Сортировать по Исключить новости «Когда Алексей Васильевич пел, на втором куплете люди начинали плакать» Евгений Тугаринов о силе духа, силе души, глубине и силе чувств актера Алексея Петренко 25 февраля, 2017 Евгений Тугаринов о силе духа, силе души, глубине и силе чувств актера Алексея Петренко Только на днях мы сообщали, что 26 февраля в Москве состоится концерт «Четыре века русской духовной музыки» с участием Народного артиста России, члена Патриаршего совета по культуре Алексея Петренко. А 22 февраля Алексей Васильевич скоропостижно скончался. О своем друге, как о человеке и христианине, рассказывает старший регент Богоявленского кафедрального собора в Елохове Евгений Тугаринов. С Алексеем Васильевичем Петренко мне посчастливилось познакомиться 17 лет назад. Это произошло в рамках подготовки фестиваля православной музыки и православного искусства, который проходил в Сибири, в городе Лесосибирск. Мало кто знает это название, но этот город – одна из малых столиц российского лесоповала. Тогда он представлял собой скопление одноэтажных зданий барачного типа, в которых жили ссыльные люди – труженики лесоповала или деревообрабатывающих заводов. Организатором фестиваля был настоятель Крестовоздвиженского храма Лесосибирска протоиерей Андрей Юревич. В то время он был духовником Алексея Васильевича Петренко и пригласил свое духовное чадо на фестиваль. Туда же был приглашен и наш хор Православного Свято-Тихоновского института, в котором пела дочь отца Андрея (ныне – матушка Екатерина). Во время подготовки к фестивалю мы встречались с Петренко в консерватории, где я тогда работал. Я знал, кто такой Петренко, смотрел многие его фильмы и, конечно, поначалу робел в общении с известным, выдающимся актером. Но как-то однажды мы встретились с ним в консерватории, чтобы отрепетировать песни, которые предполагалось петь ему с нашим хором. Мы пошли в класс, разговорились, и вдруг я услышал от него такие признания, которые сразу показали мне, что это не просто большой актер, но еще и большой человек. Человек именно христианского толка, христианского устроения.

