Изображения отцов Церкви в апсиде располагались парами по сторонам окна: справа - святители Григорий Богослов и Василий Великий, слева - свт. Иоанн Златоуст, изображение другого святителя не сохранилось, там мог быть представлен св. Афанасий, еп. Александрийский. Все традиционно показаны в епископских омофорах, а Иоанн Златоуст и Григорий Богослов также в полиставрионах. На раскрытых свитках, к-рые они держат, написаны слова молитв. В зап. рукаве креста представлены друг против друга сцены «Вход Господень в Иерусалим» (на юж. стене) и «Сошествие во ад» (на сев. стене), на сев. стороне свода - «Положение во гроб». В основе всех 3 фресок лежат простые и ясные композиционные схемы с небольшим числом фигур. Фигуры имеют правильное анатомическое строение и слегка удлиненные пропорции; они объемно моделированы и показаны в естественных позах и движениях. Колорит, как и во фресках 1-го слоя, не очень яркий, но недостаточно хорошая сохранность росписей, прежде всего композиции «Сошествие во ад», не позволяет утверждать, что изначально он был именно таким. Наряду с пластической и цветовой моделировкой важную роль играет линия, очерчивающая фигуры гибким ясным контуром, выделяющая красивый, иногда чуть усложненный рисунок складок. Фрески 2-го слоя, как и росписи 1-го, по-видимому, были написаны местными мастерами, но более качественно. Образы святителей в апсиде обнаруживают сходство с произведениями книжной миниатюры кон. XI - нач. XII в., сцены на стенах и сев. стороне свода зап. рукава креста - с памятниками, расположенными в разных концах визант. мира (Киев, Новгород, Венеция), нек-рые из них созданы к-польскими мастерами. Лит.: Αντουρκης Γ. Β. Α μονι Μυριοκεφλων κα Ρουστκων Κρτης μετ τν παρεκκλησων ατν Συμβολ ες τν ρευναν τν χριστιανικν μνημεων: Diss. Αθναι, 1977; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece during the 11th and 12th Cent.//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 87; Ανδριανκης Μ. Να στοιχεα κα απψεις για την μνημειακ τχνη της Κρτης κατ τη Β βυζαντιν περοδο//Acts of the 6th Intern. Cretological Congress. Athens, 1991. P. 23; Spatharakis I. Byzantine Wall-Paintings in Rethymnon. Rethymnon, 1998. P. 40; Papadaki-Oekland S. Patrons and Artistic Production in Crete during the 12th Cent.: A Preliminary Approach//ДРИ. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. 2002. С. 38; Leledakis I. N. Mother Virgin of Myriokefala. Rethymno, 2003; Орецкая И. А. Фрески церкви Панагии Антифонитрии в дер. Мириокефала на о. Крит//Лазаревские чт.- 2012: Мат-лы 36-й науч. конф. (в печати); odysseus.culture.gr [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2563314.html

Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа Ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 303 ). У Ангелов нет ни ссор, ни споров, ни недоразумений. Каждый имеет всё, что остальные, и все вмещают в себя полноту совершенства, потому что ангельское богатство не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно разделять для многих, но невещественное стяжание и богатство разумения. И потому совершенства их, во всяком из них пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми. Святитель Василий Великий ( 8, 359 ). Есть ли на небесах у избранных и у Ангелов вера и надежда? У Ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надо веровать и на Кого надо надеяться. Они всегда видят лице Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у Ангелов, и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 73 ). Иерархия Бесплотных Сил Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 525 ). Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог не благоволил, чтобы все они состояли в одном чине. Напротив, установлено, чтобы и у Божественных служителей были начала, власти и преимущества. