I. Св. Ефрем Сирин такими чертами изображает образ кроткого христианина. «Кроткий, – пишет он, – украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит, гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, в унижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине, всякому начальству покорен, на всякое дело готов... Он проч от лукавства, далек от лицемерия... О, блаженное богатство – кротость!..» («Св. Ефр. Сир. твор.» в рус. пер., ч. I, стр. 14). II. «Остановим зло в первом его начале, – учит св. Василий Великий , – всеми мерами истребляя в душах гнев. В таком случае будем в состоянии вместе с этой страстью подсечь, как бы в корне и в начале, большую часть худого. Укорил он тебя? А ты благословляй. Бил? А ты терпи. Презирает и за ничто почитает он тебя? А ты приведи себе на мысль, что из земли ты составлен и в землю опять разрешишься. Кто ограждает себя такими рассуждениями, тот найдет, что всякое бесчестие меньше действительности. Через это и врагу невозможным сделаешь мщение, показав, что не уязвляют тебя укоризны, и себе предуготовишь великий венец терпения, когда бешенство другого обратишь в повод к собственному своему любомудрию... Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что ты должен решить о себе: приблизиться ли тебе к Богу терпением или через гнев предаться на сторону противника? Дай время своим мыслям избрать благую часть...» («Св. Василий Вел. Твор.» в рус. пер., 4 ч стр. 168–169). III. «Будем подражать Христу, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Его называли бесноватым и неистовым люди, получившие от Него бесчисленные благодеяния, и называли не однажды и не дважды, но много раз; однако ж Он не только не мстил, но и не переставал им благодетельствовать. И что я говорю – благодетельствовать? За них Он душу Свою положил и на Кресте ходатайствовал за них перед Отцом; будем же и мы подражать этому: ведь быть учеником Христовым и значит быть кротким и незлобивым. Но каким образом мы можем стяжать эту кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, – если будем скорбеть о них и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться. Где скорбь, там гнев не возможет; где печаль, там нет места злобе; где сокрушение духа, там не может быть негодования. Душа, терзаемая скорбью, не имеет и времени раздражаться; но горько сетует и еще горьче плачет. Настоящее время есть время скорби, слез и рыданий, ибо мы много грешим словами и делами; а таких грешников ожидает геенна и река, кипящая огненными волнами и, что всего хуже, лишение Царствия. Не слышишь ли, что взывает Господь каждый день? «Вы видели Меня алчущим, и не напитали, жаждущим – и не напоили. Идите... во огонь... уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф.25:41–42 ). (60 бес. на Ев. Иоан. Бог.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вера и разум — это различные инструменты познания, но вера проникает в те области, которые неподвластны умозрению. «Для того, что превышает разум, нужна вера», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. Теория познания, выдвинутая Отцами Каппадокийцами, лежит в основе современного научного познания. Его основные постулаты: принцип казуальности (законы природы существуют объективно); принцип рациональности (законы природы разумны, их постижение возможно рациональным путем); принцип универсальности (законы природы едины во всем пространственно-временном континууме, проявляются как в натурных условиях, так и в лаборатории; как при наблюдениях, так и в экспериментах) и принцип функционализма (всякое явление природы познаются через отношение к другому) — все эти принципы одинаково чужды как натурфилософии античности и средневековья, так и нехристианским монотеистическим религиям. Только в христианстве невещественный Бог облекается плотью. Он приходит в сотворенный Им мир, и это дает основание человеку познавать этот мир. Каппадокийская теория познания основывается на признании того факта, что Бог непознаваем в Своей Сущности, но познаваем в Своих действиях. Святитель Василий Великий считал, что «чем кто более углубляется в законы, по которым устроена и по которым управляется вселенная, тем яснее созерцает велелепоту Господню и по мере сил возвеличивает Господа Законодателя». В других монотеистических религиях — иудаизме, мусульманстве — Бог непознаваем. Все предпосылки для научного познания мира: вера в существование мира, в существование законов, управляющих тварным миром и в познаваемость этих законов человеком присуща лишь христианскому сознанию. Существует заблуждение, что современная наука отличается от средневековой тем, что она опирается на опыт и ставит своей целью, в первую очередь, практическую деятельность человека. Но это справедливо лишь для прикладных наук. Фундаментальные науки исходят из противоположной концепции — они стремятся познать истину, не задумываясь над применением получаемых знаний. Отказ от практичности, математизация естествознания, и теоретизация, — все это могло возникнуть только в рамках христианского сознания. Для античности характерен жесткий дуализм, противопоставление двух сфер бытия: божественной и материальной, где все материальное однозначно ассоциируется со злым началом. Отцы Каппадокийцы опровергли эти положения, толкуя слова Священного Писания: увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Таким образом, христианство освободило человечество от негативного восприятия тварного мира. Далее, в книге Премудрости Соломоновой к Богу обращены слова: « Ты все расположил мерою, числом и весом » (Прем. 11, 21), поэтому законы мироустройства имеют разумную и числовую природу. Бог не просто творит мир, Он дает ему разумные законы, и эта разумность может быть понята человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/561610.htm...

носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, ко­торые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал.2:7 ). «На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея» ( Пс.90:13 ). Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди кото­рых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. По­этому и Господь говорил: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: «гроза царя – как бы рев льва» ( Притч.20:2 ). Равным образом тот, кто попирает удоволь­ствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в под­линном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, по­скольку она царствует ( βασιλεοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. «Так как он на Мен я уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое» ( Пс.90:14 ). Так как псалмопевец высказал нечто великое и почти невероятное, сказав, что такие злые и мощные силы, даже сравниваемые со львом, драконом, аспидом и василиском – самыми страшными из зверей, будут попираемы нами, то он представляет теперь Бога, Который подтверждает сказанное и показывает нам неодолимое оружие – надежду на Него, посредством которой мы можем избавиться от врагов, если предадим себя Ему, можем укрыться, так что не потерпим от них никакого вреда, если только познаем имя Божие, т.е., если благоговейно будем почитать Его словом и делом, устами и мыслью, помыслом и делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

— Отвечу словами Василия Великого, который указывает на пользу супружеского воздержания: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве» (1Кор.7,5)… Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост». Святитель говорит о воздержанности от неумеренности, о том, что постящиеся тренируют волю. Человек, который безвольный, который не может воздерживаться, сможет в дальнейшем и жене своей изменить. А если человек может поститься, значит у него сильная воля. Он с женой может воздерживаться, значит, и тем более, не будет с другой вступать в отношения. Невоздержанность никому не на пользу. Да, Святитель Иоанн Златоуст писал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени…». Он также называл эти отношения в браке «врачевством, истребляющим блуд». Но излишнее плотолюбие ни к чему хорошему не приведет, человек пресытившись своей женой, скоро начинает налево смотреть. Как семейный человек, могу сказать, что вижу большую пользу от воздержания в пост. Это многое дает. Любой пост дает разницу, контраст между воздержанием и дарами Божьими, которыми являются пища, питье и отношения супружеские. Они служат не только для деторождения, но и для проявления супружеской телесной любви, единства, в том числе, телесного. Да, супружеская близость являются даром Божиим. Но ты никогда не почувствуешь дара Божьего, если не был лишен его на какое-то время. Мы прекрасно знаем, что человек слаб. Представьте, если ребенка заваливать бесконечными подарками по первому требованию и без требования, то он очень скоро перестанет не только ценить, но даже внимание обращать на них. Все будет завалено игрушками, будешь ходить, а под ногами будут хрустеть мобильные телефоны, прочие гаджеты и еще что-то. А если это будет делаться в нужное время и будут нужные вещи дариться, то ребенок будет долго помнить это, благодарить и радоваться. Мы, взрослые, тоже дети Отца Небесного. Все познается в сравнении. Если вообще нет скорбей, мы не чувствуем счастья, если нет поста, то не чувствуем радости разговения. Если все время стоит хорошая погода, то мы не узнаем радости, когда перестал лить проливной дождь, утих сильный ветер. Пост в хороших условиях, когда оба супруга готовы к этому и держат его, очень много может дать. Не нужно ничего изобретать, посещать сексопатологов, какие-то курсы, тренинги, которые потом и приводят к невоздержанию, извращению в супружеской жизни.

