Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Москва. Мещанское подворье. Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с 1632 г., каменная построена после пожара в 1696-1708 гг. Приделы — в честь Владимирской иконы Богоматери и преподобных Сергия и Никона Радонежских. Богослужение совершают лаврские монахи. Среди святынь храма — икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей, перед которой ежедневно совершается братский молебен; икона преподобных отцов Киево-Печерской Лавры; икона " Достойно есть " — список с афонской чудотворной иконы; мощевик с мощами всех Киево-Печерских святых, . Это один из значимых исторических и духовных центров столицы, постоянная резиденция московских митрополитов, где в свое время жил и нес служение автор катехизиса Русской православной Церкви святитель Филарет. Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние. В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья. Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=04015

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Наречение архимандрита Вениамина «во епископа Богоспасаемого града Гдова» состоялось в субботу 23 января 1910 года в здании Святейшего Синода. В сопровождении кафедрального протоиерея Александра Исполатова он был приведен из синодальной церкви Семи вселенских соборов в зал заседаний. Перед лицом архиереев – участников чина наречения – о. Вениамин произнес «проникнутое теплотою глубоко верующей души слово» 324 о благодатной помощи, проявленной в его жизни. В зале присутствовали член Св. Синода протопресвитер Александр Желобовский , служащие синодального ведомства во главе с обер-прокурором Св. Синода С.М. Лукьяновым (23 августа 1855 – 2 сентября 1935) и его товарищем А.П. Роговичем (27 июля 1858 – 4 марта 1935), множество духовенства и даже учащаяся молодежь, в том числе воспитанники V и VI классов семинарии. Хиротонию нового епископа Гдовского совершили 24 января в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , Московский и Коломенский св. Владимир (Богоявленский) , Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; † 4 ноября 1915), архиепископы Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров ; † 20 декабря 1915), Ярославский и Ростовский св. Тихон (Беллавин), Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) , епископы Чистопольский Алексий (Молчанов ; † 20 мая 1914), Нарвский Никандр (Феноменов) и епископ Кирион (Садзагелов, бывший Сухумский – впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III; † 26 июня 1918). За своей первой архиерейской литургией епископ Вениамин сослужил митрополиту Антонию и епископу Никандру. К участию в богослужении с новопосвященным епископом были приглашены: протоиерей Христофор Белков, у которого тот учился еще в Олонецкой духовной семинарии, его ближайшие сослуживцы по С.-Петербургской семинарии – и.д. ректора священник Василий Мартинсон († 7 апреля 1955), духовник протоиерей Петр Силин, преподаватель иеромонах Корнилий (Соболев – впоследствии архиепископ Свердловский и Ирбитский; † 3 апреля 1933), товарищи по Академии – священники Иоанн Острогорский и Владимир Покровский. Среди молящихся в лаврском соборе было много преподавателей и воспитанников семинарии, принявших первое епископское благословение от своего бывшего ректора. За службой епископ Вениамин рукоположил ставленника Иоанна Андреева во диакона, а на следующий день он, по обычаю, литургисал в Успенской Крестовой митрополичьей церкви Лавры 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О священно и церковнослужителях, обучавшихся в школах Мы перечислим здесь всех священно и церковнослужителей епархии, о которых знаем, что они учились в школах. При сем, где возможно, будем обозначать степень их образования и познаний. 1) При Петропавловском соборе все священники и диаконы были народ ученый, а именно: протоиерей Слонский, ключари: Феодор Листьев, Иван Семенов, священники: Петр Гребневский и Василий Баранович, протодиакон Михаил Алексеев, диаконы: Георгий Нерунович и Алексей Флоров. Они, поочередно, исправляли обязанности экзаменаторов для ставленников и держали предики в соборе. 2) Священник Александр Стефанов. В бумагах С.-Петербургской Духовной Консистории о нем имеется следующая сказка, им собственноручно данная: родился в 1711 году, учился в Московской академии, до школы богословия, которую в четыре года кончил. Греческому языку учился один год, но за неимением книг на этом языке, позабыл его. Он состоял священником при Семеновском полку. 3) Петр Павлов Козицкий. Родился он в Киеве в 1700 году, учился в Киевской академии до философии, которую слушал два года, а именно: в 1719 и 1720 годах. Греческому языку не учился. Священником состоял при Морском полковом дворе. Преосв. Никодим предлагал ему место протоиерея в Исаакиевском соборе, но Козицкий не захотел переменить своего места. 4) Симеон Ушкалевич, воспитанник Киевской академии. Во время войны с турками в царствование Императрицы Анны Иоанновны, он состоял священником при всех лейб-гвардии походных батальонах. Оттуда определен священником к Нежинской Богословской церкви, Киевской епархии. В 1742 году, Св. Синодом, согласно его прошению и по ходатайству начальства лейб-гвардии Измайловского полка, перемещен в С.-Петербург к полковой церкви. 