20. Августин Иппонийский . Блаженный. О граде Божием. – М.: Издательство Спасо – Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. IV. 21. Андрей Кураев. Дьякон. Если Бог есть Любовь … – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997. 22. Афанасий Великий . Святитель. Творения. – М.: Издание Спасо – Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. III. 23. Берри Г. Во что они верят. – М.: Златоуст, 1994. 24. В помощь Епархиальному Миссионеру. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1996. 25. В Сургуте возбуждено уголовное дело против «Свидетелей Иеговы»//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров. – 1996. – ноя. 26. Василий Великий . Святитель. Творения (репринт). – СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. Т. 1. 27. Вестник Центра Апологетических Исследований. – СПб: Ц. А. И. – 1998. – янв. мар. 28. Григорий Дьяченко . Священник. Область таинственного. – М.: Издательство «Планета», 1992. 29. Дворкин А. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород. Издательство братства во имя Великого Князя Александра Невского, 1998. 30. Димитрий Ростовский . Святитель. Догматическое учение выбранное из сочинений святителя Димитрия//Христианское Чтение. – 1842. – IV. 31. Еврейская энциклопедия. – М.: Терра, 1991. – Т. 8. 32. Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: Спасо – Преображенский Валаамский монастырь, 1993. 33. Иоанн Дамаскин . Преподобный. Точное изложение православной веры . – Москва – Ростов – на – Дону: Издательство Приазовский край, 1992. 34. Иоанн Златоуст . Святитель. Избранные творения. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата 1993. T.I. Кн. 1. 35. Иоанн Златоуст . Святитель. Полное собрание Творений. – М.: Православная книга, 1991. Т. 1. Книга 1.2. 36. Иоанн Златоуст . Святитель. Указ. соч., 1996. Т. V. Книга 2. 37. Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск: Беларусь, 1991. 38. Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Минск: Беларусь, 1994. Т. 2. 39. Ириней Лионский . Святитель. Творения. – М.: Паломник, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Ренодот, посвятивший свою жизнь изысканиям в области истории Евхаристии, утверждает, что ни Василий Великий , ни Златоуст не создавали какой-либо новой формы литургии и не могли этого сделать (multo minus Basilius et Chrysostomus novas offerendi sacrificii eucharistici formas instituere poterant) 3 . Это понятно. Форма литургии с целым комплексом входящих в нее обрядов, с определенной их последовательностью – чтение Священного Писания , общие молитвы об оглашенных, затем – о верных, приношение Даров к алтарю, общее преподание мира или лобзание святых, освящение Даров с чтением традиционно сложившихся евхаризмов, причащение и благодарение о причащении, как видно из «Апологии» св. Иустина, существовала уже в его время 4 . Следовательно, личное творчество того и другого святителя могло заключаться только в составлении отдельных молитв, но опять же на основе тех евхаристических славословий и молений, которые существовали в устном предании Церкви, о чем сам Василий Великий писал: «Кто из святых оставил нам записанными слова призывания при освящении хлеба Евхаристии и чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся тем, что упоминают апостолы в Евангелии, но и прежде и после произносим другие слова, как имеющие великую силу для таинства, принятые из учения неписаного ( γραφου) " 5 . Какие же из молитв в существующих чинопоследованиях литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат этим святым отцам? Так как ни Василий Великий , ни Иоанн Златоуст в своих литературных произведениях ни слова по этому поводу не говорят, то, очевидно, изыскания в данном случае возможны только на основании наиболее древних списков литургии с их именем и некоторых косвенных свидетельств, восходящих к еще более раннему времени, от которого не сохранилось таких списков. Древнейшие списки литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста сохранились в так называемом Барбериновском евхологионе, относящемся к VIII-IX векам (Codex Barberinus 77), в упомянутом выше Порфирьевском евхологионе и евхологионе Севастьяновского собрания Московской библиотеки им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?» (то есть жить всеми душевными и телесными силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимии, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день. Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести. Благоразумному разбойнику потребовались считанные секунды на кресте, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, на которую в этом году приходится Благовещение, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать. «Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью».

