В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

В День славянской письменности и культуры Блаженнейший Патриарх Феофил и Святейший Патриарх Кирилл совершили молебен у памятника свв. Кириллу и Мефодию в Москве 24 мая 2013 г. 16:33 24 мая 2013 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили крестный ход от Успенского собора на Славянскую площадь к памятнику святым Кириллу и Мефодию. В крестном ходе участвовали иерархи и духовенство, сослужившие Его Блаженству и Его Святейшеству за Литургией, хор клириков Московской епархии под управлением священника Сергия Голева, а также миряне, молившиеся в Успенском соборе. Торжественная процессия вышла из Спасских ворот Кремля. На Красной площади у храма Василия Блаженного к ней присоединился крестный ход духовенства и прихожан московских приходов, пришедший от храма Богоявления Господня в Богоявленском переулке. У памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили молебен. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на молебне молились учащиеся православных образовательных учреждений и воскресных школ г. Москвы. За богослужением пел Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Всем собравшимся на Славянской площади в рамках акции «Серафимовская ленточка» раздавались ленты с надписью «Радость моя, Христос Воскресе!» После молебного пения Святейший Патриарх Кирилл обратился с поздравлением к участникам торжеств и благословил москвичей, молившихся на Славянской площади. В слове после богослужения Блаженнейший Патриарх Феофил отметил: «Сегодняшний день исполнен пасхальной радости. Этот день особенный — он торжество и праздник для всего православного народа. Сегодня мы имели благословение присутствовать на великом событии, которое имеет культурное и церковное значение, — на торжествах в честь равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия».

http://patriarchia.ru/db/text/2992468.ht...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 08.04.2024 14:15:36 МОСКВА 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен в диаконы. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://radonezh.ru/2024/04/08/v-prazdnik...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2024 г. 15:04 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля.  В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской  духовной академии , был рукоположен во диаконы.  За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев) , наместник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы, и.о. ректора  Сретенской духовной академии ; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/6118909.ht...

В Тернопольской епархии УПЦ, куда мы прибыли для изучения ситуации захватов храмов раскольниками, состоялось краткое общение с митрополитом Сергием, порекомендовавшим посетить село Куты Шумского района, где раскольники «КП» осуществляют очередной рейдерский захват храма, а затем уже побывать в Свято-Георгиевском приходе с. Катериновка. Там при захвате церкви в сентябре прошлого года было учинено нападение на православных верующих филаретовцами вместе с боевиками «Правого сектора», батальона «Тернополь-2», что вызвало огромный резонанс в СМИ, но не получило до сего дня официальной правовой оценки МВД и Минкульта, контролирующего ныне вопросы религиозной жизни Украины.      По дороге в село Куты В Богоявленском Кременецком женском монастыре в часовне преподобного Иова Почаевского покоятся мощи патриаршего экзарха Украины митрополита Алексия (Громадского), убиенного 7 мая 1943 года по дороге из Кременца в Луцк. Митрополит Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский, †1943). Фото: sammler.ru      Убийство это было совершено боевиками УПА-ОУН(м), «мельниковцами», поддерживающими «Украинскую автокефальную православную церковь», о чем прямым текстом говорит в своих воспоминаниях участник злодеяния, эмигрировавший в США куренной УПА М. Скорупский (1) . Могила митрополита Алексия Похоронили убиенного митрополита в Кременецком монастыре напротив Богоявленского храма, слева у колокольни, а в 1961 году, перед закрытием монастыря, во избежание поругания останки захоронения перенесли на Кременецкое городское кладбище рядом с могилой его матери. И в 2005 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира они были обретены нетленными и возвращены в монастырь. Ныне останки покоятся в раке часовни прп. Иова Почаевского недалеко от первой могилы митрополита. Эта встреча с историей 70-летней давности подвигла перелистать страницы еще на несколько десятилетий назад и вспомнить обстоятельства возникновения УАПЦ. В 1921 году, 14 октября, в Софийском соборе в Киеве открылся так называемый Всеукраинский православный церковный собор, принявший решение, ввиду отсутствия на нем канонических архиереев, «самостоятельно создать епископат». Главой УАПЦ был избран отлученный от Церкви священник Василь Липковский. «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам. Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами кощунственным образом: на Липковского возложили руку мощей священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами». Со временем УАПЦ была упразднена большевиками. Большая часть «духовенства» репрессирована, остальная выехала за границу.

http://pravoslavie.ru/91722.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимир Киевский, сщмч. - житие Священномученик Владимир Киевский и Галицкий (память 25 января и в день Собора новомучеников и исповедников Российских в ближайшее воскресенье после 25 января по старому стилю) В миру Василий, родился 1 января 1848 г. в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. После Духовного училища и семинарии в Тамбове он в 1874 г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную семинарию. 31 января 1882 г. Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважения клира и мирян. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом. 3 июня 1888 г. в Александро-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (U 1892 г.) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Преосвященный Владимир проявляв постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. 19 января 1891 г. святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. В то время губернию поразила эпидемия холеры и неурожай. Власть терялась и первый пошел к народу с крестом в руках епископ Владимир, явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения.

