Новый летописец (X) К оглавлению 217. О зажжении деревянного города. Пришли же ночью под Москву [воры], а привели их изменники от верховьев Неглинной реки; и пришли к городу тайно, и деревянный город зажгли. Московские же люди, услышав, едва их от города отбили, а город потушили, выгорело сажень сорок, и воровских людей многих побили, а тут поставили острог и укрепили. 218. О посылке воевод на Салкова. Тот же преждереченный вор Салков пришел под монастырь Николы Угрешского. Царь же Василий, услышав об этом, послал на него воеводу Василия Борисовича Сукина со многими ратными людьми. Он же сошелся с ним в Алексеевской волости, и ничего не сделал, только тот вор большой вред московским людям сделал. 219. О побоище Салкова и о приезде [его] в Москву с оставшимися людьми. Тот же вор Салков пришел на Владимирскую дорогу и на иных дорогах многий вред творил. Царь же Василий послал на него воевод своих по многим дорогам, и сошелся с ним на Владимирской дороге, на речке Пехорке, воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский с ратными людьми. И был бой на много времени, и, по милости Божией, тех воров побили наголову. Тот же Салков убежал с небольшим отрядом; и на четвертый день тот же Салков с оставшимися людьми пришел к царю Василию с повинной, а всего с ним после того боя осталось тридцать человек, с которыми он убежал. 220. О побоище в Серпухове Млоцкого. Полковник же Млоцкий, стоя в Серпухове, услышал про то, что пришел в Слободу князь Михаил Васильевич Шуйский, и про того Салкова, что его под Москвой побили наголову, пошел из Серпухова и начал утеснение делать и грабить московских людей. Московские же люди с ним начали биться и многих литовских людей побили; и отошел он в Можайск. 221. О посылке [воевод] под Суздаль. Послал князь Михаил Васильевич под Суздаль боярина князя Бориса Михайловича Лыкова да князя Якова Борятинского со многими людьми с русскими и с немецкими. Они же пришли к Суздалю ночью, а привели их вожатые, не узнав, и были в посаде. Лисовский же, прослышав [об этом], со всеми людьми вышел на бой. Московские же люди ничего городу не сделали, а едва сами ночью отошли прочь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439339/

Пафнутиев Боровский мон-рь и монастырские пруды. Фотография. 2011 г. П. Б. м. располагался в вол. Суходол, входившей во владения кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки, с которым прп. Пафнутий имел дружественные отношения (память о князе и его церковное поминовение после смерти в 1453 игумен П. Б. м. поддерживал вплоть до своей кончины). Согласно сообщению Жития прп. Пафнутия, серпуховской кн. Василий Ярославич, недовольный уходом прп. Пафнутия из своих владений и основанием им мон-ря за пределами Серпуховского княжества («многим гневом яряся на святого... не моги терпети сицевыя досады»), неоднократно направлял своих слуг поджечь П. Б. м., но всякий раз их удерживал вид мирно трудившейся братии во главе с игуменом. Наконец, в очередной раз серпуховской князь отправил поджечь П. Б. м. недавно крещенного татарина Ермолая. Этот выбор автор Жития прп. Пафнутия объяснил тем, что новокрещеный «еще злонравна не отложша варварски обычаи» ( Кадлубовский. 1899. С. 123). Ермолай попался на глаза игумену, к-рый прямо спросил о цели его прихода в мон-рь, вынудив признаться в преступном замысле. Игумен, выслушав исповедь Ермолая, даровал тому прощение и, благословив, отпустил. Перемена в отношении кн. Василия Ярославича к П. Б. м. произошла после Суздальского сражения 1445 г.: раненный и чудом избежавший плена князь, согласно Житию, приписал свое спасение молитвам прп. Пафнутия (Там же. С. 123). Василий Ярославич посетил П. Б. м., просил прощения у игумена и братии мон-ря и с тех пор оказывал обители особое покровительство. В янв. 1447 г. вел. кн. Московский Василий II Васильевич Тёмный передал вол. Суходол кн. Василию Ярославичу. Учитывая «велию любовь» серпуховского князя к Пафнутию, можно утверждать, что П. Б. м. пользовался покровительством и этого князя. После упразднения Серпуховского удела в 1456 г. П. Б. м. оказался в великокняжеском уделе. В 1473 г., когда вел. кн. Московский Иоанн III Васильевич передал своему брату, волоцкому кн. Борису Васильевичу, Вышгородскую вол. вместе с вол. Суходол, П. Б. м. должен был оказаться на землях Волоцкого удела, однако по челобитью прп. Пафнутия мон-рь был оставлен за вел. князем: «Да опять князь велики не дал манастыря Пахнутьева» (Послания. 