5) В 1744 году 11 марта, хиротонисан во священника к Вознесенской церкви, из ученых, Пантелеймон Поморский. Он был сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева. Отец обучил его дома читать и писать. В 1746 году Пантелеймон поступил в Александро-Невскую семинарию, прошел все классы, с сентября 1743 года слушал богословие. В семинарии, по отзыву начальства, вел себя как надлежит честному и добропорядочному во всем ученику. В 1744 году ему шел 27-й год. В январе сего года он, с разрешения Преосвященного, женился. Епископ Никодим дал ему лучшее место из бывших на тот раз праздными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Феодоровская» Первые упоминания о Феодоровской иконе Божией Матери относятся к маленькому городку Городец. Но в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, и образ исчез. Однако вскоре его чудесным образом обнаружил младший брат Александра Невского князь Василий Костромской. Преследуя на охоте зверя, он случайно заметил на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. Вернувшись в город, князь рассказал об увиденном духовенству. Придя на указанное место, священники и народ увидели образ Божьей Матери. Они долго молились перед ней на коленях. И только тогда сняли с дерева. А затем торжественно поместили в соборный храм города Костромы. Икону назвали Феодоровской в память о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь. За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме произошло множество чудес, а в 1613 году она вошла в историю в связи с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. В Ипатьевском монастыре посольство Земского Собора долго и безуспешно уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание на царство. На все мольбы они оставались непреклонны. И лишь речь рязанского архиепископа Феодорита, уповавшего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу благословить сына. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С того времени образ Феодоровской Божией Матери особенно почитался всеми представителями дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы. Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XI. Епархия Тверская Тверская епархия учреждена около 1272 г. Седьмая из второклассных. I. Епископы Тверские 1. Симеон (бывший епископ Полоцкий, перешёл сюда?) упом. 1272, 85 и 87; † 3 февр. 1289. 2. Андрей , сын кн. Литовского Герденя, хирот. в 1289, из игуменов Тверского Богородицкого монастыря; в 1315 оставил епархию; † 1323, в своём мнтре св. Богородицы, на Шеше. 3. Варсонофий 115 хирот. 1315; † 1328. Погребён в Кафедральном соборе. 4. Феодор хирот. 1330; † 1342. Погребён в соборе. 5. Феодор упом. с 1344; в 1360 оставил епархию; † 20 мар. 1367, в Отроче мнтре. Погребён в соборе. 6. Василий хирот. 1361, из игум. Тверского Спасского монастыря; † 1372. Погребён в соборе. 7. Евфимий Вислень хирот. 9 мар. 1374, из игум. Тверского Николаевского монастыря; в июле 1390 лишён епархии; † 1392, в Чудове мнтре. 8. Арсений хирот. 24 июля 1390, из архидиаконов митрополита Киприана; † 2 мар. 1409; в лике святых с 1547. Мощи в Желтикове мнтре. 9. Антоний хирот. 2 февр. 1411; упом. 22 мар. 1416. 10. Илия хирот. Около 1435, из игум. Желтиковских; упом. 1437, 38, 1451. 11. Моисей 1453 хирот. из архим. Отроча монастыря; до 1459. Погребён в Отроче мнтре. 12. Геннадий Кожин в мар. 1461 хирот. из архим. Отрочевских; † в апр. 1477. Погребён в соборе. 13. Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , хирот. 6 дек. 1477 из архим. Отроческих; † 23 мая 1508. Погребён в соборе. 14. Нил , Грек, хирот. 24 авг. 1509, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † 3 апр. 1521. Погребён в соборе. II. Епископы Тверские и Кашинские 15. Акакий хирот. 30 мар. 1522 из архим. Возмицкого монастыря; † 14 янв. 1567, в Москве. 16. Варсонофий хирот. в 1567 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1570 отошёл туда-же и † 11 апр. 1576; в лике святых с 1595. Мощи в Казанском Спасском мнтре. 17. Савва в 1570 хирот. из игум. Псково-Печерского монастыря; упом. 1572. 18. Феодорит 116 записан в Тверском Синодике, но нигде не упом. (?) III. Архиепископы Тверские и Кашинские 19. Захарий упом. с 20 дек. 1578; в мае 1589 произведён в архиепископа; по 1602 († ... ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Парфентьево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная с белокаменными деталями Никольская церковь сооружена по проекту Н.И. Козловского в 1835-1847 гг. В ампирном памятнике московской школы наиболее примечателен кубический объём храма, с изящно обработанной венцом из спаренных колонн световой ротондой. Церковь действующая. Волостное село Парфентьево возникло не позднее рубежа XV-XVI вв. В XVI в. оно принадлежало Богоявленскому Голутвину монастырю. В 1764 г. на месте прежней деревянной Никольской церкви была выстроена другая, но в 1833 г. ее здание сгорело. Проект новой церкви заказали видному московскому архитектору, действительному статскому советнику Н.И.Козловскому. Строительство, начатое при священнике Иакове Здравосмыслове, в 1847 г. было закончено. 19 декабря 1848 г. церковь освятил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Здание возводилось поэтапно. Главный храм был увенчан ротондой с фигурной главкой. Снаружи световая ротонда и барабан украшены парными колоннами. С юга и севера в храме устроены крупные арочные ниши с полукруглым окном и входой дверью. С запада к храму примыкала стройная трехъярусная звонница с дополнительными переходными объемами и со сдвоенными колоннами (до наших дней колокольня не сохранилась). В летнем помещении находится основной престол — во имя святителя Николая. В зимнем — два придела: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Трех святителей. Собственные дома священников стояли на церковной земле. Храму принадлежало каменное здание сельского училища. На приходском кладбище имелась деревянная часовня. Белокаменная ограда церкви с коваными железными решетками до наших дней не сохранилась. В конце XIX в. в церковном хоре пели рабочие Коломзавода братьев Струве. Гонения на приход усилились в 1930-е гг. Священнослужителей арестовывали. Диакон храма отец Василий Горбачев, ставший по просьбе прихожан, его настоятелем, 26 декабря 1938 г. был расстрелян, после чего храм закрыли. Колокольню разобрали в 1950-е гг.

http://sobory.ru/article/?object=09888

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре Служба коммуникации ОВЦС, 07.04.2024. 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь Москвы, где находится рака с честными мощами святителя Тихона. В Большом соборе Донской обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г.Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского монастыря; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Москве; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; насельники Донской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент – П.В. Мунтян).

http://mospat.ru/ru/news/91627/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010