Из книги « Записи » Василий Великий Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Василий Великий Иоанн Златоуст Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами.   Иоанн Златоуст Библия о посте Лекция Андрея Десницкого «Пост в Библии и у нас»   Евангелие от Матфея «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Материалы для размышления над отрывком Книга пророка Исаии «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

http://predanie.ru/tema/post/

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 12 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1082 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Память свт. Василия Великого празднуется 1 января, свт. Григория Богослова — 25-го, а перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста — 27-го. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 12 февраля 2020, 10:53 Великие святители свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о нас грешных Георгие, Людмиле, Сергее, Александре, мл. Павле, Любови, Татьяне, Ксении, Марие, Елене и всех православных христианах. Помогите Сергею и мл. Павлу в учебе.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ирина 10 февраля 2020, 17:05 Большое спасибо за просвещение нашего ума и сердца.Дивен Бог во святых своих церквях. Николай 12 февраля 2018, 09:29 Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего. Лидия Гусева 12 февраля 2015, 07:27 Славен Бог во Святых своих Игорь 12 февраля 2014, 11:40 Поклон автору за просвещение.Спаси Господи!!! римма 11 февраля 2014, 11:01 Святые Угодники Божии Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о мне грешной,чтобы даровал мне исцеление болезней. Во Имя Отца и Сына и Сятого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/51539.html

Еще одним примером некомпетентности Виктора Вейника в работе с текстами Священного Писания является его учение о творении ангелов Богом в шестой день творения: «Принято считать, что указанное воинство (служебные духи, или ангелы) сотворено в первый день. Но в Библии об этом нигде не говорится. Все духи были сотворены в шестой день» (I, с. 140). И далее следует рассуждение, основанное на изначально неверном основании. Дело в том, что буквально в Библии действительно нигде не говорится о творении мира ангелов в первый день. Но в Библии говорится о том, что ангелы присутствовали при самом начале творения видимого мира: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, когда все сыны Божии (т.е. ангелы– свящ. Андрей) восклицали от радости?» ( Иов. 38:4,6-7 ). Этому библейскому тексту полностью соответствует и Священное Предание Церкви: свв. Григорий Богослов , Василий Великий , Симеон Новый Богослов , Ириней Лионский , Дионисий Ареопагит , Афанасий Великий , Епифаний Кипрский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , Григорий Великий , Иоанн Дамаскин и Анастасий Синаит ясно говорят, что ангелы сотворены Богом задолго до солнца, звезд, земли и всего прочего. При таком некорректном обращении с текстами Священного Писания и игнорировании Священного Предания Церкви очень настораживает деятельный настрой Виктора Иозефовича: «Очевидно, что большинству из нас придется в корне пересмотреть свое отношение к Библии и Творцу, и новыми глазами взглянуть на свою жизнь. Священное Писание диктовалось применительно к очень низкому уровню знаний того времени. Здесь-то и должна помочь наука путем соответствующего толкования, расшифровки, декодирования этих текстов» (I, с. 36). Рассуждения Виктора Вейника о творении ангелов содержат в себе еще одну несообразность, а точнее– кощунство: обвинение Бога в сотворении зла на земле, в грехопадении Адама и Евы. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых сотворил Господь Бог» ( Быт. 3:1 ). В этих словах главный дух зла, диавол, отождествляется со змеем, гадом, а гады были сотворены именно в шестой день» (I, с. 141). Однако, еще в IV веке свт. Иоанн Златоуст писал о недопустимости видения в этом библейском отрывке тождественности змея и диавола: «Нашедши змия, который превосходил разумом других зверей, воспользовавшись им, как орудием, диавол чрез него вступает в беседу с женою, и увлекает ее в свой обман» (Беседы на книгу Бытия, XVI, 127). Согласно святителю Иоанну, диавол вовсе не отождествляется со змием, а вошел в него, чтобы искусить человека. Виктор Иозефович, отождествляя диавола со змеем, гадом, сотворенным в шестой день творения Богом, соделывает Бога виновником зла, так как по его словам выходит, что Бог сотворил диавола как такового. Таким образом, автором книги «Почему я верю в Бога» отвергается христианское учение о том, что диаволом (греч.– клеветником) высший ангел Денница стал по своей свободной воле, отпав от Бога.

http://azbyka.ru/fiction/pochemu-ya-very...

