Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сергей Рахманинов: золото в сердце 07.02.2020 431 Время на чтение 11 минут Источник: Православие.Ru Сергей Васильевич Рахманинов В ночь с субботы на воскресенье, 28 марта, в Крестопоклонную седмицу Великого поста 1943 года, отошёл ко Господу, причастившись Святых Христовых Таин, великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Сергей Васильевич умер от прогрессирующей формы рака в своём доме в Лос-Анджелесе. Последние 25 лет жизни он провёл вдали от России, которую горячо любил до последнего своего вздоха. Несмотря на тяжкие муки, он каждый день осведомлялся у близких о боевых успехах русских на фронте. Когда медсестра ему рассказывала, что советские войска продолжают наступать, освобождая от фашистов очередные города, он облегчённо вздыхал и, превозмогая боль, говорил: «Ну, слава Богу! Дай им Бог сил!» За 20 лет до этого, будучи в эмиграции, Рахманинов случайно встретил в парижском музыкальном магазине своего старого знакомого – дирижёра еврейского театра Льва Пульвера, гастролирующего во Франции. Они поздоровались, и Сергей Васильевич тут же стал расспрашивать его о жизни в Москве . Но после первых же слов собеседника композитор внезапно зарыдал и выбежал прочь из магазина, так и не попрощавшись.«Обычно Рахманинов не был особенно экспансивен в проявлении своих чувств; из этого можно заключить, до какой степени болезненно он ощущал отрыв от родины», – рассказывал его друг, пианист Александр Гольденвейзер, которому Пульвер описал эту встречу. Сергей Васильевич сам объяснял, какой трагедией для него обернулась разлука с Отечеством: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия… воспоминаний». Любовь к земному Отечеству пронизывает всё творчество Рахманинова Этим и объясняется его долгое творческое молчание на чужбине как композитора. Любовь к земному Отечеству пронизывает всё творчество Рахманинова, включая период до эмиграции, и неслучайно на Западе его музыка ассоциируется с Россией. По этому поводу высказался сам Сергей Васильевич:

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/sergei...

Иван Васильевич пил уже третий день. Вроде бы факт не самый примечательный, для простых смертных, но это если не учитывать то, что Иван Васильевич был человеком здорового образа жизни. По утрам он делал пробежки, пил свежевыжатые соки и не ел после девяти вечера. Именно поэтому небритый, помятый и пьяный уже к обеду Иван Васильевич внушал страх и опасение. Уже второй год Иван Васильевич, инженер завода по производству огнеупорных материалов, приезжал на дачу один: брал отпуск плюс положенные отгулы и пол лета проводил здесь – на берегу реки, в тени деревьев посаженых собственноручно. Дети выросли настолько, когда отец и мать уже не нужны, потому что они взрослые и сами знают как жить, и еще не нужны, потому что нет внуков. Теперь свои летние каникулы-отпуска дети проводили не на некогда любимом дачном участке, а на различных курортах: отечественных и не совсем. Жена, устроившись, пять лет назад работать в крупную компанию, проводила отпуска исключительно на корпоративных базах отдыха, навещая дачу лишь пару раз за все лето. Так Иван Васильевич стал полновластным хозяином всего дачного участка размером с десять соток и большим немереным куском оврага с диким малинником. Уже весной Иван Васильевич с нетерпением ждал, когда же наступит положенный отдых и он впервые разувшись, погрузит свои ноги в обжигающе холодную, прозрачную воду реки – эта мысль согревала его и в холодные зимние вечера и в переменчивые весенние дни. Забот на даче у него всегда хватало: он любил ловить рыбу, что-то беспрестанно чинил, пилил, заколачивал гвозди. Мастер на все руки, он часто приходил соседкам на выручку, но уходил сразу, как только сдавал работу хозяйке. Зная Ивана Васильевича, все приходили в недоумение, проходя мимо его двора и не производя в нем никакой реакции своими приветствиями и окликами. Единственными гостями за последнее время там были Максим и Мишка. Он сам их однажды позвал, когда те пробегали мимо. Затем налил себе пива, им квасу, молча сидел и смотрел куда-то перед собой. Мишка и Максим, помолчав немного рядом с ним, и почувствовав неловкость от натянутой тишины, пообещали непременно зайти завтра и убежали по своим делам.

