П.В. Долгоруков Дворяне Ржевские Родоначальник их князь Фёдор Фёдорович Ржевский, из роду князей смоленских, удельный князь города Ржева (в нынешней тверской губернии) был потомком Рюрика в пятнадцатом колене (см. в первой части Российской родословной книги статью о князьях Вяземских). Он находился в службе великого князя московского Георгия Даниловича, и в 1315 году, послан был им в Новгород защищать город против великого князя тверского Михаила Ярославича. Новгородцы выдали Ржевского великому князю тверскому, который отнял у него удел его. Потомки князя Фёдора князьями уже не писались. У него были: сын Фёдор Фёдорович, и внук Фёдор Фёдорович, имевший четырёх сыновей: Родиона, служившего в войске Димитрия Донского в день битвы Куликовской, и упомянутого в этот день в летописях, Василия, Семёна и Александра Фёдоровичей. Из них потомство пошло лишь от третьего сына, Семёна Фёдоровича, воеводы московских войск, убитого в 1445 году, в сражении с литовцами у Суходрова. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Семён Фёдорович Ржевский † 1445 КОЛЕНО XIX: Михайло Семёнович Гавриил Семёнович КОЛЕНО XX: Матвей Михайлович Василий Гаврилович Михайло Гаврилович Ширяй Гаврилович Истома Гаврилович КОЛЕНО XXI: Матвей Матвеевич Дмитрий Матвеевич Григорий Матвеевич Никита Матвеевич Григорий Васильевич Иван Васильевич Константин Васильевич Андрей Васильевич Яков Васильевич Марко Ширяевич Селиверст Ширяевич Воин Истомыч Григорий Истомыч Михайло Истомыч КОЛЕНО XXII: Григорий Никитич Богдан Григорьевич Дмитрий Иванович Михайло Иванович Елизарий Иванович Тимофей Иванович Иван-Воин Константинович Иван Андреевич Михайдо Маркович Михайло Михайлович КОЛЕНО XXIII: Никита Григорьевич Фёдор Богданович Дмитрий Дмитриевич Леонтий Дмитриевич Елизарий Дмитриевич Иван Иванович Афанасий Иванович Василий Иванович Иван Иванович Сергий Михайлович Никита Михайлович КОЛЕНО XXIV: Иван Никитич Андрей Никитич † 1610 Григорий Никитич, думный дворянин Юрий Фёдорович Никита Фёдорович Елизарий Леонтьевич, думный дворянин † 1599

