4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) Уподобися царствие небесное человеку, сеявшему доброе семя на селе своем ( Мф.13:24 ). Царство небесное Господь наш Иисус Христос уподобляет человеку, занимающемуся земледелием. В свое время этот человек начал сеять. Семена он выдал хорошие, земля была обработана. Вышли на труд сеяния слуги верные. Трудятся они на поле своего хозяина и сеют с надеждой на урожай. Всякий земледелец по опыту знает, что урожаи много зависят от удобрения почвы и от качества семян. Но у человека хозяина был давний враг. Известное дело, зависть, ненависть и вражда добра не делают. Враг за счастье почитает сделать своему недругу зло. И рад бывает он, если удается ему причинить беды. И чем более он сделает зла, тем довольнее бывает. Можете это проверить, на примерах всем известных. Вот сердится сосед с соседом. Они друг другу уже не кланяются, как бы незнакомые. Один радуется несчастью другого. Но этого еще мало. Один старается сам сделаться виновником беды другого. Он посягает на собственность соседа. То скотинку загонит со своего огорода, то бьет ее, чем пришлось, а иногда калечит. Конечно, обиженный не хочет остаться в долгу. Он ищет повода возместить. Вражда растет. Начинаются ссоры, брань, драки, и иногда оканчивается дело убийствами, поджогами и многими другими видами зла. И это делают друг другу христиане, крестившиеся и во Христа облекшиеся. А если судить по делам их, то можно подумать, что они суть беззаконнейшие язычники. Духа Христова в них нет совсем. Лукавый сатана овладел ими сполна. Греховные бесовские дела доставляют уже им усладу. Таковые сеятели зла собирают себе огнь геенский на будущем суде. По притче враг хозяина земледельца тайно причиняет ему зло: Спящим человеком, т.е. работникам, сеявшим хорошие семена, прииде враг его (хозяина) и всея плевелы посреди пшеницы, и отъиде ( Мф.13:25 ). После трудов бывает человеку необходимым и отдых. Рабы хозяина предались сну, и столь крепкому, что не видали, как враг хозяина пришел на поле, успел высеять плевелы и ушел не примеченным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) Сказав притчу о заблудшей овце, Спаситель непосредственно присовокупил к ней и другую, о потерянной драхме. Кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет ( Лк.14:8 ). «Какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату, и искать тщательно, пока не найдет?» В притче о заблудшей овце под пастырем разумеется Господь наш Иисус Христос. А в притче о потерянной драхме в образе женщины представляется Церковь Святая, основанная Иисусом Христом на земле для спасения людей. Драхма затерявшаяся есть монета из разряда мелких (в 15 к.). Под нею разумеется грешный человек, потерянный для Царства Божия. Светильник, который зажгла женщина, изображает свет спасительного Христова учения, которое вверено на хранение Церкви и ею преподается людям и в Священном Писании и Священном Предании. Женщина метет комнату со светильником. Церковь Святая животворит Духом Святым, пребывающим в ней, возрождающим и просвещающим верующих во Христа. Прилежное и тщательное искание изображает ревность Церкви к спасению людей. Раскрыв притчу, мы можем изложить и смысл ее. В мире сем люди до пришествия Христа воистину были потерянными для Бога. Суеверия, идолослужение и неверие царили всюду. С ними рука об руку шли пороки, преступления и беззакония всякого рода. Но могло ли в людях заглохнуть совершенно сознание, что они «все роди Его», т.е. Бога, все имеют в душе своей печать и образ Царя. Пусть образ сей затемнился, сильно стерся, но не мог он совсем изгладиться. Блуждание, затерянность, удаление от Бога точно было как бы общим уделом человечества. Однако люди искали Бога ( Деян.17:27 ) и, не имея даже закона, законное еще творили, прислушиваясь к голосу совести ( Рим.2:15 ). Словом род человеческий уподоблялся потерянной драхме. Божия была эта драхма. Но потеряла ее Церковь подзаконная. Она не могла обнять всех людей, ибо и сил для сего не имела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

