архимандрит Агапит, настоятель Оршанских Покровского и Богоявленского монастырей Жизнь Святого Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского и его пастырская деятельность Источник Глава I Четвертый век христианства был веком необыкновенным. В продолжение этого века горизонт церковной жизни непрестанно озарялся великими светилами, получившими наименования великих вселенских Отцев и Учителей Церкви. Едва одно светило начинало склоняться к западу, другое приближалось к полудню, а третье уже появлялось на востоке. Когда Антоний Великий , озарявший путь к небу тысячам пустынножителей своим благодатным словом и примером своей святой жизни, склонялся уже к западу, святой Афанасий Александрийский стоял на самой высоте полудня, украшенный уже венцом исповедника, и с этой высоты, разгоняя мрак арианских заблуждений, озарял светом правого учения всю Восточную Церковь . В то же самое время (в 347 г.) два других великих светила церковных, св. Григорий Богослов и св. Василий Великий , довольно высоко уже стояли на горизонте церковной жизни – будучи 17-ти лет обучались уже в Кесарийской школе, и подавали большие надежды своими необыкновенными дарованиями и своим стремлением к христианскому благочестию. Глава святой Православной Церкви, Господь наш Иисус Христос , видевший, сколько, эти восходящие светила должны просуществовать на земле, чтобы небо церковное не оставалось во мраке, вывел на горизонт в том же году новое светило, святого Иоанна. Этот вселенский учитель, которого за удивительную силу и неотразимое действие красноречия называли Златоустым, устами Христа и устами Божиими, – родился в Антиохии, столичном городе Сирии и всего востока, в 347 году по Р. X. Родители св. Иоанна были христиане, и принадлежали к лучшему антиохийскому обществу. Секунд, отец его, занимал одно из почетных мест в ведомстве главного начальника всех войск, находившихся в Сирии. Анфуса, мать Златоуста, отличалась превосходными качествами души и сердца, особенно живою верою, крепкою любовию и удивительным благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Карта и ближайшие объекты Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Статистика Владимир (Богоявленский), свщмч. Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи. Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю. Детство; образование Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915). Преподаватель С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Священник и монах Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы. После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886). С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря. Первое десятилетие архиерейства 13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

http://lib.cerkov.ru/authors/355

Беседы на молитву Господню Жертва очищения Краткое жизнеописание священномученика митрополита Владимира «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года. Последние часы перед смертью и сама смерть были столь трагичны и так, казалось, не соответствовали его праведной и подвижнической жизни, что у многих современников родилась мысль о промыслительности этой судьбы. «Народ наш совершил грех, – сказал на Поместном Соборе по поводу мученической кончины митрополита Владимира протоиерей Иоанн Восторгов, также погибший в 1918 году, – а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. И в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита...» В истории Русской Православной Церкви митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) был единственным иерархом, который занимал все три митрополичьи кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую. Он родился 1 января 1848 года от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губернии, где отец его был священником (впоследствии отец Никифор был также зверски убит). Василий окончил духовное училище, затем Тамбовскую Духовную Семинарию, а в 1874 году – Киевскую Духовную Академию, после чего был направлен преподавателем в родную Тамбовскую Семинарию. С 1882 по 1886 год отец Василий служил на приходе в городе Козлове Тамбовской губернии. Его отличали особая ревность в совершении богослужений и проповеди. В 1886 году после смерти жены и единственного ребенка молодой священник поступил в Козловский монастырь, где принял постриг с именем Владимир. Однако не судил Господь Своему избраннику пребывать в тихой обители: в том же году он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а в 1891 году получил назначение в Самарскую епархию – в дни, когда губернию постигли неурожай и эпидемия холеры. В дни народного бедствия Владыка Владимир учредил особый епархиальный комитет приходской взаимопомощи, содействовал устройству столовых и чайных для дешевого и даже бесплатного питания голодающих. В проповедях и печатных воззваниях Владыка побуждал духовенство и все местное общество прийти на помощь несчастным. Он возглавлял общественные моления об избавлении от бедствия, совершал поминовение умерших от холеры на инфекционных кладбищах и безбоязненно бывал в местах, охваченных эпидемией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бюст может стать важной туристической точкой» 30 мая в городе Касимове состоится торжественное открытие бюста Александра Невского 27.05.2021 1154 В городе Касимове Рязанской области 30 мая на площади Александра Невского возле Георгиевской церкви состоится торжественное открытие бюста Александра Невского. Мероприятие приурочено к 800-летию со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Освятит памятник епископ Касимовский и Сасовский Василий. Начало в 10:30. Также состоится концертная программа и выступление гостей. В Центре культурного развития г. Касимова пройдёт круглый стол. Мероприятия проходят по инициативе Валерия Васильевича Камшилова, депутата Касимовской городской думы, члена Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председателя Совета атаманов России, генерал-полковника казачьих войск. Напомним , инициатором проекта установки бюста является Валерий Камшилов. Памятник изготовлен в Краснодарском крае по инициативе и финансовой поддержке Валерия Васильевича. Место установки бюста указал и благословил епископ Касимовский и Сасовский Василий. На этом месте ранее был установлен памятный крест. Оно выбрано неслучайно. Дело в том, что, согласно одной из версий, святой князь скончался именно в Касимове, который тогда именовался Городец Мещерский. Как гласят некоторые источники и утверждают некоторые историки, именно здесь на берегу Оки, возвращаясь из Орды во Владимир, в Богоявленском монастыре Городца Мещерского князь принял схиму с именем Алексий и преставился ко Господу 14 ноября 1263 года. И именно отсюда тело князя было доставлено в тогдашнюю столицу Руси, город Владимир, где и было погребено в Рождественском монастыре. Правда, сегодня наиболее распространённой является версия, что скончался князь в Феодоровском монастыре Городца на Волге. Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/by...