http://pravoslavie.ru/38338.html

Милосердие на войне Летом 2011 года мне выпало счастье познакомиться с двумя необыкновенными людьми – Кириллом Васильевичем Захаровым и Михаилом Федоровичем Худолеевым, ветеранами войны. Кирилл Васильевич пережил блокаду, затем воевал, освобождал Украину, войну закончил в Берлине. Михаил Федорович во время войны был матросом, участвовал в легендарном Таллиннском переходе, его танкер 12) разбомбили, но ему удалось спастись: два часа он плыл до острова Гогланд. В их рассказах меня поразило многое. И страшное страдание, пережитое ими вместе с нашим народом во время войны. И их несгибаемое мужество. Но более всего – удивительное милосердие. У Кирилла Васильевича во время Таллиннского перехода погиб брат – Михаил Васильевич Захаров, служивший на эсминце. Самые страшные месяцы блокады Кирилл Васильевич провел в Ленинграде. Он вспоминает, как был сбит немецкий самолет и упал прямо в Таврический сад; помнит трупы немецких летчиков. Он рассказывал о голоде, испытанном им осенью-зимой 1942 года. Спасло его то, что он пошел на завод работать. В конце зимы 1942 года его удалось вывезти на Большую землю по льду Ладожского озера. Он рассказывал, как погрузили их в машины, как отправившаяся перед ними машина попала под немецкую бомбежку и провалилась под лед, как в ледовой каше плавали вещи и люди, пытаясь спастись, но увы… Все это он помнил: и погибшего брата, и умерших от голода друзей и родственников, и утонувших в Ладоге. И всю войну его жгла одна мысль и желание: он представлял себе, как будет мстить, дойдя до Берлина. И вот он в Берлине. 20-е числа апреля 1945 года. Идут бои за каждую улицу, каждый дом. Гибнут наши солдаты. В один из дней, когда огонь на время стих, Кирилл Васильевич решил подкрепиться: с утра во рту не было ни крошки – такими напряженными были бои. Он зашел в подворотню одного дома, развернул свой паек… И вдруг видит, как поднимается крышка канализационного люка, перед ним предстает изможденный от голода пожилой немец и показывает на рот: есть, мол, хочу. И Кирилл Васильевич… отломил кусок от своего пайка и отдал ему. Потом откуда-то взялся еще один немец, молодой, тоже изнемогавший от голода. Поделился Кирилл Васильевич и с ним. В общем, в этот день он остался без обеда.

