в Саровскую обитель, она остановилась для отдохновения в двенадцати верстах от нее, в селе Дивееве и, по простоте, села на бревнах неподалеку от тогдашней Дивеевской деревянной церкви в честь Святителя и чудотворца Николая. Здесь в немногие минуты сладкой страннической дремоты, она увидела Божию Матерь, Которая, внушая ей остаться на этом месте, поручала воздвигнуть и храм в честь Казанской чудотворной иконы Ее. Воспрянув от дремоты и обозрев местность, она отправилась в Саровскую пустынь. Обитель так пришлась по сердцу ей, что она непременно осталась бы спасаться в ней, если бы тот был женский монастырь. Возвратившись отсюда в село Дивеево, она познакомилась с тамошним достойным священником о. Василием Дертевым, который впоследствии, под именем Варлаама, умер иеромонахом в Саровской пустыне, а на постоянное жительство поселилась в приходском к Дивееву сельце Осиновке, в небольшом домике, построенном на не большом участке земли, приобретенном ею от владельцев Осиновских. Когда же умерла девятилетняя дочь Агафьи Симеоновны, и последняя связь ее с миром разорвалась, тогда она, продавши свое имение, переселилась на жительство к Дивеевскому о. Василию, построила себе на его дворе отдельную келлию и подвизалась в ней двадцать лет. Келейные подвиги она проходила в тайне пред Отцом небесным, и в настоящее время они остаются для нас почти в неизвестности. По благословению Саровских старцев она прочитывала ежедневно из Евангелия зачало дневное и святому. Много также посвящала она времени чтению Четий-миней и духовно-подвижнических сочинений, напр. Иоанна Лествичника , Ефрема Сирина , Молитва Иисусова никогда не сходила с ее уст. По смирению своему, забыв о своем происхождении, звании и богатстве, она исправляла в доме о. Василия добровольно всякие домашние работы. У кого из крестьян одиноких, но многодетных, хлеб долго оставался на корню, она тихонько хаживала в поле, сжинала и связывала в снопы. Бедным девицам, вступавшим в брак, своими руками вышивала головные уборы (так называемые сороки) и дарила их, сверх того, полотенцами. В воскресные и праздничные дни, по выходе из храма, останавливаясь с крестьянами, делала им разные наставления. Во время же пребывания своего у о. Василия, она в течение пяти лет, начиная с 1774 или 1775 года, построила на свои средства, вместо бывшей деревянной Никольской церкви, каменный храм в честь Казанской Божией Матери с двумя приделами: один во имя Святителя Николая чудотворца, а другой первомученика и архидиакона Стефана. По освящении всех трех престолов Агафья Симеоновна, незадолго до своей кончины, решилась устроить близ Казанской церкви общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Варнавино. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Однопрестольная деревянная холодная церковь с шатровым завершением, изначально устроена как храм бывшего здесь Троицкого монастыря, основанного Варнавой Ветлужским (+1492) в XVI в. Церковь построена вместо прежней деревянной того же посвящения над захоронением основателя монастыря. После упразднения монастыря (1778) обращена в приходскую. Ремонтировалась в 1854. В 1912 из-за угрозы подмыва берега мощи преп. Варнавы Ветлужского перенесены из Никольской церкви в Троицкую. В 1930-х закрыта, позже уничтожена. В 1999 на месте Никольской церкви установлен памятный крест. Церкви Костромской епархии. - Спб., 1909, с. 72 Основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на местеподвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию. В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании. Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю, что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной.

