, ученик святого Иоанна Богослова; память его — 23 февраля; преставился в 167 г. ( < < back) миртовое дерево. Оно растет в Азии, Америке, в Африке — в Египте, и в южной Европе, по берегам Средизменого моря. Ветвями этого дерева в праздники украшались жилища; миртовые венки надевали на голову во время пиршеств, особенно свадебных. Мирт почитался у древних вообще символом любви и тихого счастья, изображением радостных обстоятельств в настоящем и светлых надежд в будущем. ( < < back) Память святых мучениц Марфы и Марии и брата их святого мученика Ликариона отрока провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом. Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского греч. слова «парфенос», что значит «девица», «девственница». один из городов Мизии, северо-западной провинции Малой Азии. значительный, основанный феокейцами, город Мизии, в северо-западной области Малой Азии. один из городов Фракии, области в Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Парфений скончался в 318 году. ( < < back 1) ( < < back 2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кроме церковной истории Феодорит писал другие два сочинения исторического характера. Первое – это « Фilófeo_s istoría (Historia religiosa)», «Боголюбезная история». История трактует о тридцати подвижниках и состоит из тридцати глав, и: которых каждая рисует нам жизнь одного какого-либо из этих подвижников. Это – самая важная для истории сирийской монашества история. Издание этой истории сделано по единственной рукописи и потому не представляет никаких вариантов. Другое произведение надписывается следующим заглавием airetikh " _s kakomufía_s epitomh " (Haereticarum fabularum compendium)», «Сокращение еретических лжемудрований». Сочинение это состоит из четырех книг, излагающих лжеучения древних еретиков. Спорный вопрос представляет глава 12 последней книги, где Феодорит говорит о несторианстве. Одни говорят, что эта глава вставлена другою рукой. Другие, напротив, утверждают, что Феодорит после того, как порвал все связи с несторианством на Халкидонском соборе, мог, разумеется, резко отзываться о Нестории 28 . Это сочинение отдельных изданий не имело, и даже в Corpus haereseologicum Франца Олера (Öhler) не было принято. После Феодорита, в первой половине VI века, опять почти одновременно, выступают в качестве церковных историков три лица: Феодор Чтец , Василий, киликийский пресвитер, и Иоанн Диакриномен. Все они – утрачены. Лучше других известен первый из историков; о двух последних мы знаем по немногим ссылкам на них и из «Библиотеки» Фотия. Феодор Чтец жил при Юстине или Юстиниане. Он, следуя Евсевию, Сократу, Созомену и Феодориту, написал в 3-х книгах свод церковной истории. Из свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском кодексе Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа. Продолжением этого свода была его собственная история, сохранившаяся лишь в сокращенном своде, также в cod. Baroccianus в Оксфорде и в cod. Regius в Париже. Это сокращение неверно приписывается в первом кодексе Никифору Каллисту (ок. 1333 г.), оно существовало ранее, и им пользовался уже Феофан. Сокращение разбито на 2 biblía, «книги» (1 – из 37 отрывков, II – из 65). I, 1–37 и II, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); II, 38–59 заимствована, вероятно, из утраченного труда Василия киликийского (антиохийская точка зрения); II, 60–65 (о царствованиях с Константина до Льва) – может быть, из Феодора Чтеца . Феодор цитируется у Иоанна Дамаскина , в актах VII вселенского собора, у Свиды. Труды его имели немаловажное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010