Наконец по истечении шести месяцев пришло сообщение из Министерства иностранных дел, что нам разрешено выехать из Великобритании туда, куда мы хотим. Выезжаем. Едем через Париж. Встречаемся с сильно постаревшим и больным дядей Николой. Это было последнее с ним свидание – во время войны он умер. Благополучно миновав Францию и Италию, мы оказались дома. Встреча в Белграде была радостной. Наступило самое счастливое наше лето 1940 года в доме моих родителей, на берегу Дуная с виноградником и персиковыми деревьями. Мы жили дружно, весело. Маленький Володя там начал ходить. Чудны дела Твои, Господи! Я продолжал работу над диссертацией, сколько мог, и ездил в университет. Теперь, после поездки, Маруся знала английский язык намного лучше, но продолжала занятия языками в Белградском университете. Но надо было что-то делать, искать работу. Прошло лето. Я чувствовал, что не могу больше сидеть на шее у родителей. Поехал в Министерство народного просвещения, подал прошение с просьбой предоставить мне где-нибудь место законоучителя. Мне обещают. Проходит довольно много времени. Наконец назначение получено. В это время князь Гагарин, друг нашей семьи и одновременно большой друг епископа Новосадского Иринея (Чирича), знакомит меня с этим владыкой. Тот даёт мне благословение быть в его епархии мирянином и преподавателем, и меня назначают туда. Жена с маленьким сыном остаётся в Зимуне у родителей и продолжает учиться, а я начинаю учить детей Закону Божию в нескольких школах города Новый Сад. Конечно, у меня возникли мысли о священстве, но я выполнял обещание, данное Мане, и думал, что так будет некоторое время, а может быть, и всю жизнь. Мало ли было замечательных и знаменитых преподавателей и профессоров богословия, которые так и остались мирянами, как, например, Василий Васильевич Болотов . Как только появились деньги, я нашёл в Новом Саде подходящую квартиру – маленькую, однокомнатную, но удобную, с ванной и кухонькой. Спокойная жизнь продолжалась недолго. Пришло трагическое известие, что немцы начали интенсивно бомбить Лондон. Одна бомба попала в автобус, в котором находилась княгиня Голицына, крёстная мать нашего сына, наша добрая тётя Катя. Об этом написали газеты во всем мире. Это был страшный удар. Когда всей Европе стало ясно, что война может начаться в любой момент, она усердно молилась о том, чтобы Господь отвёл эту беду. Но когда война все-таки началась, она сказала: «Что ж, значит, надо готовиться переходить в мир иной». И она оказалась первой в нашей родне, кто перешёл в мир иной в результате войны. Конечно, мы очень переживали её смерть. Было больно и тяжко вспоминать, что я, может быть, доставил ей какие-то неприятности, совершил ошибки, то есть было чувство покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Когда владыка стал постоянно приезжать в Россию, оказалось, многие раньше, несмотря на все «глушилки», слушали его религиозные программы на Би-би-си. И в 1989 году они добились, чтобы в редакции литературно-драматических программ на Первом канале всесоюзного телевидения сняли цикл передач с владыкой Василием. Правда выходили они около полуночи, но кого это смущало. Ему говорили: «У нас формат. Сможете уложиться в 15 минут?» Владыка снимал часы, прятал их в ящик стола, садился вполоборота, начинал говорить и ровно через 15 минут подводил к кульминации. Потом выжидал еще несколько секунд, чтобы было что отрезать на монтаже, и говорил: «ОК». Так записали более двадцати бесед — о Боге и о любви. Лестница, выводящая из греха Но если то, что владыка был человеком деятельным, замечали все, то о его главной, молитвенной жизни знали немногие. И с этими немногими он делился: «Молитва Иисусова дана нам для покаяния, когда время безмятежно пребывает в благодати духа… проникающей всюду, включая ежедневный труд. Она постоянна.Она не мешает земным занятиям, но даже освящает их. Всякое нарушение этой молитвенной атмосферы всегда грех, а всякий грех возможен только вне ее. Когда такое искушение случается, молитва Иисусова становится лестницей, выводящей нас от греха. Вот и ответ на вопрос: “Как можно постоянно молиться?” Люди говорят: “Я не могу бесконечно повторять молитву Иисусову”. Но есть две возможности прекратить молитву — в безмолвной славе Святого Духа или в грехе. Это “«невидимая брань»”. Царство Небесное берется усилием». В его жизни было много такого, что смело можно было назвать чудом. Некоторые, правда, предпочитали считать это совпадениями. Но владыка лишь усмехался: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». Все дело в смирении, утверждал он. Беда в том, что современный человек никак не может отказаться от своей значимости, а Промысл Божий может проявиться, только когда он смирится. Просто надо дать ему возможность действовать. А если сердце закрыто грехом? И ты сам не хочешь Бога слышать? «Есть воля Божия, она всегда одинаковая, благая, — говорил владыка Василий. — А Промысл исправляет наши грехи, наши ошибки».

http://foma.ru/episkop-vasilij-rodzjanko...