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 225 ). Девять чинов Ангелов имеют наименования, сообразно их природе и деятельности – Престолы, Херувимы, Серафимы, Силы,, Господства, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они – умы; и воинствами, поскольку они «служебные духи» ( Евр. 1, 14 ) Царя Всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, то есть называются Силами и Ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются Силами, ибо все могут приводить в исполнение Божественную волю. Ангелы тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются Ангелами (Вестниками), как возвещающие людям Божественные повеления. Преподобный Петр Дамаскин ( 63, 76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как глаза не видят ничего умственного, так очи веры не видят ничего чувственного. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 290 ). Падшее человечество приступает к святой истине верой; другого пути к ней нет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 119 ). Вера есть то, чего мы не видим или умом не постигаем, но веруем, что это есть. Так, не видим Бога, но веруем, что Он есть (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершенное, вера довершает, и познаем всетаки более от веры, чем от разума). Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в лицах, но веруем, наставляемые словом Божиим. Не видим Христа, Сына Божия, жизни вечной, Небесного Царствия, но веруем. Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовых, но вера в этом утверждает нас. В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак познание их не есть плод нашего разума, но плод веры, которая утверждается на твердом основании Святого Божиего слова и истине, и всемогуществе Божиих. Это для того говорится, чтобы не испытывать умом того, что требует единой веры, но пленять разум в послушание Христу ( 2Кор. 10, 5 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 257–258 ). Подвиг веры Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих ( 46, 181 ). Если ежедневные дела требуют веры, тем более – дела неизреченные и духовные ( 42, 163 ). Вот признак веры истинной: когда обетования бывают выше человеческого понимания, а мы твердо уповаем на силу обещанного. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 396 ). В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры. Святитель Василий Великий ( 6, 313 ). Помыслы обуревают наш ум, а вера надежнее якоря избавляет его от крушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань ( 37, 279 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Настоятель отец Виктор Болдевскул и староста Илья Ярощук делают объявление: «От нашей церкви будет организован паломнический автобус в Нью-Йорк к мощам святителя». Мы приехали в Синодальный Знаменский собор Нью-Йорка заблаговременно. Когда во время всенощного бдения под пение «Хвалите имя Господне» ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев внес ковчег с мощами святителя, наш бостонский прихожанин Виталий Ноуэл тихо сказал: – Какие же мы счастливые, какие мы счастливые, что мы – православные. 12 февраля Три святителя: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Иоанн Златоуст Америке не чужой. При всем уважении к романтике юности, вовсе не «Юнона» и «Авось» впервые привезли в новый свет русских людей. Это сделали в 1732 году «Святой Гавриил», в 1741 году – «Святой Петр» и «Святой Павел», а в 1784-м – «Три святителя». Именно так назвал свой парусный галиот основатель Русской Америки Григорий Шелихов. А достигнув Аляски, на берегу бухты острова Кадьяк Шелихов основал первое постоянное русское поселение на американской земле – Гавань Трех святителей. Три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Григорий Богослов сам пережил страшный морской шторм во время путешествия на корабле в Элладу и боялся, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, – вспоминал святитель, – лежал я на корме корабельной, моля милосердного Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся». И наши русские колумбы – купцы и первооткрыватели – знали, что по-настоящему в жизни важно. Поэтому и везли с собой на галиотах «Три святителя», «Святая великомученица Екатерина», «Архистратиг Михаил», «Симеон Богоприимец и Анна Пророчица» и многих других в далекую и незнакомую страну «образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим, одни складни троиныя Живоначальныя Троицы и угодника святителя Николая и Богоматери, ризы серебенныя, одну лампаду зеленой меди, книг Новый Завет…» .