5. Притча о блудном сыне (Лук. 15:11–32) Человек некий име два сына ( Лк.15:11 ). «У некоторого человека было два сына», так начал Господь Иисус Христос, непосредственно после притчей о заблудшей овце и потерянной драхме, притчу о блудном сыне. Под образом некоторого человека Спаситель не раз один изображал Бога Отца. И на сей раз не погрешим, если будем разуметь вообще Бога, Троичного в Лицах. Дело спасения грешного рода человеческого есть дело всех Трех Лиц. Отец послал в мир Сына. Сын, Господь наш Иисус Христос, Своим учением, страданиями, смертью и воскресением совершил спасение. Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой животворит людей, усвояя верующим во Христа плоды искупления и освящая их. Из двух сынов, по порядку рождения, старший изображает народ избранный и особенно вождей этого народа, книжников, законников, фарисеев. Под образом младшего сына разумеются вообще грешники, оставившие Бога, забывшие Его святые заповеди, и частнее мытари и язычники. И рече юнейший его отцу: отче, даждь ми достойную часть имения ( Лк.15:12 ). «И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения». Младший сын, а не старший является сыном блудным. Это, конечно, означает то, что молодым вообще свойственнее необдуманность, неразумие, легкомыслие и тщеславие. Но, видно, и этот младший имеет возраст совершенный. Он как бы на законном основании просит выделить следующую ему часть имения. До сей просьбы жил он в довольстве, в любви у отца и в послушании. Но родительская опека начала стеснять его. В душе юноши зарождается греховный помысел обособиться от отца. Он возрос, может сам себе быть господином. Внутреннее обособление от родительской опеки уже совершилось. За ним последовало скоро и внешнее отпадение. И раздал има имение. «И отец разделил им имение». По закону Моисееву младший брат получал половину доли старшего ( Втор.21:17 ). Конечно, отец имел право и не отпустить сына от себя, или не дать ему ничего. Но какая польза была бы для него удержать сына, который уже в душе отделился, а теперь, пожалуй, стал бы оказывать непослушание, а быть может и оскорбления? Пусть неразумный сын горьким опытом дознает, как безрассудно поступил он, и научится ценить любовь отца и счастье быть с ним и в послушании у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19) В притче о горчичном зерне Господь наш Иисус Христос благоволил в образе представить внешнее положение Царства Божия или Святой Церкви в мире сем. Образ заимствован из природы. Издавна и в Палестине всем известно было горчичное растение. Оно росло там до большой высоты и имело много ветвей. Птицы целыми стаями усаживались на ветви, и они не ломались. И такое деревцо вырастало из семени очень малого. Кроме того, семя горчичное с древних времен почиталось целебным, но только после размола его. Оно, как всякому известно, имеет силу и крепость. Приложенная в сыром виде к телу, горчица щиплет его и нагревает до значительной степени красноты. А в малых размерах прибавленная к пище, она придаете ей вкус, и способствует пищеварению. Таковые свойства горчичного семени и подали Спасителю повод воспользоваться им для указания будущих судеб Церкви Его на земле. Горчичное семя мало. Но как неприметно для глаза людского начиналось и Царство Божие на земле! Господь наш Иисус Христос основал это Царство. Родился Он в пещере. Это указывает на недостаток средств у Его мнимого отца Иосифа. В бедности Спаситель возрастал, живя в Назарете. Старцу Иосифу Он помогал в трудах рук его. Но вот Ему исполнилось тридцать лет. Он выступил на общественное служение людям. Кто внимает Его Божественному учению? Бедные, простые люди, грешники и мытари. Бывало и так, что слушавшие слово Его уходили, говоря: жестоко есть слово сие: и кто может Его послушати? ( Ин.6:60 ). Три года Спаситель проводит в благовестии Евангелия Царствия Божия. Ненависть и злоба книжников, фарисеев и саддукеев доводят Его до смерти на кресте, как злодея и преступника. Ученики разбежались. Только немногие стояли при кресте Спасителя. По-видимому, все дело Его должно было остаться бесплодным. Но Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит ( Ин.12:24 ). Зерно пшеничное – это Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Подобно есть царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу ( Мф.13:47 ). «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». Так Господь Иисус Христос начал Свою притчу. Божие Царство, Церковь Святую, Он сравнивает с неводом, орудием большим для улова рыб. Море означает весь род человеческий. Рыболовы, которые закинули невод, это Сам Господь Иисус Христос, Его святые Апостолы, их преемники и все продолжатели их святого дела. Спаситель обещал Апостолам сделать их ловцами человеков. Проходя однажды вскоре после начала благовестия о Царстве небесном по берегу Галилейского озера, Иисус Христос «увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). Так для будущего уловления людей в Царство небесное Спаситель из числа слушателей избрал еще некоторых до двенадцати. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.9:36;10:1,5–7 ). Вот ловцы человеков посылаются Господом для уловления людей в Царство Божие, в Церковь Святую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