http://pravoslavie.ru/53398.html

Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский (Из моих личных воспоминаний). Алескандр Васильевич Горский сделался ректором Академии в 1862 году, а умер в 1875 году. Я поступил в Академию в 1868 году и окончил курс в ней в 1872 году. По окончании академического курса я непосредственно оставлен был при Академии приват-доцентом и служил при Александре Васильевиче в качестве преподавателя Академии три года. Значит, я знал Александра Васильевича и как студент и как его младший сослуживец при Академии. У меня сохранились об Александре Васильевиче самые светлые воспоминания и как о ректоре-руководителе и воспитателе юношества, и как о человеке высокой науки, высокой истинно-христианской жизни, и как о выдающемся ученом, ставившим своей задачей развитие в Академии строго научных знаний. Александр Васильевич был прежде всего истинный, настоящий христианин, который в своей жизни и деятельности старался осуществить, по мере своих сил и возможности, высокий идеал христианина. Это был человек необычайно добрый, кроткий и снисходительный в отношении к другим, всегда готовый помочь каждому и делом, и советом, и всякой, особенно ученой, послугою. Он совсем был лишен честолюбия и какого бы то ни было карьеризма. Если он сделался ректором Академии, приняв священный сан, то не ради почетного поста и возможной последующей карьеры, – он тогда бы принял монашество, от которого он, однако, решительно отказался. Александр Васильевич , сделавшись ректором Академии, хотел по-прежнему, до конца дней своих, служить только академической науке и воспитанию любимого им академического юношества, и этим заветам он остался верен до самой своей смерти. Будучи нашим начальником, он внушал нам, студентам, величайшее уважение и почтение к себе как к человеку самых высоких и широких научных знаний, соединенных с высокой христианской нравственностью, которой проникнута была вся его жизнь и практическая деятельность. Совершая какой-либо проступок, мы, студенты, не боялись наказания или гнева на нас Александра Васильевича; совершив проступок, мы просто стыдились даже показаться на глаза ректору, так как знали, что это крайне опечалит и огорчит его, вызовет у него не гнев или желание наказать виновного, а искреннюю скорбь и сокрушение, что его ученики и воспитанники дозволяют себе нехорошие поступки, поэтому мы всегда старались быть в его глазах лучшими, чем, может быть, мы были на самом деле. Как искренно-сердечно, как истинно по-христиански относился к нам, студентам, Александр Васильевич, это видно, например, хотя бы из следующих двух случаев, имевших место в бытность мою студентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Десятилетняя годовщина со дня кончины профессора Василия Васильевича Болотова 5 апреля исполнилось десять лет со дня кончины знаменитого профессора нашей Академии Василия Васильевича Болотова , в течение двадцати лет занимавшего в ней кафедру общей церковной истории. В его лице и свободное научное творчество, и специально-профессорский талант достигли высшей для нашей Академии степени своего проявления. На недавнем столетнем юбилее Академии в устных и письменных приветствиях, обращенных к ней, имя Василия Васильевича Болотова прозвучало громче всех других ученых имен ее: оценка общего научного значения его и за стенами Академии, в высших духовных и светских ученых кругах, оказалась такой же высокой, как и в родном ему академическом кругу. В Академии же профессор В. В. Болотов во все эти десять последних лет как бы продолжал оставаться на своем посту. Один за другим намеченные его верным глазом молодые ученые его из академических учеников всходили на кафедру академического актового зала для защиты магистерских диссертаций. В „Христианском Чтении“, „Византийском Временнике“ и других изданиях продолжали печататься его ученые труды (оставшиеся после него в рукописях). В приложении к „Христианскому Чтению“ стали выходить в свет его „Лекции по истории древней церкви“. Первый выпуск их вышел в 1907 г. отдельным изданием. Второй выпуск оканчивается печатанием. За ними последует вскоре и третий. Издание „Лекций“ Василия Васильевича Болотова предпринято Академией по настойчивым просьбам учеников его на собранные ими деньги (хотя и не без возражений со стороны близких к нему лиц, знавших принципиальный взгляд его на посмертные, не самими авторами редактируемые, издания вообще). Благодаря этому изданию, лучи света от великого научного таланта и несравненной эрудиции его, хотя и через не совсем беспримесную посредствующую среду, начинают после его смерти путем печатного слова проникать и туда, куда он при своей жизни совсем и не собирался их направить. Сам он в своих всегда и всецело оригинальных научно-литературных произведениях сообразовался только с интересами высших сфер чистого научного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриот, учёный, педагог Профессору Алексею Васильевичу Воронцову — 80 01.04.2021 1524 Время на чтение 6 минут 1 апреля 2021 года исполняется 80 лет президенту Петровской академии наук и искусств Алексею Васильевичу Воронцову, профессору, доктору философских наук, члену Союза писателей России, выдающемуся общественному деятелю нашего города. Алексей Васильевич Воронцов принадлежит к поколению детей войны. Он родился немногим более чем за два месяца до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Война имела для Алексея Васильевича трагические последствия, потому что погиб его отец. Мать Алексея Васильевича должна была воспитывать четырёх детей и при этом работала председателем колхоза, и, как мы знаем, была связана с партизанским движением. После войны Алексей Васильевич Воронцов окончил Смоленский государственный педагогический институт и там проявил себя активно на комсомольской работе, в результате чего стал даже секретарём Духовщинского райкома Комсомола и членом бюро обкома ВЛКСМ. Об этом уместно упомянуть, потому что мы на рубеже тысячелетий были свидетелями того, как миллионы комсомольцев и коммунистов изменили идеалам своей юности и из приверженцев социалистических ценностей превратились в рвачей эпохи первоначального накопления. Алексей Васильевич Воронцов сохранил преданность своим юношеским идеалам в самые непростые времена. Вспоминаю, как в лихие 90-е годы, когда множество партийцев-перевертышей переметнулись в либерально-демократический лагерь, он не без иронии говорил: «Я не в том возрасте, чтобы менять свою политическую и сексуальную ориентацию». С 1966 года, когда Алексей Васильевич завершил службу в рядах Советской Армии, его жизнь связана с Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена, который в ту пору именовался Ленинг радским педагогическим институтом имени Герцена. По отношению к этому ВУЗу Алексей Васильевич проявил удивительную преданность, пройдя путь от аспиранта, старшего преподавателя до профессора, заведующего кафедрой социологии, а потом и декана факультета истории и социальных наук.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/01/pa...