С точки зрения епископа Василия (и большинства святых отцов), дело обстоит иначе. Бог творил мир один раз, но Адам и Ева, свободно выбравшие небытие вместо благобытия, и всему мирозданию «подарили» это стремление к небытию, которое невозможно уже прокрутить назад, поскольку мир стал внешним для человеческой воли, перестал подчиняться ей. Напротив, теперь распад, стремление к ничто, к смерти и самого человека заставляет страшиться смерти и потому грешить. В этом дивном новом мире есть энтропия, есть болезни (распад естества), есть вражда и конкуренция на биологическом (эволюция, сексуальное влечение) и социальном уровне (классовая борьба, например) и потому есть то, что мы называем историей. Как выглядело мироздание и человеческие взаимоотношения до грехопадения, судить невозможно, а точнее, можно предположить лишь апофатически: оно было лишено всех этих трупных пятен нашего мира. Мы даже не можем сказать, было ли в том мире время и пространство, поскольку они сами по себе являются принципами разъединения предмета, благодаря им мы воспринимаем предмет как сумму его частей и элементов. Для епископа Василия очень важно было найти союзника в лице современной науки, подтверждающего, что нынешнее состояние мира — не должное, не изначальное, что есть какой-то иной мир, до которого можно «додуматься» не только богослову, но и такому строгому ученому, как Стивен Хокинг. Дело, впрочем, не только в интеллектуальном союзничестве, не только в совпадении мыслей, но и в совпадении чувств, ощущений богослова и ученого. Владыка Василий стремится найти у Хокинга тот же плач по мирозданию, по его медленной погибели, что слышится в его собственных текстах: «Переводя язык вычислений на законы вселенной, мы видим у Хокинга, в его отношении ко второму закону термодинамики прямо-таки эмоциональную чувствительность к “неудаче” в космосе: энтропия — неуклонная потеря температуры во всей вселенной, означающая уход из порядка назад в хаос, распад всего в полный беспорядок! Проф. Хокинг с болью в сердце восклицает: почему? И остается без ответа: “Философы ответа не дают”… Ответ, однако, дают богословы: “Бог не виновник зла”».

http://blog.predanie.ru/article/episkop-...

