Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Сборники 300 слов мудрости — священник Георгий Максимов В этой книге собраны триста изречений более пятидесяти святых из двенадцати стран мира. В их словах ответы на многие вопросы о том, что происходит с нами и нашими близкими. Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни В XVIII и первой половине XIX столетий среди всех русских монастырей своей строгостью выделялся Саров – Свято-Успенская Саровская пустынь. Основана она была в 1706 г. первоначальником иеросхимонахом Иоанном, составившим для обители общежительный устав. Преподобные Оптинские старцы. Жития. Поучения Оптина Пустынь, расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе) «Дидахе» [греч. Διδαχ (τν δδεκα ποστλων) — учение (12 апостолов)], раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи. Детства алые цветы Аудиокнига предлагает детям послушать увлекательные рассказы русского писателя Василия Никифорова-Волгина, а взрослым — беседы священномученика Владимира (Богоявленского), в которых автор раскрывает ряд педагогических вопросов в свете Православной веры. Руководство к духовной жизни — преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк Книга «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка была написана повелением Святого Духа. Сам преподобный Варсонофий свидетельствовал о ней: «Все сие пишу я не по своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека». И уже из одного этого ясно,... Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских Оптину Пустынь в XIX-XX веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной». Оптинским старцам были присущи исключительная глубина духовной жизни и великая любовь к людям.

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

Русская Православная Церковь ХХ век 31 марта Государь император Николай II 1905 год – Члены Святейшего Синода подготовили и подписали специальное обращение к государю императору Николаю II, в котором поблагодарили его за «почин делу великому, вечному и святому» — рассмотрению дела о церковных преобразованиях. Указав на благо восстановления соборного начала, «теперь не действующего», иерархи подчеркнули, что в нем заключаются творческая сила и высшее нравственное достоинство Церкви, «а управляющие Поместными Церквами патриархи и митрополиты… стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласовании с соборными постановлениями». Члены Святейшего Синода, таким образом, заявили, что инициатор реформ — сам государь, а они — лишь исполнители высочайшей воли. Священномученик Владимир (Богоявленский). Икона. Кон. ХХ в. 1918 год – За Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии святитель Тихон молился о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший Патриарх помянул митрополита Владимира (Богоявленского), протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван на допрос в ГПУ. Святитель был вызван на допрос повесткой. На ее обороте патриарх написал, что прибыть не сможет из-за того, что вечером у него богослужение. В ответ на это патриарху была направлена новая повестка, где указывалось, что допрос переносится на 13:00 того же дня. 31 марта патриарх давал письменные показания (не сохранились). Видимо, это было сделано в ответ на требование, которое прозвучало на допросе 28 марта: в трехдневный срок определить свое отношение к карловацкой иерархии и изъятию церковных ценностей.

http://pravoslavie.ru/5403.html

Священномученик Владимир (Богоявленский) «Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а священномученик Владимир исповедал ее пролитием собственной крови, «чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось». Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений. Родился священномученик Владимир 1 января 1848 года в семье благочестивого священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детских лет, проведенных в простой тамбовской деревне, Василий (так мальчик был назван в Крещении) хорошо знал народную жизнь, сам трудился на земле, как и простые крестьяне, и в будущем пастырстве он отличался именно чуткостью к простым людям, к их бедам и радостям. По некоторым сведениям, мальчик рано, в девятилетнем возрасте, узнал сиротство, отец его был убит, и сына воспитывала мать. Кроме того, отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь. Жизненный путь сына священника повторял путь многих других представителей духовного сословия. Это учеба последовательно в духовных училище, семинарии в Тамбове и академии в Киеве. В духовных школах того времени царили более чем строгие порядки. В училищах и семинариях кормили впроголодь, бурсаки ходили в худой одежонке, зимой помещения с трудом отапливались, за провинности жестко наказывали. Но выдающиеся способности Василия помогли ему преодолеть все трудности – мальчик всегда был в десятке лучших учеников.