1959. С. 219).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Скачать epub pdf Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Память 20 мая Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича 3334 , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия. Так как первый храм, построенной в сей обители 3335 самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонах , был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, который хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы. После сего прошло много лет, и в княжение великого князя Иоанна Васильевича 3336 при преосвященном митрополите Геронтии 3337 стараниями архимандрита этой обители Геннадия стал строиться новый храм с трапезою во имя святого митрополита Алексия, но этот храм не был тогда окончен, так как архимандрит Геннадий поставлен был архиепископом в Великий Новгород 3338 . Чрез несколько времени после сего, когда, благодаря усердию того же архиепископа Геннадия, храм и трапеза, а также и другие здания были закончены и храм был украшен и освящен, то честные мощи святого Алексия были перенесены из придела Благовещения Пресвятой Богородицы и положены у стены на южной стороне в созданном во имя его храме. В 1534 году великий князь Василий Иоаннович 3339 повелел сделать для мощей чудотворца Алексия серебряную раку, на верхней доске ее устроить из серебра образ самого святого Алексия и украсить ее золотом, камнями и бисером. Рака была окончена уже после смерти великого князя, в 1535 году, и тело святого Алексия было положено в нее при сыне его, великом князе Иоанне Васильевиче 3340 , в день кончины святителя, в 12 день февраля месяца с четверга на пятницу первой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание Глава 1    В лета благочестиваго и христолюбиваго самодержца Русския земли, великаго князя Василия Васильевича всея Русии, при святейшем митрополите Фотие Киевском и всея Русии. Егда восхоте Бог болма своего угодника прославить, светильнику не под землею быти, но всеми-же видиму быти. Случися и се по некоему строению Божию. Церкви обвалившеся весма во время божественныя Литургия; священником еще во алтари. Но благодатию л. 358 об. Христовою и молитвою угодника его Святаго Чудотворца митрополита Алексия вси невредими сохранени быша. И тако тоя место очистивши, хотяще паки воздвигнути новую церковь. И начаша копати рвы во основание церкви, и абие обретоша тело блаженнаго Алексия цело и невредимо, и ризы его не истлевша. О, превеликое чудо! толиким летом поминувшим и святому во гробе лежащу — не изменися святое его тело и ризы его, яко вчера оболчены; понеже убо да сбудется реченное Богом во святом Евангелии — «не может град укрытися верху горы стоя, и никтоже, вжег светильник л. 359. поставляет его под спудом», или под одром (Мф.5:14–15). Такоже и саму светильнику не мощно на толико лет сокровену быти под землею; се же все бысть премудраго Бога промышлением. Яко же слышано бысть Святаго обретение, и се слышавше благоверный и христолюбивый князь Василий Васильевич и вси благовернии князи — приидоша скоро на дивное чудо и на обретение тела Святаго и при святейшем же Фотии, митрополите Киевском и всея Руссии, и с ним же епископы и прозвитеры, весь чин церковный приидоша со псалми и пением и свещами и с кандилы хвалу велию воздающе всемогущему Богу л. 359 об. и угоднику его Чудотворцу Алексию.    Народи же московстии мнози с радостию стекошася видети честное и святое его тело. Пришед же благоверной и великий князь Василий Васильевич всея Русии и вси благовернии князи — видевша таковую славу Божию и поклонишася Святому и божественному его телу преподобнаго отца нашего Алексея и возрадовася радостию великою зело; и, вздохнув из глубины сердца, глаголя: «хвалю и славлю Тя Господи Боже мой и Пречистую и Непорочную Твою Матерь, яко сподобил мя еси раба твоего в моя лета видети таковое сокровище и благости л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Старший сын Василия Васильевича, Иван Васильевич, имел от трех браков тринадцать человек детей, из коих Иван Иванович, родившийся в 1810 году 31 мая, был пятым и, вместе, последним от первого брака с девицей