В Югославии скопилась та часть русской эмиграции, которая не хотела ехать в Париж. Так было и в нашей семье: дядя Николай почувствовал, что его место в Париже, а не в Белграде, и он поехал туда. Надо сказать, что было несколько потоков русской эмиграции. Сначала многие собрались в Чехословакии. Но несмотря на то, что эта страна хорошо приняла эмигрантов, они там долго не задержались. Первым эмиграционным периодом я называю время между двумя войнами – с 1920 по 1939–1940 годы, то есть двадцать лет. В это время большого наплыва эмигрантов не было. Следующая волна была, когда появились так называемые «ДиПи», «дисплейсд персоне», по-английски – «перемещённые лица». Это было в результате Второй мировой войны, когда много перемещённых лиц оказалось на территории Германии и других стран, освобождённых союзниками. И с этими перемещёнными лицами надо было специально возиться. Эмигранты первой волны очень определенно разделились по политическим пристрастиям. Например, вокруг бывшего кадета Пажеского корпуса короля Александра, молодого, энергичного, безупречно говорившего по-русски и чувствовавшего себя русским пажом, собрались в основном монархисты и люди, которые любили Югославию и короля Александра. А в Париже оказались люди, которым импонировала Франция, республика с её идеями свободы, равенства и братства. Это была эмиграция демократического направления, свободомыслящая и интеллектуальная. Основная масса русской интеллигенции оказалась в Париже. Остальные осели в Германии и других странах Европы. В Англии русских было мало. Туда попали только те, у кого были связи с королевской семьёй или высокопоставленными особами. В Белграде деду приходилось выслушивать обвинения одно нелепее другого: Родзянко принял от государя отречение, чтобы самому стать правителем; Родзянко способствовал перевороту, породившему революцию. Все это было неправдой. Как раз наоборот. Его обвиняли – а теперь это повторил Солженицын – в том, что он не удержал власть в своих руках, а отдал её Временному правительству и Керенскому, который, с их точки зрения, оказался неумелым правителем, потому что он ходил на заседания Совета рабочих и солдатских депутатов и старался как- то примириться с социал-демократией, ещё не понимая, куда это ведёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Государь, как известно, отрёкся и от своего имени, и от имени сына, чего он делать не имел права – это было нарушением закона о престолонаследии. Но здесь победила отцовская любовь, забота о больном сыне и защита, как он это понимал, его здоровья. Он обратился к лейб-врачу и спросил, может ли он гарантировать здоровье и жизнь его сыну. Врач ответил: «Нет, не могу». Потому что гемофилия в то время была болезнью неизлечимой. И тогда император взял на себя акт отречения. К сожалению, ни Шульгин, ни Гучков не поняли, какое ответственное поручение им было доверено. Вместо того чтобы сохранить послание в тайне, они предали текст обращения гласности. Ещё до приезда в Петербург они начали говорить об этом открыто, давать журналистам интервью и т. д. Это была непоправимая ошибка. Когда это стало известно моему деду, он страшно побледнел и горько заплакал. Он сказал: «Теперь Россия погибла, ничего сделать нельзя». Это мне рассказал его личный секретарь Садыков, который при этом присутствовал. После этого мой дед взял на себя управление страной до того момента, когда можно было создать Временный комитет Государственной думы, потому что Дума была распущена. Комитет должен был создать Временное правительство. Четыре дня мой дед единолично правил Россией. За эти четыре дня не было никаких эксцессов, страна точно оцепенела. Нельзя не согласиться с мнениями некоторых людей, в частности Солженицына, который мне лично говорил, что ошибкой моего деда было то, что он не продолжил управление Россией до того момента, когда власть можно было бы официально передать. Впоследствии брат моего деда Павел Владимирович Родзянко, отец того самого Павла Павловича Родзянко, генерала, который вместе с Соколовым вёл расследование в Екатеринбурге обстоятельств убийства царской семьи, сказал о своем брате, моем дедушке: «Да, институтское воспитание, увы, повлияло». Какое, вы спросите, институтское воспитание? Дело в том, что моя прабабушка, мать моего деда, скончалась, когда мой дед был ещё маленьким мальчиком, и его воспитание взяла на себя его тётя, которая руководила Екатерининским институтом благородных девиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

