Завещание Дмитрия Донского А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) 27 февраля 1425 г. умер великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество единственному сыну Василию, которому еще не исполнилось и десяти лет (родился он 10 марта 1415 г.). Положение малолетнего великого князя на престоле было непрочным. Живы были его удельные дядья — Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий считал, что порядок наследования не мог быть установлен Василием I, ибо он определялся духовной их отца — Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич полагал, что, согласно этому завещанию, после смерти Василия великокняжеский престол должен был наследовать именно он, князь Юрий, как старший в роде Ивана Калиты. Однако вопрос был не таким простым, как это казалось князю Юрию. Составляя в 1389 г. завещание, Дмитрий Донской писал в нем: «...благословляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением». Победа, одержанная на Куликовом поле, и успехи объединительного процесса сказались уже в том, что великий князь Дмитрий считал великое княжение «своею отчиною» и не передавал вопрос о его судьбе на усмотрение ордынских царей. Правда, о том, как строить отношения с Ордой, в случае если наследник умрет, он умалчивал. Всего не предусмотреть во время, чреватое всякими неожиданностями, да и нужно было верить в лучшее. Вот ведь сумел сам князь Дмитрий достичь многого. Может быть, с Божьей помощью и князь Василий (если тому даст Бог живота) достигнет не меньшего, а там и Всевышний, может быть, «переменит Орду», и все как-нибудь обойдется. Но «на Бога надейся, а сам не плошай», — гласит мудрая пословица. Поэтому на всякий случай (чего не бывает в эти смутные времена) князь Дмитрий решил обеспечить судьбу своей семьи хотя бы за счет более или менее верного — удела, которым он сам владел «по старине», восходящей к порядкам его деда Ивана Калиты. Поэтому Дмитрий Донской писал: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини». У князя Дмитрия к тому времени кроме Василия было еще четверо сыновей — Юрий, Андрей, Петр и болезненный Иван. Вскоре после составления духовной появился на свет и Константин (16 мая 1389 г.). Так что ясности добился великий князь Дмитрий весьма относительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Дядя или племянник А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Сразу после смерти Василия I (27 февраля 1425 г.) реальная власть в Москве перешла в руки энергичных правителей — властолюбивой княгини-вдовы Софьи Витовтовны, волевого митрополита Фотия и деятельного боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского. Наибольшим влиянием из них при дворе пользовался митрополит. Решив сразу же покончить с какими-либо недомолвками (в первую очередь с претензиями Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол), митрополит Фотий уже в ночь смерти великого князя направляет в Звенигород к князю Юрию своего боярина Акинфа Ослебятева. Он должен был передать приглашение дяде малолетнего великого князя явиться в столицу и присягнуть на верность Василию II, т.е. подчиниться его воле. Выбор гонца был сам по себе удачным: родич героя Куликовской битвы Осляби должен был внушить доверие к себе сыну победителя Мамая. Однако князь Юрий, собравшись было ехать по собственному почину в Москву, переменил решение. Вероятно, он усмотрел в приглашении опасность для себя и повернул к Галичу. Это было в Великий пост, т.е. между 25 февраля и 7 апреля 1425 г. Жребий был брошен. Непослушание удельного князя подлежало наказанию, что, конечно, понимал и сам князь Юрий. Приняв решение сопротивляться намерениям московских властей, он тем самым показал свое стремление начать борьбу за великое княжение. В той обстановке Юрий Дмитриевич должен был или покориться, или победить. Третьего исхода теперь уже не существовало. Князь Юрий избрал борьбу за власть и, очевидно, сразу предъявил свои права на великое княжение, опираясь на завещание Дмитрия Донского. Да и в предшествующее время в деятельности Юрия Дмитриевича были черты, напоминавшие деятельность Дмитрия Донского. Князь Юрий прославился своим успешным походом на булгар и казанских татар в 1395 г. Летописец об этом походе писал: «...и никто же не помнит толь далече воевала Русь Татарьскую землю». Ходил он в походы и против нижегородских князей. В 1398 г. Юрий Дмитриевич выступал против князя Семена (ставленника татар в Казань и Булгары, а в 1414 г. он «не сътвори зла ничтоже» Нижнему. Нижегородцы запомнили надолго это благожелательное отношение к ним князя. Василий I всячески отстранял князя Юрия от престола, особенно когда у него появились реальные наследники (дети). Некоторое время (до осени 1406 г.) Юрий княжил в Новгороде. Все три направления деятельности князя Юрия (антиордынская борьба, попытки завязать контакты с Новгородом и Нижним) отчетливо прослеживаются и в действиях его сыновей после 1425 г. Много внимания уделял князь Юрий своей столице — Звенигороду. Здесь он построил придворный храм — Успенский собор. Благодаря содействию князя Юрия инок Троицкого монастыря Савва (умер в 1406 г.) создал под городом Сторожевский монастырь с каменным храмом. Наконец, в Троицком монастыре князь Юрий содействовал строительству Успенского собора. В росписи всех этих соборов принимал участие Андрей Рублев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