http://pravmir.ru/kogda-aleksey-vasilevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. Наряду с Холуем и Палехом М. занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного иконописания Нового времени, особенно XIX - нач. XX в. Иконная «промышленность» этих центров была грандиозной по масштабам, что зафиксировано в материалах статистических отчетов по Владимирскому краю: в одном только Холуе к сер. XIX в. выпускали более 1,5 млн икон в год, близкое к этому количеству икон писали в М. и Палехе в конце века. Хотя иконописный промысел сел Владимирского края не имеет прямого отношения к древней владимиро-суздальской школе, его часто называют «суздальским», т. к. промысел получил известность до учреждения губерний (1778), когда села находились в Суздальской епархии. Основополагающими для исследования иконописи М. являются труды ее жителя, бывш. крепостного крестьянина из семьи потомственных иконописцев, а в дальнейшем ученого-краеведа, этнографа, члена Московского археологического об-ва И. А. Голышева , который опубликовал сведения из истории Богоявленской слободы М. и развития там ремесел с привлечением древних документов, гл. обр. хранившихся в церквах села ( Голышев. 1865). Первая научная публикация об иконописном промысле М. принадлежит Д. К. Тренёву; она посвящена вопросам сохранения традиц. иконного дела. Тренёв писал, что села Владимирского края «представляют собою и поныне почти единственный питомник русской иконописи, откуда поступают и расходятся по всей России, как «расхожие»,- худшего достоинством письма, иконы, служащие удовлетворению религиозной потребности масс простого русского народа, так и лучшие и наиболее ценные произведения этого рода» ( Тренёв. Иконопись мстёрцев. 1903. С. 3). Большую роль «палеховских и мстерских писем» в развитии иконописи XVII-XIX вв. отмечал Н. П. Кондаков, который объяснял недостаток внимания к иконописи М. предубеждением искусствоведов ( Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901. С. 18. (ПДПИ; 139)). Одним из первых подвергли стилистическому анализу мстёрское иконописание А. В. Бакушинский и В. М. Василенко, работа к-рых стала началом основательного искусствоведческого анализа иконописи М. ( Бакушинский, Василенко. 1934). Развитие иконного дела в М.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Нужна ли цензура на телевидении? (Телепрограмма, 05.06.04) (комментарий в аспекте культуры) «Невероятная красота мира...» Татьяна Пластова Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) «Видимо, я до старости буду чувствовать и глубоко волноваться, как и в дни юности, благоуханным дыханием искусства, в чем бы оно не проявлялось. И едва душа у меня почувствует это тонкое, ароматное веяние прекрасного, ей Богу, я делаюсь сам не свой, становлюсь мечтателен и порывист, точно мне семнадцать лет и будто у меня впереди вся жизнь, и мне впервые и скоро-скоро придется увидеть Третьяковку, Москву, Василия Блаженного, Царь-колокол, Иверскую и проч. и проч. – всю ту Русь, родную, великую, несокрушимую…» «Я прожил долгую жизнь, и жизнь всяческую. И чем дольше живу, тем все более и более убеждаюсь, что если бы на заре моей юности… я предался какой-то расслабленности, чувству бесперспективности, естественному в иные моменты, по мнению иных, чувству усталости, скуки, вялому раздумью, я был бы давным-давно смят и раздавлен неисчислимым количеством всяких обстоятельств и преград жизни, без следа, мутной тенью растаял бы в сутолоке этой жизни» «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда он поймет эту удивительность, громоподобность бытия, – на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись» (А.А.Пластов) Благовещение (фрагмент росписи Богоявленского храма в с.Прислониха, художник - Г.Г.Пластов) Стоит вырваться из обольстительных объятий блистательной, нарядной Москвы, освободиться из этого добровольного плена, как становится ясно, что огромные, редко заселенные пространства, именуемые Россией, живут своей, неведомой нам жизнью. То, что знал и любил Аркадий Пластов, во многом ушло безвозвратно, но также бесконечны заснеженные поля под хмурыми небесами, таинственны восходы луны в зимнем лесу. Невероятной красоты и обилия цветы и травы в сенокосную пору — все те же. Целомудренно прекрасны женщины, как в пластовской «Весне», так же идет первый снег, и, как и раньше, трогательны выбежавшие порадоваться ему дети.

http://sedmitza.ru/text/399672.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. 19 января 2014 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. «Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4).

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-01-19/...

(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Член Российской академии (1818). Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Детство и образование Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Его родитель — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил. Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей. 20 декабря 1791 года, 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Глава третья. Чинопоследования водоосвящений 1. Чинопоследование великого богоявленского водоосвящения 346 Чин великого богоявленского водоосвящения, заключая в своем составе некоторые священнодействия и молитвословия, ставящие его выше простого обряда, и придающие ему, как бы, некий сакраментальный характер, быть может, по тому самому, пользовался особым уважением наших предков. Обставленные особою торжественностью крестные ходы на воду в день самого праздника Богоявления, а также чувство глубокого уважения к св. богоявленской воде, переходившее иногда, как увидим ниже, даже границы благоразумия, вполне оправдывают высказанное положение. В зависимости от этого и стоит та бдительность, с которой русский народ старого времени следил за всеми, даже малейшими изменениями в составе этого чина, известно, какое волнение вызвало в старой Москве одно лишь удаление из рассматриваемого чина слова «и огнем», удаление, стоившее стольких страданий злополучным справщикам того времени 347 . Большие волнения вызвало, также, распоряжение Никона не совершать чина великого водоосвящения в самый день праздника Богоявления. Это распоряжение патриарха было также причтено к числу выставлявшихся против него обвинений, а самый вопрос о том, следует ли выходить с крестным ходом на Иордань в самый праздник Крещения и вторично освящать здесь воду великим освящением, – был предметом соборных рассуждений. В зависимости от такого отношения к чину богоявленского водоосвящения стоят, быть может, еще и те (правда незначительные) особенности этого чина по нашим старым требникам, которые не могут быть объяснены из практики церкви греческой. В XVI и первой половине XVII в. Чин великого водоосвящения ежегодно совершался в русской церкви двукратно: накануне праздника Богоявления, и на самый праздник, когда он соединялся с торжественным выходом на Иордань. Накануне праздника Богоявления, великое водоосвящение совершалось, как и теперь, или на литургии, перед пением «Буди имя Господне«, или в конце вечерни (если навечерие Богоявления приходилось в субботу или неделю). Для совершения чинопоследования, священнослужители исходили из алтаря при пении тех же, что и ныне, тропарей, и направлялись «ко крестильнице» 348 . По некоторым памятникам, во время пения последнего тропаря «Прямо гласу вопиющего в пустыни», священник должен был осенять приготовленную к освящению воду возженными свечами 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1687. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина Координаты: 56.375376, 41.939535 Проезд:Поселок Мстера, территория Богоявленского монастыря в центре поселка. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.  В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В конце 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.)  Затем несколько лет " смутного времени " 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи монастырского комплекса Владимирской Епархии реставрация храма была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 г. заканчивались отделкой интерьеры. В коллекции различных интересных надписей, собранных К. в разделе V «С разной церковной утвари.» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись ещё одно зримое свидетельство древности обители.