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Василий Васильевич Болотов – человек и ученый 1. Жизнь и личность В.В. Болотова 1 В истории церковно-исторической (и, вообще, гуманитарной) науки можно найти не так уж много примеров, когда величие совершаемого дела находилось бы в полном созвучии со смирением его автора. Одним из таких наиболее ярких примеров и является личность Василия Васильевича Болотова 2 . Родился он в ночь с 31 декабря 1853 г. на 1 января 1854 г. 3 Отец его – Василий Тимофеевич Болотов – был дьячком Осташковского Троицкого собора. Овдовев, он женился второй раз (от первого брака у него были сын и дочь) на дочери умершего священника села Кравотыни Марии Ивановне Вишняковой. Однако 16 ноября 1853 г. (за полтора месяца до рождения Василия Васильевича) он случайно (загоняя гусей) утонул в Селигере. Мария Ивановна, прожив с мужем всего несколько месяцев и внезапно овдовев, вынуждена была вернуться в родное село Кравотынь. Здесь и родился будущий великий историк. Молодую вдову ожидали не просто бедность, достаточно обычная для сельского приходского духовенства тогдашней России, но практически нищета. Не имея никаких средств к существованию, Мария Ивановна, положась на волю Божию, добывала их тем, что пекла просфоры для местного кравотынского храма и шила одежду для крестьян. От природы чрезвычайно одаренная, Мария Ивановна еще в детстве сама выучилась читать и писать и почти все свободное время посвящала чтению духовных книг. Обладая удивительной памятью, она, по словам одного ее знакомого (Н.Μ. Берзина), «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальной точностью. Она не могла ничего забыть». Эту черту характера Марии Ивановны и ее природную одаренность унаследовал и Василий Васильевич. Еще он воспринял от матери и другую сущностную черту ее личности – искреннее, а поэтому неброское и несклонное к внешним ярким проявлениям благочестие. Каждый день матери и сына начинался усердными молитвами с земными поклонами, воскресное утро они проводили за Литургией, а по большим праздникам ходили в Нилову пустынь, отстоящую не столь далеко от Кравотыни. Другими словами, Православие было тем воздухом, которым дышал В.В. Болотов с младенческих лет. Примечательны и его детские игры: обычно со сверстниками он либо строил из песка монастырь, изображая настоятеля, либо возводил из кирпича маленькую церковь , для которой сам нарисовал икону Спасителя. Посвятив всю жизнь сыну (которого ласково называла «сынушкой» и «Васильюшкой»), Мария Ивановна заложила и основы его образования. К семи годам маленький Василий уже «прекрасно читал и, обладая от природы феноменальной памятью, с поразительной точностью передавал прочитанное» 4 . Начатое дома образование В.В. Болотов продолжил в сельской школе, прочитывая также все попадавшиеся в его руки книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правовая природа наследственной царской власти по взглядам Ивана Васильевича Грозного Доклад на научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.03.2017 2638 Время на чтение 17 минут 29 января Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Иоанн IV был венчан на Русское Царство. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие помазания на Царство благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)» . Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин , писатель-историк Вячеслав Манягин , доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , писатель, военный историк Борис Галенин , скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, юрист Георгий Шайрян. Вел конференцию Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени Василия Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (22.01.1440 - 27.10.1505, Москва), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны. Биография Вел. кн. Иоанн III Васильевич. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн III Васильевич. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Детство И. В. прошло в обстановке борьбы за власть между членами московского княжеского дома. В февр. 1446 г., после ареста и ослепления вел. кн. Василия II его двоюродным братом Дмитрием Георгиевичем Шемякой , сторонники вел. князя увезли И. В. в Муром, но в мае были вынуждены выдать Шемяке И. В. и его брата Юрия (Георгия) Васильевича ; нек-рое время княжичи находились в заточении с отцом. Когда в кон. 1446 г. Василий II освободился и начал борьбу за великокняжеский стол, состоялось обручение И. В. с Марией, дочерью вел. кн. Тверского Бориса Александровича, скрепившее союз князей против Шемяки. С кон. 40-х гг. XV в. И. В. выступает в документах вместе с отцом как «великий князь». С 1452 г. И. В. принимал участие в военных походах, в том же году была отпразднована его свадьба. После смерти отца 27 марта 1462 г. И. В. унаследовал великое княжение с Н. Новгородом, а также Суздаль и значительную часть земель, принадлежавших членам московского княжеского дома, участвовавшим в 40-х гг. XV в. в борьбе за власть. Младшие братья И. В. получили уделы: Юрий - с центром в Дмитрове (удел был ему выделен еще при жизни отца), Андрей Большой - с центром в Угличе, Борис - с центром в Волоке Ламском, Андрей Меньшой - с центром в Вологде. Василий II утвердил свое господство на землях Сев.-Вост. Руси, подчинил своему влиянию Рязанскую землю. С именем его сына связан переломный этап в процессе объединения земель в единое Русское государство. К 60-м гг. XV в. на землях Сев.-Вост. Руси сохранялись сравнительно небольшие княжества, раздробленные между членами многочисленных княжеских родов.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Митр. Иларион (Алфеев): Русская эмиграция дала миру трех нобелевских лауреатов 31 января, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) 29 января 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание секции XXII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященной поддержке соотечественников за рубежом. Уважаемые участники заседания! Сердечно приветствую всех собравшихся в Государственной Думе России для участия в Парламентских встречах, проходящих в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Наша секция посвящена осмыслению такого явления как русское рассеяние, а также взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, осмыслению опыта Церкви, государства и общества в поддержке зарубежных отечественных диаспор. В своем слове я хотел бы рассказать о миссии Русской Церкви в среде наших зарубежных братьев и сестер, усилиях по духовному окормлению и поддержке тех, кто связал на длительный или непродолжительный срок свою судьбу с иными странами и народами, но стремится сохранять веру и культуру предков. История массового отечественного рассеяния связана, прежде всего, с драматическими событиями начала XX века в России – октябрьского переворота 1917 года и последовавшей за ним братоубийственной гражданской войны. Тогда пределы Родины покинули по разным оценкам от двух до пяти миллионов человек. Это стало и трагедией, и испытанием, и историческим вызовом для нашего народа. Вихрь террора разбросал по всему миру самых разных представителей российского общества – интеллигенцию, дворянство, духовенство, военных, предпринимателей, государственных служащих, а также членов их семей. Эмигранты послереволюционной волны создали уникальное явление – Русское зарубежье. Им удалось сохранить и умножить традиции отечественной культуры, добиться выдающихся достижений в области науки, литературы, музыки, живописи, театра, кино и балета. Не будем забывать, что русская эмиграция дала миру трех нобелевских лауреатов – Ивана Алексеевича Бунина по литературе, Василия Васильевича Леонтьева по экономике и Илью Романовича Пригожина по химии; выдающихся деятелей искусства — Сергея Васильевича Рахманинова, Игоря Федоровича Стравинского, Федора Ивановича Шаляпина, Василия Васильевича Кандинского, Владимира Владимировича Набокова; плеяду известных учёных и технологов — авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина, химиков Владимира Николаевича Ипатьева и Георгия Богдановича Кистяковского, ученого-гидравлика Николая Васильевича Фёдорова.