Анной Пузановой. Благочестивый дед Ивана Ивановича был особенно расположен к своему маленькому внуку, и часто брал его с собою в храм Божий, куда имел обыкновение ходить ежедневно к утрене и обедне. Отец Ивана Ивановича, воспитанный в строго христианском духе, унаследовал добродетели своего родителя. Его простота и смирение производили благоприятное впечатление на всех, сталкивавшихся с ним в жизни. Сохранилось известие о путешествии его в Киев в 1809 году к старцу иеромонаху отцу Парфению, который, говорят, при входе приветствовал его словами: «блаженно чрево, родившее монаха». Вообще, по свидетельству очевидцев, семейство Антимоновых пользовалось большим уважением в городе за свою безукоризненную честность, строгость христианской жизни, исполнение в точности уставов Церкви, – что, впрочем, в те времена не было редкостью, – любовь к дому Божию, выражавшуюся в посильных жертвах на украшение храма, усердие к служителям алтаря и монашеству и милосериии к бедным, причем, для раздачи милостыни у них был назначен даже особый день в неделе. Проведя таким образом детство и юность в среде христиански настроенной семьи, Иван Иванович получил самое суровое воспитание, согласное с духом того времени. Несмотря на весьма достаточные средства, он привык еще дома переносить всевозможные лишения, довольствуясь самой грубой пищей и стесняя себя во всех отношениях. Иван Васильевич, человек простой, но по-своему образованный, в воспитании детей придерживался старых обычаев и требовал от них беспрекословного повиновения и такого уважении к родительскому авторитету, что дети не осмеливались садиться пред ним без позволения. Впрочем, он не прибегал к обычным в то время мерам строгости и никогда не поднимал на детей руки, потому и неудивительно, что они, при невольном страхе пред властью родителя, сердечно его любили.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статистика Ломоносов Михаил Васильевич Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была " злая и завистливая " . О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. " Вратами учености " для него делаются откуда-то добытые им книги: " Грамматика " Смотрицкого, " Арифметика " Магницкого, " Стихотворная Псалтырь " Симеона Полоцкого. В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился " в бегах " . Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ( " Спасские школы " ). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней " наукой " . В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

http://lib.cerkov.ru/authors/1349

I. Главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1 Окт.), сравительно самый поместительный из всех верхних храмов собора. (Размеры храма внутри: ширина 13 арш., длина 10 1/2, высота внутри 65 арш 10 . Замечателен иконостас, перенесенный сюда в 1770 г. из упраздненного в 1767 году Кремлевского Тайнинского Черниговского собора 11 ; в 1784 году иконостас был возобновлен по прежнему рисунку и убран разноцветный слюдой (после замененной фольгой), а по ней вызолоченными оловянными фигурами (см. рис. 29). Тогда же возобновлены в нем и иконы. Интересна стенопись, возобновлявшаяся неоднократно (последний раз вместе с иконостасом в 1885–86 г.г.). Стены карнизами разделены на 3 яруса. В первом ярусе в нишах изображения: св. благоверного царя Константина (первого христианского императора); св. кн. Владимира (первого русского князя христианина) и святых: муч. Иоанна Воина; великом. Георгия; великом. Димитрия Селунского; муч. Феодора Стратилата. (Имена этих святых носили: брат создателя собора царя Иоанна Васильевича Юрий и дети царя: Димитрий, Иоанн и Феодор). Над нишами во втором ярусе изображешя: московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; св. Павла патриарха Константинопольского; свят. Иоанна Милостивого и Иакова Низибийского . В 3-м ярусе изображения ветхозаветн. пророков: Ильи, Давида, Ионы, Захарии, Елисея, Соломона, Моисея. Все пророки окружены пальмовыми ветвями и держат в руках по свитку с различными изречениями из св. Писания. Затем, на стенах как внутри, так и снаружи изображешя каких-то необычайных растений, непохожих на существующие, с странными цветами и плодами. Относительно этой стенописи существует мнение, впрочем вполне произвольное и не имеющее надлежащего обосновашя (Струков. М. 1871 г. Покровский собор в Москве. О росписании стен. Мысли.), что она будто бы сделана с целью изобразить необычайное видение св. бл. Андрея Юродивого (в день памяти коего 2 Окт. была взята Казань), созерцавшего на небе сады с древесами высокими, то вечно цветущими, то с плодами несказанной красоты и доброты, то с златовидным листвием, и лицезревшого «выше вторые тверди небесные» дивных мужей в неизглоголанной радости (этому будто бы соответствуют, по приводимому мнению, изображения выше 2-го яруса пророков с пальмовыми листьями).