http://sobory.ru/article/?object=38987

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ Право Елены на правление. – Смуты. – Заключение удельного князя Юрия. – Торжество Телепнева-Оболенского и заключение Глинского. – Бегство вельмож в Литву. – Бегство удельного князя Андрея из Старицы, приезд его в Москву и заключение. – Война литовская, переговоры и перемирие. – Дела крымские. – Происки Бельского в Константинополе. – Вмешательство Гиреев в дела казанские. – Мирный договор с Швециею и сношения с другими государствами. – Построение городов; вызов поселенцев из-за границы. – Меры против поддельных и резаных денег. – Дети боярские, живущие в Думе. – Онежская уставная грамота; грамота владимирским бобровникам. – Могущество Телепнева-Оболенского. – Смерть Елены. Уже в Русской Правде находим, что по смерти отца опека над малолетними детьми, распоряжение имуществом их принадлежат матери; не говоря о древней Ольге, в позднейшее время мы видели важное значение матери семейства княжеского, ее влияние на дела не только при малолетних, но даже и при возрастных сыновьях; следовательно, по смерти Василия опека над малолетним Иоанном и управление великим княжеством, естественно, принадлежали великой княгине – вдове Елене. Это делалось по обычаю, всеми признанному, подразумевавшемуся, и потому в подробном описании кончины Василия среди подробных известий о последних словах его и распоряжениях не говорится прямо о том, чтоб великий князь назначил жену свою правительницею; говорится только, что трем приближенным лицам – Михаилу Юрьеву, князю Михаилу Глинскому и Шигоне – Василий приказал о великой княгине Елене, как ей без него быть, как к ней боярам ходить. Последние слова о боярском хождении мы должны принимать как прямо относящиеся к правительственному значению Елены, должны видеть здесь хождение с докладами. В одной летописи говорится о возведении малолетнего Иоанна на престол таким образом: начали государя ставить на великое княжение в соборной церкви Пречистыя Богородицы митрополит Даниил и весь причет церковный, князья, бояре и все православное христианство; благословил его митрополит крестом и сказал громким голосом: «Бог благословляет тебя, государь, князь великий Иван Васильевич, владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский, смоленский и иных земель многих, царь и государь всея Руси! Добр здоров будь на великом княжении, на столе отца своего». Новому государю пропели многолетие, и пошли к нему князья и бояре, понесли дары многие; после этого отправили по всем городам детей боярских приводить к присяге жителей городских и сельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

День рождения Суворова: О шведской легенде и русской суровости Сегодня празднуем 284 года Александру Васильевичу Суворову! 24 ноября, 2014 Сегодня празднуем 284 года Александру Васильевичу Суворову! На огромном материке русской истории, где уживаются герои разных эпох, окружённые ореолами почитания, прошлое не проходит безвозвратно и бесследно. Мы связаны с прошлым и будущим корневой системой, и значение величайших людей России не ослабевает с веками. Гениальная самобытность всегда актуальна, всегда она противостоит штампу и рутине. Таков наш герой – Суворов. Суворов – верный своему долгу герой счастливой России, России сильной, могущественной и терпеливой. Кроткой и мудрой. И, думаю, что он – как легенда и как пример – еще способен принести своей Родине такое счастье, какого она достойна. «Я родился 1730 года 13 ноября», – писал Суворов в короткой автобиографической записке. Это наиболее достоверная дата рождения Александра Васильевича. Хотя в научной литературе фигурирует и другой год рождения полководца – 1729-й. Граф Хвостов – друг и муж племянницы Суворова – принял решение указать на надгробном камне 1729-й год… Церковная запись о крещении Суворова не сохранилась. В ХХ веке 1729-й год снова возник в суворовской литературе после публикации статьи А.В. Гутора «К вопросу о времени рождения Суворова» в «Суворовском сборнике» 1951 года. И всё-таки большинство исследователей, отталкиваясь от автобиографической записки, признают годом рождения полководца 1730-й. Отец нашего героя – Василий Иванович – начал службу в юные годы денщиком и переводчиком Петра Великого, будучи восприемником государя. Дед полководца – Иван Григорьевич Суворов – служил генеральным писарем лейб-гвардии Преображенского полка. Московская Суворовская улица, впадающая в Преображенскую площадь, предположительно, была названа в честь жившего здесь И.Г.Суворова. В его доме бывал первый русский император, крестивший Василия Ивановича Суворова. Пётр приблизил к себе способного подростка Василия – одного из тех мальчишек, которые олицетворяли для императора новую, молодую Россию. Россию просвещённую.

http://pravmir.ru/den-rozhdeniya-suvorov...

Ершово. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1826 и 1829. Год утраты:1941 (взорвана немцами) Ссылки:   Адрес: Московская область, Одинцовский район, Ершово, д. 41А. Координаты: 55.769463, 36.85917 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Утраченная церковь Троицы Живоначальной  была  воссоздана  в исторических формах и размере немного южнее от своего первоначального места Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянные предшественники каменного Ершовского храма существовали в середине XV в., поскольку уже тогда Ершово упоминается селом. Одна из деревянных церквей, судя по надписи на антиминсе, построена была вотчинником Сергеем Васильевичем Салтыковым около 1742 г., но этот храм простоял недолго. 23 апреля 1761 г. он сгорел, после чего службы отправлялись в построенной на ее месте в октябре 1761 г. часовне, в которой имелся антиминс, выданный в 1740 г. Новый деревянный храм был построен к 16 мая 1770 г., как сообщают клировые ведомости, тщанием прихожан, а освящен скорее в 1771 г. В этой церкви хранился и антиминс от старого храма, который многих ввел в заблуждение относительно постройки прежнего деревянного храма. В клировых ведомостях за 1823 г. о церкви говорится, что она пришла в ветхость. Замысел нового, уже каменного храма появляется в 1822 г. Об этом говорит запись в дневнике Василия Дмитриевича Олсуфьева: «У меня был архитектор Григорьев, и я толковал с ним о церкви, которую мы намерены строить в Ершове». Заботу о постройке церкви, по всей видимости, взял на себя именно Василий Олсуфьев. Но называть Василия Олсуфьева единственным строителем ершовской церкви, как это обычно делается, не вполне справедливо. Дело в том, что после смерти его отца, Дмитрия Олсуфьева, Ершово переходит к его матери Дарье Александровне и находится в ее владении 20 лет вплоть до смерти в 1828 г. Именно поэтому вся официальная храмоздательная переписка с архиепископом Филаретом ведется именно ей. Так, 12 февраля 1823 г. она направляет прошение к правящему архиерею о постройке нового каменного храма. Храмоздательная грамота дана была архиепископом Филаретом в Санкт Петербурге 28 мая того же года.