http://pravmir.ru/mitr-illarion-alfeev-r...

71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под 41 и 262 (см. примеч. к этим Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского 366, ныне графа А.С. Уварова 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.). Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православие великой вашей царской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Высочайшее соболезнование Телеграмма из Москвы на имя Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита С.-Петербургского и Ладожского. «ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно выразить С.-Петербургской Духовной Академии Свое соболезнование по поводу тяжкой утраты, ею понесенной со смертью профессора Василия Васильевича Болотова , ученые труды которого были известны ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ. Сенатор Владимир Саблер» Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом с.-петербургским и ладожским, за Божественной литургией в академической церкви 11 апреля. Христос Воскресе! С светлым праздником Воскресения Христова приветствую Вас, возлюбленные о Господе братие. Но выражая Вам этот привет радости, не могу умолчать пред Вами и о моем глубоком соболезновании Вам и моем сердечном соучастии в скорби Вашей по случаю смерти дорогого нам Василия Васильевича. Тяжелая эта утрата и для нас всех и для всей русской богословской науки. Но Господу угодно было отозвать от нас своего доброго и верного работника пред светлым праздником, чтобы радостию Воскресения облегчить нам нашу скорбь. Мы празднуем теперь победу над смертию, как слышим вдохновенные песнопения о жизни вечной и радостях нескончаемых. „Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного – 4 – начало, и играюще поем виновного, единого благословенного Отцев Бога, и препрославленного.“ Итак, да не скорбим, как не имеющие упования, но поищем христианского утешения в скорби нашей. Слово Божие время бытия неловеческого разделяет на два века: век сей, настоящий, и век тот, грядущий. Первый обозначает собою текущий порядок жизни, в которой женятся, посягают, трудятся, суетятся, радуются, плачут и наконец умирают. Второй же обозначает иной порядок жизни, в которой сподобившиеся достигнуть его становятся равными ангелам, сынами Божиими, будучи сынами воскресения и умереть уже не могут ( Лук. ХХ, 34–36 ). Настоящий век есть приготовительный к тому, грядущему. Но и в этой жизни для человеческого сознания в большей или меньшей степени доступны вечные начала жизни грядущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Тринадцать лет царствования Ивана Васильевича 6 Царствование Иоанна Грозного памятно России во всех отношениях: памятно по огромному расширению её пределов, по её страданиям и по необычайности добродетелей, вызванных самими страданиями. Царь Иван Васильевич был сын царя и великого князя Василия Ивановича от его второй жены. Первая жена Василия Ивановича, женщина непорочная в глазах человеческих, была ещё жива, когда он вступил в новый брачный союз; у неё детей не было, а Василии Иванович желал, чтобы его потомство сидело на Русском престоле; – он решился с нею развестись, женился на княжне Глинской, и у него родился сын, царствовавший в последствии под именем Ивана Васильевича Грозного. Иван Васильевич был ещё младенцем, когда умер его отец, и воспитание будущего царя, так же как и управление царством, были предоставлены вдовствующей великой княгине. Елена Глинская не отличалась нравственностью на престоле. Члены Боярской Думы, советники и любимцы великого князя Василия Ивановича, не отличались также ни совестливостью, ни благородством души. Двор сделался обителью разврата и кровопролития, и бедное младенчество Ивана Васильевича окружено было гибельными уроками и ещё более гибельными примерами всех пороков. Так возрастал будущий правитель России: душа страстная, но развращённая с детства; ум необычайный, но, к несчастью, не освещённый знанием обязанностей человеческих. Так достиг он юношеского возраста и вступил в правление государством. Народ, утомлённый крамолами бояр и негодующий на унижение России в последние годы их правления, встретил с радостною надеждою своего молодого царя, одарённого красотою и величием, редкими способностями к делу государственному и удивительным красноречием, которого доказательства сохранились для потомства в его письмах; но надежды скоро обратились в уныние. Россия наполнилась слухом о жестоких казнях. Москва была облита кровью невинных жертв и приведена в ужас буйным развратом своего царя. Иван Васильевич начинал то страшное царствование, которое, в продолжение нескольких десятков лет устрашало современников и губило в бесплодных страданиях силы государства. Сильвестр