протоиерей Ростислав Снигирёв Библиография Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Авданский. Идея о творении в писаниях Ветхого Завета//Странник. 1915. 3. С. 395 – 407. АкинфиевД., диак. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям: Канд. дис./МДА. Сергиев Посад, 1954. Александров Н. С, свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей: Магист. дис./КазДА. Казань, 1901. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. Андрей (Ухтомский), архим. Истолкования библейских изречений об искуплении человека. Казань, 1904. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1903. Афанасьев Д. Л. Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви: В 3 вып. 2-е изд. Ставрополь, 1890. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия: В 2 т. 2-е изд. СПб., 1893. Библейская энциклопедия: В 2 т./Сост. Никифор (Бажанов) , архим. М., 1891–1892. Репр.: М., 1990. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 1: Книга Бытия 1 – 11. Тверь, 2004. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1907. Богословский М. И. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. Казань, 1887. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1914. Бриллиантов А. И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1902. Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. М., 2008. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (+ 1918) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 янв. в день мученической гибели и в ближайшее к 25 янв. воскресенье вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию. Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода. 3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436850/

Кострома Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.767966; 40.926858 Россия, Кострома Кострома, Костромская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Областной центр. Расстояние от Москвы до Костромы 370 км к северо-востоку. На реках Волга, Кострома. Население – около 300 тыс. человек. Субъективно Уютный, тёплый город. Если вечером с площади Сусанина, окружённой дореволюционными зданиями, проехаться в конном экипаже мимо такой достопримечательности Костромы, как Богоявленско-Анастасиин монастырь, о XXI веке почти ничто не напомнит. Для знакомства с Костромой достаточно двух дней. А кому-то хватит вполне и одного. Особенности городского быта Когда тепло, на наклонном бетонном обрамлении Волги множество костромичей, не имеющих пылесосов, моют ковры. Хозяйки из домов, не имеющих водопровода, стирают белье в специальных купальнях. История города [ править править код ] По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий. До нас же дошло упоминание о Костроме, относящееся лишь к 1213 г., когда её сожгли в княжеских междоусобицах. В 1238 г. город разорили монголы. В наибольшей силе Костромское княжество пребывало с 1272 по 1276 г., когда её князь Василий Ярославич, брат св. Александра Невского, владел великим княжением Владимирским, оставаясь в Костроме. При этом князе были построены храм Воскресения на Дебре и Успенский собор. Убежище московских князей Окончательно в состав Московского княжества Кострома вошла в 1364 г. В этот северный город московские князья убегали, когда грозила опасность с юга: в 1382 г. Димитрий Донской с семьей ушел сюда от Тохтамыша, а в 1408 г. его сын Василий прятался здесь от Едигея. Город был важным портом, используемым восточными и русскими купцами. Поэтому его два или три раза разоряли ушкуйники – речные разбойники из Великого Новгорода, – не щадя ни русских, ни заграничных купцов. В 1386 г. Димитрий Донской ходил на Новгород с большой ратью, чтобы наказать вольный город за очередное разграбление Костромы; новгородцы сожгли посады с 24 монастырями, готовясь к осаде, но потом откупились деньгами и обещанием поймать виновных.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010