http://pravoslavie.ru/137436.html

Обида — это не пыль на серванте, которую легко смахнуть тряпкой, это тяжелая, рваная рана, лечение которой будет зависеть не только от Врача, но и от того, как сам нуждающийся в лечении будет участвовать в своем исцелении. У преподобного Ефрема Сирина есть замечательные и простые слова об этом: «Прощение преступнику дается даром, однако же не без труда для него, так и оставление грехов есть дело милосердия, однако ж приобретается не без слез». Пост — время милосердия. Многие стараются в этот период потрудиться на благо ближних, но будет ли плод от этих усилий? Господь говорит нам: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Прежде примириться. Не будет толку даже от дел милосердия, если оста­ются люди, обиженные нами, или те, на кого обижаемся мы. Легко ли идти на примирение первым, особенно когда все внутри против этого? Нет, это тяжело. «А как простить, если не я начал первым? Ведь это со мной поступили несправедливо!» Как часто можно слышать эти вопросы-жалобы! Да, обычному человеку это, наверное, невозможно. Но возможно христианину. Святитель Василий Великий говорит: «Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним». Но почему? Потому что мы и сами нуждаемся в прощении. Святитель Иоанн Златоуст поясняет это так: «Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды Ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен». Прощение невозможно без смирения. Но раздавив змею гордыни, человек делает первый шаг на пути возвращения к Отечеству Небесному. Образ немилосердного должника из притчи Спасителя (см.: Мф. 18, 23-35) есть вечное назидание нам о прощении. Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? (Мф. 18, 32) Порой, приходя на исповедь, человек настолько омрачен злопамятством и обидой, что даже свое исповедание греха, сам того не замечая, начинает с осуждения обидчика. Как же так? Ведь ты сам идешь к Царю за оставлением огромного долга, а не хочешь простить другому то, что, по большому счету, не является и тысячной долей от твоих согрешений? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами пред Богом и проступками ближних в отношении к нам». Значит, и прощение долгов, грехов против нас — уже наш долг перед Богом?..

http://pravoslavie.ru/91506.html

Относительно той терминологии, с помощью которой Св. Отцы описывали преложение Даров 8 , возможно отметить, что в I–II вв. использовались прежде всего евангельские и апостольские выражения ™st… ‘быть’ и g…gnetai ‘становиться’. Они встречаются у св. Игнатия Антиохийского, св. Иустина Философа, сщмч. Иринея Лионского. Так, свт. Ириней пишет: “ G…gnetai eЩcarism…a soma тоа Crismoa” 9 . При этом нужно отметить и то, что св. Иустин уже употребляет выражение kat¦ metabol»n ‘через преложение’. В III в. начинают использоваться слова poie‹n (facere) ‘делать, творить’, poiБsai ‘сотворить’ — у Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена. С IV в. свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Иоанн Златоуст вводят в практику новые выражения: metabol» (mutatio, transitio, transmutatio) ‘оборот, перемена, изменение, превращение’; metapo…hsij (conversio) ‘переделка, претворение’; metastoi­ce…wsij (transelementatio) ‘перемена элементов’; memae·uqmTj, memae·Ъ­qmisij (transformatio, transfiguratio) ‘перестройка на другой лад, ритм’; ‘пересооружать, перестраивать, переделывать’. Свт. Иоанн Златоуст чаще, чем другие, использовал именно два последних термина. Вся евхаристологическая терминология IV в. выражает общую идею изменения Даров в Тело и Кровь Христовы. Понятия эти использовались во всех названных выше “евхаристических концепциях”, и весь вопрос заключается в том. как же они здесь истолковывались и воспринимались… Многие из Отцов Церкви при доказательстве и объяснении возможности претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы часто говорили о всемогуществе Творца, способного нарушить естественный порядок и законы материального бытия и совершать сверхъестественные ( Шperfu»j) действия. Однако это еще не означает, что в их восприятии при этом умалялась значимость естественной природы хлеба и вина. Святые Отцы использовали самые различные аналогии и образы для объяснения происходящего в преложении Даров. Например, “сотворение мира из ничего, таинство воплощения, чудеса, упоминаемые в Писании, в частности — претворение воды в вино” 10 , приснодевство Марии, ветхозаветные чудеса в Египте, превращение жезла в змею, чудеса времен странствования Израиля по пустыне, умножение елея и муки у сарептской вдовы, сведение Илией огня с неба, умножение Спасителем хлебов и рыбы и т. д.

http://pravmir.ru/prelozhenie-svyatyx-da...