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(XV в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Первые упоминания о святой, к-рую возможно идентифицировать с П., содержат рус. летописи XVI в. В 1531(7039) г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Москву из Ржева были привезены 2 чудотворные иконы - «преподобнаа Парасковгиа и святаа велико Христова мученица Парасковгиа, нареченнаа Пятница, ветхости ради, иже многыми леты обветшавши». Эти иконы были поновлены и стали образцами для московских списков, выполненных по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича для новой церкви, построенной в Москве близ Покровского храма «на Новом». 27 нояб. 1531 г. в присутствии государя, вел. кнг. Елены Глинской и их сына Иоанна Васильевича (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) состоялось торжественное освящение храма во имя 2 святых: прп. Параскевы и вмц. Параскевы (Пятницы). «И оттоле устави великий государь по вся лета ходити съ кресты къ храму ихъ ноября 27 и праздновати честно» (ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 277-278). События, связанные с появлением икон в Москве, запечатлены в цикле миниатюр «О поновлении икон, принесеных изо Ржевы» в Шумиловском томе Лицевого летописного свода, созданного в 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 913-915; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 19: 1528-1541 гг. С. 79-83). В рукописи помещены композиции: встреча вел. князем 2 икон; работа в мастерской над изготовлением списков и возведение церкви во имя святых; отправление икон вел. князем из Москвы и молитва в храме перед их копиями; поставление новых икон в церкви и перенесение древних святынь во Ржев; освящение новой церкви 27 нояб. в присутствии вел. князя и его семьи (крестный ход). На всех миниатюрах изображены 2 относительно крупные поясные прямоличные иконы с надписанием «пя[т]ница» на охристом фоне с более темными полями; святые показаны в одинаковых позах - с правой рукой возле груди (как бы сжимают крест), левая скрыта под красным или красно-коричневым мафорием (оттенки одеяний святых немного различаются в некоторых миниатюрах цикла).

http://pravenc.ru/text/2578994.html

В 1948 году исполнится пятьсот лет самостоятельного и независимого автокефального существования Русской Церкви. В 1448 году Москва пережила события, положившие начало свободного и самобытного развития и расширения границ Русской Церкви и широкого процветания ее внутренней жизни и управления. Москва давно мечтала о наступлении этого момента, но Провидение проложило к нему долгий и тернистый путь, которым Православная Русь должна была пройти до исполнения своих желаний и ожиданий. Древняя Русь, крещенная греческим Востоком, вошла в состав Константинопольского Патриарха, как одна из митрополий его, и управлялась в церковных делах Константинопольским Патриархом и его Синодом. Патриарх Константинопольский поставлял Митрополита для Руси из ближайших своих сотрудников-греков и очень редко из русских епископов, также всех подвластных ему. Так продолжалось до XV столетия. Но и в последние годы Русской Церкви пришлось терпеливо пережить тяжелые обстоятельства, замедлившие и задержавшие ход исполнения заветных ожиданий. И все это было ей на пользу, и во всем этом видна была рука Провидения. В конце концов Русь получила автокефалию не от одного человека – представителя высшей власти государственной или церковной, не от случайного стечения событий, обеспечивших для того благоприятный момент: автокефалия Русской Православной Церкви явилась результатом естественного хода исторических событий, возвысивших Московское государство и Русскую Церковь , и выявлением достигнутых ими силы, могущества и богатства. Когда подошли уже