Заправленные добрыми началами в самом детстве, святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , отличались прекрасными качествами во весь период своего воспитания; в школе отличались от своих товарищей не столько своими умственными способностями, сколько прилежанием, прекрасным поведением и благочестивой жизнью. Школы в то время, по преимуществу, были языческие; но, несмотря на это, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни увлечение юности – ничто не могло поколебать доброго направления в святителях: так прочны были впечатления, полученный ими в детстве от своих матерей! Послушайте, как описывается школьная жизнь празднуемых ныне святителей. Особенно в этом отношении поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов . С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получили высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, писал св. Григорий, и товарищи, и сотрапезники, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие стремиться от земного, жить для будущих благ.» Василий и Григорий оценили верно всё то, что нашли в Афинах и не увлеклись ни ложной мудростью, ни пустым велеречием некоторых наставников, ни блеском светских удовольствий. Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо и неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои, усердно служить Ему и старались прибрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься усердно, трудиться постоянно. Одушевлённые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения; сходились они только с теми из товарищей, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: ту, которая вела в училище, и ту, которая вела в церковь , где они слушали христианские наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

и т.п. И эти характерные черты почти неизгладимы. Правда, можно и даже должно те и другие крайности в них исправлять, уравновешивать, умерять, давать верное направление, но все же человек останется в корне самим собой, с уклоном в какую-либо одну сторону и ослаблением других. Если же кто захочет изменить себя в сторону вполне противоположную индивидуальности, то придет к искусственности для него фальшивой, а для дела малополезной или даже вредной. Но собственно индивидуализм по существу своему не только не представляет ничего опасного в Церковном строительстве, но даже положительно полезен, как полезны в организме разные члены со специальным их назначением. Господь, говорит св. Макарий Великий , принимает и сурового, и дает ему благодать, оставляя при нем его суровость 109 . Поэтому мы даже и среди святых пастырей видим такие различные характеры, как святые Василий и Григорий, Иоанн Златоуст и его друг Василий, или из подвижников-пастырей последнего времени: Филарет Мудрый, митрополит Московский, и Филарет Благочестивый, митрополит Киевский, и т.п. Имея это в виду, пастырское богословие при обзоре пастырской деятельности может указывать лишь типичные черты, не беря смелости касаться множества индивидуальных разнообразностей, а предоставляя каждому применять соответственно своей индивидуальности те или иные общие законы пастырской деятельности и, использовав свое специальное дарование Божие, послужить именно им Церкви и славе Божией. В числе самых общих требований от пастыря на первом месте обыкновенно ставится то, чтобы он во всем был примером для паствы своей. Господь назвал великим того, кто сначала сам сотворит, а потом и других научит (см.: Мф.5:19 ). И конечно, люди несравненно легче воспринимают истину, если предварительно видят исполнение ее на деле. Exempla trahunt 110 , говорила даже языческая пословица. Особенно же это нужно сказать про отношение подчиненных к начальникам. «Каков настоятель и начальник, – говорит св. Василий Великий , – таковы по большей части бывают обыкновенно и подчиненные» (V, 158) 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

