Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Епископ Василий (Родзянко): необыкновенная история пастыря, которого в СССР тайком слушали по «вражескому» радио 16 мин., 17.08.2023 С детства ему суждено было скитаться по миру, искупая грехи отцов и дедов. И всю жизнь, преданно любя потерянное земное отечество, шаг за шагом через все преграды пробивать дорогу в Отечество Небесное. На наше счастье, епископ Василий (Родзянко) успел остаться не только в памяти тех, кому повезло знать его при жизни, но и на многочисленных видеозаписях его бесед. Благодаря им мы и сегодня можем услышать его голос, доносящийся к нам из прошлого. Или из будущего? По Промыслу Божию В 2009 году по телеканалу «Культура» показали 11-серийный фильм-исповедь епископа Василия (Родзянко) «Моя судьба». В видеоэпиграфе к нему владыка говорит: «Промысл Божий в моей жизни — вот какая тема у меня сейчас на душе. Я чувствую, что вся моя жизнь, как она до сих пор протекает, действительно идет по Промыслу Божиему. Конечно, это справедливо по отношению к каждому человеку, и ко всем людям, и ко всему миру, и особенно к нашей святой Православной Церкви. Поэтому можно сказать, что все от начала до конца, все обнимает собой Промысл Божий». Так он чувствовал. Так прожил почти 85 лет, неутомимо исповедуя Христа, — на свободе и в тюрьме, на Родине и в изгнании, встречаясь с людьми, по радио и телевидению. Огромный, могучий, бесконечно добрый — человек откуда-то из другого мира. Он был одним из немногих, донесших до нас дух того Православия, о котором мы только в книгах читали. И нам думалось, того мира на самом-то деле, может, никогда и не было: мира, где не обижаются на обидчиков, врагов прощают и благословляют, не впадают в уныние и отчаяние, веруют в Бога, открыто, ничем не смущаясь, исповедуют свою веру и готовы жизнь отдать ради спасения ближнего. Оказалось, он был, он есть этот мир, и вот перед нами въяве один из его обитателей. Внук «того самого» Владимир Родзянко, седьмой ребенок в семье малороссийского помещика Михаила Михайловича Родзянко, появился на свет в родовом поместье Отрада, неподалеку от Екатеринослава (город, теперь в России называемый Днепропетровск, на Украине — Днепр). И знать не знал, что всю жизнь о нем будут говорить: «Это внук того самого Родзянко».

http://foma.ru/episkop-vasilij-rodzjanko...

Епископ Василий (Родзянко): «…Быть гражданином Царствия Небесного» 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. 17 сентября, 2009 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих  — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. Его радиопроповеди из Лондона слушали многие в Советском Союзе. Проникновенные и поучительные беседы о Пресвятой Троице, Церкви, вере, святых, молитве и т.д. смогла увидеть вся страна по первому каналу телевидения вскоре после развала Советского Союза. С кем бы он ни общался — с человеком прошедшим многое в этой жизни или с человеком, только начинающим свой жизненный путь, — он всегда мог расположить и приблизить к святости. Промысел Божий, проведший Владыку Василия по нелегкому жизненному пути, сделал его истинно апостолом нашего времени. Владыка Василий 60 лет нес священническое служение, пройдя войну, тюрьму за религиозную деятельность и трудную жизнь в эмиграции. В 1979 году скончалась его супруга, матушка Мария, с которой они вместе прожили с 1938 года. Инсульт, который случился с ней во время передачи на радио BBC, забрал ее из этой жизни в жизнь вечную. Через пять минут после ее смерти Владыка Василий, тогда еще о. Владимир, услышал ее голос: «У тебя начинается новая жизнь» Через пять минут после этого был телефонный звонок из госпиталя: «Ваша жена скончалась пять минут тому назад».

http://pravmir.ru/episkop-vasilij-rodzya...

