Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 24. Блаженной Ксении Петербургской Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 25. Святителя Григория Богослова Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 151. Аллилуия, глас 2 Стих: Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих. Стих: Открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные. Пс 77:1, 2 27. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 30. Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 334. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Февраль 2. Сретение Господне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 316. Аллилуия, глас 8 Стих: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром. Стих: Свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29, 32 3. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Утверждение апостола Павла о том, что Христос «осудил грех во плоти» понимается в том смысле, что Сын Божий воспринял на Себя плоть, подобную той, какой плоть Адама стала после грехопадения. Нося на Себе «подобие плоти греховной» ( Рим.8:3 ), Он был непричастен греху ( Евр.4:15 ). По словам Иоанна Златоуста , «Христос имел не грешную плоть, а подобную нашей грешной, но безгрешную и по природе одинаковую с нами». Из этого явствует, что зло не является частью природы человека. Христос «уготовал победу, не приняв другой плоти вместо прежней, и не изменив эту по сущности, но согласившись пребывать в том же самом естестве». Благодаря этому Он «достиг того, что оно приобрело венец за победу над грехом, а после этой победы воскресил его и сделал бессмертным» 1254 . Слова анафоры «да во Адаме умирающе, оживотворятся в Самом Христе Твоем» являются аллюзией на учение апостола Павла о воскресении Христовом как победе над смертью: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть ( 1Кор.15:22–26 ). Параллелизм между Адамом и Христом – важнейшая тема богословия Павла. Развивая эту тему, он пишет: Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15:45–49 ). Святоотеческое учение о Христе как новом Адаме Учение апостола Павла о Христе как новом Адаме легло в основу теории, разработанной во II веке Иринеем Лионским . Согласно этой теории, все события жизни Христа рассматриваются как повторяющие события жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл теории заключается в следующем: всё то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение получило название «теории рекапитуляции» (от лат. recapitulatio, соответствующего греч. νακεφαλαωσις – «возглавление»). Данный термин, используемый Иринеем, буквально означает «переоглавление», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо не совершил вовсе, либо совершил не так, как было заповедано Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Утверждение о том, что Бог невидим, пронизывает весь Новый Завет: «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ); «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ); «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» ( 1Тим.1:17 ); «…Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:15–16 ). Апологет II века Афинагор Афинский писал: «Мы не безбожники, когда признаем единого Бога безначального, вечного, невидимого и бесстрастного, необъятного и неизмеримого…» 873 Мысль о непостижимости Бога также укоренена в новозаветном богословии: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ). Говоря о том, что Бог непостижим и неизреченен, Григорий Богослов писал: «Постичь Бога трудно, а изречь невозможно», как философствовал некто из эллинских богословов... 874 Я же говорю: изречь невозможно, а постичь еще более невозможно. Ведь постигнутое может быть и словом изъяснено – если не вполне, то хотя бы приблизительно – тому, у кого уши не окончательно повреждены и разум не вовсе притупился. Но такую реальность объять разумом совершенно невозможно… Это естество невместимое и непостижимое. Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он из Себя представляет 875 . Тема непостижимости Божией стала центральным пунктом богословской полемики IV века, развернувшейся вокруг ереси Евномия. Согласно последнему, Бог может быть постигнут в Своей сущности через серию имен, которыми Его описывают. По мнению Иоанна Златоуста , такое утверждение является «корнем всех зол»: Какой же это корень всех зол?... Человек дерзнул сказать: я знаю Бога так, как Сам Бог знает Себя. Нужно ли обличать это? Нужно ли доказывать?... Это – явное безумие, непростительное безрассудство, новейший вид нечестия; никто никогда не дерзал ни помыслить, ни произнести языком ничего подобного. Подумай, несчастный и жалкий, кто ты и Кого исследуешь? Ты – человек, а исследуешь Бога?.. Неужели, скажи мне, ты исследуешь Бога, безначального, неизменяемого, бестелесного, нетленного, вездесущего, превосходящего всё и превышающего всякую тварь?... Но ты скажешь: я человек, почтенный свободою. Ты почтен не для того, чтобы употреблять свободу на прекословие, а для того, чтобы употреблять эту честь на послушание Почтившему. Бог почтил тебя не для того, чтобы ты оскорблял Его, но чтобы прославлял; оскорбляет же Бога тот, кто исследует существо Его 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