Захарьино. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С. Захарьино стоит на р. Веле. В 1627 г. здесь было поместье вдовы Малюты Ширина (Малюта - прозвище, имя было Иван) Прасковьи и сына её Богдана. В то время в Захарьине был двор помещичий и два двора бобылей. В 1639 г. сельцом владел брат Богдана Ширина, Фёдор Иванович Ширин. В 1649 г. по указу государя и по докладной выписке думного дьяка Фёдора Кузьмича Елизарова поместье отдано беспоместному Никите Ивановичу Корчмину. У Фёдора Ширина оно отобрано за то, " что он зарезал брата своего Федота Ширина и за неслужбы его " . В 1665 г. Никита Корчмин разделил поместье со своим братом Дмитрием. В 1673 г. после смерти Дмитрия Корчмина половиной сельца владела его вдова Екатерина с сыном Василием. Вскоре она вышла замуж за Ивана Суморокова. В 1676 г. половина сельца была дана в вотчину Никите Корчмину. В 1704 г. подпоручик Василий Дмитриевич Корчмин построил деревянную церковь Спаса. Село стало вотчиной Троице-Сергиева монастыря. В 1737 г. была освящена новопостроенная церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Освящал храм архимандрит Варлаам. Этот храм дошёл до нашего времени. В 1808 г. он был освящён после ремонта, тогда же построена колокольня. В 1895 г. потомственцый почётный гражданин Сергей Васильевич Аигин пожертвовал до 6 тысяч рублей на благоукрашение Воскресенской церкви. 9 января 1912 г. был освящён обновленный усердием церковного старосты Ивана Нечаева и его родственника Ивана Сазонова храм. Настоятель, священник Василий Некрасов отслужил панихиду по усопшим благотворителям храма Василию и Сергею Васильевичу Аигиным. При обновлении были растесаны окна и стены покрыты цементной штукатуркой. В советское время храм был закрыт и разорён. Село Захарьино стоит на реке Веле. В 1704 году подпоручик Василий Дмитриевич Кормчин, совладелец села, построил здесь деревянную церковь – Спасскую. Село вскоре стало вотчиной Троице – Сергиева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01568

Ипатский монастырь основан Татарским Князем Четом, в начале второй четверти четырнадцатого столетия. Сей знаменитый вельможа Золотой орды, 1330 года, плывши Волгою, остановился близ того места, где река Кострома изливается в Волгу. Здесь он видел чудесное явление иконы Божией Матери, с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудо расположило татарина к христианству. Прибыв в Москву, он получил Святое крещение с именем Захарии и благосклонно принятый Великим Князем Иоанном Даниловичем, навсегда остался жительствовать в России, а на месте явления основал монастырь 1 . Происшедшие от Чета знаменитые дворянские роды Сабуровых, Пешковых, первоначально именовавшихся Сабуровыми–Пешковыми, Шеиных, Вельяминовых и Годуновых, приняли после Чета усердное участие в устроении Ипатской обители 2 . Из всех этих родов многие усматриваются на первом ряду вельмож, предстоявших престолу Московских государей еще в XIV и половине XV века, как то: Сабуровы, Шеины, Пешковы, Вельяминовы, и с начала XVI столетия Годуновы. По отдаленной древности, истребившей бумаги Ипатского монастыря, не можем знать о вкладах Шеиных и Вельяминовых; но правнук Чета Константин Дмитриевич Сабуров туда приложил многолюдную вотчину, в 12 верстах от Костромы, село Костенево с деревнями. По-видимому, около того же времени, Федор Сабуров приложил такую же многолюдную вотчину, близ же Костромы, село Козминское с деревнями. Сын его Михайло Федорович, 1447 года от Шемяки передавшийся государю Василию Темному, с 1462 года окольничий – скончался в чине боярина и дворецкого 1464 года, – приложил село малое Яковлевское также близ Костромы. Семен Дмитриевич Пешков, с 1550-го окольничий, в 1551-м воевода Сторожевого полка –скончался 1561 года, – село Яковлевское большее с деревнями около Нерехты. К сему времени должно отнести приклад села Михайловского с деревнями, также около Нерехты, по бывшем воеводою Передового полка 1532-го, 1547-го и 1550 года, Князе Давиде Федоровиче Палецком. О стольнике Иване Ивановиче Шетневе, приложившем несколько селений около Ярославля и Костромы, не имеем прямых указаний; но, заметно, и он жил около начала XVI века, потому что Петр Иванович Шетнев, 1524 года, павший на поле брани за отечество, по-видимому был родный брат его. Все таковые пожертвования ведут к несомненному заключению, что Ипатский монастырь, до возвышения еще Годуновых и задолго до царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора Иоанновича, урожденной Годуновой, обогативших обитель богатыми пожертвованиями, пользовался уже достаточным содержанием. 3 III