Среди сегодняшних повествований хотелось бы остановиться на притче о десяти девах. Во-первых, больше всего святоотеческих толкований, связанных с сегодняшним днем, касаются этой притчи, что совершенно неслучайно. Размышляя о том, что мне сегодня сказать вам, я стал перелистывать святоотеческие творения, связанные с Евангелием сегодняшнего дня, и обратил внимание на удивительные слова Василия Великого. Иногда очень важные детали евангельского повествования как-то проходят мимо нас. Но святой Василий Великий, сказав о значении для каждого из нас собственной смерти как конца света, ориентирует наши мысли на самое главное. А святой Иоанн Златоуст, удивительным образом толкуя притчу о десяти девах, говорит следующее. И те, и другие девы — добрые девы. Наверное, они были действительно целомудренными, ведь иначе Сам Спаситель не назвал бы их девами. Значит, они обладали — непременно обладали, и те, и другие, — очень ценными качествами и добродетелями. Почему же одних Господь называет мудрыми, а других юродивыми, то есть неразумными? Господь разъясняет нам различие между первыми и вторыми в форме притчи. Он говорит о масле, которого не хватило в светильниках немудрых дев. А святые отцы свидетельствуют, что под маслом подразумеваются добрые дела. У чистых непорочных девиц, которые, казалось бы, одной своей телесной чистотой уже были достойны Царствия Небесного, не хватило добрых дел. И, продолжая эти размышления, святитель Иоанн Златоуст говорит, что одной добродетели недостаточно. А если применить его слова к нашей современной жизни, — а поскольку мы с вами совершили сегодня службу в стенах обители, — к монашеской жизни, то становится ясно, что абсолютно недостаточно одной добродетели отречения от мира. И не только условного отречения от мира, при наличии современных всепроникающих средств информации, но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота. Необходимы добрые дела. Поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью себя отдавая служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и в чистоте. Даже этого недостаточно для спасения — нужен елей в светильнике, нужны добрые дела.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Таким образом, обобщая предыдущие точки зрения, можно выделить следующие основные черты образа Божия в человеке: разумность (мышление), словесность (речь), свобода воли (свобода), бессмертие, владычество (господство), творчество и любовь. Скажем более подробно об образе Божием как владычестве, творчестве и любви. Вот что об образе Божием как владычестве писал Иоанн Златоуст : “Сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными… Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле…” (Иоанн Златоуст. Т. 4. 1995, с. 62). С этим же, по мнению Иоанна Златоуста, связано и дальнейшее библейское повествование: Бог, желая показать Адаму достоинство его власти, поручил ему дать имена животным (там же, с. 70) Подобная точка зрения была зафиксирована в материалах Первого Вселенского собора – в “Соборном опровержении мнений философа, по имени Федона, который защищал нечестивого Ария и хулы его”: “Сотворение человека по образу Божию – значит обладание его всею землею. Ибо, как Бог владычествует над всею землею и над всем, что на ней, так и человека поставил как бы вторым владыкою земли и всего что на ней” (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. 1996, с. 46). Нечто похожее можно обнаружить и в жизнеописаниях христианских святых – людей, которые по благодати Божией очистились от греха и стали как Адам до грехопадения. Поселяясь в самых глухих местах, они не только не боялись диких зверей, но и нередко повелевали ими: аспидами, птицами, львами, волками, медведями и т. д., также, как и различными природными стихиями и явлениями. Но власть над внешней природой не является самоцелью, не менее с христианской точки зрения важна власть человека над самим собой: “дарованная нам власть над живыми существами подготавливает нас к властвованию над самим собой” ( Василий Великий . 1972, с. 38). А именно: “Дано тебе властвовать над рыбами, лишенными разума; тем самым ты стал и владыкой слепой страсти… Ты властвуешь над всяким диким зверем. Но почему же, скажешь ты, дикие звери сидят во мне самом?… Диким зверем является гнев, когда он кричит в твоем сердце” (там же, с. 38).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