http://pravoslavie.ru/120733.html

Пораженные стыдом, они краснели, и, объятые ужасом, восклицали: велик Бог , Которого проповедует великий Григорий. Наше оружие обессилено тем, которого мы считали обессиленным ядовитыми драконами. Если бы не было драконов, тело истощилось бы только чрез один голод, (тело), которое никакой смертный не мог извлечь отсюда. Поистине, дивен Бог во святых Своих, – говорили они, по мысли пророка Да­вида; Он прославляет Своих прославителей. Они до крайности стыдились за свой проступок, и говорили: этот, ввергнутый нами в ров и мрак, как солнце воссиял для нас, бывших, поистине, сынами мрака, и, выводя нас из мрака, сделал сынами света. Он был научен великим пастырем овец, молившимся за истязателей; мы были его истязателями, когда он ввергался в ров; но он, сияющий просветитель, облёк нас в одежду света, и дивно направил наши ноги на путь мира. Мы были его палачами, а он заботливым о нас пастырем; он милосердый отец, мы сыны непокорные отцу, даже отцеубийцы; он был окружён божественным валом, чтобы пращёю прогнать от овчарни опустошительного волка, а мы, в блуждании, последовали за истребителем – волком, которого он ранил, ниспроверг и погубил навеки; он лучший пастырь, мы непокорное и покидающее хлев стадо; он врач, а мы, больные, устремились на врачевавшего нас, чтобы умертвить пока тело, так как невозможно (умертвить) его бессмертного по душе. Он предшествовал нам, и исторгал терния на пути, который ведёт к познанию Бога, а мы, слепые и беспечные, упали в ров гибели, и, лишённые обоих глаз, поразили и ввергли нашего пастыря в глубокий ров, и ничего не поняли, оставаясь при своей слепоте. Он был светящим светильником, а мы, сидя во мраке, не шли по яркому блеску его следов; он был рабом Бога, а что мы называли богами, было тварью раба людей; потому, он, раб Божий, отверг богов, которых мы почитали. Наши сердца были ослеплены, и мы не понимали, так как схватили его и ввергли в глубокую пропасть; и теперь видим, что глубины земли держат в себе солнце, которое нам сияло. Мы думали, что тело нашего заботливого учителя будет добы­чею зверей, но видим, что оно обслуживается змеями и драконами, подобно (телу) вновь созданного Адама, которому, до первого преступления, змеи и василиски не имели никакой вла­сти причинить вред; а мы, последовавшие двоедушию ада, пре­зираемся зверями. Мы отдали драконам власть против началь­ника нашей веры, но видим ослабленною силу их: они, как голуби, тихо сетовали, и своими языками, которым дано было злоумышлять против пяты за двоедушие ада, ласкались к не­винному ученику Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С другой стороны, страдания неразумной твари при потопе должны были усугубить наказание тех, которые покорили её суете своей, и соделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства 206 . – Ной не был свидетелем всех этих ужасов потопа. По повелению Божию, ковчег был закрыт наглухо, «чтобы праведник не мог видеть, как все погибало, и от этого чувствовать тем сильнейшую скорбь... Пусть погибавшие были злые люди, но души праведников, обыкновенно, чувствуют сильную скорбь, когда видят людей в несчастии..... (Это во-первых. Во вторых,).... Поскольку праведник и без того уже смущался духом и скорбел сердцем, то, чтобы самое зрелище (всеобщей гибели) не повергло его ещё в большее сокрушение, Бог заключил его в ковчеге, как бы в темнице, так что он не мог видеть происходившее (вне ковчега) и от этого приходить в робость. Ибо естественно, что он, видя чрезвычайное усиление воды, стал бы беспокоиться о том, как бы не потонуть и ему самому» 207 . – В то время, как вне ковчега происходил хаос беспорядка и ужаснейших страданий, в самом ковчеге царили тишина, покой и ничем не нарушаемый порядок. Даже собрание самых разнообразных зверей, заключённых в небольшой, сравнительно, ковчег, не производило никакого беспорядка. Звери были послушны Ною, как и Адаму до падения, ибо Ной «старался восстановить в себе древней образ, хранил чистоту добродетели и являл глубокое повиновение заповедям: то (Бог) и возводит его в прежнее достоинство, как бы на опыте показывая нам великость власти, которую Адам имел до преслушания» 208 . Когда потоп кончился, беззаконие с земли было смыто, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всем семейством своим. Эта небольшая кучка