http://zavet.ru/a/rss_1334556778.html

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Позже старший сын этого семейства, Василий, в Нравственных правилах обратил заповедь апостола не только к отцу, но к обоим родителям: «Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем» (правило 76). Не всегда, не все родители были согласны быть такими учителями в своих семьях. Пытались переложить эту обязанность на плечи Церкви. Но святые отцы снова и снова напоминали родителям: родили – значит, воспитывайте и учите. Сами учитесь в Церкви, считаете себя христианами – учите своих детей вере. Особенно много на эти темы говорил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Он внушал: «вы все возлагаете на нас , тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы все оставляете нам» . Ходим в храм, молимся, проповеди слушаем – значит, уже можем, уже должны стать учителями своих детей: «По выходе из церкви… пришедши домой, надобно… сейчас же взять книгу, и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено ; потом уже приступать к делам житейским», – говорит все тот же святитель Иоанн Златоуст . Часто он повторял эту идею после многих проповедей. Скажет какое-нибудь слово-гомилию в храме – и призывает: иди домой, учи этому самому своих детей. Так и сделаешь свой дом Церковью. Так дом твой станет Небом… Учить своих детей вере – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке Родитель-христианин – он не только родитель. Он еще и учитель. Обязательно учитель. А еще и руководитель, и попечитель-заботник, и наставник. И образовывать, и, как музыкальный инструмент, настраивать ребенка должен. Это Иоанн Златоуст перечисляет такие роли: «Не поселил ли Я, – скажет Бог, - сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настроивать повелел Я» . Обязательно учить детей и личным примером, и всей жизнью воспитывать детей. Без учения жизнью голое учение не работает. Но это самое учение детей родительским словом – вещь в нашей Церкви обязательная. Святитель Иоанн Златоуст не устает повторять: говори, наставляй, учи сына Писаниям Божественным . Так что учить своих детей вере, Писанию – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке. Часть, всего лишь часть. Но часть неотъемлемая.

http://pravoslavie.ru/113496.html

свт. Иоанн Златоуст «Юность нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется». свт. Иоанн Златоуст «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний». свт. Иоанн Златоуст «Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое и юность. Поэтому, если в начале с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужду в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно, не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем их сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред для юности». свт. Иоанн Златоуст «Юность проходит скорее весенних цветов, и красота телесная увядает или от болезни, или от времени». свт. Василий Великий «Четыре добродетели подают юности помощь по Богу: непрестанное поучение, усердие, бдение и смиренное о себе мнение». прп. Авва Исайя (Скитский) «Горе нам, написавшим сии рыдания, что, когда подошел уже конец нам, мы, не покаявшись в злых делах юности нашей и не оплакавши их, на старости приложили большие и неподъемные зла и тягчайшие грехи». прп. Авва Исайя (Скитский) «Береги, юноша, юность свою, чтобы не сделалась она пищею огня, и помышляй о времени немощей и старости, которая спешит вслед за тобой». прп. Ефрем Сирин «Не обольщайтесь суетною красотою юности; потому что и мы, лежащие перед вашими глазами, согнившие мертвецы, некогда во время жизни своей, как и вы теперь, были видны, величавы, умащались благовониями, были любимы, наслаждались и благоденствовали; и вот, как видите, все это стало брением, прахом, пеплом и зловонием». прп. Ефрем Сирин «Прекрасна и дорога юность, братия мои, когда на голове ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которою хвалится юность».

http://azbyka.ru/junost

У нас есть возможность заимствовать из их сочинений прекрасные образцы пастырского служения и методы действования в различных житейских ситуациях. Вникая в творения богопросвещенных пастырей, их современный преемник приобретает духовную опытность, необходимую для руководства пасомых. В числе преподобных отцов, творения которых дошли до нас, много священников: Макарий Великий , Нил Синайский , Исидор Пелусиот , Иоанн Кассиан Римлянин , Исихий Иерусалимский , Зосима Палестинский . Среди подвижников древней Церкви были и пастыри, не имевшие иерейского сана: преподобные Антоний Великий , Аммон, Ефрем Сирин , Орсисий Тавенисиотский, Марк Подвижник , Исаия Отшельник, Иоанн Карпафский , блаженный Иперехий, Евагрий Понтийский и Стефан Фиваидский. Эти святые пастыри сумели освободиться от «внутренних уз, и преград, и от тьмы духов злобы, то есть от действий сокровенных страстей» 3 . Однажды загоревшись любовью к Богу, они не переставали пламенеть ею до самой смерти, зажигая этим пламенем многие человеческие души. Так, изречения преподобного Антония Великого «в неисчетном множестве переходили из уст в уста, составляя как бы ходячий устав подвижничества, и вошли, наконец, в сборники» 4 . Ими пользовались, по ним учились великие пастыри Церкви Христовой: святители Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Исаак Сирин , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит , а также и наши русские подвижники благочестия: преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Валаамские подвижники, преподобные Серафим Саровский , Паисий (Величковский) и его последователи в лице Оптинских старцев. В творениях древних подвижников IV-V веков мы находим ответы на такие вопросы, касающиеся пастырского служения, как отношение пастыря к миру, соблазнам и скорбям; молитвенное делание; самообразование; духовничество; совершение богослужения; духовное окормление; учительство; пастырские искушения; исповедание веры во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