Закрыть itemscope itemtype="" > О том, как епископ Василий (Родзянко) отслужил одну из первых в СССР панихид по Царской семье 19.07.2021 645 Время на чтение 3 минуты Источник: Православие.Ru Епископ Василий (Родзянко) является одним из столпов Русского Православия в XX веке. Слово Божие, которое он нес своей пастве по всему миру, не могли «зашипеть» даже советские «глушилки», настроенные на волны радиостанции ВВС, где владыка в течение многих лет вел свои духовные беседы. Покинув Россию в младенчестве, он пронес любовь к ней через всю жизнь и, едва пал «железный занавес», сразу стал приезжать в родную страну. В одну из первых таких поездок, в 1988-м году, владыка неофициально отслужил одну из первых в СССР панихид по Николаю II и его семье. Случилось это как раз в 70-ю годовщину убийства в Екатеринбурге, о чем мне рассказала духовная дочь и многолетний помощник владыки Мэрилин Суизи, бывшая с ним в том паломничестве. По ее мнению, то богослужение стало своего рода прологом к последовавшему через 12 лет прославлению семьи и верных слуг последнего Царя. Епископ Василий (Родзянко) Фото: pravoslavie.ru Летом 1988 года владыка Василий вместе с группой прихожан нашего Свято-Николаевского собора в Вашингтоне и других верующих отправился в Москву . Это была одна из первых паломнических поездок в Советский Союз. В самолете я сообразила, что на следующий день после нашего прибытия – 17 июля – будет день памяти Императорской семьи. Я подошла к владыке и сказала: «Владыка, мы должны что-то сделать по этому поводу». Я подошла к владыке и сказала: «Владыка, мы должны что-то сделать по этому поводу» Он посмотрел на меня и ответил: «Это невозможно, я не могу ничего сделать так, чтобы это было официально». Мы поговорили еще немного, но поскольку владыка был уверен, что сделать ничего нельзя, обсуждать дальше было нечего. Однако события стали развиваться неожиданным образом. Едва мы заселились в гостиницу «Космос», туда приехал совсем еще юный Гоша Шевкунов, который теперь стал митрополитом Тихоном. Они с другом знали о нашем приезде и решили встретиться с владыкой.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/19/o_tom_...

«В тот день он должен был получить гражданство США». Памяти епископа Василия (Родзянко) Помощница пастыря Мэрилин Суизи – о знакомстве, работе на радио и последнем дне владыки 17 сентября, 2019 Помощница пастыря Мэрилин Суизи – о знакомстве, работе на радио и последнем дне владыки Двадцать лет назад, 17 сентября 1999 года, перестало биться сердце одного из самых уважаемых пастырей Русского Зарубежья – епископа Василия (Родзянко). Он был последним представителем известной семьи, который родился в России. Всю жизнь ему довелось скитаться по разным странам, но он через годы пронес огромную любовь к Отечеству и русскому народу. Его программы о православии на радио ВВС стали классикой жанра, а вдохновенные проповеди на российском телевидении – одним из символов гласности на стыке перестройки и первых лет после краха СССР. Многолетний помощник владыки и его духовная дочь Мэрилин (в крещении – Мария) Суизи в интервью «Правмиру» рассказала об общении с ним, своем приходе в православие, помощи гонимым христианам в СССР и о том, как епископ Василий обрел небесное гражданство в тот день, когда должен был получить американское… Квартира, которая была кельей Свою крохотную квартирку в тихом районе Вашингтона владыка Василий называл кельей. Мне посчастливилось побывать там несколько раз в начале 1999 года. Я только сейчас понимаю, какие глупые вопросы тогда задавал и насколько сильно не понимал, с какого масштаба личностью мне выпало общаться. В памяти сохранилась часовня с иконостасом, расписанным матушкой Тамарой Ельчаниновой, алтарем и престолом. Она была одновременно гостиной, студией звукозаписи, библиотекой. Теперь я сожалею, что не услышал из первых уст его рассказ о том, как он смог поддержать в себе православную веру, как сохранил любовь к России, откуда ему пришлось уехать в младенческом возрасте. Наконец, о его великом дедушке – последнем председателе императорской Государственной Думы Михаиле Родзянко. Запомнилось, как забавно владыка объяснял схему проезда к себе домой в век еще не общедоступного интернета. Он говорил, что улицы в Вашингтоне «уходят в песок», так что проехать по ним насквозь порой нельзя. Еще в памяти осталось, что стен в помещении почти не было видно – они были уставлены иконами и книгами.

http://pravmir.ru/v-tot-den-on-dolzhen-b...