спасённых людей была как бы закваскою новых поколений, имевших распространиться по обновлённому лицу земли, и чуждых тех пороков и преступлений, за какие были смыты водами потопа прежние поколения. «Мне кажется, говорит Св. Иоанн Златоуст , что этот праведник (Ной).... разрешил своё воздержание и родил... сыновей, повинуясь Божию домостроительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Нельзя здесь разуметь двух Богов, ибо ничто так не страшило Иудеев, как многобожие; посему, если бы Иоанн разумел здесь двоебожие, то он непременно должен был бы сделать оговорку. Но здесь приметно и отличие. Иначе каким же образом Он был бы и другой, если бы ничем не отличался от первого? Отличие это выражается в первом стихе его Евангелия. И Слово δε προς τον Θεος. Этим словом, προς, показывает, что Оно имеет личность Свою. Скажут, что наше знание языка греческого еще не ручается за такое изъяснение? Но еще святители Златоуст и Василий Великий в слух всего Константинопольского народа, знавшего уж конечно отлично свой отечественный язык, говорили, что здесь προς означает личность. Златоуст говорит: " Когда Иоанн говорит о Слове, что Оно было в начале, то дабы кто не почел Его не рожденным Богом от вечности, Иоанн говорит, что Оно «искони» было «к Богу»; а дабы кто не почел Его словом произнесенным, то Иоанн прибавляет греческое речение προς, показывающее, что оно было не в Боге, а «к Богу» " . Потом говорит, что это Слово было Сам Бог - «и Бог бе Слово», но эта разность нисколько не вредит догмату единобожия. В сем стихе заключается все учение о Троице. Дальше Иоанн говорит, что «Бог бе Слово», без члена (Θεος). Досужие критики приискали некоторые места у Филона, где он будто бы, говоря о Боге низшем, сотворенном, употреблял слово Θεος, без члена. Но святитель Златоуст говорит: " Если бы Иоанн здесь разумел слово, или Бога сотворенного, то что препятствовало бы ему сказать: в начале сотвори Бог Слово? Да и Сам Единородный Сын Божий не преминул бы, по смирению Своему, сказать, что Он сотворен, если бы Он в самом деле был таковым. Скорее бы Он мог умолчать о Своем величии и Божестве, нежели скрыть то, что Он создан " . Вот единожды навсегда ответ на возражения против Божественности Иисуса Христа. Начало Евангелия Иоаннова как будто похоже на начало Моисеевой книги Бытия, только есть и чрезвычайное различие; ибо Иоанн говорит: «в начале бе Слово», но не сотворено. Почему Иоанн назвал Иисуса Христа " Словом " ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Он же в первые четко сформулировал апофатическое богословие: мрак Синайской горы есть высший модус Богообщения, Светоносный Мрак (даже Григорий Богослов считал, что мрак Синайской горы — завеса от толпы). Григорий Нисский первый кто приписал «бесконечность» Богу, вообще первый кто понял «бесконечность» как позитивное понятие — до него, в греческой мысли «бесконечность» была только «дурная», она понимлась как свойство материи.   Амфилохий Иконийский Близок к Великим Каппадокийцам, соратник Василия Великого. Участник Первого Вселенского Собора. Богословие Амфилохия Иконийского зиждется на библейской основе, отличается ярким выразительным языком. В экзегезе Амфилохий Иконийский стремился к историческому реализму: главная его задача оживить исторический образ Христа. С сотериологических позиций выстраивает христологию, которая предвосхищает халкидонскую. Ввел в богословие термин «образ бытия» как синоним ипостаси, сам термин «ипостась» в первые применяет в христологии. Вообще же богословие Амфилохий Иконийского отличается ясностью и четкостью языка и мысли.   Иоанн Златоуст Монах, мечтавший о том, чтобы мир стал огромным монастырем — общиной братьев, скрепленных любовью (« Я часто молил, чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню. […] То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно », — говорит Иоанн Златоуст). Он выбрал служение в миру, прославился в Антиохии как проповедник (откуда и прозвание Златоуст), был приглашен в Константинополь столичным епископом. Там Златоуст устраивает целую благотворительную систему: больницы, убежища и т. д. Златоуст разоблачает благополучие «христианского общества», напоминает о эпохе гонений: « безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих » — актуальные слова и для нашей эпохи — сохраняем ли мы память о советских гонениях?