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года Из всех врагов, восставших против великого князя в день его свадьбы, самым жестоким был Дмитрий Шемяка. Ни дядя Юрий, ни сын его Василий Косой, ни даже мстительный боярин Иван Дмитриевич не причинили столько зла великому князю, как этот двоюродный брат его. Правду сказать, и он сам не всегда был справедлив и очень часто заслуживал те несчастья, какие терпел. Именно Шемяка был, кажется, назначен Богом, чтобы показать великому князю, что еще и в здешнем мире зло бывает наказано. Свадебные праздники Василия Васильевича были, кажется, последними приятными днями для этого несчастного государя: не прошло и месяца после них, как Юрий Дмитриевич со своими сыновьями уже изгнал его из Москвы и, из милости дав ему в удел город Коломну, объявил себя великим князем. Правда, княжение его продолжалось только несколько месяцев, и Василий опять возвратился в Москву, но Юрий мог бы стать для него опасным, если бы вскоре потом не умер. Однако с ним не умерли все враги Василия, и сыновья его Косой и Шемяка имели точно такие же честолюбивые намерения, как и отец их. Косой как старший первым объявил свое право на великокняжеский престол и, наняв Вятчан, уже пошел с ними к Москве; но великий князь с верными Москвитянами, чрезвычайно любившими его, победил своего гордого брата и тогда же обесславил себя ужасным злодейством, напоминавшим России XII век и несчастного Василька Ростиславича: приказал ослепить Василия Косого! Такой жестокий поступок уменьшил любовь Русских к великому князю и извинил несколько все зло, каким впоследствии отомстил ему Шемяка за несчастье брата. Сначала этот хитрый князь не показывал Василию своей ненависти и даже вместе с ним называл врагом Отечества бедного слепца; но все это было только для того, чтобы получить в свое владение те богатые уделы, которыми великий князь хотел вознаградить его за несчастье Косого. Как только новые области были ему отданы, он начал думать о мщении и недолго искал подходящего случая: в России, окруженной со всех сторон врагами, такие случаи были нередки.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

Аннотация.  Статья посвящена исследованию происхождения и употребления Имени Божия в Священном Писании в трудах архиепископа Феофана (Быстрова) на основе исторических и филологических данных. Синайская теофания всегда привлекала внимание читателей и исследователей. И дело не только в величественности и таинственности. Главное то, что Бог во время этого события открыл своё личное Имя. Ещё в древности в переводах личное Имя Божие было принято заменять словом «Господь». Когда же пытались определить подлинное звучание, то Его читали как «Иегова». Но как же Оно звучало по-настоящему? Что Оно в действительности означало? Каково Его место среди других Божественных Имён? Не менее интересен вопрос о словах Бога «Я есть Сущий», которые в еврейском тексте можно перевести как «Я есть Тот, кто Я есть», а можно «Я буду Тем, кем я буду». На все эти вопросы отвечал архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 1872–1940 гг.) в своей магистерской диссертации «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя », которую он защитил в 1905 г. в Санкт-петербургской духовной академии. Оканчивая курс Духовной Академии, будущий архиепископ Феофан, а тогда Василий Быстров, специализировался по кафедре Библейской истории. Под руководством одного из лучших знатоков Ветхого Завета, ординарного профессора этой кафедры, доктора богословия Фёдора Герасимовича Елеонского (1836–1906 гг.) он написал диссертацию на тему: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова». Эта работа была сразу названа «серьёзным вкладом в богословскую литературу» с. 21–22]. Василий Быстров получил за своё исследование не только степень кандидата богословия, но и денежную премию. «Согласно представлению комиссии по присуждению денежных наград за лучшие кандидатские сочинения студентов IV курса Академии, окончивших курс в 1896 г., выдать награду за сочинения кандидатам: Василию Быстрову премию митрополита Иосифа (165 рублей)…» с. 155]. Это была самая высокая премия, присуждавшаяся за кандидатские диссертации, превышавшая в три раза размеры других премий. Для сравнения, будущий великий русский патролог, Николай Иванович Сагарда (1870–1943 гг.), окончивший Академию вместе с Василием Быстровым, был удостоен поощрения «из процентных денег с юбилейного капитала» в размере 50 рублей с. 156].