32 …во имя Иоанна Крестителя… – Иоанн Креститель, или Предтеча, – библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). 33 …Иоакима и Анны… – По преданию, отец и мать Девы Марии. 34 …или Василия Великого … – Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью. 35 …таинственный вертеп… – Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом. 36 Обкадив звездицу… – Звездица – предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры. 37 …покров, называемый святым воздухом… – Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим. 38 …благоухание ладана и смирны… – См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). 39 …всем услуживший и умьшший ноги. – См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:5 ). 40 …перед святым престолом. – Престол – возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол. 41 …о чесом бо помолимся, не вемы… – См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26). 42 …Мария с Иосифом… – Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета. 43 …взошед на амвон… – Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи – возвышения со ступенями перед иконостасом. 44 …пророков, апостола… – Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. По вопросу о том, кто был Захария, упоминаемый здесь Иисусом, высказаны различные мнения. Некоторые толкователи полагают, что это — Захария, сын Иодаев, побитый камнями на дворе храма в царствование Иоаса (2 Пар. 24, 20—21), но это мнение едва ли правильно, потому что после Захарии, сына Иодаева, было убито много пророков, Христос же говорит о Захарии, сыне Варахиином, как о последнем из убитых пророков. Другие толкователи Евангелия думают, что Иисус Христос подразумевал одного из двенадцати меньших пророков, носившего тоже имя Захарии; но и это мнение неосновательно, потому что о мученической кончине этого пророка ничего неизвестно ни из Писания, ни из преданий. Еще менее основательно мнение о том, что это — Захария, сын Варуха, убитый среди храма, так как он был убит значительно позже смерти и Воскресения Христа и не только не был пророком, но даже не верил в Иисуса Христа. Более основательным следует признать мнение Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других, считающих, что Иисус Христос говорил о Захарии, отце Иоанна Крестителя. Хотя в Евангелии не сказано, чей сын был Захария, отец Иоанна, но так как он пророчествовал о скором пришествии Мессии и, по преданию, был убит в храме, к тому же убит не предками тех евреев, которых теперь обличал Иисус, а современниками их, то следует признать это последнее мнение более правдоподобным. Горе вам, законникам, присвоившим себе исключительное право понимать и по-своему толковать другим волю Божию, возвещенную через пророков! Сами вы не поняли ее и хотевшим понять воспрепятствовали своими ложными толкованиями. Раздраженные такими обличениями, книжники и фарисеи решили во что бы то ни стало обвинить Иисуса в каком-либо нарушении закона или неправильном толковании его, и потому закидали Его вопросами, вынуждая ответы на них. Но цели своей они по-прежнему не достигли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Идея общения, единения и взаимодействия Церкви земной с Церковью невидимой небесной, лежащая в основе, и проходящая сквозь все богослужение Православной Церкви, особенно наглядно выражается в Литургии. При том своего апогея эта идея достигает в ее главной, анафориальной (евхаристической) части, которая имеет в своем первообразе изображение небесного тайнодействия (главы 4–6). На престоле в алтаре, так же как и на небесном престоле по представлению Церкви восседает невидимо Сам Господь. Следует заметить еще одну принадлежность апокалипсического тайнодействия. Под небесным жертвенником апостол Иоанн видит души избиенных за слово Божие (6:9). Также и в современной богослужебной практике под престол обязательно полагаются святые мощи. Престол вообще является сосредоточием всех таинственных действий. На престоле находится Евангелие, представляющее самого Агнца-Христа, вещающего верным. Пресвитеры во главе с епископом, подобно апокалипсическим старцам окружают престол, на котором и вокруг которого невидимо присутствуют ангелы. Служители Церкви как бы прислушиваются к сослужащим им небожителям и взывают вместе с ними: “Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы: се Жертва тайная совершенно дориносится”, “Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение”. 15  Только видение апостола Иоанна могло вдохновить на такое высокое поэтическое представление о Литургии. Священнослужители в евхаристических молитвах словно возносятся в небесный мир, будто слышат ангельскую песнь, и, приглашая молящийся народ, повторяют славословие: ” Свят, свят, свят…” . Они падают пред Сидящим на престоле и приносят благодарение Богу за то, что Он сотворил мир и искупил род человеческий от смерти и рабства греху через смерть и воскресение Сына Своего, как непорочного Агнца. Слова: “Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено” (4:11) и “достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками” (5:9–10) соответствуют современной благодарственной евхаристической молитве, как в Литургии св. Иоанна Златоуста , так и в Литургии св. Василия Великого . 16

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

Идея общения, единения и взаимодействия Церкви земной с Церковью невидимой небесной, лежащая в основе, и проходящая сквозь все богослужение Православной Церкви, особенно наглядно выражается в Литургии. При том своего апогея эта идея достигает в ее главной, анафориальной (евхаристической) части, которая имеет в своем первообразе изображение небесного тайнодействия (главы 4-6). На престоле в алтаре, так же как и на небесном престоле по представлению Церкви восседает невидимо Сам Господь. Следует заметить еще одну принадлежность апокалипсического тайнодействия. Под небесным жертвенником апостол Иоанн видит души избиенных за слово Божие (6:9). Также и в современной богослужебной практике под престол обязательно полагаются святые мощи. Престол вообще является сосредоточием всех таинственных действий. На престоле находится Евангелие, представляющее самого Агнца-Христа, вещающего верным. Пресвитеры во главе с епископом, подобно апокалипсическим старцам окружают