http://sobory.ru/article/?object=60513

Закрыть itemscope itemtype="" > «До встречи в Кистыше!» Для восстановления Храма святителя Василия Великого, построенного Суворовым, требуются пожертвования 10.06.2020 591 Время на чтение 5 минут Дорогие братья и сёстры! Уважаемые соратники по восстановлению Храма святителя Василия Великого, построенного великим сыном России Александром Суворовым в родовом селе Кистыш в память об усопшем отце Василии Ивановиче! 9 лет назад, 8 июня 2011 года, состоялась наша первая поездка в село Кистыш Суздальского района Владимирской области с целью осмотреть Храм, который построил Александр Суворов. Видео об этой поездке можно найти в Фейсбуке. А всю девятилетнюю летопись наших с Вами соборных трудов по восстановлению Суворовского Храма можно посмотреть на сайте . На сайте опубликованы Обращения к соратникам, информационные письма и отчёты о ходе сбора пожертвований, ходе восстановительных работ, о наших многочисленных Суворовских трудовых десантах и Суворовских Крестных ходах, о ежегодных Суворовских сборах и работе Объединенного Суворовского Комитета, о проведённых Суворовских Чтениях и Научно-практических конференциях, летних Суворовских военно-патриотических лагерях, стихи наших соратников о нашем Храме, многочисленное видео и много других материалов. Добро пожаловать ! Ссылки на некоторые страницы делаю для Вас отдельно, чтобы долго не листать более 70-ти страниц сайта. Видео о первом Суворовском Крестном ходе 12 июня 2012 года, автор, уже усопший наш соратник, полковник Андросов Александр Рафаилович. Вечная ему память! Моё обращение как руководителя созданной в июле 2011 года Инициативной группы по восстановлению Суворовского Храма. Отчёт о сборе пожертвований на написание икон для иконостаса св. блгв. вл. кн. Александра Невского Суворовского Храма в селе Кистыш на 31 мая 2020 года. Стихотворение о Суворовском Храме суворовца Бориса Нестеренко. Иконография воссоздаваемого сегодня Иконостаса святого благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя Александра Васильевича Суворова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/10/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мюнхен. У могилы Василия Викторовича Бискупского 06.11.2021 910 Время на чтение 9 минут Источник: блог автора Фото: Памятник на могиле Виктора Васильевича Бискупского в Мюнхене. Фото (01.11.2021) автора. В Старой части Лесного кладбища (Waldfriedhof–Alter Teil; 217 сектор; Fuerstenrieder Str. 288 – городской район Laim) под высокой елью находится могила (номер 217–W–0003) бывшего русского генерала от кавалерии и германского общественного деятеля Бискупского В.В. Корни деревьев наклонили белокаменный памятник к дороге. Под вырезанном на памятнике православном кресте можно прочитать надпись на немецком языке: " Wassily v. Biskupsky 10. Juli 1878 18. Juni 1945 " . Даты рождения Бискупского В.В. разнятся в разных источниках. По данным Городского архива Мюнхена (Stadtarchiv; Winzererstrasse 68;80797 Muenchen) бывший русский генерал от кавалерии и общественный деятель Бискупский Василий Викторович (27.06.1879 – 18.06.1945) вместе с супругой Казанской Любовью Н. ( 22.08.1891–?) проживал на первом этаже здания на улице Franz-Josef-Strasse 28 (городской район Schwabing-West) до 28 марта 1936 года. Известен и другой его адрес - Barer Strasse 75). Источники в Российской Федерации называют дату рождения Бискупского – 27.04.1878, а местом рождения - город Томск, где «отец был вице-губернатором города». 4.5. По другим данным, " Василий Викторович Бискупский – родился 27 июня 1878 г. в городе Харькове, крещен в Вознесенской церкви " . Называется и город Богодухов под Харьковом местом его рожденияю Однако в мюнхенском архиве значится, что В.В. Бискупский родился в Санкт-Петербурге. Известно, что в 1895 году Бискупский В.В. окончил 2-й Императора Петра Великого Кадетский корпус и в 1897 – Николаевское кавалерийское училище. Далее он служил в лейб-гвардии конном полку. В 1904 г. перевелся во 2-й Дагестанский полк и принял участие в Русско-японской войне, где получил тяжелое ранение. Вероятно, еще до 1904 года полковник Василий Бискупский был знаком с «королевой русского граммофона», широко известной в России певицей Анастасией Дмитриевной Вяльцевой ( 1871 – 1913), которая была старше его на 8 лет.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/06/myunhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот храм - реальная и живая память о Суворове» Продолжается сбор пожертвований на воссоздание храма, построенного великим русским полководцем в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области 01.11.2011 613 Время на чтение 7 минут За короткий срок многие неравнодушные люди пожертвовали средства на воссоздание храма, построенного Александром Суворовым от 20-50-100-300 рублей до 1-2-3-5-10 и даже 20 тысяч рублей, сообщили РНЛ организаторы сбора. В народном сборе важен сам факт личного пожертвования человека, а не его величина. Вспомните Евангелие и слова Иисуса Христа: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудности своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:1-4). Желающим помочь организаторы сбора сообщают реквизиты: получатель: православная религиозная организация Владимирской епархии ИНН 3329009891 р/с 40703810010020100076 во Владимирском отделении Сбербанка России N 8611 БИК 041708602 кор/счет 30101810000000000602 наименование платежа: на восстановление Храма святителя Василия Великого в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области. Контакты: секретарь Владимирской епархии протоиерей Владимир (Иванов) 8-910-773-79-96; настоятель храма Василия Великого протоиерей Игорь (Любченко) 8-920-909-29-39; председатель Попечительского Совета фонда ОМОФОР, генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, 8-905-543-33-30; 8-901-526-40-40; вице-президент фонда, полковник Киящук Тарас Васильевич 8-916-295-31-14; секретарь инициативной группы Викина Наталья Васильевна 8-985-417-28-11, 8-916-540-23-78; О перечислении средств организаторы просят обязательно сообщить на сайт: www.omofor.ru и на e-mail: fond-omofor@mail.ru g_cherkasova@mail.ru; cherkasov.rus@gmail.com; «Господи, как радуются души жертвующих и как радостно нам получать и рассказывать всем о доброте и щедрости наших соотечественников! Замечательные в России люди! В то же время, занимаясь с июня 2011 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/01/et...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