сроки Москве занять высокое положение в Восточной Европе, а Русской Церкви возглавить православный мир, явились задержки и препятствия. Для одоления их потребовались время и напряжение сил. 1 июля 1431 года скончался Митрополит Московский Фотий. По воле великого князя Василия Васильевича собор русских иерархов, созванный им, избрал на Московский митрополичий престол преемником Фотия епископа Рязанского и Муромского. Иону, просветившего и обратившего в христианство язычников – мордву, мещеру, мурому. Избрав Иону на митрополию Московскую, и. великий князь и Собор предложили ему исполнить извечный обычай и отправиться в Константинополь к вселенскому Патриарху за утверждением избрания и поставления в сан Митрополита Московского и всея Руси. Политические обстоятельства задержали Иону в Москве. Не прошло двух месяцев по кончине Фотия, как юный великий князь Василий Васильевич должен был ехать в Орду на суд к хану для решения своего спора с дядею Юрием Димитриевичем Звенигородским о великом княжении. А по возвращении из Орды между ними началась междоусобная брань, тянувшаяся несколько лет с переменным успехом, с великими жестокостями и волнениями, а затем перекинувшаяся на борьбу между великим князем и князем Димитрием Шемякой, который уже овладел Москвой и ослепил Василия в 1446 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В начале этой конференции-встречи, посвященной памяти владыки Василия (Кривошеина) , нельзя обойти стороной некоторые вехи на жизненном пути приснопамятного русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского. Здесь мы не предлагаем детального анализа, а лишь в общих чертах напомним о жизни и трудах этой выдающейся личности. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 30 июля 1900 г. в Санкт-Петербурге. Будучи сыном министра Александра Васильевича Кривошеина 1 , он учился на факультетах своего родного города и в Москве 2 . Его сочувственное на первых порах отношение к февральской революции 1917 года 3 приводит его в Белую Армию в 1919-м 4 , но, отмороженные руки и нога заставляют его эвакуироваться во Францию в 1920-м. Там он завершает свое обучение на филологическом факультете Сорбонны, не переставая при этом участвовать в русском молодежном движении. Его жизнь, однако, резко меняется после паломничества в 1925 г. на Святую Гору Афон и он решает (вместе с Сергеем Сахаровым – будущим архимандритом Софронием) принять монашество. Монашеские обеты 5 были им даны с наречением имени Василий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Там он проникается афонским духом под руководством великих старцев той эпохи 6 . Будучи полиглотом и эрудитом, он быстро переходит к административным послушаниям в своей общине: став секретарем, затем членом монастырского совета, он в 1942–45 гг. представляет его в «парламенте» и, в 1944–45 гг. в «правительстве» Святой Горы. Одновременно он посвящает себя изучению православного богословия, особенно патристике (в 1936 г. выходит в свет его исследование о св. Григории Паламе , которое становится «классическим» в этой области) 7 . Тем не менее, после II Мировой Войны политический контекст греческой гражданской войны заставляет множество русских монахов оставить Афон. Тот же удел в 1947 г. постиг и о. Василия, после 22 лет, проведенных им на Святой Горе. Приняв приглашение быть одним из редакторов «Словаря греческого патристического языка», издававшегося в Оксфордском Университете 8 , о. Василий остается в этом городе, где его рукопологают в сан иеромонаха (в юрисдикции Московского Патриархата) 22 мая 1951 г. 9 B 20-e годы прошлого столетия, русская православная эмиграция разделилась на три независимых и порой противостоящих друг другу группы-юрисдикции: Зарубежный Синод, связанный с крайним традиционализмом, обусловленным политическим, культурным и духовным наследием прежнего режима; Архиепископия Западной Европы, политически нейтральная и весьма плодовитая в плане богословия, перешедшая в подчинение Константинопольского Патриархата; и Московский Патриархат, в ту эпоху в значительной степени ослабленный контролем советских властей. Именно с последним и связал свою судьбу отец Василий, желавший оставаться в общении с Матерью-Церковью и прямой связи с Россией и ее народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010