5. Вне храма находится колодезь пророка Моисея, и там он напоил овец. Там есть розовый куст со времени Моисея и, о чудо, братья, Провидением Божиим, сколько монахов находится в то время в монастыре, столько на кусте произрастает роз, ни больше, ни меньше. 6. В ней есть и приделы, где служат: Св. Стефан первомученик, великий Таксиарх, Св. Иоанн Златоуст , великий Димитрий, Св. Иоанн Предтеча, великий Антоний, Св. Сергий и Вакх, великий Николай, пророк Аарон, Св. Иоанн Богослов, Св. Анна, Св. Феодор, Св. Василий, Св. Георгий, Св. Апостолы, Св. пять мучеников: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест; придел Богородицы наверху в епископии, т.е. в келлиях, где живет архиепископ, и внизу живоносный источник и оттуда одно время вытекает елей. Это находится внутри монастыря, а вне его следующее. 7. Для подъема на святую вершину имеются 6.600 ступеней. Там наверху пророк Моисей беседовал с Богом и принял закон. А на третьей горе храм Пресвятой Богородицы, там где она беседовала с монахами и стала за них поручительницею, потому что у них не было пропитания. И на третьей горе храм пророка Илии и Елисея и Св. Марины. И наверху на Св. вершине храм Спасителя, Преображения, а налево от храма камень, покрывший Моисея, когда он увидел Бога. И перед храмом пещера, где постился Моисей 40 дней. Там и храм Таксиарха, и храм пророка Моисея и Аарона. И на другой горе храм честного Предтечи, храм Иоакима и Анны, храм Св. Пантелеймона и Св. Георгия. И наверху два места подвижничества двух царских сыновей, которые были связаны одною цепью, и цепь находится в усыпальнице; есть и Богородица. 8. Гора Св. Екатерины выше остальных. Там наверху лежали останки ее 300 лет и стерегли их два ангела, и когда снесли они их вниз в кафоликон, о чудо, тело ее отпечатлелось на камне в виде женщины, и церковь ее наверху, где служат отцы. И внизу на горе кафизма Св. Сорока. И там скала, по которой Моисей ударил жезлом и потекли воды и он напоил народ. И там кафизма Св. Апостолов и перед ней кафизма Таута и перед ней Веелфегор, где евреи плавили серебро и золото.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником " бога времени " следовал светлый праздник " бога солнца " , как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца. За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: " Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан " и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

http://zavet.ru/a/rss_1084351409.html

Святый Ипполит, писатель 3-го века, в слове об Антихристе рассуждает так: Антихрист дает своим последователям знамение на правой руке и на челе, дабы никто не мог сделать креста правою рукою на челе, но рука его будет связана, и от сего он не будет иметь возможности знаменовать свои члены. Святый Кирилл иерусалимский , живший частию в 3 и частию в 4-м веке, пишет в 15 огласительном поучении: да не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да изображаем знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пием, да изображаем его при входах и выходах, когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Он есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда: ибо это благодать Божия, и страх для злых духов. Писатели четвертого века как восточной, так и западной Церкви, все, которым только приходилось говорить о сем предмете, говорят об нем с подобным уважением, и все советуют употреблять знамение креста, как спасительное оружие во всех случаях жизни. Приводить подлинные слова их не возможно, по великому их множеству. Довольно указать на имена их и сочинения, в которых упоминает о крестном знамении. Так святый Афанасий александрийский говорит о сем знамении, в слове к Антиоху и против язычников, – Василий великий , в послании к Амфилохию, – Ефрем Сирин в слове о покаянии, – Иоанн Златоуст в беседе 54 на Матфея, – Амвросий медиоланский , в слове на кончину Феодосия великого, – Августин, западный писатель, в 1-й беседе на пятьдесятницу, – Лактанций , в 4 кн. гл. 27, – lepohuм, в толковании на 9 гл. Иезекииля. Столь многие, столь святые, столь просвещенные и правдолюбивые свидетели не стали бы столь согласно говорить в защиту какого нибудь нововведения; напротив единогласное и разновременное свидетельство их неоспоримо доказывает, что обыкновение изображать крест на лице и на всем прочем, равно как и вообще почитание креста получило начало в Церкви Апостольской, а потому, конечно, и от самих Апостолов. Нет сомнения, что они, в таинстве евхаристии благословляя хлеб и вино, благословляли их крестообразно. Чин литургии апостола Иакова, из которой Василий великий и Златоуст сделали сокращения, употребляемые в нашей Церкви, неоспоримо сие доказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