Антон Анатольевич Горский Глава девятая. Обретение суверенитета: Иван Васильевич (1462–1505) Василий Васильевич умер 27 марта 1462 г., и на престол вступил его сын Иван Васильевич (p. 1440) 853 . В Ермолинской летописи это событие подано как вокняжение Ивана «на столе отца своего на великом княжении в Володимери и на великом княжении в Новегороде Великом и Нижнем, и на всей Русской земли» 854 . По убедительному предположению В.Д. Назарова, здесь отобразился факт ханской санкции на вокняжение Ивана, так как с перечисленных территориально-политических единиц шел в Орду особый выход 855 . Автор полагает, что ярлык был получен в 1462 г. и явился своеобразным ответом на ярлык 1461 г. крымского хана Хаджи-Гирея польскому королю и великому князю литовскому Казимиру IV, в котором среди подвластных последнему городов назван был и Великий Новгород (на сюзеренитет над которым Казимир претендовал) 856 . Однако такая связь необязательна: Новгород издревле считался «отчиной» верховных правителей Северо-Восточной Руси и для получения на него ярлыка не нужно было ждать проявления претензий со стороны Литвы. Отец Ивана, Василий II, получил ярлык от Улуг-Мухаммеда еще при жизни своего отца. После того, как он окончательно вернул себе великокняжеский стол, Василий Васильевич проявил большую заботу о закреплении права на наследование за своим старшим сыном: начиная с докончания Василия с Иваном Васильевичем Суздальским, датируемого от 15 декабря 1448 г. до 22 июля 1449 г. 857 , Иван именуется, как и отец, «великим князем», т.е. считается соправителем 858 . Трудно предполагать, что Василий при этом проигнорировал возможность подстраховаться, получив (по примеру своего отца) для сына ярлык из Орды. Начало именования Ивана Васильевича «великим князем» совпадает по времени с разрывом даннических отношений с Ордой Сеид-Ахмета (см. гл. 8). Можно предположить, что именно в 1448 г. были приняты принципиальные решения: дань, которую собирались отправить Сеид-Ахмету (и в которую отказался внести свою долю Дмитрий Шемяка) была присовокуплена к дани, посылаемой в Орду Кичи-Мухаммеда, став платой за ярлык на имя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Всеволодов А. В. Александр Васильевич Камкин: историк, педагог, просветитель   10 декабря 2017 г. ушел из жизни Александр Васильевич Камкин – известный историк, этнограф, культуролог, доктор исторических наук, профессор, крупный специалист по истории крестьянства, один из основоположников изучения истории православной Церкви на Европейском Севере России. А. В. Камкин родился 14 февраля 1950 г. в Вологде в семье машиниста тепловоза и акушерки. Окончив среднюю школу 29, в 1967 г. он поступил на отделение истории Историко-филологического факультета Вологодского государственного педагогического института (ВГПИ). Уже в самом начале студенчества состоялась его встреча с выдающимся историком, заслуженным деятелем науки Российской Федерации Петром Андреевичем Колесниковым (1907–1996 гг.), во многом определившая всю дальнейшую судьбу молодого человека. Под руководством Колесникова Камкин написал первую свою статью, посвященную крестьянским порядным записям, и под его влиянием впоследствии сформировался как ученый. После окончания института Камкин несколько лет преподавал в родной для него 29-й вологодской школе. В 1977 г. он был принят методистом на кафедру истории СССР исторического факультета ВГПИ, а позже поступил в аспирантуру Института истории АН СССР. В 1983 г. в Ленинградском отделении Института истории А.В. Камкин защитил кандидатскую диссертацию «Правосознание и правотворчество государственных крестьян Европейского Севера (вторая половина XVIII века)». Его научным руководителем была Екатерина Иосифовна Индова (1916–1995 В 1980-х гг. Александр Васильевич стал одним из ведущих преподавателей истфака ВГПИ. Он читал общие и специальные курсы, посвященные преимущественно проблемам истории XVIII в. и отечественной историографии, в 1985–1989 гг. являлся деканом исторического факультета. Параллельно он вел обширную научную и научно-организаторскую работу в составе созданного П. А. Колесниковым Северного отделения Археографической комиссии АН СССР и Вологодского проблемного объединения по аграрной истории, участвовал в работе Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, был членом редколлегии и одним из авторов 1-го тома «Истории северного Свода документальных памятников Вологодской области, редактором и составителем ряда сборников научных трудов.