И мы слишком надеемся на князей и сынов человеческих. Их как пыль сметёт ветер истории. Многих из тех, кто сегодня не сходит с телеэкранов, не вспомнят будущие поколения, если вообще эти поколения будут. Спасти Россию может только Бог. Но для этого нужна наша добрая воля. Бог слышит наши молитвы и видит наши дела. И если мы опять начинаем топтаться на прежнем месте, возвращаясь на свою богоборческую блевотину, то на какую милость Божию нам рассчитывать? Неужели мы думаем, что так и будет дальше? И мавзолей с трупом сына погибельного, и тут же храмы Божии? Неужели мы думаем, что Господь будет терпеть это всё? Вероятно, уже на наших глазах произойдет конец этой богоборческой истории. Либо не станет скоро России. Либо очистится Русь от греха, сбросит с себя всех идолов, преобразится в покаянии и процветет Святой Русью Православной с Помазанником Божиим во главе. Романов Игорь Анатольевич , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 14. Ответ на 13, учитель: Какой Родзянко? Ел. Василий (Родзянко). Поинтересуйтесь, интересная личность. Тоже " низкий человек " ? Никто в России уже не верит в ваши бредни Какие бредни, о чём Вы? На Рождественские богослужения пришло 0,9 % от населения страны. Я примерно это и имею в виду. 13. Ответ на 12, Владимир С.М.: Какой Родзянко? Это те дворяшки, которые содержали крепостные гаремы, а потому бежали из страны без оглядки. Низкие люди. Никто в России уже не верит в ваши бредни. На Рождественские богослужения пришло 0,9 % от населения страны. Единственный достойный пример для людей - это Богоданный вождь И.В.Сталин , который смог вывести страну из тяжелейшего положения. 12. Ответ на 8, Анатолий Степанов: Каждый из нас понимает, что такое личное покаяние. Если человек дерзает каяться на грехи предков в 1917-м году, то вероятнее всего он пребывает в горделивом мнении, что у него уже своих грехов нету, а надо каяться в грехах уже умерших дедов и прадедов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/20/ro...

Вячеславу Михайловичу эта идея очень понравилась. Дело оставалось за малым – найти священника, который согласится бы рискнуть. Потому что риски, конечно, все-таки оставались. Пусть и не очень большие. Но если кто-то из соглядатаев поймет, что происходит на самом деле, то… Об этом, признаться, нам особо не хотелось думать. Но и подвергать опасности знакомых батюшек мы совсем не желали. И вот тут кто-то нам рассказал, что в Москву на днях прилетел из Америки епископ Василий (Родзянко). Многие из нас слышали об этом владыке, знали о его церковных радиопередачах по «вражьим голосам». Посовещавшись, мы пришли к выводу, что лучшего кандидата для служения панихиды по царской семье нам и искать не надо. Во-первых – белогвардеец. Во-вторых, для него, как для иностранца, риски должны быть минимальными. Во всяком случае меньше, чем для наших батюшек. «Контора Глубокого Бурения», так называли тогда КГБ, ему особенного ничего сделать не сможет. Скорее всего… Во всяком случае, ему легче будет вывернуться – все-таки американец – убеждали мы себя. Да и вообще, как говорилось в несколько циничном, но популярном стишке тех времен: «дедушка старый – ему все равно». В конце концов, других вариантов у нас просто не было! В общем, в тот же вечер мы с Вячеславом Михайловичем были в гостинице «Космос», где остановился Владыка Василий с паломнической группой православных американцев. Епископ Василий (Родзянко). Фото автора Владыка вышел к нам в гостиничный холл… и мы были сражены! Перед нами предстал необычайно красивый, с удивительно добрым лицом, статный, высокий старик. Точнее, без всякой иронии или сентиментальности, «благообразный старец», как выражались в старинные времена. Таких архиереев мы еще не видели. В нем угадывалась какая-то другая Россия, совершено иная культура и иной архиерей, чем те, с которыми нам доводилось общаться. И не то чтобы наши были хуже – нет! Но этот был и правда – совсем другой архиерей! Нам с Вячеславом Михайловичем сразу стало стыдно за то, что мы собрались подвергнуть его – такого большого, доброго, беззащитного и доверчивого – опасности. После первого знакомства и нескольких общих фраз, мы, еще не переходя к главной теме, извинились перед Владыкой, и отошли в сторонку пошептаться. Мы единодушно договорились настойчиво просить Владыку хорошенько подумать, прежде чем соглашаться на наше предложение.