престол, на котором и вокруг которого невидимо присутствуют ангелы. Служители Церкви как бы прислушиваются к сослужащим им небожителям и взывают вместе с ними: " Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы: се Жертва тайная совершенно дориносится " , " Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение " . Только видение апостола Иоанна могло вдохновить на такое высокое поэтическое представление о Литургии. Священнослужители в евхаристических молитвах словно возносятся в небесный мир, будто слышат ангельскую песнь, и, приглашая молящийся народ, повторяют славословие: " Свят, свят, свят… " . Они падают пред Сидящим на престоле и приносят благодарение Богу за то, что Он сотворил мир и искупил род человеческий от смерти и рабства греху через смерть и воскресение Сына Своего, как непорочного Агнца. Слова: " Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено " (4:11) и " достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками " (5:9-10) соответствуют современной благодарственной евхаристической молитве, как в Литургии св. Иоанна Златоуста, так и в Литургии св. Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/1669.html

Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Однако Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей. Христос во гробе. Воздух. Сер. XVII в. (ГРМ) С той же настойчивостью, с какой Моисей говорит о том, что люди на Синае не видели Бога, апостолы говорят о том, что они видели Его: «И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ); «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали… о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ). И если Моисей подчеркивает, что народ Израильский не видел «никакого образа», а только слышал голос Божий, то апостол Павел называет Христа образом Бога Невидимого ( Кол.1:15 ), а Сам Христос говорит о Себе: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Невидимый Отец являет Себя миру через Свой образ, свою икону – через Иисуса Христа, невидимого Бога, ставшего видимым человеком. То, что невидимо, то и неизобразимо, а что видимо, то можно изображать, так как это уже не плод фантазии, но реальность. Ветхозаветный запрет на изображения невидимого Бога, по мысли преподобного Иоанна Дамаскина , предуказывает возможность изображать Его, когда Он станет видимым: Ясно, что тогда 275 тебе нельзя было изображать невидимого Бога, но когда увидишь Бестелесного вочеловечившимся ради тебя, тогда будешь делать изображения Его человеческого вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося... Всё рисуй – и словом, и красками, и в книгах, и на досках 276 . Спас Нерукотворный (Спас на убрусе). Нач. XIII в. (Кафедральный собор в Лане, Франция) Трактаты Иоанна Дамаскина против иконоборцев стали программным документом иконопочитателей в VIII веке. Именно эти трактаты легли в основу богословия VII Вселенского собора, восстановившего иконопочитание. В послесоборный период, когда гонения на иконы возобновились с новой силой, анти-иконоборческая литература обогатилась трактатами святителя Никифора Константинопольского и преподобного Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).    «Еще молимся о сохранении нашего города (села) и этого святого храма (обители), и всякого города и страны от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; чтобы благий и человеколюбивый Бог наш был милостив и снисходителен к нам, отклонил всякий гнев, надвигающийся на нас, избавил нас от заслуженного нами Своего праведного наказания и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).     Диакон: «Еще молимся, чтобы Господь Бог услышал голос молений нас грешных и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (трижды).     Священник: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, и милостив будь, Владыка, милостив к нам грешным и помилуй нас, Ибо Ты — Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     Священник: «Мир всем».     Народ: «И в твоей душе да будет мир».     Диакон: «Головы наши пред Господом преклоним».     Народ: «Тебе, Господи».     Священник: «Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирликийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святых и праведных богоотцов — Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ожесточенная борьба Сирии и Египта будет продолжалась вплоть до Маккавейского восстания (166 г. до Р.Х.). – и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему ( Дан. 11:45 . Сирийский царь Антиох Епифан (175–164 гг. до Р.Х.) отличался непомерной надменностью. Находясь в состоянии сатанинской гордости, он кощунственно считал себя равным Богу (2Макк.9:12). Антиох Епифан предпринял опустошительный поход против Египта, но восстания в различных областях заставили его уйти из пределов Южного царства. Он расположился станом между Средиземным морем и Иерусалимом. Однако во время своего возвращения Антиох скончался между Антиохией и Экбатанами, пораженный страшной болезнью: Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью (2Макк.9:28). Пророчества, содержащиеся в книге Даниила о судьбах восточных монархий (от царства Новуходоносора до Римской империи), важны для раскрытия путей Божественного Промысла, приготовлявшего исторические условия для прихода в мир Спасителя мира и проповеди Благой вести о Царстве Небесном. Изумляет полнота и точность пророческого видения будущего пророка Даниила. Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? иеромонах Иов (Гумеров) Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна. Основание для великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого . Следовательно, праздник уже начался. В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста . В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010