7 фактов о Московском епархиальном доме В этом здании решалась судьба Церкви 27 июля, 2015 В этом здании решалась судьба Церкви В июле 2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм восстановленного Московского Епархиального дома в Лиховом переулке. Об истории этого дома можно писать многотомные исследования. Мы же приведем лишь несколько интересных фактов. Дом-памятник  Московский епархиальный дом был построен в 1901–1902 гг. по проекту архитектора Петра Виноградова, автора десятков церковных и общественных зданий по всей России. Среди наиболее известных — собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря в Москве, Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, Здание реального училища во Владимире (ныне — один из корпусов Владимирского государственного университета), не сохранившаяся Церковь Трех Святителей московского Скорбященского монастыря. Московский епархиальный дом построили двухэтажным, в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества, с полуподвалом, колокольней со стороны переулка и церковью во имя В здании находились административные и лекционные помещения, Соборная палата (получившая название в ходе Поместного Собора 1917–1918 годов). Князь-Владимирский храм расписывали знаменитые иконописцы О. Чириков, М. Дикарев и В. Гурьянов. Осип Чириков — автор хранящихся ныне в Эрмитаже и других музеях икон для дворцовых церквей Петербурга, основатель иконописной мастерской Чириковых в Москве. Именно в этой мастерской реставрировали Донскую икону Богоматери, и еще более древнюю – Владимирскую. Михаил Дикарев – придворный поставщик Императорского Двора, создавший в числе прочего по заказу императора Николая II иконостас в храме Христа Спасителя города Уральска и иконостас в усыпальнице Романовых в Новоспасском Преображенском монастыре Москвы. Василий Гурьянов – придворный иконописец, по заказу Николая II украсивший своими иконами раку и сень над мощами св. Серафима Саровского, расписывавший Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни, Андреевский скит на Афоне. Дом святых

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

III. Господь наш Иисус Христос есть Владыка жизни и смерти Смерть и ее начало Кому из нас, братие, не знакомо действие смерти, кто не видел мертвецов? Умерли наши прадеды, скончались деды, а у многих и отцы, дети, близкие родные и друзья. Посмотри на кладбище. Сколько тут под крестами тяжелыми покоятся мирно до всеобщего воскресения когда-то живших людей? Придет время, и мы почием сном смертным. И нас с молитвами отнесут и положат бездыханных по соседству с прежде нас скончавшимися. Итак, что же такое смерть? Разлучение души с телом. Отделится душа, тело станет бездыханным трупом, разлагается и предается тлению. Это и есть смерть телесная. Откуда же она, когда Бог создал первого человека бессмертным? Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша, т. е. одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Так Апостол Павел отвечает на вопрос, откуда в роде человеческом смерть? Грех внес смерть в род человеческий. Впервые согрешили наши прародители, Адам и Ева. Бог ввел их в рай и повелел им хранить его и возделывать. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:16–17 ). Приметь, какая легкая дана была заповедь первому человеку. Господь Бог желал от него только свободного послушания. При любви к своему Творцу, исполнить волю Его человеку было не трудно. Но если бы даже не достало свободного послушания, то страх наказания должен был бы действовать благодетельно. Боязнь умереть могла удержать человека от пагубного для него вкушения запрещенного плода. Но человек не сохранил заповеди Божией. Воля его склонилась к искусительному слову лукавого. Будете яко бози, ведяще доброе и лукавое ( Быт.3:5 ), говорил обольститель. И точно, опытом люди узнали, по вкушении, и зло. Оно разразилось над ними во всей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

I Замечательны и дивны жизнь и подвиги святителя Илариона, хотя торжественно и не причисленного русской церковью к лику святых, но благоговейная память о коем жива до сих пор (целых два столетия) в народе; а многочисленные чудеса, совершающиеся и поныне при гробе блаженного архипастыря, заставляют многих возносить молитвы у гробницы и изображения его, находящихся в Суздальском соборном храме. Подвижник Иларион, во св. крещении Иоанн, родился 13 ноября 1631 г. от благочестивых родителей. Отец его Анания был сначала священником в Нижнем Новгороде, в женском Зачатьевском монастыре, а затем в с. Кирилове, близ Лыскова. Это был человек глубоко-благочестивой жизни, столь начитанный в св. писании и в творениях святоотеческих, что был вызываем в Москву в числе троих лиц, избиравшихся вместе с патриархом Никоном на патриарший престол. Еще в младенчестве Иоанн лишился своей матери Мелании и воспитывался, исключительно, своим родителем. После смерти Мелании, добродетельный пастырь Анания, давно желавший иноческих подвигов, решил оставить дом свой и паству на попечение старших сыновей своих, и поступить в монастырь. Он постригся с именем Антония в Спаса-Преображенском, что на Юнге, монастыре и не желая разлучаться с младшим и любимым сыном своим Иоанном, которому было только 8 лет, поселился в монастыре вместе с ним. Таким образом, едва не с младенчества, Богу угодно было поставить Иоанна свидетелем суровых иноческих подвигов – и здесь, в безмолвии монастыря, в посте, молитве, послушании, хождении в церковь , протекло детство будущего подвижника Илариона и монашеские подвиги сделались навсегда любимым занятием отрока Иоанна. Еще в с. Кирилове, он был научен отцом своим грамоте и здесь в монастыре с любовью предавался чтению св. писания и душеполезных книг. Кротость и послушание, добрый нрав и усердие сына, в исполнении правил иноческой жизни, радовали престарелого отца и инок Антоний думал, что любимый сын его останется навсегда в монастыре. Но, Богу угодно было, чтобы достигший юношеского возраста, Иоанн узнал мирскую жизнь и добровольно оставил бы ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010