Января 2,5 (7 февраля) Священноисповедники Петр (Розанов) и Павел (Любимов) Составитель священник Олег Митров Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне. У них в семье родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское Духовное училище и Московскую Духовную семинарию. С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковноприходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 года отец Петр был духовником священнои церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года. В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году – наперсным крестом. Вот как характеризовал в 1908 году служение отца Петра благочинный 5-го округа Подольского уезда протоиерей Николай Воскресенский в рапорте митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) : «…считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковноприходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 года он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Декабря 9 (28) Священномученики Василий (Ягодин) и Александр (Буравцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чи- кишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харито- на Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева , протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мая 18 (31) Священномученик Василий (Крылов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Крылова. Василий окончил сельскую школу, и родители в 1917 году отдали его в Дмитровское Духовное училище. Здесь ему удалось проучиться всего лишь один год, так как в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли; в это время стал болеть его отец, и Василий стал служить в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия Сергеевича псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Бронницкого уезда. 22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района. Вскоре он был определен диаконом к Богоявленской церкви, что в Елохове в Москве. В 1929 году диакон Василий был переведен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района. 19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией Филипп (Гумилевский) рукоположил его во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождество на Истре Солнечногорского района. Почти сразу же после рукоположения отец Василий, как лишенный избирательных прав по причине его служения в церкви и как человек, по возрасту годный для тяжелых работ, 4 июня 1931 года был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда вернулся 29 июня 1934 года и был направлен служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Отец Василий приступил к священническому служению со всей ревностью молодого пастыря, для которого, благодаря глубокой вере, ничего не казалось невозможным в приведении молодежи, воспитанной государством в безбожии, к вере. После принятия НКВД секретного приказа о массовых арестах отец Василий 16 августа 1937 года был арестован одним из первых в Щелковском районе и сразу же допрошен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 9 (22) Священномученики Василий ( Ягодин ), Александр (Буравцев) 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Священномученик Василий родился 11 апреля 1870 года в селе Ключи Керенского уезда Пензенской губернии в семье священника Александра Ягодина. В 1890 году окончил Пензенскую Духовную семинарию. Женился, семья его состояла из супруги Юлии Яковлевны и трех дочерей. В 1890 году Василий Александрович был назначен псаломщиком и учителем церковноприходской школы. В 1891 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии. В 1895 году отец Василий был назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закавказской области, в 1904 году – священником 221-го пехотного Троице-Сергиевского полка в Москве и благочинным 56-й пехотной дивизии. В 1911 году отца Василия назначили настоятелем собора в крепости Свеаборг в Финляндии, и в том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году община храма преподобного Харитона Исповедника в Москве обратилась к священноначалию с просьбой назначить в этот храм протоиерея Василия, и просьба была удовлетворена. В 1921 году протоиерей Василий был награжден палицей, а в 1923 году Патриарх Тихон наградил его митрой. Весной 1937 года, в связи с арестом настоятеля Богоявленского дорогомиловского собора в Москве протоиерея Александра Лебедева, протоиерей Василий был назначен настоятелем собора и прослужил здесь до ареста. На допросах протоиерей Василий виновным себя не признал. Один из допрошенных лжесвидетелей показал, будто священник был тесно связан с высшим офицерским составом царской армии и проводил большую работу по привлечению советской молодежи к церкви, что ему лично протоиерей Василий говорил: «Мы – старики, нам жить осталось мало, нужно молодежь воспитывать в духе христианской истины, молодежи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава...»

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1462/Ale...

Отошел ко Господу протоиерей Василий Бутыло марта 2012 После продолжительной болезни ночью 7 марта на 86-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий Емельянович Бутыло. После продолжительной болезни ночью 7 марта на 86-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий Емельянович Бутыло . Днем раньше в Мариинской больнице скончалась его матушка Александра Ивановна - неисповедимый промысел Божий соединил их и в мире ином... Жизненный путь отца Василия, человека удивительной судьбы, - часть истории России и ее Церкви. Он родился 24 августа 1926 года в деревне Дубой Брестской области. Подростком в 1941 году попал в оккупацию, затем - к партизанам в Пинские болота. В 1944-45 годах был среди советских солдат, освобождавших Европу. Домой вернулся инвалидом, мать едва выходила сына - дважды дала жизнь. В 1951 году Василий закончил Минскую духовную семинарию, а в 1956-м - Ленинградскую духовную академию со званием кандидата богословия, защитив диссертацию на тему " Князь Андрей Курбский и его борьба против унии в Польско-Литовском государстве " . Октябрь 1957 года. Посвящение во диакона а затем во пресвитера в Ленинграде. Одновременно в СССР запущен первый искусственный спутник Земли. Эра космонавтики была призвана доказать, что " Бога на небе нет " . Наступало время хрущевских гонений на Церковь с обещанием " показать по телевизору последнего попа " . Отец Василий прослужил в храмах Санкт-Петербургской епархии около полувека. Его священнический путь начинался с Серафимовского кладбища, а закончился в Сусанино. В поселковом храме Казанской иконы Божией Матери, где окормлялась блаженная Любушка Сусанинская, батюшка был настоятелем 12 лет, пока по состоянию здоровья в 2002 году не ушел на покой. Важнейшая страница в его судьбе - отпевание в Николо-Богоявленском соборе 10 марта 1966 года Анны Ахматовой, всей своей жизнью и даже кончиной доказавшей неистребимость веры. Скупые газетные некрологи не сообщили, что вечером 9 марта гроб с ее телом доставлен в храм. Но на следующий день церковные проводы собрали 5 тысяч человек. Участников похорон снимали камеры КГБ, с просьбой совершить отпевание рабы Божией Анны ее близкие обратились к нескольким священникам. Согласился лишь отец Василий.