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Они говорили по-русски около часа. Добрынин сказал владыке: «Я уверен, Вы не сделаете в СССР ничего, что мы не хотели бы, чтобы Вы сделали». Сказал еще: «Моя мать была верующей. Она всегда благословляла меня, когда я возвращался из Америки в Россию. И она молилась за меня. Но сейчас она умерла». Владыка ответил: «Она и сейчас молится за вас – с небес». Последовала пауза. Она длилась несколько секунд. Лицо посла полностью изменилось. Было ясно, что слова владыки произвели на него огромное впечатление. Добрынин помолчал, а потом сказал изменившимся голосом: «Конечно, я дам Вам визу». И он персонально дал визу владыке. Было ясно, что слова владыки Василия глубоко затронули его душу. Я смотрела на двух этих могущественных русских людей. Один из них был более могущественным. Думаю, это был владыка. Епископ Василий (Родзянко) – Вы были с владыкой до его последнего дня? – 16 сентября 1999 года, вечером, я в последний раз видела его живым. Мы пили чай, разговаривали. На следующее утро я снова приехала к нему, чтобы отвезти его в миграционную службу на церемонию получения американского гражданства (это мероприятие назначают обычно за месяц). Но он уже получил другое гражданство – небесное. Ночью у него случился инсульт, и он умер. – Знаете, Мэрилин, владыка Тихон (Шевкунов) написал предисловие к книге епископа Василия «Моя судьба. Воспоминания». Мне очень хочется процитировать слова владыки Тихона из этого предисловия: «17 сентября 1999 года в Вашингтоне умер русский епископ Василий (Родзянко). На самом деле Владыка Василий просто дождался часа, чтобы отправиться в путешествие, к которому усердно готовился всю жизнь… Он был настоящим Владыкой! Он беспредельно владычествовал над человеческими душами. Несокрушимой силой этой удивительной власти, которая и сегодня простирается над теми, кто имел счастье знать Владыку Василия, были его незабываемые и неповторимые доброта, вера и любовь». Благодарим вас за замечательную беседу, дорогая Мэрилин. И напоследок, ваше пожелание читателям « Православия.ру »…

http://pravoslavie.ru/91376.html

У Калюбаевых в Германии, в Берлине, жил кто-то из родных. И матушка рискнула написать письмо. В Югославию писать было нельзя, контактов не было. Там была монархия и антикоммунистический настрой. Это был центр русской эмиграции, очень правой. Там был похоронен генерал Врангель. То есть связь с Югославией была абсолютно немыслима. И вдруг отец Василий получает письмо из Берлина, письмо от жены. Началась переписка. Матушка начала искать пути, как можно выбраться из советской России на Запад. Ей кто-то сказал, что Крупская помогает вдовам, одиноким и многодетным женщинам выехать. Она обратилась к Крупской, хотя, конечно, говорила не о Югославии, а о Германии, что там живет её родственница. И Крупская помогла. В конце концов были получены выездные документы. Это был год, когда выехать было ещё относительно легко. Это было вскоре после смерти Ленина, но до того, как Сталин опустил «железный занавес» в 1930-е годы. Крупская действительно занималась этой гуманитарной деятельностью, и благодаря ей семья Калюбаевых выехала. Однажды отец Василий получил неожиданное сообщение о том, что его жена и дети находятся в Берлине, а из Берлина они поедут туда-то и тогда-то на поезде и там-то должны встретиться. Подходит этот день. Отец Василий едет в указанное место, где-то в Хорватии. Приезжает туда, ходит, ищет, никого не находит. Везде толпы народа. И вдруг к нему подходит какой-то человек, спрашивает: «Вы – отец Василий Калюбаев?» – «Да». – «Да что вы тут сидите? Вас жена и дети уже два дня нигде найти не могут». Эту встречу трудно описать! Отец Василий привёз семью в Лютовницу. У него был неплохой дом, вокруг чудная природа. В тот год выдалось замечательное лето. И начала семья Калюбаевых в этой Лютовнице новую жизнь. Там у них родился мальчик Алик, Александр. Правда, он перенёс полиомиелит и хромает. Знакомство с родителями Мани И вот она приглашает меня познакомиться с родителями и со всей семьёй. И когда мы едем в поезде, я ей уже открыто и прямо, как митрополит Антоний сказал, делаю предложение. И вдруг она мне отвечает: «Володя, я, к сожалению, никак не могу». Я говорю: «Что? Почему? Почему?» – «Не могу, и сказать вам не могу». – «Да что? Что такое?» – «Я вас очень люблю, но не могу». – «Да почему? Как?» – «Ну, не могу, не могу...» Что с ней такое могло случиться? Ну, ужас. Дурацкие мысли лезут в голову: «Что?» Она говорит: «Я не могу быть матушкой». – «Почему?» – «Ну, не могу, я знаю, что значит быть матушкой. Я не могу, я не сумею. Я не матушка». – «Ну хорошо, я обещаю, что я не буду становиться священником до тех пор, когда вы сами согласитесь, что... – мы все ещё на «вы» – когда вы сами согласитесь, что сможете стать матушкой. До тех пор, а если не скажете, то я не буду никогда священником». И, в конце концов, пока мы разговаривали, пока доехали до Лютоницы, мы согласились на это. Она сказала: «Хорошо, с этим я согласна».