http://pravicon.com/info-1992

Москва. Домовая церковь Илии Пророка на Воронцовом поле. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма. Место, где расположен храм, издревле именовалось село Воронцово, а позже Воронцово Поле, по древнейшему старомосковскому боярскому роду Воронцовых-Вельяминовых, который ведет свою родословную от выходцев из варягов ярла Шимона, перебравшегося из Скандинавии в 40-х годах XI в. в Киевские земли. Сын Шимона Георгий в конце XI - нач. XII вв. занимал пост тысяцкого в Суздале. Он же принимал участие в строительстве крепостей в Суздальской земле, а также и в закладке Московского Кремля в 1156 г. У потомка Георгия Феодора был сын Протасий, который переехал из Владимира в Москву вместе с сыном Св. блг. князя Александра Невского - прп. Даниилом, где он стал тысяцким. Доверие к Протасию со стороны князя Иоанна Калиты и его сына князя Симеона Гордого было столь велико, что во время отлучек они оставляли Москву и все княжество на его попечение. Пост московского тысяцкого передавался по наследству. После Протасия его занимали его сын - Василий Протасиевич и внук Василий Васильевич. Сын последнего Иван Васильевич попал в опалу к князю Димитрию Донскому и в 1379 г. был казнен на Кучковом поле. У Василия Васильевича было еще три брата: Федор Воронец, окольничий Тимофей (его сын умер бездетным) и Юрий Грунка. Феодор Воронец стал родоначальником Воронцовых, а Юрий - Вельяминовых, Аксаковых, Шадриных. По мнению известного отечественного историка и генеалога С.Б. Веселовского именно Феодору Воронцу принадлежало село Воронцово во второй половине XIV в. Духовным отцом Феодора Воронца был родной брат преп. Сергия игумен Московского Богоявленского монастыря преп. Стефан. Храм Святого Илии Пророка, по преданию, был построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили юной Москве разорением, и что эта битва произошла 20 июля (2 августа н. ст.), в день памяти Св. Пророка Илии, близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Года этой битвы история не сохранила, но из летописного сказания известно, что в 1476 г. храм Св. Илии Пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. Храм был деревянный и стоял на высоком склоне на берегу реки Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками». Возле храма со временем стал образовываться погост села Воронцова.

http://sobory.ru/article/?object=50384

Париж. Кафедральный собор Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В июне 1930 года, после того как митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчинёнными ему приходами и клиром решил выйти из юрисдикции Московского Патриархата, шесть мирян отказались поддержать это решение (пятеро из них — члены Братства во имя святого Фотия). Эти шесть человек сообщили о своём решении заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и Митрополит Сергий благословил митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому) осуществлять духовное окормление верующих, пожелавших остаться в лоне Русской Православной Церкви. Со временем к ним присоединились священники, а также епископ Вениамин (Федченков). 3 января 1931 года Администрация приходов Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Московского Патриархата, и 6 января поступил указ о запрете митрополита Евлогия и о назначении экзархом Западной Европы митрополита Елевферия. Во время Великого поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире. В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов (20−25 человек), оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. На rue Pétel, 5 был арендовано помещение, раньше служило подвалом велосипедной фабрики. Храм расположился в подвале. Храм, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имел двойное наименование — в честь Трех вселенских учителей и святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в знак верности Вселенскому Православию, а также во имя святителя Тихона Задонского, чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне Русской Православной Церкви. В храме были освящены два алтаря. В верхнем помещении решили устроить трапезную и монашеские кельи. Душой и вдохновителем этого дела был епископ Вениамин. Освящение и первое богослужение было совершено в день Пасхи Христовой в 1931 году.

http://sobory.ru/article/?object=37430

Подпишитесь на наш Телеграм О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях. Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофания, или Богоявление. После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия. Литургическое почитание Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя. Богослужебные особенности Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания , пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого . Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни. Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды:

http://blog.predanie.ru/article/bogoyavl...

Престольный праздник встретили в Нило-Столобенской пустыни 22 декабря 2021 г. 17:02 19-20 декабря 2021 года в Нило-Столобенской пустыни ( Тверская епархия ) прошли торжественные богослужения по случаю памяти преподобного Нила. 19 декабря по прибытии в монастырь  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий помолился у мощей преподобного Нила, а затем провел братские встречи с наместником архимандритом Стефаном (Таракановым) и благочинным обители. Во время общения правящий архиерей выразил радость в связи с постригом в мантию двух насельников обители и принятием в число послушников одного из трудников; поблагодарил за труды по восстановлению кровли корпуса трудников, проведенные фасадные работы в церкви святых Петра и Павла, устроение безопасных дорожек для братии внутри монастырского двора и иные проведенные за последние месяцы работы, за заботу о духовной жизни и здоровье насельников монастыря. Архимандрит Стефан рассказал о предстоящих трудах по воссозданию нескольких храмов обители, которые до сих пор не восстановлены, а также исторического братского корпуса. Вечером владыка Амвросий совершил малую вечерню с акафистом преподобному Нилу и праздничное бдение. 20 декабря, в день престольного торжества, митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в главном соборе обители — Богоявленском, где с хранятся честные мощи селигерского подвижника. Главе Тверской митрополии сослужили наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Стефан (Тараканов), наместник Успенского Старицкого монастыря игумен Дамаскин (Леонов), благочинный Осташковского церковного округа протоиерей Димитрий Марковский, благочинный Старицкого церковного округа протоиерей Владимир Марценюк, и.о. настоятеля Воскресенского кафедрального собора г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, братия обители в священном сане, духовенство Тверской епархии и гости из других епархий. За богослужением пели хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под руководством протодиакона Василия Попадинца и детский хор «Голубка» Житенного женского монастыря под руководством Юлии Цымбал.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010