Потулов Василий Александрович, III и IV Родзянко Михаил Владимирович, III и IV о. Станиславский Алексей Маркианович, III и IV о. Филоненко Федор Дмитриевич, IV Шеин Василий Павлович, IV Шидловский Сергей Илиодорович, III и IV Система высших и центральных государственных учреждений России в XIX – начале XX в. В системе государственного управления России центральной фигурой, обладавшей всей полнотой власти и символизировавшей российскую государственность, являлся император (царь). В «Основных государственных законах» (1832 г.) власть императора определялась как «самодержавная и неограниченная». Это положение оставалось практически неизменным в течение двух веков – с петровского времени до первой русской революции 1905 года. Структура же высших центральных государственных учреждений России, установленная Петром I, подверглась в начале XIX века значительному реформированию. В первую очередь изменения коснулись Сената (1711–1917) (с 1711 по 1726 – Правительствующий Сенат, с 1726 по 1730 – Высокий Сенат) – высшего государственного органа России. Сенат был учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. как высший орган по делам законодательства, управления и суда. При Петре I Сенат являлся коллегиальным органом, его члены – сенаторы – назначались императором. В 1-й состав Сената вошли 9 сенаторов и Канцелярия во главе с обер-секретарем. 12 января 1722 года во главе Сената был поставлен генеральный прокурор, высший правительственный чиновник царской России, наблюдавший за законностью деятельности государственного аппарата. По Манифесту от 8 сентября 1802 года Сенат – высший судебный и контролирующий орган, осуществлявший надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 года – высшая кассационная инстанция, имевшая право пересмотра и отмены судебных решений. В 1872 году в составе Сената было учреждено Особое присутствие – высший суд по политическим делам. По определению «Учреждения Правительствующего Сената» от 5 апреля 1905 года Сенат являлся верховной судебной инстанцией, которой были подчинены все государственные учреждения Российской империи. В его ведении находились надзор за деятельностью государственных учреждений, сбор налогов, охрана общественного порядка и верховная ревизия суда; надзор за исполнением законов, их пояснением и обнародованием. В 1906 году был образован Верховный уголовный суд. Сенат представлял собой совокупность полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством генерал-прокурора (который со времени возникновения министерств являлся одновременно министром юстиции). Департаменты, состоявшие из нескольких назначаемых императором сенаторов, возглавлялись обер-прокурорами. К середине XIX века насчитывалось 12 департаментов: 1–5-й, межевой и герольдии в Петербурге, 6–8-й в Москве и 9–10-й в Варшаве. Сенат был упразднен декретом от 22.11.1917.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Всё это говорит о возрождении христианства на Руси. И мы от всего сердца радовались этим живым росткам после долгой и лютой зимы. Вера на Руси не умерла, жива, и великие перемены происходили как раз в то время, когда мир собирался праздновать 1000-летие крещения Руси. Из истории множества стран мы знаем, что установить рай на земле невозможно, но приблизиться к нему можно. И мы приближаемся к нему в те моменты, когда на Божественной литургии присутствуем при духовном вознесении на небо. Молитва, обращённая к Богородице, «Достойно есть...», и другая, «Достойно и праведно есть...», поются во время литургии. И пока хор поёт «Достойно и праведно есть», священник читает тайную молитву. В иных церквях разрешается, как у нас в Америке, читать эту молитву вслух, и тогда весь народ это слышит, как это было в веках, а затем было спрятано от верующих только потому, что в то время были еретические нестроения, что невозможно было это открыть. Но сейчас мы можем об этом говорить открыто. Что же там сказано? «Ты, Господи, сотворил нас. Но когда мы отпали...» Не сказано, что отпал кто-то другой – Адам, или Ева , или кто-то вообще. Нет, мы все отпали. «А когда мы отпали, тогда Ты воздвиг нас и восставил нас, восстановил, и на небо возвёл еси, и Царство Твое даровал еси будущее». В одной фразе присутствует прошедшее, настоящее и будущее время. Почему? Потому что это действительно возвышение нас, вознесение нас на небо, в иной мир, в тот мир, для которого мы сотворены, где нет, по выражению русского философа Н. А. Бердяева , «разбитого времени». Действительно, разбитого – об этом говорил и Василий Великий . Прошлое кончается, и не успело прошлое закончиться, как наступает будущее; а настоящего – такого, которое остановилось, нет. Оно движется, как река. Поэтому, войдя в реку, ты не можешь сказать, что ты её остановил. Крестик отца Алексия Я хочу рассказать о крестике, который носил, кажется, больше пятидесяти лет, а теперь передал своему внуку Александру. Его крещение было совершено в Троице-Сергиевой лавре. Там я снял крестик с себя и передал ему. Этот крестик подарил мне отец Алексий Крыжко, вместе с которым мы были в заключении с 1949 по 1951 год. Когда меня освободили, я вынужден был уехать за границу, потому что не был рождён в Югославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Иером. Адриан: Для многих христиан важно согласование естественнонаучных данных с библейским описанием творения мира. Даже среди православных идут споры о креационизме, эволюции, продолжительности дней творения. Известно, что святые отцы, например, святитель Василий Великий, использовали данные современной им науки в апологетических целях. Какой вклад в толкование Шестоднева может внести современная наука? Т.А. Туровцев: Споры, о которых Вы говорите, сколь странны, с моей точки зрения, столь и понятны. Дело в том, что все христиане, и в том числе православные, очень хорошо усвоили научный способ миросозерцания. Не говоря уже о том, насколько последовательно, и притом насильно, именно этот способ прививался и продолжает прививаться всей системой образования нашей страны, в особенности средней школой. Можно удивляться этому, но незаконно «приватизированное» право, к примеру, физики считаться фундаментальной наукой не оспаривается большинством православных. Отсюда и бесконечные попытки и, в некоторой степени, требование согласовать библейские и научные данные. Так что многое объясняется тем статусом, который мы присваиваем естественной науке. В определенной мере этому способствует также, рискну сказать, слабость современного догматического богословия (но не патрологии!). Хотя, конечно, эти моменты взаимосвязаны. В отношении святых отцов необходимо небольшое, но важнейшее уточнение. Во-первых, современное им «внешнее» знание не было наукой в том смысле, в каком данный феномен культуры появился в XVI-XVII веках, и на котором, в свою очередь, все мы воспитаны. Кроме того, в отличие от наших дней, в святоотеческие времена существовала вполне определенная иерархия знания. В ту эпоху немыслима была современная нам ситуация. То, что мы сегодня называем естественнонаучным знанием, не могло совершить экспансию в сферу богословского и философского знания. В книге я, насколько мог, попытался тщательно показать, что реальность, в которую вводит Шестоднев, является предметом прежде всего богословия. Наука же, опирающаяся на критерии, вводимые падшим человеком, вряд ли может способствовать непосредственному толкованию Шестоднева. Скорее, она может четче очертить границы посюстороннего и первозданного мира. Например, приняв в качестве гипотезы положение, согласно которому Большой взрыв соотносится с грехопадением, а не с творением из ничего. Об этом, хотя по большей части намеками пишет епископ Василий Родзянко в книге «Теория распада вселенной и вера отцов» (Москва, 1996). Однако не моя задача искать место в христианском миросозерцании для естественной науки. Прежде всего, как мне представляется, необходимо уяснить ряд вопросов догматического богословия. Ведь без этого и наука неспособна осознать границы своих методов.