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В знаменитой семье Тверских Князей Михаил Александрович занимает едва ли не первое место; он, своим умом, благородством характера и твердостью воли, далеко, оставил за собою и деда, и отца. Те едва не погубили Тверского княжения в то время, когда оно было первенствующим на Руси, и когда Москва и Литва только что начинали выходить на поприще истории; он же умел поддержать свое княжество, и даже привести его в возможно цветущее состояние и уважение от соседей в то время, когда Тверь была уже сильно потрясена и ослаблена, и когда Литва и Москва развили свое могущество на счет соседей. Богу угодно было приготовить Михаила к великой деятельности многими несчастьями и многими трудами с первых дней юности. Михаил родился в 1333 году, в то время, когда отец его, Александр Михайлович , бежавший из Твери, проживал изгнанником во Пскове; от святой купели принял Михаила знаменитый Новгородский Архиепископ, Василий, приехавший тогда во Псков по церковным делам. Через четыре года несчастному Александру Михайловичу удалось воротиться в Тверь и получить Ханский ярлык на достоинство Великого Князя, за Александром вскоре выехало из Пскова и его семейство; но непродолжительно было счастье Александра: деятельный и хитрый соперник его, Иван Данилович Калита, Великий Князь Московский, успел оклеветать его перед Ханом Узбеком, и Александр, вызванный в Орду, погиб там от рук палача, по повелению Ханскому, в 1339 году. Михаил остался после отца на шестом году; он прожил в печальном семействе отца на попечении у вдовы матери и старших братьев около двух лет, потом в 1341 году, на восьмом году от рождения, его отправили в Новгород на воспитание к его крестному отцу, Архиепископу Новгородскому, Василию. 1 Архиепископ Василий поручил крестника одному своему протодьякону, мужу ученому и благочестивому, который так умел направить волю и развить способности своего воспитанника, что Михаил полюбил книжное учение и с большою охотою прилежал к книгам, нежели к детским играм; по свидетельству жизнеописателя, он постоянно посещал церкви и внимательно слушал священнослужение, любил беседу с мудрыми мужами, и особенно часто ходил к своему крестному отцу, и с жадностью и наслаждением принимал от него поучения. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Закрыть Вы — соль Земли Русской, Дорогие Соратники! Будьте стойкими и не отчаивайтесь! Выступление на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года» 20.03.2017 1171 Время на чтение 12 минут По материалам выступления на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском Селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года. Подвиг Императора Николая II и будущее Русского Царства» 17 Марта 2017 года. Сегодня утром вернулся из поездки в Санкт-Петербург, где в области (увы, до сих пор «ленинградской»), в приходе храма Святых Царственных Мучеников в Сологубовке, настоятелем там известный православный царист Протоиерей Александр Захаров, проходила международная конференция «Почитание Царственных Мучеников и прославление царских слуг в России и зарубежье». В самом завершении форума ведущий конференции - главный редактор «Русской Народной Линии» Анатолий Дмитриевич Степанов выразил общую благодарность организаторов и участников конференции выдающемуся российскому православно-патриотическому общественному деятелю Василию Вадимовичу Бойко-Великому, который не только обезпечил проезд иногородним, иностранным участникам конференции (в том числе и мне), но и пожертвовал Христа ради средства на приобретение технических устройств для связи конференции по скайпу с другими участниками, которые по тем или иным обстоятельствам не могли лично присутствовать. Так, со своими приветствиями по прямой видеосвязи обратились Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский; Епископ Егорьевский Владыка Тихон (Шевкунов) ; Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель монастыря Рукумия (Сербия) Игумен Симеон . Из-за организационной оплошности, к сожалению, не удалось связаться с самим Василием Вадимовичем... Но я имею честь передать горячую благодарность ему от всех участников той конференции ... На ней я собирался выступить с сообщением, которое готовил и к той конференции, и к нашему собранию. Из-за его объемности хотел прочитать часть выступления в Сологубовке, а другую здесь - в Коломенском . Но так получилось, что в ходе вчерашней конференции возникли полемические поводы вокруг титульного наименования Святого Государя Николая Второго «Страстотерпец», якобы умаляющего духовный Подвиг Государя, а также терминов «отрешение», «отречение» и «свержение Самодержавия». Участник конференции Владыка Митрофан (Баданин), Епископ Североморский и Умбский, предложил принять некое обращение от всех участников конференции, которое предлагало бы обоснование предпочтения употребления того или иного термина. Поскольку вопрос мне видится весьма трудоемким и неоднозначным, чтобы избежать поспешных решений, вместо подготовленного текста я выступил с импровизированным рассуждением по данным темам, кстати, используя примечание В.В.Бойко-Великого к моей книжке «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму " Повести Временных Лет " » относительно титула «Страстотерпец».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/20/vy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010