          Когда Василий Великий умер, его оплакивала вся Кессария. Во время похорон Святителя было столько народа, что многие в толпе падали в обморок.           Друг Василия Великого Григорий после отпевания сказал о больнице «Василиада» следующие слова: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот Новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье. Если сравнить больницу Св. Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице «Василиада» мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем самого Христа, который начальник всем.           Теперь несколько слов о другом великом Святом - Иоанне Златоусте. Строгий аскет, он, как пастырь, проявлял трогательную заботу о страждущих людях, вплотную занимался решением социальных проблем. В Антиохии Иоанн Златоуст ежедневно кормил более 3000 человек, а будучи уже в Константинополе, раздавал питание 7000 человек ежедневно. Эти цифры поражают, если учесть, в какие годы эти события происходили. Иоанн Златоуст постоянно помогал своей пастве - и духовно, и материально. Когда вечерами его глаза слипались от усталости, он подходил к цепям, которые были прикреплены к стене в его покоях, и как бы подвешивал себя на них, чтобы держаться на ногах и работать. А утром он уже спешил к людям, чтобы помочь, хотя сам был человеком слабым и болезненным. Вот что писал его ученик Феодорит, епископ Кирский: «Он весь в трудах. Кто-то просит его помочь в одном, кто-то - в другом: в суде защитительную речь произнести, голодный просит накормить, неимущий просит одежду, получая часто личные вещи Иоанна Златоуста, скорбящий просит утешить, заключенный в темнице просит найти приют, должник просит помочь отдать долг, ссорящиеся просят помирить, слуга просит защитить от жестокого хозяина, сирота просит утешить, вдова просит милостыню. И так ежедневно! Святитель занимался решением многочисленных проблем других людей. Болящим он был врач, скорбящим - утешитель. Для всех он становился всем».

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/13/...

...Величия Божия и славы Божией, которые и словом необъемлемы, и умом непостижимы, невозможно ни изобразить, ни представить одним речением или понятием. Богодухновенное же Писание, с помощью многих речений, обращающихся в нашем употреблении, едва приблизило их к понятию чистых сердцем, и то представив как в зеркале (свт. Василий Великий , 9, 24). Источник. ...Богодуховенному Писанию известны как беспредельность познания, так и непостижимость Божественных тайн для природы человеческой в настоящей жизни... (свт. Василий Великий , 9, 25). Источник. Серафимы трепещут перед Божиим величием, Херувимы содрогаются перед Ним. Если Бог является тварям Своим, исчезают они как дым. Если мирам открывает могущество Свое, обращаются в ничто, как солома в огне. А если в чьей душе вселяется Бог и обитает в ней, как гость, то может ли какой страх объять душу эту и какой-либо ужас приблизиться к ней? (прп. Ефрем Сирин , 33, 97–98). Источник. Не знают Херувимы, чему уподобляется могущество, которому служат они престолом; оно далеко от взора их, хотя носят его на себе (прп. Ефрем Сирин , 33, 260). Источник. ...Если Бог захочет кого остановить и удержать в руке Своей, то это всего неизбежнее, всего неодолимее. Он предускоряет быстрых, перехитряет хитрых, низлагает сильных, смиряет высоких, укрощает дерзновенных, подавляет всякую силу (свт. Григорий Богослов , 12, 78–79). Источник. У Бога все перед очами, и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества (свт. Григорий Богослов , 15, 229). Источник. Бог знает все наперед, именно знает: не Сам определяет будущее, но по предведению знает то, что должно быть и будет. Иное ведь дело – что устрояет Он Своим промыслом, иное – что предусматривает Он относительно наших поступков... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 837). Источник. ...Что комары в сравнении с человеком, то вся тварь в сравнении с Богом. И что я говорю: комары? Если все люди перед Богом не более, как капля и как пылинка на весовой чашке (см.: Ис. 40, 15 ), то с комарами (в этом случае) можешь сравнивать невидимые силы (свт. Иоанн Златоуст , 54, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010