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Хроника: Научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях XX века” памяти Василия Васильевича Болотова января 1854 — †18 апреля 1900) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 5 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова. Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга. Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”. В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

http://pravmir.ru/hronika-2/

Апокалипсис Василия Розанова К 95-летию со дня смерти русского философа 8 февраля, 2014 К 95-летию со дня смерти русского философа Каждый раз, когда бываю в Сергиевом Посаде, я иду поклониться могиле моего любимого писателя. И в день его кончины мне вспоминается трогательный эпизод, связанный с открытием дома-музея Василия Васильевича, где он провел свои последние дни. Открывали музей в те «лихие 90-е» без суеты и лишних слов. Без пригласительных билетов и журналистов, без помпы, речей и торжеств по случаю. Стоял унизительный мороз. Ученый люд, не жалованный и ныне, переминался с ноги на ногу в потертых пальто и вязаных шапочках. Алая ленточка на узком дверном проеме длинным концом вилась по белому снегу… Сегодняшний хозяин дома категоричен: только после священника. Его ждут. Но он все не идет. Решено покуда пойти на могилу. Водитель автобуса нервничает: время – деньги, но отпускает. Мы торопимся, скользим по оцепеневшему от холода бревенчатому Сергиеву Посаду. В храме Черниговской Божией Матери покупаем свечи и ставим у двух огромных, одиноких, наполовину засыпанных снегом, деревянных крестов в нескольких шагах от храма. Расчищаем снег у подножий, читаем: здесь покоятся два великих русских мыслителя – Константин Леонтьев и Василий Розанов. Две глыбы. Сергиев Посад – последний приют Василия Васильевича Розанова. Он переехал сюда с семьей в 17-м, спасаясь от петроградской неразберихи и разброда. «Вот, друг мой, как революция хороша в «Zoneblanch» (мертвая зона, пустое пространство (франц.)), а пережить ее – такие ужасы, какие только мертвые в силах вынести. Да ведь мы и не живые. «Мертвые души». Но и здесь подстерегало их суровое испытание: холод и голод. Пятеро взрослых детей не могут найти работу. Буфет сменяли на шесть пудов ржи. Стол – на картошку. Посуду – на яблоки и молоко, одежду — на продукты. Хотя и менять-то не очень давали. Везде стояли оградительные отряды. После смерти сына от воспаления легких Розанов страшно изменился и ослаб. Спасала только дружба с отцом Павлом Флоренским и историком Юрием Олсуфьевым. И работа над «Апокалипсисом нашего времени» — книгой о последних вещах и последних временах, о конце времен и грядущем Суде.

http://pravmir.ru/apokalipsis-vasiliya-r...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010