http://blog.predanie.ru/article/«priznan...

Нельзя найти людей несправедливее капиталистов: посмотрите как нещадно, чудовщино они эксплуатируют трудящихся, негодует Златоуст (беседа 62 на Евангелие от Матфея). Частный интерес, как говорят апологеты капитализма, ведет к общему благу. Святые Отцы четко отвергают эту позицию: господство частного интереса ведет к общим несчастьям, а не благу (Златоуст, беседа 80 на Евангелие от Матфея, беседа 39 на 1-е Послание к Коринфянам). Иоанн Златоуст — антилибертарианский мыслитель: общество идеального свободного рынка, общества частных предпринимателей невозможно, как невозможен мир между дикими голодными зверьми (беседа 9 на Послание к Ефесянам). Борьба с ростовщичеством (финансовым рынком, говоря более современно) красной нитью проходит сквозь творения Отцов. Одному человеку плохо, другой, давая ему денег в кредит, не помогает ему, а ввергает в еще большее горе, наживаясь на беде другого: чудовищный грех, «разрешенный» законом (Василий, слово против ростовщиков; Златоуст, 5 беседа на Евангелие от Матфея). Василий Великий много раз ужасается логике накопления капитала: все на свете капиталисту предстает капиталом, всю вселенную он видит в свете прибыли, но истинная субстанция прибылей капиталиста — угнетение бедных (Слово 6), капитал — противоестественная реальность, чудовищный зверь, чей пожирающий рост не знает предела, если дать ему свободу (свободный рынок!) он пожрет все (Слово против ростовщиков). Благотворительность не оправдание Принципиально важно понять, что все это — не благие советы в духе «давайте поможем бедным». Нужно именно справедливое общество, а не благотворительность, используемую капиталистами как оправдание. Симеон Новый Богослов: если ваша «благотворительность» не растратила всего вашего богатства, то Бог не засчитает ее, если вы помогли ста бедным, а могли помочь еще одному — вы виновны в его бедности (из глав богословских и деятельных). Тому же учит и Златоуст: если капиталист давал менее, чем мог (то есть не отдал всего), то не избегнет наказания (беседа 52 на Евангелие от Матфея).

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни. В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии рБЛюбовь 26 ноября 2021, 10:35 С Праздником! Св.Иоанн Златоуст, моли Бога о нас!+ Укрепи Веру Надежду Любовь мудрость во слове и рассуждении, мир в мире и сердцах наших, избавлении от мора пандемии.... Димитрий 26 ноября 2013, 21:08 Оказывается, святой Иоанн, так много лет назад, донес нам одни из самых главных стимулов христианской жизни - беречь любовь в семейной жизни, ответственно заниматься воспитанием детей! Очень интересно узнать, что св. Иоанн так высоко ценил духовное пение! Спаси Господи, автора статьи. Великий святитель Христов, Иоанне, моли Бога и о нас, грешных. Аминь. Светлана 27 ноября 2010, 12:04 " Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе... " - обращаю внимание, что " старцу " было чуть-чуть более 55 лет. Если принмать ту дату, которую современные историки называют датой смерти Златоуста, он умер в 60 лет (еще недавно считалось, что на два года раньше). Леван 26 ноября 2010, 22:01 Отче Иоанне Златоусте, моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить

http://pravoslavie.ru/put/2697.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010