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Епископ Василий (Родзянко): Смысл жизни – вернуться в Небесное Отечество (+Аудио) Чтение на каждый день поста 10 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом – можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Что такое смысл жизни? Люди сейчас, уже в конце XX века, все больше и больше задаются этим вопросом. В чем смысл существования на этой планете, вот в нашем Млечном Пути, вот в этом космосе, о котором мы уже так много знаем? В чем смысл этой жизни? Для чего это? Зачем вдруг на этой планете здесь появились такие вот живые существа? Этим вопросом, кстати, задается очень один из величайших ученных нашего времени – великий космолог Стивен Хокинг , о которым мы уже говорили. В своей книге «Краткая история времени» он спрашивает и говорит, в чем смысл того, что здесь на этой Земле, на этой планете, на этой отдаленной от других мировых центров нашего космоса вдруг вот появились такие существа, как мы с вами, и все оказалось возможным для этого существа, чтобы достичь таких познаний, что даже раскрыть суть и смысл, вот именно, и смысл всего космоса, всего мироздания? Интересно, что человек, который развился и оказался на этой планете, теперь получил возможность путем изучения спектрального анализа отдаленных звезд, распознать историю того мира, в котором мы живем, очень-очень далеко от планеты, на которой он находится и очень-очень давно, и имеет возможность теперь и видеть, и слышать то, чтобы было миллиарды лет тому назад, и находится в миллиардах световых лет от нас, как будто это происходит сегодня, и как будто это происходит здесь рядом с нами. В этом очень большой смысл жизни такого существа, что вот он оказался в состоянии дать смысл всему, что мы называем космическая жизнь, осмыслить. Вот произошел Большой взрыв, этот Большой взрыв привел к тому, что начала наша Вселенная распадаться в разных направлениях.

http://pravmir.ru/episkop-vasiliy-rodzya...

Владыки Филарет (Вахромеев), Питирим (Нечаев) и Василий (Родзянко). Фото автора Однажды, когда я нес послушание у митрополита Питирима, в Издательский отдел пришли люди, разодетые в дореволюционную офицерскую форму. Их мундиры украшали царские медали и ордена, в том числе и Георгиевские кресты. Я удивился и спросил: – Как вы решились одеть на себя эти награды? Ведь они давались только за личную храбрость на поле боя. Гости заверили меня, что с наградами у них все в полном порядке и пожелали немедленной встречи с митрополитом. Владыка, к моему удивлению, принял их, и внимательно, не без любопытства, выслушивал целых полтора часа. Тема визита гостей была незатейливой – они требовали, чтобы владыка немедленно начал всячески помогать им в деле незамедлительного восстановления монархии. Прощаясь, владыка Питирим задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете! С тех пор всякий раз, когда Владыка Василий прилетал в Россию, он заранее звонил мне. И я с радостью отправлялся с ним в какое-нибудь очередное захватывающее приключение. А поводов для них у Владыки было море. Хотя, как это ни покажется странным, Владыка никогда не предпринимал ни одного путешествия по своей воле. Об этом он рассказал мне особую историю. В тысяча девятьсот семьдесят восьмом году умерла его супруга, Мария Васильевна. Смерть матушки стала для отца Владимира страшным потрясением. Он бесконечно любил ее. И произошло то, что нередко происходит с искренними русскими людьми. Отец Владимир запил. Супруги Владимир и Мария Родзянко на площади Сан-Марко. Венеция, Италия. Фото: bishop-basil.org Владыка чистосердечно рассказывал об этом отрезке своей жизни как о тяжелом испытании, которое ему довелось пережить. Запил отец Владимир по-настоящему. Хотя благодаря недюжинному здоровью, огромному росту и силе это до поры до времени не сказывалось ни на его священнической деятельности, ни на работе в радиопередачах. Утешался батюшка Владимир по своей сербской привычке ракией – крепкой балканской водкой. И неизвестно, чем бы все это закончилось, поскольку ни духовник, ни родные, ни друзья ничего поделать с отцом Владимиром не могли, если бы не сама покойница, матушка Мария Васильевна, которая и при жизни, как говорят, была великой подвижницей и молитвенницей, не явилась с того света и не приструнила своего супруга.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Блаженный Августин писал: » Древо доброе, но не касайся его. Почему? Потому что я Господь, а ты раб: вот вся причина. Если сочтёшь малою: значит, ты не хочешь быть рабом. А что полезнее для тебя, как быть под властью Господа? Как же будешь ты под властью Господа, если не будешь под его заповедью?» 