http://pravoslavie.ru/90442.html

Состоялся молебен у памятника свв. Кириллу и Мефодию в Москве Москва, 24 мая 2013 г. 24 мая 2013 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили крестный ход от Успенского собора на Славянскую площадь к памятнику святым Кириллу и Мефодию. В крестном ходе участвовали иерархи и духовенство, сослужившие Его Блаженству и Его Святейшеству за Литургией, а также миряне, молившиеся в Успенском соборе. Торжественная процессия вышла из Спасских ворот Кремля. На Красной площади у храма Василия Блаженного к ней присоединился крестный ход духовенства и прихожан московских приходов, пришедший от храма Богоявления Господня в Богоявленском переулке. В крестном ходе участвовал хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. У памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили молебен. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на молебне молились учащиеся православных образовательных учреждений и воскресных школ г. Москвы. За богослужением пел Московский Синондальный хор под управлением Алексея Пузакова. Также всем собравшимся на Славянской площади в рамках акции «Серафимовская ленточка» раздавались ленточки с надписью «Радость моя, Христос Воскресе!» После молебного пения Святейший Патриарх Кирилл обратился с поздравлением к участникам торжеств и благословил москвичей, молившихся на Славянской площади. В слове после богослужения Блаженнейший Патриарх Феофил отметил: «Сегодняшний день исполнен пасхальной радости. Этот день особенный — он торжество и праздник для всего православного народа. Сегодня мы имели благословение присутствовать на великом событии, которое имеет культурное и церковное значение, — на торжествах в честь равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия».

http://pravoslavie.ru/61750.html

Храм Трёх Святителей (Париж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм трёх святителей (фр. Eglise cathédrale des Trois-Saints-Docteurs, Трёхсвятительское подворье) — кафедральный храм Корсунской епархии Русской православной церкви в Париже. Единственный православный храм Парижа, где службы совершаются ежедневно. Содержание История [ править править код ] В июне 1930 года, после того как митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчинёнными ему приходами и клиром решил выйти из юрисдикции Московского Патриархата, шесть мирян отказались поддержать это решение (пятеро из них — члены Братства во имя святого Фотия). Эти шесть человек сообщили о своём решении заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и Митрополит Сергий благословил митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому) осуществлять духовное окормление верующих, пожелавших остаться в лоне Русской Православной Церкви. Со временем к ним присоединились священники, а также епископ Вениамин (Федченков) . 3 января 1931 года Администрация приходов Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Московского Патриархата, и 6 января поступил указ о запрете митрополита Евлогия и о назначении экзархом Западной Европы митрополита Елевферия. Во время Великого поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире. В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов (20−25 человек), оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. На rue Pétel, 5 был арендовано помещение, раньше служило подвалом велосипедной фабрики. Храм расположился в подвале. Храм, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имел дввойное наименование — в честь Трех вселенских учителей и святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в знак верности Вселенскому Православию, а также во имя святителя Тихона Задонского, чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне Русской Православной Церкви. В храме были освящены два алтаря. В верхнем помещении решили устроить трапезную и монашеские кельи. Душой и вдохновителем этого дела был епископ Вениамин. Освящение и первое богослужение было совершено в день Пасхи Христовой в 1931 году. Старое Трёхсвятительское подворье. 1950-е годы

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Трёх_Свят...