http://mitropolia.spb.ru/docs/otoshel-ko...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 (31) мая Священномученик Василий Крылов Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Крылова. Василий окончил сельскую школу, и в 1917 году родители отдали его в Дмитровское духовное училище. Здесь он проучился всего лишь год, так как в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда . 22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве. В 1929 году диакон Василий был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района. 19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района. 4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда он вернулся только 29 июня 1934 года и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Ему исполнилось тогда двадцать восемь лет, он служил со всей ревностью молодого пастыря, для которого ничего не казалось невозможным, он активно занялся обращением к вере молодежи, частью уже воспитанной государством в безбожии.

http://fond.ru/kalendar/423/vasiliy/

Василий (Богоявленский), архп.Черниговский и Нежинский Родился I февраля 1867 года в семье священника Тамбовской епархии. Являлся близким родственником митр. Владимиру Киевскому. В 1888 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, а 20 сент.1889 года был рукоположен во диакона. В этой низшей иерархической степени будущий святитель пробыл почти полтора года, соединяя служение диакона с трудом учителя одноклассной церковно­приходской школы. В 1890 году был рукоположен во священника к церкви с. Овсянки, Кирсановского уезда, в этой должности и состоял до 1896 года, будучи, в то же время, заведующим и законоучителем церковно­приходской школы. Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия расстаться с родной епархией и переселиться в 1896 году в Казань. Для продолжения образования о. Василий поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1900 году. Епархиальной властью ему было предложено остаться на службе в Казанской епархии, где он и пробыл 12 лет. В 1907 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Вторая книга Маккавейская» Опыт исагогического исследования. Преждевременная смерть жены была им понята, как призыв для отказа от радостной личной жизни и о. Василий решил всего себя отдать на служение святой Церкви. В 1908 году принят в число братии Свято-Троицкой Александро – Невской Лавры, пострижен в монашество и назначен ректором Черниговской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена была хиротония архимандрита Василия во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Чин хиротонии совершал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний в сослужении членов Святейшего Синода и прочего духовенства. На этой кафедре епископ Василий пробыл немного более полутора лет, оставив здесь по себе самую светлую память, не только благолепием своего служения, величественными крестными ходами, но и теми грандиознейшими сооружениями в Куряжском монастыре, которые являются живым свидетельством горячей архипастырской любви к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чёрная Речка. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь в селе Черная Речка была построена в 1895 году на средства и усердием прихожан. Зданием каменная в одной связи с колокольней, крепкая, покрыта железом и вся теплая. Престолов в ней было три: главный – во имя Богоявления Господня, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Божия Михаила. В приходе имелись: двухклассная Министерская школа и две Земские школы. Законоучителем в школах с 1902 года состоял священник села Василий Александрович Грифцов. Церковь была закрыта Оргкомитетом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14.11.1938 г. подл клуб, но использовалась под ссыпку зерна Является памятником архитектуры регионального значения (Постановление областной Думы 17 от 26.10.1994 г.). http://www.ryazeparh.ru Каменная Богоявленская церковь с колокольней в селе Черная Речка построена на средства прихожан в 1895 г. Храм имел три престола: главный – во имя Богоявления Господня, а два других – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила. По штату при церкви полагался: один священник, диакон, псаломщик. Церковь имела в длину 27, а в ширину - 14 аршин. При церкви имелись земли: усадебная, вместе с погостом церковным 40 кв. саж., пахатной 30 кв. саж., сенокосной 10 кв. саж. на расстоянии одной версты от церкви. Дом для священно- и церковно-служителей на церковной и усадебной земле был построен тщанием причта и находился в его собственности. При церкви по инициативе священнослужителя Сапожкова с 1859 г. функционировала школа. В состав прихода по состоянию на 1885 год входило 1612 лиц мужского пола и 1715 – женского. Из священнослужителей церкви известны: Дмитрий (1676 г.), Федор Гаврилов (1690 г.), Борис Федоров (1775 г.), Алексей Никифоров (1797 г.) Василий Грифцов и Петр Попов (в период с 1914 по 1918 г.). В 1936 г. по инициативе Советской власти церковь была закрыта. Решениями райисполкома 158 от 16.09.1986 г. и облисполкома 250 от 27.08.1971 г. Богоявленская церковь признана памятником архитектуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=17644