1202 . Епископ Василий высказывает не христианскую, а чисто дуалистическую точку зрения, согласно которой Адам изначально имел выбор между добром и злом – вкушать плоды от благословенного Божьего древа, либо от проклятого диявольского древа. Этот дуализм борьбы бога (не библейского Бога) с диаволом необходим владыке Василию для богословского обоснования эволюции, которая начинается с «Большого взрыва», причём сам «Big Bang» объявляется следствием осквернения Адама диявольским плодом. Оказавшись по вине Адама во власти диявольского небытия, вселенная «стала разлетаться во все стороны, следуя принципу взаимного отталкивания, – полетела в дьявольскую бездну» 1203 . Таким образом, от первозданного творения, описанного в Шестодневе, не осталось ничего. После этого вступает в силу Промысл Божий, действующий посредством эволюции. Епископ Василий пишет об этом так: «Божие милосердие безгранично, и Господь Бог положил предел владычеству князя сего. Обратный процесс противостоит только что названному: развитие (эволюция) мятущейся вселенной на путях, ведущих к победе Царства Божия» 1204 . Так эволюция объявлена Божьим благим средством, призванным спасти от диявольской власти. «Развитие в целом неминуемо стало двойственным – в равновесии между захватившим власть Злом и не сдавшимся Добром» 1205 . Описанная епископом Василием концепция – вполне дуалистическая и не имеет ничего общего с учением Православной Церкви о грехопадении и его последствиях. 3. «Математически выверенное» богословие Своим богословским мыслям еп. Василий (Родзянко) пытается дать научное обоснование. Не располагая ни одним аргументом в пользу признания эволюции среди церковных авторитетов, еп. Василий приводит мнение современного космолога Карла Сагана: «Эволюция – это не теория, это научный факт. Достаточно взглянуть на развитие домашних животных и на развитие космоса. Развитие, эволюция всюду» 1206 . Сагану для доказательства научного факта «достаточно взглянуть». Но странно, что епископ Василий почему-то доверяет на слово человеку, про которого тремя страницами раньше писал, что К. Саган «откровенно говорит, что его религиозная философия, связанная с изучением им космоса – пантеизм в русле восточных религий: буддизма, даосизма и других» 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1861. Тоцке, Ириней, архим. Я тружусь ради мира: Беседа/Беседу вел, записал и перевел с нем.: Е. М. Верещагин//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 460–471. Архим. Ириней (р. 1932) – переводчик богослужебных текстов на нем. язык, благочинный Бенедиктинского мужского мон-ря св. Маврикия (Нидералтайх, Германия) византийского обряда. 1862. Фокин А. Р. Из истории западного богословия: Триадология Мария Викторина//АиО. 2000. 1(23). С. 366–383. См. также 364, 374, 376, 377, 434, 1462, 1556, 1673, 1774. Проблема «Filioque» 1863. Василий (Родзянко) , еп. Сан-Францисский . Как разрешить проблему «Филиокве»/Прот. В. Родзянко//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 259–291. 1864. Воронов Л. , прот. Понимание «Филиокве» в экуменической перспективе: [Докл. на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-Цареградского Символа веры ». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.]//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 137–141. 1865. Воронов Л. , прот. Вопрос о «Филиокве» с точки зрения русских богословов//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 101–142. То же: 1866. Воронов Л. , прот. Вопрос о «Filioque» с точки зрения русских богословов//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 157–185. 1867. Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа/Пер. с фр.: А. Коваль//Страницы. 1996. 1. С. 144–158. Публ. текста официального разъяснения вопроса о «Filioque», данное Папским Советом по христианскому единству. 1868. Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции/Пер. с итал.: А. Шурбелев//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 170–185. 1869. Лосский В. Н. К вопросу об исхождении Святого Духа//ВРЗЕПЭ. 1957. 25. С. 54–62. Ст. написана автором на рус. языке. 1870. Петров В. В. Эриугена о Filioque//АиО. 1999. 2(20). С. 207–218. 1871. Романидис И. С., прот. Филиокве: (Докл. на конф. правосл.-англиканской богосл. подкомиссии по диалогу 21–28 июля 1975 г. в Сент Олбанс (Англия))//ВРЗЕПЭ. 1975. 89/90. С. 89–115. 1872. Рордорф В. Литургия и проблема «Filioque»/Пер., коммент.: М. Тищенко//Бсб. 1999. 3. С. 181–196. 1873. Хопко Ф. , прот. Утверждения о Святом Духе: [Докл. на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-Цареградского Символа веры ». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.]//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 143–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010