Церковь Богоявления Господня (Запсковье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Богоявления с Запсковья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Церковь находится на Запсковье на правом берегу реки Псковы над Бродами. Содержание История [ править править код ] Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотво-ренного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) - в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня - неизвестно. При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели. Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Arhiva Biserica „Naterea Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu” din Vladykino, Moscova 10 noiembrie 2013 13:20 Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов. Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., 48, 1870 г.). В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3358919...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя свт. Василия Великого в Единце. 1870 г. Фотография. 2007 г. Собор во имя свт. Василия Великого в Единце. 1870 г. Фотография. 2007 г. митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии. Кафедральным городом впервые за свою историю стал Единец (Единцы). Единецким и Бричанским епископом был назначен Доримедонт (Чекан) , наместник Новонямецкого в честь Вознесения Господня монастыря (в с. Кицкань). 8 нояб. 1998 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы была совершена его епископская хиротония. Владыка Доримедонт возглавлял епархию до своей кончины - 31 дек. 2006 г., в наст. время епархия является вдовствующей. Кафедральные храмы: во имя свт. Василия Великого (построен в 1870) в Единце и в честь Покрова Пресв. Богородицы (построен в 1995) в г. Бричень (Бричаны). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: 1-й и 2-й Единецкие, Бричанский, Дондюшанский, Окницкий. В XIX-XX вв. (с 1813) территория Е. и Б. е. входила в состав Кишинёвской и Хотинской митрополии. Ко времени учреждения в Е. и Б. е. насчитывалось 115 церквей, 2 жен. монастыря ( Успения Пресвятой Богородицы в с. Каларашовка (Кэлэрэшеука) и Рудянский во имя Святой Троицы ), в епархии числилось 103 священнослужителя. К 1 нояб. 2007 г. в состав Е. и Б. е. входили 119 храмов (10 городских и 109 сельских), 9 часовен и домовая церковь, 4 мон-ря (3 жен., муж.); клир епархии составляли 120 священников и 7 диаконов. Все церкви Е. и Б. е. имеют статус исторических памятников и находятся под охраной гос-ва. В ЕУ действуют отделы: религ. образования, катехизации и миссионерства; контрольно-ревизионный, живописи и реставрации; социального служения и милосердия; по культуре и связям со СМИ. 13 нояб. 2007 г. в Единце был совершен чин закладки кафедрального собора во имя мч. Доримедонта. Собор станет одним из крупнейших в Молдавской Церкви, перед ним будет возведена самая высокая колокольня (73-75 м), рядом с собором запланировано строительство епархиального адм. здания.

http://pravenc.ru/text/189547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Нечаев Василий Петрович; 13.03.1822, с. Коледино Крапивенского у. Тульской губ.- 30.05.1905, с. Солониково Костромского у. и губ.), еп. Костромской и Галичский. Из семьи диакона. В 1844 г. окончил Тульскую ДС, был направлен в МДА, к-рую окончил в 1848 г. 3-м по списку. За дис. «Св. Димитрий, митр. Ростовский» (М., 1849), написанную под рук. проф. А. В. Горского , В. был удостоен степени магистра богословия. С 1848 г. преподавал в Тульской ДС, с 1849 г.- в Вифанской ДС, с 1852 г.- в Московской ДС. 8 дек. 1853 г. в Никольской ц. Московской ДС митр. Московским св. Филаретом (Дроздовым) рукоположен во иерея. 12 окт. 1855 г. назначен священником ц. свт. Николая в Толмачах, в к-рой ввел общее пение за богослужением. Среди прихожан о. Василия были основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков и его брат - городской голова С. М. Третьяков, славянофил Ю. Ф. Самарин , публицист И. С. Аксаков и др. В 1859 г. свящ. Василий вошел в состав редакции ж. «Душеполезное чтение» , возглавляемой свящ. Алексием Ключарёвым (впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий ). После того как в 1865 г. о. Алексий вышел из редакции, Нечаев стал редактором-издателем журнала и занимал этот пост до 1889 г. 27 марта 1874 г. в связи с 25-летием своей работы в журнале о. Василий был возведен в сан протоиерея. 13 нояб. 1887 г. скончалась супруга прот. Василия. 3 июня 1889 г. в храме Троицкого митрополичьего подворья он принял монашеский постриг, 11 июня возведен в сан архимандрита. 30 июля 1889 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась хиротония В. во епископа Дмитровского, 1-го вик. Московской епархии, к-рую возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . 14 дек. 1891 г. В. был назначен епископом Костромским и Галичским. Благодаря его усилиям в Костроме было открыто епархиальное жен. уч-ще. Последним деянием В. стала торжественная закладка 15 мая 1905 г. каменного здания уч-ща (после революции в этом здании размещались губком и обком партии, ныне здесь находится администрация Костромской обл.). В. скончался на архиерейской даче в с. Солоникове, вблизи Костромы. 3 июня 1905 г. тело В. было погребено в архиерейской усыпальнице Богоявленского кафедрального собора (собор взорван в 1934, ныне на его месте находится спортплощадка).

http://pravenc.ru/text/158784.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010