Архимандрит Закхей (Вуд): «Владыка Василий был для нас олицетворением Святой Руси» Владыка Василий (Родзянко) – Отец Закхей, вам довелось много общаться с владыкой Василием (Родзянко). Как произошло ваше знакомство? – С детства я был прихожанином Православной Церкви в Америке и живо интересовался всеми событиями церковной жизни. Однажды я узнал, что наше священноначалие пригласило из Лондона такого очень известного человека – протоиерея Владимира Родзянко – стать епископом Американской Автокефальной Церкви. У нас Церковь небольшая и не так много архиереев, поэтому сам факт выбора любого нового архиерея становится широко известным. К тому же, в данном случае впервые приглашали священника из-за границы для того, чтобы он стал епископом в Америке. Это было событие огромной важности. Ведь за всю историю Православной Церкви в Америке такими приглашенными были лишь два архиерея – архиепископ Петр (Л’Юилье) и будущий владыка Василий. С того дня, как я обо всем этом узнал, конечно, очень желал познакомиться с этим отцом Владимиром, узнать, что это за человек. Божиим Промыслом вышло так, что впервые я встретился с ним где-то в середине 1980-х годов. Тогда он принимал участие в нашем традиционном ежегодном паломничестве в Свято-Тихоновский мужской монастырь в штате Пенсильвания. Там собираются и многие архиереи нашей Церкви, и, конечно, священники и миряне. Я с юных лет часто принимал участие в этом паломничестве. Именно там довелось впервые увидеть владыку Василия. – Что вам запомнилось при этой первой встрече более всего? – Он был, конечно, незаурядной личностью, и внешне и внутренне как-то отличался от других архиереев нашей Церкви. Да и в любом месте, где бы владыка ни находился, он всегда был заметен. Прежде всего, благодаря внешнему облику, в котором сочетались благородное достоинство и красота, точнее, даже благолепие – есть такое хорошее русское слово. Он весь как будто бы был из другого, минувшего века, совершенно иного, чем наше суетное время. А когда мне удалось поговорить с ним, то я почувствовал, что внутренне он тоже совсем иной. Несмотря на то, что владыка долго жил в Сербии, а потом в Великобритании, он нам казался, если можно так сказать, олицетворением России, точнее, Святой Руси. Это трудно было понять и вместить. Вероятно, поэтому все люди, знавшие его, делились на две категории: или они к нему очень хорошо относились, или вообще не понимали.

http://pravoslavie.ru/31961.html

Митрополит Антоний - целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви Митрополит Антоний Сурожский Известные московские священнослужители, лично знавшие почившего митрополита Сурожского Антония, делятся своими воспоминаниями о встречах с владыкой, говорят о значении новопреставленного архиерея Божия. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря: Митрополит Антоний - это целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви XX века. Мне, по милости Божией, приходилось с ним несколько раз встречаться в Москве еще в начале 1980-х годов. Любое общение с ним производило неизгладимое впечатление, это был архиерей Божий, такого архиерея мы, наверное, уже не увидим. Совершенно доступный, милосердный, добрый, заботящийся о каждом из людей, который оказывался на его пути. Вы знаете, его духовным сыном в поздние годы своей жизни был владыка Василий (Родзянко). Владыка Антоний и постригал его в монашество, готовил к епископскому служению в Америке, и когда владыка Василий, зная, что он будет епископом, спросил у владыки Антония: " Как же я буду исполнять монашеский обет послушания, если я буду епископом, и сам буду руководить, меня будут слушать, у кого мне быть в послушании? " И тогда владыка Антоний сказал ему: " Всякий человек, который окажется на твоем пути, вот у этого человека ты и будь послушником, если, конечно, он не будет требовать от тебя, чего-то противного воли Божией " . И владыка Василий, слушая своего духовника, был именно таким прилежным послушником всякого человека, с которым он встречался. Я думаю, что это качество, этот духовный подвиг был и у самого владыки Антония. Он был уже в старческом возрасте, когда мы встречались, и иногда приходилось просить у него, чтобы он где-то выступил, с кем-то встретился, даже приехал куда-то и освятил квартиру, повидался с людьми, и я не помню случая, чтобы владыка Антоний отказался, хотя он был уже митрополитом и управляющим Британской епархией и одним из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/1489.html