http://bogoslov.ru/article/368979

А. КУРАЕВ: Кстати говоря, спустя годы, я узнал, про кого эта карикатура. «Отче наш, иже еси на Би-Би-Си» – это, если не ошибаюсь, епископ Василий (Родзянко). Он тогда вел эти передачи. Человек удивительный судьбы. Он рассказывал мне следующее. В конце 70-х годов ему вдруг прихожане подарили машину, он в Лондоне жил, подарили хорошую машину. Он решил: «Зачем? Какая-то машина у меня есть, она меня вполне устраивает. А у сына как раз совершеннолетние по британским законам, 21 год. И я, даже не садясь в эту машину, ключи даю ему – езди ты, ты большой мальчик, живи самостоятельно». Парень поехал и разбился насмерть в первой же поездке. «Потом, – говорит владыка Василий, – когда уже начали расследовать, мне сказали в сервисе, что там были подпилены тормоза». Он полагает, что было покушение КГБ на него, рассчитывали, что он будет на этой машине ездить. Вскоре, не перенеся этого горя, умирает его жена, он становится вдовцом. И тут его позвали в Америку. Он принял монашество и стал там епископом. Так что та картинка мне не случайно запомнилась. Этот радиопроповедник, который был на Би-Би-Си, это именно он. Потом, в 90-е годы, он много в России жил. Замечательный, очень добрый, мудрый человек был. Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Страшная история. И. ВОРОБЬЕВА: Дальше кафедра истории и теории научного атеизма. И вдруг 82-й год – вы креститесь. Я понимаю, что для каждого подобное решение – это внутреннее, личное решение. Но все-таки почему вы решили креститься? А. КУРАЕВ: Там было очень много мотивов вместе: и личностные, и политические, и смысловые, и философские – вместе очень многое сошлось. Например, я видел, как официальная пропаганда врет по очень многим поводам, я так был убежден. Сейчас я считаю уже немножко иначе. Сейчас, когда вспоминаешь те сюжеты, то понимаешь, что советская пропаганда не всегда была настолько не права, зная уже сейчас с разных сторон. Но вот ощущение фальши, неправды в ее фанфарности, оно было очень глубокое, органическое. Естественно, рано или поздно возник вопрос: если они врут по мелочам, то, может быть, они врут по тому вопросу, который они же сами называют самым главным, основным вопросом философии – есть Бог или нет.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

В чинопоследовании отпевания есть такие слова: « Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений. Ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, Рая паки (т.е. сделай меня снова жителем Рая ) жителя мя сотворяя ». О Владыке Василии можно сказать, что он не только после своей смерти, но и во время своей земной жизни был небожителем, передавая этот опыт небесной жизни тем, кто желал и тянулся к этому. Владыка Василий оставил свое духовное наследие нашему поколению и, безусловно, не останутся бесплодными семена, которые он сеял своими просветительскими трудами, помогая многим осуществить вечный смысл нашей жизни: жить во Христе, стать нам всем единой Семьей пред Отцом Нашим Небесным и уже сейчас, через такую жизнь, быть гражданами Царствия Небесного. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 августа, 2021 17 сентября, 2019 30 июня, 2019 29 января, 2017 13 декабря, 2015 15 ноября, 2015 22 мая, 2015 22 декабря, 2014 10 декабря, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/episkop-vasilij-rodzya...