Ибо другого нет, кроме установленного впоследствии Христом, которое не могло тогда быть преподаваемо учениками: потому что не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели (efficatia lavacri) чрез страдание и воскресение… До страдания и воскресения Господа для спасения была одна (nuda) вера. Но когда вера эта умножилась верою в рождение, страдание и воскресение Его, тогда дарованы – полнота таинства, запечатление Крещения, как бы одежда веры, которая прежде была обнаженною и не имела силы без своего закона. А теперь закон крещения (погружения) дан, форма предписана: шедше, сказал Господь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Матф. 28, 19 ). Определение, этому закону сделанное: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие ( Иоан. 3, 5 ), обязало веру к необходимости Крещения. С тех пор все верующие крещаются» 878 . Св. Василий великий : «Иоанн проповедывал крещение покаяния; и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует крещение сыноположения; и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу» 879 . Св. Григорий Богослов : «Крестил Моисей; но в воде; а прежде сего во облаце и в мори ( 1Кор. 10, 1 ); и сие имело прообразовательный смысл, как разумеет и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние ( Матф. 3, 11 ); однакоже не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в сем совершенство» 880 . Св. Иоанн Златоуст : «Почему, спросишь, Господь не крестил сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем ( Матф. 3, 11 ). Но Духа Он еще не давал, – потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению… Если же кто спросит, что большего имело крещение учеников Христовых пред Иоанновым? Мы скажем: ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Несколько другое мнение предлагает преподобный Ефрем Сирин : по его мнению, здесь речь идет о проповеди апостолов после воскресения Христа: «после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила» 3 . Наконец, есть и эсхатологическая 4 интерпретация, но она предполагает применение этих слов к христианам последующих поколений, суть же тогда такова: Христос придет раньше, чем Его последователи просветят всех иудеев светом Евангелия. Учитывая, что Евангелие от Матфея написано прежде всего для иудеев, вполне логично здесь видеть идею, что просвещением «городов Израильских» последователи Христа будут заниматься до конца времен; это – историческая миссия Церкви 5 . «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28; см. также Мк.9:1; Лк.9:27) Эта цитата – самая характерная; во многом убеждение, будто Христос обещал апостолам вернуться во славе при их жизни или будто апостолы ждали пришествия Христа в ближайшее время, основано на этом высказывании. Ключевыми для толкования фрагмента являются следующие детали: во-первых, кто такие некоторые из стоящих здесь, во-вторых, что значит увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (в Мк. 9:1 – увидят Царствие Божие, пришедшее в силе, в Лк. 9:27 – увидят Царствие Божие)? Имеет смысл кратко рассмотреть историю интерпретации этого отрывка. Царство Божие – Преображение. Древние толкователи (свт. Иоанн Златоуст , Василий, еп. Селевкийский (V в.), прп. Иоанн Дамаскин , большинство отцов Западной церкви) видели исполнение этих слов в событии Преображения на основании контекста (так как это пророчество у всех синоптиков предшествует рассказу о Преображении Господнем); при таком понимании «некоторые» – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Преображения. Однако данное толкование имеет очевидные трудности: во-первых, очень короткий промежуток времени между пророчеством и событием Преображения – всего 6 дней (за это время вряд ли кто-то из слушателей мог «вкусить смерть», а ведь фраза «некоторые из стоящих» предполагает, что только часть доживет до предполагаемого события) 6 . Во-вторых, в Мк.9:1 причастие «пришедшее» стоит в форме перфекта ληλυθυαν: эта особенность текста «предполагает не преходящее явление, а утверждение Царства. К Преображению она относиться не может» 7 . Царство Божие – Церковь . Святитель Григорий I Великий, папа Римский, предложил понимать Царствие Божие в силе как Церковь , распространившуюся и утвердившуюся на территории Римской империи к концу I века. Действительно, Церковь может быть названа Царством Бога на земле; верно и то, что некоторые из слушателей Христа (как минимум, апостол Иоанн Богослов) дожили до конца I века и были очевидцами, как Церковь созидается «в силе» по всей территории «ойкумены». Это мнение доминировало в средние века, затем имело сторонников среди католических и некоторых протестантских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010