2 поколение: 1. Святой Киприан Карфагенский, Святой Дионисий Александрийский, Святой Григорий Чудотворец Неокесарийский. 2. Карфаген (Рим), Малая Азия, Египет. 3. Творения Святого Киприана Карфагенского, особенно его письма и книги «О падших» и «О единой Церкви» (Святой Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский и его житие, написанное Святым Григорием Нисским). 3 поколение: 1. Святой Антоний Великий, Святой Мефодий Патарский. 2. Египет, Малая Азия. 3. Житие Святого Антония Великого, написанное Святым Афанасием Великим, и его письма к монахам. Творения Святого Мефодия Патарского, Мученические акты. Пособия: История Церкви Евсевия Кесарийского.   IV BEK 1 поколение: 1. Преподобный Пахомий Великий (и Феодор), Преподобный Антоний Великий, Святой Николай Чудотворец, Святой Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский, первое поколение учеников Преподобного Антония Великого, Святой Равноапостольный Константин. 2. Египет. 3. Жития указанных святых; письмо епископа Аммона к Феофилу Александрийскому «О жизни Пахомия и Феодора». Послание Святого Александра Александрийского и другие документы по 1 Вселенскому Собору и Истории Церкви IV u I bekob: Евсевия, Сократа, Созомена, «Достопамятные Сказания» Феодорита, Древний Патерик. 2 поколение: 1. Святой Макарий Египетский, Святой Афанасий Александрийский, Преподобный Антоний Великий, Преподобный Иларион Палестинский. 2. Египет (Палестина, Сирия, Каппадокия). 3. Творение Преподобного Макария Египетского (и его Житие), творения Афанасия Александрийского, Древний Патерик (или «Достопамятные Сказания»). «История монахов» Руфина, «Лавсаик» Палладия Елеонского. 3 поколение: 1. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святой Мелентий Антиохийский, Преподобный Ефрем Сирии, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский, Блаженный Иероним Стридонский и его друзья. 2. Египет, Сирия, Каппадокия, Константинополь, Палестина, Италия. 3. Творения трех Святителей (особенно литургия), их Жития и других указанных Святителей: «Лавсаик» Палладия (связь Златоуста с Египетскими Подвижниками по «Лавсаику»), «Собеседование» Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, «История монахов» Руфина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

б) «Как сказал я о душе, — пишет св. Макарий Великий, — что она глубока, то, с помощью подобий, изобразим ее составы. Как есть солнце и от него выходит много лучей; или есть высокое дерево, и у него много ветвей; или есть великий город, и «окружен многими сопредельными странами; так и умная сущность, бессмертная душа, есть красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие. Теперь, приходящая благодать двумя лучами просиявает в душе; или от целого дерева озаряет две ветви; или от всего города — две сопредельные страны; но весьма многие части души одержимы еще грехом. Душа же думает, что она вся и всецело... в благодати во светлости». «Призри, — говорит Пророк, — ...услыши мя» (Пс. 12:4). «Чесо просишь ты?» — спрашивает свт. Иоанн Златоуст. «Того, чтобы просветились очи сердца моего, чтобы разсеялся мрак, объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око». «Похотливому взору, — поучает св. Исидор Пелусиот, — услаждающемуся чужою красотою, Спаситель справедливо угрожал наказанием,... чтобы красота, вторгшись посредством очей... и заняв в душе существенные ее части, не убедила помыслы уступить место страсти». «Молю Твое благоутробие, о Создатель мой Господи! — взывает свт. Димитрий Ростовский. — Да уранитмися Твоею Божественною любовию душа, да уязвенно будет мое сердце,.. да пронзет и проничет всю душу мою всех частей, да ни едина часть, ни едина души моей останет, кроме ея». Свт. Григорий Нисский поясняет, что душа «как бы некое тело, но будучи безтелесна, имеет свои безтелесные части одинаковой с собою природы, которыми она, как бы некоторыми знаками, отпечатлевается, изображается и условливается, — она, находящаяся вне всякой формы и вида». О частях души упоминают свв. Василий Великий, Афанасий Великий, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Кассиан Римлянин, или Авва Херемон у св. Кассиана, Григорий Синайский. в) Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов : ум, совесть, воля, помыслы осуждающие и оправдывающие; но все это связано в один помысл, все это члены одной только души, а душа одна». «Так у души много членов , и глубина ее велика, а привзошедший в нее грех овладел уже всеми ее составами... Потом, когда человек взыщет благодати, она приходит к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный думает..., что пришедшая благодать овладела всеми составами души... Но большая часть души во власти греха, одна же часть под благодатию». «Рассмотри... на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей пресмыкающегося и гнездящегося змия, который... поразил главнейшие члены души твоей». Говоря о «пажитях души и глубочайших ея тайниках», преподобный Макарий Великий прибавляет: «Таким образом душу... уподобляем великому дереву, у которого много ветвей, а корни в земных глубинах». «Заповеди новыя и духовныя, — учит св. Исаак Сирин, — ...обновляют и освящают душу, и сокровенно врачуют все члены ея» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3973...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010