Первый ответ (окаменелые останки – это останки животных, уничтоженных потопом) не объясняет последовательность залегания различных ископаемых форм по слоям земли. Не объясняет он и основную массу радиоизотопных измерений, показывающих последовательность образования слоев, не объясняет и просто то, как потоп смог уничтожить водных животных, ныне ископаемых (их огромное количество знает палеонтология) и т. д. Остается сослаться на чудо: Бог сотворил мир сразу вместе с ископаемыми останками. Что и приходится слышать. Модель о. Буфеева о снежке неадекватна еще и в том отношении, что мальчик, лепящий снежок, не создает законов движения снежка, экстраполяция траектории снежка не определяется мальчиком, и в его действиях не присутствует умысел иллюзии. Но мир сотворен Богом вместе с законами природы, которые и заставляют нас интерпретировать мир как существующий миллионы и миллиарды лет. Поэтому если эти законы вводят нас в заблуждение, то остается предположить, что иллюзия, способная приводить к данному заблуждению, входила в замысел Творца мира (или была Им попущена) еще в момент творения – чего лично я допустить не могу. Здесь использовано слово «модель», чтобы подчеркнуть гипотетический характер рассматриваемой конструкции, требующей дальнейшего обсуждения. Реально – это направление в способе согласования, допускающее ряд вариантов в пределах общих ключевых идей. Используемые мной в работе различные «названия» модели не являются собственно названиями, но лишь метками, введенными мной в пределах данной работы из соображений удобства. Данного способа согласования, с какими-то вариациями, придерживаются прот. Александр Салтыков, зам.декана миссионерского факультета ПСТБИ, д. физ.-мат. н. А.Б. Ефимов, преподаватель ПСТБИ, к.геол.-мин. н. Н.С. Серебряков (см. их статьи в данном сборнике – ред.) и другие, а также частично может быть к ним отнесен и епископ Василий Родзянко с его концепцией «распада Вселенной». Приступая к анализу модели, я вынужденно вступаю не на свою территорию, т.к. модель носит богословский характер. Я не могу здесь, в анализе этой модели, опираться на науку и ее логику. Характер рассуждений вынужденно меняется, и мне самому это очень заметно. Поскольку я не богослов, в этой части работы я буду стараться затрагивать богословские позиции модели по возможности только в аспекте их логических следствий, но не в аспекте вердикта их истинности или ложности. Мои собственные высказываемые здесь соображения будут носить не характер утверждений, но лишь предварительных рассуждений. Так я сам понимаю их статус.

http://bogoslov.ru/article/2618619

В 1914-м, когда разразилась Первая мировая война, В.В. Шульгин сменил депутатский сюртук на офицерский мундир, добровольцем отправившись на фронт. Прапорщиком 166-го Ровенского пехотного полка он принимал участие в боях на Юго-западном фронте и во время одной из атак был ранен. Оправившись после ранения, Шульгин некоторое время служил начальником земского передового перевязочно-питательного отряда, но во второй половине 1915-го снова вернулся к депутатским обязанностям. С образованием оппозиционного правительству либерального Прогрессивного блока Шульгин оказался в числе его сторонников и стал одним из инициаторов раскола думской фракции националистов, войдя в число лидеров примкнувших к блоку «прогрессивных националистов». Свой поступок Шульгин объяснял патриотическим чувством, полагая, что «интерес настоящей минуты превалирует над заветами предков». Находясь в руководстве Прогрессивного блока, Василий Витальевич сблизился с М.В. Родзянко, П.Н. Милюковым и другими либеральными деятелями. Взгляды Шульгина того времени прекрасно характеризуют слова из его письма к жене: «Как приятно было бы, если бы глупые правые были так же умны, как кадеты, и старались бы восстановить свое первородство работой для войны... Но они не могут этого понять и портят общее дело». Но, несмотря на то, что де-факто Шульгин оказался в стане врагов самодержавия, он по-прежнему вполне искренне продолжал считать себя монархистом, видимо позабыв собственные выводы о революции 1905-1907 гг., когда, по его же словам, «либеральные реформы только подзадорили революционные элементы, толкнули их на активные действия». В 1915 году с думской трибуны Шульгин протестовал против ареста и осуждения по уголовной статье депутатов-большевиков, считая этот акт незаконным и «крупной государственной ошибкой»; в октябре 1916-го призывал во имя «великой цели войны» «добиться полного обновления власти, без чего немыслимо достижение победы, невозможны насущные реформы», а 3 ноября 1916 г. выступил в Думе с речью, в которой подверг правительство критике, практически солидаризировавшись с громовой речью лидера кадетов Милюкова «Глупость или измена?» . В связи с этим лидер Союза русского народа Н.Е. Марков в эмиграции не без оснований отмечал: « " Правые " Шульгин и Пуришкевич оказались куда вреднее самого Милюкова. Ведь только им, да " патриоту " Гучкову, а не Керенскому и К° поверили все эти генералы, сделавшие успех революции».

http://ruskline.ru/history/2016/09/13/da...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010