Могилёв. Богоявленский Братский мужской монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Во дворе жилых домов (Советская площадь, 4 и ул. Первомайская, 1) ранее можно было увидеть один из крупнейших в Беларуси право­славных монастырей XVII-XVIII вв. - Богоявленский. В его комплекс входили церкви Бо­гоявленская и Иоанна Богослова, колокольня, типография, магазины, школа, здание гос­питаля, дом настоятеля и ряд хозяйственных построек. Все это было окружено каменной оградой с въездными воротами. История монастыря начинается с 1618 года и связана с деятельностью православного могилевского братства, которое было утверждено в 1588 году при Спасском монастыре. Когда в 1618 году по приказу униатского архиепископа И. Кунцевича Спасский монастыр перешел к униатам, братство решило построить новую Богоявленскую церковь. С этой целью у княгини Соломерецкой купили дом «с пляцем» на ул. Большой Шкловской (Пер­вомайской), а князь Огинский оформил дарственную на эту землю. Но ввиду того, что в 1619 году в городе были закрыты все православные церкви, строительство храма и мона­стыря задержалось. Только после 1632 года, когда в Могилеве опять были открыты право­славные церкви, появилась возможность начать строительство. В 1636 году здесь возвели каменную Богоявленскую церковь, а позже - «теплую» каменную церковь во имя Иоанна Богослова. Через 40 лет король Ян Собесский дал братству привилей на открытие при обителях типографии и издание книг на белорусском, греческом, польском и латинском языках. В ней печатал книги Спиридон Соболь («Букварь», 1637), работали известные белорусские граверы - Максим и Василий Ващенко (отец и сын), Ф. Ангилейко. Деятельность Могилевской Богоявленской братской типографии - крупнейшего цен­тра белорусского кириличского книгопечатания конца XVII - первой noлobuhыXVIIIbeka была известна далеко за пределами Могилева. Особенно важную роль сыграла типогра­фия в развитии белорусской книжной гравюры. Именно здесь был создан первый в кири­личской книге Беларуси полностью светский цикл иллюстраций и одни из первых циклов белорусских иллюстраций - медиориты. Во многом это стало возможным благодаря ху­дожнику и арендатору типографии, своеобразному «идеологу» ее издательской деятельности, человеку яркому и талантливому - Максиму Ващенко, который, тем не менее, тесно придерживался традиций западноевропейского барочного искусства. За время своего существования типография выпустила около 40 изданий. В основном это была церковнослужебная литература - Псалтыри, Часословы и Акафисты. Действовал этот книгоиздательский центр в условиях сложной, постоянной и часто жесткой борьбы с католическими и униатскими издательствами.

http://sobory.ru/article/?object=36400

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) (Гречулевич Василий Васильевич; 1.01.1823, мест. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ.- 14.05.1885, имение Печерск близ Могилёва), еп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье свящ. В. Я. Гречулевича, талантливого проповедника (его проповеди и поучения были изданы: Беседы катихизические. СПб., 1852; Беседы к простому народу. СПб., 1870-1872. 3 т.; Праздники богородичные в рассказах. СПб., 1908). В 1843 г. В. В. Гречулевич окончил Подольскую ДС, в 1847 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, защитив дис. «О молитве Манассии» (СПб., 1848), был назначен законоучителем в имп. Гатчинский сиротский ин-т. 7 авг. 1849 г. рукоположен во иерея и определен законоучителем в с.-петербургский Николаевский сиротский ин-т и Александрийский сиротский дом. 11 дек. 1860 г. переведен на должность законоучителя при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т), где служил до выхода в отставку в 1874 г. 13 апр. 1862 г. возведен в сан протоиерея. О. Василий был основателем и редактором ж. «Странник» (изд. в 1860-1876), содействовавшего утверждению правосл. ценностей в об-ве, в 1863 г. прот. Василий начал издание ежедневной газ. «Современный листок» (впосл. «Современность») для сельского духовенства и газ. «Мирское слово» для крестьян. 9 мая 1875 г. был избран членом С.-Петербургского цензурного комитета. В 1864 г. на собранные пожертвования священник открыл на своей родине уч-ще для девиц духовного звания. 8 окт. 1876 г. прот. Василий принял монашеский постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита. 13 мая 1879 г. В. был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. В 1880 г. учредил Свято-Николаевское братство при кременецком Богоявленском мон-ре Волынской губ., задачами братства были просветительская деятельность и благотворительность.

http://pravenc.ru/text/158834.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010