Предисловие 17 сентября 1999 года в Вашингтоне умер русский епископ Василий (Родзянко) . На самом деле Владыка Василий просто дождался часа, чтобы отправиться в путешествие, к которому усердно готовился всю жизнь... Вообще-то он и при жизни был заядлым путешественником. Я бы даже сказал, что именно это было его настоящим призванием, и больше того – образом жизни. Началом его странствий, без сомнения, стало появление на свет в 1915 году в родовом поместье «Отрада» младенца, которому в дальнейшем и надлежало стать епископом Василием, но которого до поры до времени нарекли Владимиром. Дедом новорождённого по отцовской линии был председатель Государственной думы Российской империи Михаил Владимирович Родзянко. А мама происходила из древнего рода князей Голицыных и Сумароковых. Да и вообще, многие знатные русские семьи состояли в близком или дальнем родстве с этим новорождённым рабом Божиим. Следующее серьёзное путешествие Владыка предпринял в 1920-м, когда ему было пять лет отроду. Дорога предстояла неблизкая: по суше и по морю, через Турцию и Грецию – в Сербию. Причина этого вояжа была вынужденной – семью бывшего председателя Государственной думы новые властители России в живых оставлять не собирались. Родзянки осели в Белграде, где будущий Владыка и вырос. С учителями ему повезло. Кроме того, что в Югославии собрался цвет русской эмиграции, его непосредственными воспитателями были иеромонах Иоанн (Максимович) , который через тридцать лет стал знаменитым архиепископом Сан-Францисским, а ещё через тридцать – прославлен как святой в Русском зарубежье, и великий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) . Это были такие гиганты духа, которые не могли не оказать на своего воспитанника самого сильного и благодатного влияния. Когда Владыка находился уже в преклонных летах, в одном из странствий Господь привёл его в Царское Село. Владыке благословили совершить здесь литургию в храме Феодоровской иконы Божией Матери, том самом, который был детищем императора Николая II и который любила вся царская семья. После завершения службы Владыка вышел к народу и принёс покаяние за вину, к которой так пронзительно ощущал себя причастным с самого детства лишь потому, что был внуком любимого им деда. Владыка тогда сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

протоиерей Ростислав Снигирёв Библиография Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Авданский. Идея о творении в писаниях Ветхого Завета//Странник. 1915. 3. С. 395 – 407. АкинфиевД., диак. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям: Канд. дис./МДА. Сергиев Посад, 1954. Александров Н. С, свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей: Магист. дис./КазДА. Казань, 1901. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. Андрей (Ухтомский), архим. Истолкования библейских изречений об искуплении человека. Казань, 1904. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1903. Афанасьев Д. Л. Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви: В 3 вып. 2-е изд. Ставрополь, 1890. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия: В 2 т. 2-е изд. СПб., 1893. Библейская энциклопедия: В 2 т./Сост. Никифор (Бажанов) , архим. М., 1891–1892. Репр.: М., 1990. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 1: Книга Бытия 1 – 11. Тверь, 2004. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1907. Богословский М. И. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. Казань, 1887. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1914. Бриллиантов А. И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1902. Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. М., 2008. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

А. Леднев, Е. Лукьянов Содержание Вступление Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России     Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке. В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые. Вступление Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

епископ Василий (Родзянко) Содержание     Обратимся к Божественному откровению о творении мира так, как оно описано на первой странице Библии. В западной библейской критике чересчур большое значение придают текстуальности и текстуальному анализу, т.е. человеческому, в отношении того, что, по сути, является величайшим Божественным откровением. Здесь нельзя переходить границу. Надо взглянуть на это в полном равновесии: с одной стороны, Божественное откровение, с другой стороны – человеческое оформление, без которого невозможно воспринять Божественное откровение. Но преувеличивать это человеческое оформление чрезвычайно опасно. Именно этой опасностью страдает западная библейская критика, особенно среди протестантов и среди так называемой тюбенгенской школы в Германии. Учитывая всё это, мы сейчас остановимся на первом рассказе о творении так, как оно изложено в первой главе книги Бытия, включая первые четыре стиха второй главы.    Есть точка зрения некоторых критиков рассматривать второе сказание о творении мира немного преувеличенным. В некотором отношении текстуально справедливо эти критики дают особое название как первому, так и второму рассказу. Первый рассказ – это вся первая глава и первые четыре стиха второй главы. Второй рассказ – с четвёртого стиха и дальше до конца всего повествования второй главы.    Потом переходим к третьей главе, где подробно рассказывается о грехопадении. Важно сопоставить эти два текста: один западные критики называют «яхвист», от еврейского слова «яхве», что означает «Бог». Второй текст называется «элохвист» от еврейского слова «элохим». Яхве означает Бог. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1) – начинается Библия в русском переводе. Слово «Бог» переведено по смыслу правильно, но не совсем. Яхве от глагола «хая» означает «Жизнь», «Сущий». Поэтому правильнее было бы по-русски сказать Сущий Бог. Сущий – это имя Бога, именно таким, какой Он есть: Сущий. Потому что ничто другое не является сущим в полном смысле этого слова. Слово «Яхве» не произносилось никем и было запрещено по причине великого почитания этого имени в Ветхом Завете. Только раз в году оно поизносилось первосвященником, и то в Святом Святых в храме. Теперь после откровения Сына Божия, сошедшего на землю, уже нет этого запрета, как это было в Ветхом Завете, и мы можем спокойно, но с великим трепетом, произносить это святое Божественное Имя, говорящее о самой сути его Божественности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4072...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010