иеромонах Александр Краткая летопись о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего Новгородского Чудотворца Источник С присовокуплением Древних грамот царских и прочих даных сему монастырю. Собрана и в порядок приведена Новгородской семинарии учителем риторики, соборным иеромонахом (ныне Желтиковским архимандритом) Александром Глава первая. От основания обители Преподобного Саввы Вишерского до ее упразднения. Обитель Святого Саввы состоит в Новгородской Епархии от самого великого Нова-города расстоянием в 7 верстах (): имя себе получила от своего основателя, Преподобного отца Саввы, и от реки Вишеры, при которой она стоит, и ныне есть общежительная в числе заштатных монастырей. В прежние времена именовалась она по соборному своему храму и вместе по основателю своему монастырем Вознесения Господня Саввиной Пустыни. Впрочем, кто был сам преподобный Савва, о том можно видеть в особо напечатанном житии его. Сей Преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянной церковью по благословлению Преосвященного Симеона, архиепископа Новгородского в 1417г., во время Великого князя Василия Дмитриевича; имевшего во владении и Нов-город. Потом, спустя несколько времени, в некотором отдалении от церкви, создал для себя столп, на котором обычай имел чрез всю неделю пребывать в посте и молитве, а сходил с оного в монастырь к братии только в субботу и воскресенье, и с ними общую вкушал трапезу. В 1461 году Октября 1 дня, во дни великого княжения Василия Васильевича и Архиепископе Новгородском Ионе, он поручил братию свою, во-первых, Новгородскому архиепископу, а потом старейшим из самой братии Ефрему и Андрею, от рождения своего на восьмидесятом году скончался. Но в житии Преподобного Ефрема Перекомского повествуется, что Преподобный Савва благословил его еще при жизни своей отойти близ Ильмень озера к реке Веранде на безмолвное житие, а Андрей в великом воздержании и молитвах окончил блаженную свою жизнь в Саввином же монастыре. Святой Иона, архиепископ Новгородский, по некоем времени, ведая святое житие Преподобного Саввы и чудеса, бываемые от честных мощей его, повелел некоему выходцу из Афонской горы Логофету Пахомию, сочинить службу сему Преподобному, которая и доныне ему Октября 1 дня отправляется, и напечатана в служебных минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010