http://sobory.ru/article/?object=01898

Память свмч. Владимира (Богоявленского) 7 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Статья из т.8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг. в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализацировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писа¬ния. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран де¬путатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина мон-рь; был членом в Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886). 13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр.

http://sedmitza.ru/text/560961.html

(† 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Вязниковский, Верижник. Сведения о М. сообщают «Книга, глаголемая Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) и «Перечни российских чудотворцев» (списки XVIII-XIX вв.): «Святой праведный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и святаго Николы, иже на Клязьме реце в Мстерской волости Государеве, новый чудотворец» (Описание о российских святых. С. 268; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 115 об., XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 229-229 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 52, XVIII в.; СПбДА. А II/63. Л. 45-45 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). По предположению В. В. Баранова, Богоявленская слобода, преобразованная впосл. во Мстёрскую вол., возникла в кон. XVI в. на погосте рядом с «монастырьком Иоанна Милостивого», к-рый существовал уже в 1-й четв. XVI в. (он упом. в духовной грамоте И. В. Ромодановского 1521-1922 гг.; Баранов. 2008. С. 20). Первые сведения о Богоявленской слободе относятся к 1609/10 г.: с этого времени и до 1628/29 г. она находилась во владении кн. Г. П. Ромодановского, а затем перешла к его сыновьям. Как следует из писцовых книг Суздальского у. «Письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова» за 1628-1630 гг., в вотчине Ромодановских находился муж. мон-рь: «...погост Богоявленская слободка на реке на Мстере, да на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колоколы и всякое церковное строение вотчинниковы; а у церкви на церковной земле келья чернаго попа Лариона, келья другова чернаго попа Конона, да келья крылошеника Моисея да келья другова крылошеника Арсения, да келья старца и оной двор попа Евфимия...» ( Голышев. 1865. С. 107). Богоявленская ц. до ее перестройки в 1683-1687 гг. имела придел в честь Успения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь называли еще и Успенским (Храмозданная грамота митр. Суздальского Илариона на ц. Богоявления от 27 февр. 1683; см.: Там же. С. 111). В писцовых книгах XVII в. не упоминается о существовании в Богоявленской слободе церковных престолов, освященных во имя свт. Николая Чудотворца. Однако в Иоанновской ц. хранилось напрестольное печатное Евангелие, вложенное в 1649 г. диак. Ионой «в дом Николы Чудотворца по своих родителех... при игумене Герасиме да при едином священнике Митрофане, да при старце Василие, да при старце Тарасие и при всей братии» ( Он же. 1870. С. 59; Евангелие, впрочем, могло поступить в мон-рь и из др. обители).

http://pravenc.ru/text/2563614.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010