http://sedmitza.ru/lib/text/7841389/

После бала «После бала» — рассказ Л. Н. Толстого о двойственности нашего мира: прекрасный бал и жестокая казнь… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво. Так он сделал и теперь. – Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого. – От чего же? – спросили мы. – Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать. – Вот вы и расскажите. Иван Васильевич задумался, покачал головой. – Да, – сказал он. – Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра. – Да что же было? – А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б… да, Варенька Б… – Иван Васильевич назвал фамилию. – Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. – Каково Иван Васильевич расписывает. – Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег – ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Родился П. В. Знаменский 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде, в семье диакона. Из поры своего детства Пётр Васильевич вспоминал прежде всего свою бабушку, которая хотя знала наизусть все Четь-Минеи, но любила, чтобы внук читал ей вслух то или другое житие. Такие занятия и приохотили мальчика к историческому чтению и познакомили его настолько хорошо с содержанием этой книги, что даже на академической скамье оно оказалось ему полезным. На одном экзамене по русской церковной истории в присутствии архиепископа ему пришлось отвечать о киевских подвижниках, и он рассказал свой билет с такими подробностями, каких не найти ни в одном учебнике, ни в одном академической курсе, и заслужил похвалу архипастыря. Из времён детства ярким воспоминанием сохранились ещё посещения театра. Последний находился в районе прихода его отца и мальчику предоставлялось свобода ходить туда и занимать незанятые места. Компаньоном его был диакон соседней церкви. Однажды во время представления приятели поместились на колосниках, или, как они говорили, «на полатях». Заинтересовавшийся спектаклем диакон слишком нагнулся над сценой, свесив бороду и волосы. Когда артистка как то взглянула вверх и увидала шевелюру необычайного зрителя, у неё осёкся голос... Театр Пётр Васильевич любил и посещал его до старости, пока не стал слишком утомляться от продолжительных спектаклей. Притом же у него были повышенные требования к игре и к пению артистов. Вспоминая, наконец, Пётр Васильевич и об учебной своей жизни в духовном училище Нижегородском и в семинарии. Как раз в последние годы своей жизни он занялся письменным изложением этих воспоминаний, но дошёл только до философского класса семинарии: во-первых, рука стала «фальшить» как он выражался, а во-вторых, в его памяти события семинарских лет не так прочно удержались, как жизнь училищная. Но и эти не доведённые до конца воспоминания должны представить большой интерес для обрисовки учебно-воспитательной части в Нижегородской духовной школе, школьного быта и для выяснения всех тех условий, под влиянием которых развивался наш знаменитый церковный историк.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010